Откровения Ю. В. Бондарева

Наталья Кремлева
      Мне давно хотелось напомнить любезным читателям и прозаикам  о писателе – фронтовике Юрии Васильевиче Бондареве. Его творчество было очень востребовано в последние десятилетия Советской власти. Оно правдиво знакомило нас с суровой военной действительностью, с солдатскими судьбами, поднимало  вечные вопросы о смысле жизни, нравственном выборе, учило различать ценности истинные и ложные. Начиная с перестройки и до кончины, он не был обласкан новой властью. Принципиальных художников, как правило,  не жалуют. В смутное время конца прошлого века  он поставил под сомнение перестройку, сравнив ее с самолетом, «который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка».  Обвинил прессу, что она подвергла сомнению все: «Мораль, мужество, любовь, искусство, талант, семью,  революционные идеи, Великую Отечественную войну».
  Некоторые  его выводы,  воспринимаются как афоризмы,   не утратили своей актуальности и сегодня: «Безнравственность печати не может учить нравственности.  Аморализм в идеологии несет разврат духа».  Далее он развивает эту мысль: «Та наша печать, что разрушает, унижает, сваливает в отхожие ямы прожитое и прошлое, наши национальные святыни, жертвы народов в Отечественную войну, традиции культуры, то есть стирает из сознания людей память, веру и надежду,— эта печать воздвигает уродливый памятник нашему недомыслию, Геростратам мысли ……….Часть нашей печати использовала перестройку, как дестабилизацию всего существующего, ревизию веры и нравственности».
      Мне, как учителю, особенно близки его слова о влиянии печати того времени, да и вообще всего духа перестройки,  на молодежь: «Понимаю, что мы как бы предаём свою молодёжь, опустошаем её души скальпелем анархической болтовни, пустопорожними сенсациями, всяческими чужими модами, дёшево стоящими демагогическими заигрываниями. В нашей печати мы нескончаемо предлагаем ей, молодёжи, не правду, даже самую горькую, и не опыт, который учит многое исправлять, а цепь приправленных отравой цинизма разочарований, гася здоровую радость молодости…… Я часто думаю, что толкнуло одного молодого человека написать такие слова о старшем поколении: «Неужели вы ещё не поняли, что мы вас уже разгромили? Все средства массовой информации, телевидение, видео, радио, печать в наших руках. Громят вас ежедневно, бьют вас. Пора перекрыть вам кислород. Пришло время наших песен».
       Да, пришло время других песен, по истечении 30 лет мы видим, что сталось с нашей молодежью, которую мы тогда предали. Она с недоверием относится к истории  собственной страны, знания ее, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Предмет истории, как и тогда, 30 с лишним лет назад, не пользуется любовью и вниманием учеников. Многие так и говорят: «Сегодня история трактуется так, завтра будет иначе».  Молодые люди все более становятся прагматичными,  выбирающими то, что приносит доход, материальные ценности они ставят превыше всего. Такие установки диктует им существующая действительность, с ее культом денег и погоней за материальными ценностями, с суровой обязанностью  платить за все и необходимостью приспосабливаться к существующим порядкам. Прагматизм и культ денег никак не вяжутся с любовью к Родине, с духовными ценностями, по этой причине и до сих пор отдается предпочтение загранице. Только в последнее время в связи с СВО вынуждены    
были обратить пристальное внимание на патриотические воспитание молодежи.
      Общеизвестно, что перестройка проводилась под знаменем свободы. Но нам тогда было не до глубинной сути этого сложнейшего понятия. Свобода понималась упрощенно, как вседозволенность, особенно по отношению к прошлому. Одним из первых  обратил на опасность такого понимания свободы Юрий Васильевич Бондарев.  С присущей ему точностью и выразительностью он назвал нашу свободу «Свободой плевка в свое прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное и чистое». Юрий Васильевич призывал  к разумному и нравственному пониманию свободы, предостерегал об опасности ее упрощенного понимания. Он писал: «Свобода – это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы, как проявления этой же нравственности, т.е. разумного самоуважения и уважения ближнего».
     Теперь явственнее видится  насколько коварно это понятие «свободы». Да, свобода плевка в свое прошлое, особенно  в Советское,  сохранилось и до наших дней. Здесь на прозаическом сайте можно найти тому множество примеров. Плевки в прошлое летят с упоением, сладострастием, с чувством мщения, в том числе по отношению к тем, кто пытается объективно оценить это прошлое, понять, защитить "неприкосновенное и чистое".
     Свободой стали пользоваться лица, не обременённые нравственными категориями. Такая «свобода» проникла во все сферы жизни: политику, экономику, культуру, быт. Проблемы сохранения семьи, однополые браки, гей-парады, коррупция – это все следствия безнравственной свободы.
      А культура? Что стало с ней в нашей стране, да и во всем мире? Обретя  так называемую свободу, большая часть деятелей культуры разлетелась по свету, кто в желании выжить, а кто выгоднее себя продать и больше получить. Таким образом, нашей Отечественной культуре был нанесен огромный ущерб, и сегодня эта проблема остается весьма острой.
      Уже ни  для кого,  ни секрет, что став свободной от диктата партии и идеологии, наша культура не возвысилась,  а упала вниз, скатилась до шир-потреба, до спец-эффектов. Парадоксально, что многие деятели культуры, в «несвободное» советское время творили шедевры,  а в свободное – либо ничего, выступая со старым, либо такое, что ни в какие культурные ворота не лезет.  При желании, можно много привести примеров таких деятелей культуры.  Следовательно,  цензура в творчестве нужна, особенно  в виде самоцензуры «как проявления  нравственности, т.е. разумного самоуважения и уважения ближнего».