Архитектура, которая определяет политику страны

Анатолий Клепов
Немного истории Биг-Бена...

Ночь 16 октября 1834 года.

Пожар вспыхивает в Вестминстерском дворце, огромном комплексе средневековых зданий, где на протяжении веков собирался британский парламент — Палата общин и Палата лордов.

Английский художник Дж. М. У. Тернер нарисовал картину об этом.

Сохранилось лишь несколько зданий, среди них средневековый Вестминстерский зал. Что теперь? Необходимо было построить новый Вестминстерский дворец, новый британский парламент.

Но как он будет выглядеть? В конце концов, это будет самое важное здание в стране, которое будет символизировать политику страны.

Декабрьским вечером 1837 года дворцовая прислуга почувствовала запах гари в Зимнем Дворце. Дым заполнял Фельдмаршальский зал, под которым находилась аптека, но пламени видно не было. Обследовав помещения вдоль дымохода пожарные пролили водой подозрительное вентиляционное отверстие. Но это не сработало.

«Сначала объята была пламенем та сторона дворца, которая обращена к Неве; противоположная сторона представляла темную громаду, над коею пылало и дымилось ночное небо; …в среднем ярусе все еще было темно (только горело несколько ночников, и люди бегали со свечами по комнатам), в то время как над ним все уже пылало и разрушалось», – писал поэт Василий Жуковский.

«Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы...», – вспоминал очевидец пожара, писатель Александр Башуцкий.

Император России Николай I колебался между восстановлением Зимнего дворца в прежнем виде и строительством нового здания. Ему было известно и о принятом годом ранее проекте нового Вестминстерского дворца, который горел в 1834 году. Николай I назвал эту архитектуру  «мечтой в камне».

Немецкий архитектор Вильгельм Штир в 1838 году подготовил новый проект Зимнего дворца. Чертежи хранятся в Архитектурном музее Технического университета в Берлине.  Но Николай I не решился на этот проект. Хотя очень симпатизировал ей. В этом стиле была построена его летняя резиденция в Петергофе – дворец Коттэдж в усадьбе Александрия. Английская неоготика была и прообразом павильона Арсенал в Царском Селе, где хранилась коллекция оружия Николая Павловича. Но не мог Николай I восстанавливая Зимний Дворец так наглядно показать всей  России, что он ориентируется как и его отец Александр I на Англию, которая привела его к власти. 

Резиденция Президентов США «Белый дом»  был построен между 1792 и 1800 годами в неоклассическом стиле. Его архитектором стал американец - протестант  ирландского происхождения Джеймс Хобан, выигравший конкурс на проектирование новой президентской резиденции. Почему для президентской резиденции понадобился стиль неоклассицизма?

Отцы-основатели  США были вдохновлены греко-римскими политическими идеями, и Джефферсон даже выбрал название «Капитолий» в связи с храмом Юпитера Капитолийского в Древнем Риме.



В то время в Лондоне, как и в остальной Европе, доминировала неоклассическая архитектура – будь то ренессанс, барокко, георгианское или греческое возрождение – как это было на протяжении трех столетий. Вспомните,  собор Святого Павла или Букингемский дворец. Но ни готика - архитектура величия католицизма. А в Англии было даже запрещено участвовать архитекторам - католикам в проектировании государственных зданий. Но с другой стороны Англии надо было политически  показать в противовес США, кто реально является властителем мира и покорил Америку. Известно, что католик Колумб покорил Америку. Что теперь хотела сделать Англия. Так зарождались корни готической архитектуры в Англии на самом высоком уровне.

В IX веке - начале промышленной революции времена кардинально менялись представления об архитектуре, и в немалой степени благодаря работе радикального молодого дизайнера с необычным именем Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин.

В своей книге «Контрасты»  Пьюджин сравнил современную (то есть неоклассическую) со средневековой (то есть готической) архитектурой.

Пьюджин привел два аргумента.

Во-первых, эта готическая архитектура на самом деле была более практичной и экономичной, чем неоклассическая.

Во-вторых, оно было более красивой, более английской  и более христианской с точки зрения католической церкви.

И поэтому, утверждал он, ее следует возродить.

И ситуация изменилась: возникло готическое возрождение, и викторианская Британия теперь определяется своей неоготической архитектурой и такими зданиями, как вокзал Сент-Панкрас, который можно увидеть здесь.

Но это не просто «произошло» — все началось с сознательного решения, принятого в 1836 году…

Потому что конкурс на проект нового парламента был открыт исключительно для готической или елизаветинской архитектуры, которая сама по себе является разновидностью поздней готики.

В то время это было спорно — весь процесс погряз в спорах, — но в итоге была выбрана запись под номером 64.

Ее  представил Чарльз Барри, архитектор, который в основном работал в неоклассическом стиле, особенно в стиле итальянского Возрождения, хотя иногда и вмешивался в готику. Пожалуй, самая известная его работа сейчас — «Замок Хайклер», более известный как «Аббатство Даунтон».

Но Барри создавал дизайн не в одиночку — он заручился помощью не кого иного, как Огастеса  Пьюджина, который обратился в католицизм и был, фактически,  лишен права участвовать в конкурсе.

Таким образом уникальные  знания Пьджина  готики объединилось с опытом Барри. Очень интересно почему Пьюджин  принял католичество? И кто влиял на его творческую деятельность? В 1832 году Огастес Пьюджин познакомился с католиком Джоном Тэлботом, 16-м графом Шрусбери, симпатизировавшим его эстетической теории и нанявшим его для переделки своей резиденции в Олтон-Тауэрс (Alton Towers). Джон Тэлбот был ярым сторонником католицизма и идеей того, что католицизм должен первенствовать как и раньше в мире. Он тесно поддерживал связь с иезуитами. От иезуитов он получил таинственный рецепт шоколада, который невероятным образом помогает развивать творческую интуицию. Этим секретом шоколада он поделился с Пугиным, что дало ему невероятный творческий успех. В 1834 году Огастес Пьюджин принял католичество, в следующем году был принят в лоно римско-католической церкви и стал очень активным сторонником возрождения готического стиля в архитектуре Англии.

Дизайн  Пьюджина был вдохновлен формой готики, известной как «Перпендикуляр», которая возникла в 14 веке и была совершенно уникальной для Британии. В то время как мы ассоциируем кривые с готической архитектурой, обратите внимание на вертикальность Перпендикуляра, где доминируют прямые линии.

Одним из лучших перпендикулярных зданий Великобритании является часовня Генриха VII, построенная в 1509 году; она стоит прямо рядом со зданием парламента.

Обратите внимание, что его внешний вид практически определяется прямоугольными «панелями» из камня или стекла; тот же мотив использовался для Вестминстерского дворца. Пьюджин разработал все детали этого проекта, внутри и снаружи.

Не только украшение его архитектуры, но и перила, окна, скульптуры и мебель, вплоть до чернильниц. Он оказался нужным человеком в нужное время и отдал все силы работе. Его работой тщательно руководили иезуиты, которые многие сотни лет пытались возродить католичество в Англии.

Для участия в конкурсе все заявки должны были быть анонимными и обозначаться только символом.

Заявки  Барри и Пьюджина Пуджина имели  эмблему  решетки, которую они интегрировали в дизайн дворца, даже в его стулья. Эта эмблема была стилизованным тайным знаком иезуитов.  С тех пор он стал официальным символом правительства Великобритании.

В любом случае, даже если детали были готическими, в его общей форме есть что-то слегка неоклассическое, что, возможно, выдает предпочтения Барри.

Общая симметрия, повторение, скопление... в XIX веке их даже критиковали за недостаточную готику. Но Вестминстерский дворец Барри и Пьюджина в истинно готическом стиле будет иметь три неидентичные башни.

Самой большой была башня Виктория высотой всего лишь 100 метров, использовавшаяся для хранения парламентских архивов.  Вторая, средняя башня, была спроектирована в виде шпиля, чтобы компенсировать квадратную форму внешних башен.

Что это такое? Вентиляционная шахта.

Возможно, по внешнему виду это здание было средневековым, но Вестминстерский дворец представлял собой совершенно современное здание.

И затем главная жемчужина – башня с часами. Это было последнее, что когда-либо создавал Пьюджин; он умер в 1852 году в возрасте всего 40 лет.

Но он спроектировал ее, и шесть лет спустя была построена башня с часами высотой 96 метров, которая вскоре стала символом Соединенного Королевства.

В течение многих лет она была в просторечии известна как Башня Святого Стефана, хотя до недавнего времени ее официальное название было просто «Башня с часами».

В 2012 году она была переименована в Башню Елизаветы в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II. Так откуда же взялся «Биг Бен»?

Первоначально это было прозвище колоссального главного колокола башни весом 14 тонн, очевидно, вдохновленное лондонским комиссаром по работам, крупным парнем по имени Бенджамин Холл. Оттуда оно распространилось на башню в целом.

Ни Барри, ни Пьюджин не дожили до завершения строительства Вестминстерского дворца. Это был колоссальный проект, которому препятствовали неоднократные реорганизации и непрестанное политиканство.

Но к 1870-м годам он был наконец закончен внутри и снаружи: обширный фантастический дворец в викторианском неоготическом стиле.

История Вестминстерского дворца и Биг-Бена интересна тем, что показывает, как создаются знаковые политические здания страны и по ним определить политику страны на многие столетия вперед.

Как и Эйфелева башня, которая в свое время вызвала огромные споры, это не были исторические случайности — они представляют собой сознательный выбор сделать что-то смелое и политическое важное для страны.

Спустя годы эти титанические усилия окупились: Биг-Бен теперь является синонимом Британии, как Эйфелева башня для Франции, пирамиды Гизы для Египта или Белый Дом для США.

И, можно с уверенностью сказать, мечта Пьюджина  о готическом возрождении Англии сбылась.

P.S. Кэролайн Шентон, автор недавней книги « Война мистера Барри» , в которой описывается реконструкция Вестминстерского дворца пишет, что пожар был «несчастным случаем, ожидавшим своего часа». Она обнаружила, что это «вызвано сожжением двух больших тележек деревянных счетных палочек (форма квитанции о государственных доходах, хранящейся в Казначействе, офисы которого находились в старом дворце) в печах с подогревом полов под Палатой лордов». Камера, в которой сжигались деревянные палочки  оставалась долгое время  без присмотра, и большую часть дня в дымоходах тлел огонь. Никто не пошел проверять, когда появились предупреждающие знаки, а в шесть вечера вспыхнул пожар и быстро охватил все здание». Лорд Мельбурн в ходе последующего расследования назвал пожар «величайшим примером глупости за всю историю».

В течение 700 лет, с XII по XIX века, в британской денежной системе доминировали счетные палочки, сделанные из колотого орешника, ивы или самшита. Эти палочки обеспечивали квитанции и контракты во всех операциях с королевским казначейством и позволяли людям давать взаймы деньги правительству и занимать у него деньги. 

Причина успеха этой системы заключалась в том, что каждая сторона получала половинку палки, разделенной посередине, с соответствующими насечками на дереве, указывающими сумму задолженности. Никакие другие два куска дерева не могли идеально сочетаться друг с другом, совпадая как по зазубринам, так и по текстуре древесины, так что это обеспечивало надежную систему, которую невозможно было подделать. Кроме того, поскольку палочки делались из выдержанной древесины, они были более долговечными и дешевле в производстве, чем альтернативные варианты из пергамента или бумаги.
Когда сделка была заключена, стержень счетной палочки был разделен вдоль. Более длинная часть, известная как корешок, встречный счет или запас, сохранялась в казначействе, а более короткая часть, называемая фольгой или счетным счетом, сохранялась у получателя платежа или лица, у которого была задолженность. В толстом конце корешка было сделано небольшое отверстие, и оно хранилось вместе с другими на металлических стержнях в подвале здания парламента.

К концу 18- го века эта система считалась устаревшей, и в 1782 году был принят закон, согласно которому все будущие транзакции должны регистрироваться на бумаге. Однако систему подсчета средств нельзя было полностью отменить до тех пор, пока все стороны, задолжавшие или задолжавшие деньги, не умерли. Наконец это произошло в 1826 году!!!! Колеса правительства всегда были медленными, и только в 1834 году было наконец принято решение избавиться от двух телег со старыми счетными палочками, которые занимали место в хранилищах.

В октябре 1834 года во время перерыва в работе парламента Ричарду Уобли, секретарю работ, было приказано избавиться от счетных палочек. Он рассмотрел варианты и в итоге отказался от благотворительного акта по раздаче трута сухими дровами сотрудникам парламента, а вместо этого решил сжечь палки в угольных котлах в подвале. Конечно, это была большая ошибка!
Он явно не предусмотрел качества горения хорошо высушенной древесины ивы и орешника, профиль горения которой совершенно иной, чем у угля; горение очень горячее, очень быстрое с большим пламенем по сравнению с более медленным, контролируемым выделением тепла с небольшим пламенем у угля.
За топку котла отвечали двое рабочих. Вместо того, чтобы добавить трут и затем закрыть дверцы котла, похоже, они оставили двери открытыми, по-видимому, чтобы насладиться легким днем, наблюдая за мерцающим пламенем. Любой, кто видел работу горелки Бунзена, знает, что когда вы открываете клапан и вводите в систему дополнительный воздух, пламя усиливается.

Ситуация усугублялась тем фактом, что дымоходы находились в плохом состоянии и были повреждены с течением времени из-за того, что дети-трубочисты вырезали в них опоры! Кроме того, в этом году не проводилось ежегодной чистки дымоходов, и внутри дымоходов скопилось значительное количество клинкера, сажи, смолы и другого мусора. Эти отложения воспламенились, что привело к возгоранию дымохода.

Рабочие не подозревали о какой-либо проблеме и, выполнив свою задачу, ушли с работы в 16:00 и пошли в паб. Поскольку Дом не стоял, вокруг было не так уж много людей, чтобы почувствовать запах дыма, который начал рассеиваться по зданию, и первое предупреждение поступило, когда два туриста не смогли рассмотреть некоторые гобелены из-за дыма и жары, поднимающейся от здания. пол.
Пожар возник около 17:00, когда из-за жара дымоходов загорелись деревянные конструкции здания. К 18:00 пожар уже окончательно установился, а к 18:30 стал жестоким и вышел из-под контроля. Оно продолжалось большую часть ночи и к тому времени, когда оно было взято под контроль, оно разрушило часовню Святого Стефана (место заседаний Палаты общин), Палату лордов, Расписную палату и официальные резиденции спикера.

Грандиозный пожар Вестминстерского дворца наглядно показал  всему миру, что глупые решения английского чиновника, который совершенно не разбирался  в технологиях может привести к огромному пожару. Так же и в современном мире тупые политические решения некоторых политиков, которые  не разбираются в опасности военных конфликтов, в которые вовлечены ядерные державы и страны, на которых расположены атомные станции могут также привести к грандиозному мировому пожару…