Лидия

Вера Ким-Басова
О рассказчице
ЛИДИИ ДЕНИСОВНЕ
Мининой (Песковой)

Это седьмая глава повести "Пять Песковых".

10 сентября, в памятный день ухода, я, обычно, посещаю её могилу.
…Много лет навещала я эту славную женщину, одну из тех, красота которых не увядает, возраст не старит, и активность к порядку на благо народа постоянно кипит.
Когда я вспоминаю арифметику её дат, то, честно говоря, не верится, что ей было …86! Даже странно произносить это число относительно Лидии Денисовны.

Родилась она в Селище в семье Дениса и Натальи Песковых 14 января 1928 года. В 30-м году матери у неё не стало.
Женщину, которую отец привёл в качестве второй жены, маленькая девочка приняла, полюбила, называла мамой, и всегда со старанием и удовольствием помогала ей.
Пришла на ум параллель. Известная Екатерина Дашкова, в детстве графиня, тоже лишилась мамы в два годика и оказалась в другой семье. Но ей не явили такой любви и ласки, какая досталась Лидуньке.
В 1935 году Лида пошла в школу в соседнюю деревню. Война началась, когда девушка перешла в 7-й класс. После учёбы работала в колхозе «Вперёд» на родине в Селище.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДОЧЕРИ, ЛАРИСЫ РУЗОВОЙ

«Мама училась в начальной школе деревни Воротишино, в которой было 100 домов,
а затем в Миндюкино в ШКМ (Школа Колхозной Молодёжи. В.К-Б).
После школы поступила в Устюженский педтехникум (он существовал с 1932 по 1956 год. В.К-Б). В то время многие учились в Устюжне. Там готовили агрономов, учителей, лесников. Ходили пешком, домой бывали только на каникулах. В 1948 г. закончила учёбу. Обучение длилось с 1943 по 1948 гг.
Один год пропустила из-за голода.

Работала учительницей начальных классов в Акиньхове, в райкоме комсомола в Коротове, в Воротишинской школе, в Мало-Липенской начальной школе…»

Выписка из трудовой книжки Лидии Денисовны Мининой:
«В августе 1948 г. принята на работу учителем Воротишинской начальной школы.
31 августа 1950 г. назначена заведующей Акиньховской нач. школы.
1 авг. 1951 г. освобождена в связи с сокращением комплект...
10 авг. 1952 г. назначена учителем Вочкомской начальной школы,
1 октября 1953 г. переведена учительницей начальных классов в Воротишинскую семилетнюю школу.
В 1958 г. 26 июля переведена учительницей Мало-Липенской начальной школы».

ДОЧЬ ЛИДИИ ДЕНИСОВНЫ

Лариса Рузова уточняет:
«Мама работала в Коротове, в райкоме комсомола, недолго, 1 или 2 месяца, временно». (Это было примерно в 1958 г. В.К-Б)
В 1970 году Минины, с сыновьями, переехали в Коротово, так как главу семьи направили работать в совхоз «Уломский». Дочь Лариса уже училась в Весьегонске, где жил брат её дедушки Дениса – Фёдор Кузьмич Песков, с семьёй.

В то время, будучи школьницей, я встречала Лидию Денисовну. Она работала в моей школе в группе продлённого дня. Мои сёстры были у неё воспитанницами, и восторженно похвалили свою наставницу, особенно её способность интересно рассказывать.
Её королевская осанка и чуть оттянутая назад голова из-за тяжёлых волос, собранных в причёску, создавали ореол достоинства.

А на пенсии Лидия Денисовна, имея квартиру в посёлке Тоншалово, рядом с Череповцом, каждое лето проводила в Починке. И была там – общественник и борец за устройство – конечно же, старостой деревни.

В 90-е годы я, работая в Чаеве учителем, жила с детьми в деревне Супроново, которая в девяти километрах от Починка. И бывала у Лидии Денисовны. Мы говорили на сокровенные темы. С ней можно было поделиться секретами. И она открывала свою душу. Мы вместе молились за близких, о ком она переживала.

А интересным рассказчиком она была не потому, что учительница, а потому, что – умный, глубокий человек, свежая, готовая к обновлениям личность.
…У неё я впервые попробовала тыквенную кашу.
От неё я слышала рассказы о чудесах, кои творил Бог в её жизни; например, о спасении отца, которого сумка с её треуголкой-письмом, зацепившись за проволоку, удержала от взрыва на мине.

Казалось, что Починок – особо светлая деревня, там всегда было солнечно, когда я приезжала. Не один мой концерт звучал песнями для этой деревни около дома моей приятельницы, радушной хозяйки – Лидии Мининой.
В разговоре она не лезла за словом в карман. Вместе с тем, в её речи была особенность: частые мелкие препинания, еле заметные паузы. Эти цезурки как бы впечатывали смысл и придавали весомость сказанному ею.

А меня Лидия Денисовна не раз увещевала: «Пиши для детей. Пополняй детскую литературу!…» И теперь, когда у меня появились стихи и загадки про и для детей, я обрадовалась – наконец-то выполняю наказ моего мудрого друга.
Но вот, вначале получилась повесть о ней самой…
Красивая статная женщина, пропитанная справедливостью, ведомая верой, умеющая видеть прекрасное и восхищаться – это Лидия Денисовна!

PS: Года три-четыре назад я наткнулась в интернете на «записку» от Лидии Денисовны Пескову Дмитрию Сергеевичу. И написано было это за два месяца до её ухода с земли, и через месяц после смерти племянника, Сергея Николаевича, отца Дмитрия Пескова.

САЙТ «РОДСТВЕННИКИ»

Вот выписка с сайта «Родственники».
«Сообщение опубликовал пользователь Минина
30.06.2014 в 19:03
«Вам шлет привет сестра генерал-лейтенанта Пескова Николая Денисовича и приглашает в гости дер. Починок Череповецкий район (родина генерала Пескова и могилы его родителей)»».
Видимо, письмо не достигло адресата…

…Таким образом, корни пресс-секретаря президента России – у нас, в Уломском крае.
И прадед его Денис Кузьмич Песков (1892-1950) похоронен на кладбище у деревни Починок.
Рядом покоится красавица-дочка, Лидия Денисовна Минина (1928 – 2014).

А жизнь – продолжается!

(Написано в 2020-м году)