Хроники времён перестройки Палыч 2

Галина Санарова
началоhttp://proza.ru/2024/03/02/1653
Фото из интернета

РАСЦВЕТ ТОРГОВЛИ

Первый, робкий торговый опыт случился так.
 На полях области вызрел урожай. А убирать его некому!
Уже не пошлёт институт студентов на уборку. И школьники стали неприкосновенны. Хотя себя помню в поле "на картошке" С 5 класса!
 Вот в средствах массовой информации звучит заманчивое предложение. Граждане помогают на уборке урожая. Их труд оплачивается натурой.
 Вот тогда излишки "натуроплаты" , скажем, морковки, приобретают товарный вид. Вымытая морковь фасуется в пакетики и по цене, дешевле, чем немытая в магазине, предлагается гражданам покупателям.
Так было со всеми овощами, которые прошли через руки их добывшие.
  Но и сезон овощей тоже закончился.
И снова поиск решения: где и как заработать?


Талоны на всё.
 Как забыть эти очереди? И на алкоголь особенно.
Водка стала валютой, за которую можно получить любую услугу.
Помнится, тогда в обиход вошло словечко «БАРТЕР».
Обмен значит.  Помните, как меняли всё на всё! Лишь бы было что!
Довелось однажды случайно выкупить не водку на талоны, а шампанское. За ним давки не было. Пришлось талоны пустить в дело. Так бы и стояли бесполезные бутылки с напитком для праздника, которого и не ждёшь...
   Но кто-то подсказал Палычу, что на ночном Невском  его можно продать с «наваром».
С добавочной стоимостью, значит.

 Удача случилась! Кавалеры, желая развлечь дам с «низкой социальной ответственностью» легко расставались с деньгами. Это были удачливые кооператоры и гости из разных стран.
      Наблюдая за ночной жизнью на Невском проспекте, Палыч приметил, что спросом пользуются ещё и сигареты.
К счастью, талоны на табачные изделия  отдавала хорошая знакомая, работавшая на тот момент в общежитии Политеха.
Не все студенты курили. И без сожаления разрешали отрезать талончики от блока с набором на мясо, крупы, колбасу и алкоголь.
Отоварив талоны сигаретами, Палыч вышел на Невский днём. Это важно отметить. Потому что в этот день произошёл ещё один перелом в сознании.
Торговали  с газет на асфальте. Мимо прошёл кто-то из бывших коллег. Чувство неловкости на грани стыда  охватило сразу же.
 Он ведь был начальником в прежней общей жизни.
Но взгляд коллеги не поднялся выше колен человека, продающего сигареты…
«Знаешь, - сказал он жене, - я вдруг понял, что  стал безликим. Но так даже легче. Я не краду. Я не отнимаю, как это делают рэкетиры. Я выживаю как умею. Ради семьи можно даже утратить статус и в какой-то степени забыть о лице.»

Эта перемена в сознании повернула внимание в сторону «купи- продай»


КУПИ-ПРОДАЙ.

В прежние времена это каралось законом и называлось «спекуляция». Но людям, брошенным властью на произвол судьбы, пришлось учиться товарно-денежным отношениям не по «Капиталу» Карла Маркса. А сразу же без теории - на практике!

Как-то нужно было обзавестись начальным капиталом.
Решено: из экономии жить на скромный доход жены --воспитателя детского садика. А «навар» от проданных сигарет пустить в оборот.
Потом в рассказах сына –школьника этот период характеризовался словами «Когда мы жили бедно…»
Сказано – сделано! Наблюдения показали, что спросом пользуются головные уборы типа «капор» из кроличьего пуха.
«Апрашка» всем в помощь!
Этот рынок оптово-розничной торговли в старинных торговых рядах Апраксина двора выручал не только Петербуржцев. Кто там только не торговал! Индусы, китайцы, кавказцы, цыгане…
Это вообще — тема самостоятельного рассказа. Но капоры в количестве 3 штук были куплены именно там. И очень удачно проданы в течение первой половины дня на стихийном рынке.  Тут же вторая закупка, но уже 5 капоров и их скорая реализация подаёт надежду на лучшее.

    Продавцы стихийных базарчиков, обычно размещавшихся возле бывших магазинов, в которых ничего не продаётся или торгуют «задорого», начинают сразу  знакомиться. В чём то даже помогать друг другу.
Если вспомнить те времена: конец 80-х, начало 90-х, то перед глазами возникнут женщины с баулами. Мужчины либо спивались, либо организовывали нечто глобальное – ларёк, например. Или артель по изготовлению «варёных» джинсов…
Розничную торговлю осваивали женщины. А тут мужик! По этой причине Палыча зауважали. А он всегда умел найти «подход» и к потенциальному покупателю и к ближайшему окружению.
«Главное взглядами встретиться!- смеясь, он делился опытом,- а там дело техники! Теперь важно заговорить с потенциальным покупателем. И почти наверняка всё сладится!»

Так и начался в жизни Палыча полный приключений период диких рыночных отношений.
Важно было найти то, что можно продать, вернее перепродать, заработав добавочную стоимость.
Всё по К. Марксу!


. Всем управлял Его Величество случай. Например, случилась неожиданная встреча с дальним родственником. У того было криминальное прошлое. Как раз такие и начинали «править бал». Что называется на ловца и зверь бежит! Узнав про трудности в семье и про то как выходит из положения некогда уважаемый начальник отдела в известном институте, родич даже обрадовался. Потому что у него вот-вот прибудет карго из Индии с товаром, который надо реализовывать. Порешили к общему интересу.

Ну и что? Опыт розничной торговли есть. Надо найти способ реализовать партию. Палыч ищет «точки». Так называли любой магазинчик, киоск, готовый взять на реализацию всё что угодно. Главное – чтобы не «кинули». Это определение относится к недобросовестным партнёрам. Здесь надо полагаться на интуицию и не бояться рисков.

   В памяти возникают давно забытые слова. Упомянутое «бартер», «точка», «кидалово», «рэкет»…
Бритоголовые молодчики в золотых цЕпочках толщиной с мизинец, присваивали себе право по силе. И заставляли отдавать часть заработанных денег, как плату за защиту от подобной же, но конкурирующей банды. И ведь платили…

А что же в карго приехало из Индии?
Там были «мохеровые» свитера, сандалии и ещё какая-то мелочь.
Как уж вся эта торговля двигалась  в подробностях я рассказывать не стану. Но знаю, что было очень утомительно стоять у импровизированной «витрины» -ящика. Опасаясь наезда молодчиков –бандитов и не менее опасного рейда  милиции (полиции?). Они не сильно отличались друг от друга на тот отрезок  истории.

Палыч на тот момент уже перестал стоять с товаром. Завёл себе огромную сумку и стал ходить с ней по улицам города. Конечно же предварительно построив маршрут.

Школы. Детские сады. Всякие офисы и забегаловки – это были объекты возможной удачи. И ведь везло!

Город, изголодавшийся без необходимого, отзывался на сервис – доставка прямо по заявкам трудящихся. Трудящиеся очень уважали удобства. А продавец трудящихся. Особенно азартных покупательниц.
         Палыч оказался отличным маркетологом! Он не стеснялся работать с любым товаром.
 Сандалии, сапожки, духи,часы на цепочке, футболки…
 Он умудрился продавать даже трусы и лифчики… Выдавал на примерку исключительно те изделия, которые будут по размеру.
Шутил над собой:
- Я даже в транспорте на женщин смотрю как на носительниц размера!-


В какой-то из дней Палыч заметил:
-Никогда не думал, что город Петербург такой маленький! Уже не осталось ни одной школы, ни одного детсадика в который бы я не зашёл. Надоело ходить с баулом!-
          А тут выпала ему удача  с поручением - продать партию очков. Это теперь очки продаются как пирожки – на каждые 500 метров Оптика. А тогда….
И снова пошёл нахоженными тропами Палыч. Только теперь у него был в руках изящный «дипломат», набитый очками. На все вкусы. Мужские и женские. В металле и в пластмассе. Попроще и пофасонистее Плюсы и минусы.
   Это был самый удачный проект. Он долго кормил семью.

Правда между делом он ещё и подрабатывал бухгалтером у молодых ребят, активно включившихся в ларечную торговлю. А что? Опыт работы в геологических партиях научил вести бухгалтерскую отчётность. Если видеть в этой работе только «дебет-кредет», то скука явная. Но ведь это тоже торговля! Мальчишки молодые рисковать не боялись. Но очень оценили мудрость старшего наставника.

 Ещё бы! Вот пример:
  Телефонный звонок от продавца:
  -Палыч! У нас беда. Подъехали представители власти и требуют какие-то бумаги,а у меня их нет! Они ТУТ краном цепляют киоскИ и прямо с товаром грузят на шаланду! Что делать?!  -
Палыч ориентируется моментом! Спрашивает:
- Киоски разоряют по обе стороны улицы?
Если только на вашей, а это Калининский район, дайте червонец крановщику. Пусть через улицу переставит, а на той стороне Выборгский. Вас уже не тронут!-

И ведь сработало!
Или вот ещё курьёз.

Закупили молодые бизнесмены партию небезызвестного в лихие 90-е спирта «Рояль». Дали объявление о продаже.
 Объявился Покупатель.  Назначили встречу у арендованного помещения, где хранился спирт.
Покупатель подъехал очень колоритный. Цепь золотая, увесистая, напоказ. Красный пиджак. Татухи на пальцах. Авторитет! И братки рядом.
Владелец товара улыбнувшись покупателям, ссылается на неотложное дело и со словами:
- Леонид Палыч! Вы всё знаете! Проведите сделку.-
 спешно покидает ристалище. А у Палыча и выбора нету!
Обошлось.
Оказался реальный покупатель. Не из этих… И деньги сполна за товар отдал. Но после, оба, и владелец товара, и Палыч, смеясь, признавались в испуге. И как мысленно Богу молились. Да! Не зря говорят, что в момент опасности атеистов не бывает!

Времена уличной и ларёчной торговли тихо пришли к закату. Появляться начали нормальные магазины. Люди стали больше доверять им. И пришло время задуматься, чем бы заняться теперь?

Продолжение http://proza.ru/2024/03/04/916