Трансценденталистская концеп. соотн. фил. и науки

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Трансценденталистская концепция соотношения философии и науки
_____________________________________________

Трансценденталистская («натурфилософская») концепция соотношения философии и науки, её сущность и основные этапы.


Исторический приоритет философии по отношению к частным наукам, ее универсалистско-субстанцианалистский характер, рационалистическая природа философского знания послужили основой для формирования и утверждения трансценденталистской концепции соотношения философии и науки.

Трансценденталистская концепция соотношения философии и науки — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от Античности до нашего времени, занимавшая до середины XIX в. монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая и обосновывающая гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам.


Суть этой концепции выражается формулировкой «философия – наука наук» или «философия – царица наук». В этих формулах, во-первых, подчеркивается гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками. Во-вторых, руководящая роль философии по отношению к частным наукам; в-третьих, самодостаточность философии по отношению к частному научному знанию, и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительный характер и узкая сфера приложения истин конкретных наук.

Из этого следует установка, что частные науки своими собственными методами не способны достичь необходимо истинного, а тем более добиться всеобщего знания. Единственный способ для них добиться этого - приобщение к философским истинам, логическое выведение из последних, а это, в свою очередь, предполагает установку на подчинение частных наук философии, желательности сведения частнонаучных истин к философским, во-первых, «во благо науки», а, во-вторых, для достижения целостности всей сферы теоретического знания.

Трансценденталистская концепция взаимоотношения философии и науки господствовала в европейской культуре, начиная с античности и до середины XIX века. При этом исторические формы этой концепции претерпевали определенные изменения. В связи с этим в философии науки вычленяют два этапа в эволюции трансценденталистской концепции. Первый этап охватывает эпохи Античности и Средневековья. На этом этапе взаимоотношение между философией и наукой понималось как отношение между «всеобщими объективными истинами» (философия) и «частными объективными истинами» (конкретные науки). Исходя из идеи логической целостности и гомогенности всей системы истинного знания, философия мыслилась в качестве ее аксиоматической составляющей, а частные науки – теоремной.

Господство трансценденталистской концепции взаимоотношения философии и частных наук на первом этапе было связано с относительно небольшим объемом частнонаучного знания, его относительно малым удельным весом в структуре материальной и духовной культуры общества, а также существенной ролью философии и религии в мировоззренческой и духовной жизни античной и средневековой цивилизаций.

Второй этап эволюции трансценденталистской концепции охватывает период Возрождения – Новое время – середина XIX в. В этот период происходит стремительное развитие частных наук, становление институциональных структур организации научного знания. Наука оформляется в относительно самостоятельную подсистему культуры, развитие которой все в большей мере начинает определяться ее внутренними потребностями. Завершением этого процесса становится создание такой новой культурной реальности, которая получила название «классическая наука». На этой стадии своего развития наука все больше осознает себя в качестве особого, самостоятельного и относительно независимого от философии рационального знания.

Основным фактором, способствовавшим становлению науки, как относительно самостоятельного социального института, было, прежде всего, эмпирическое исследование природы и общества, создание твердой фактуальной базы науки, точное ее математическое описание и обобщение, а не выведение научных законов и теорий из некой «истинной философии».

Уже к началу XIX в. в результате развития науки идея единой гомогенной системы рационального знания во главе с философией теряет свою привлекательность. На смену таким представлениям о взаимоотношении философии и частных наук приходит представление об уровневой организации рационального знания. При уровневом подходе философия и частные науки понимались как качественно различные (и по предмету и по результатам) виды рационального знания, отношения между которыми не могут истолковываться в духе логического соподчинения, выводимости одного из другого.

Методологическое обоснование уровневого взаимоотношения философии и частных наук сформулировали И.Кант и Г.В.Ф.Гегель. Кант путем разведения предметов философии и науки, Гегель – путем разведения их методов. По Канту, предмет философии – сознание, теория познания и теория ценностей, предмет науки – объективный мир (онтология) и связанная с ним область объективного рационального знания. При этом, в соответствии с трансценденталистской концепцией соотношения философии и науки, Кант ставит теорию познания выше онтологии, считая, что то или иное решение гносеологических проблем определяет соответствующее решение наукой ее по существу онтологических проблем, хотя последние в существенной степени и опираются на эмпирическую информацию об объектах, которая не может быть выведена из философских систем. Иными словами, по Канту, наука не выводима из философии, но все же определяется ею, так как ученые в ходе осуществления процесса познания не могут не опираться на те или иные представления о способах достижения истинного знания об объектах (предметах).

Гегель же в условиях очевидного расслоения рационального знания на два уровня – философский и частнонаучный, пытается спасти трансценденталистскую концепцию их соотношения путем обоснования приоритета диалектического метода, которым оперирует философия, перед метафизическим, на который опираются частные науки. По Гегелю, диалектический метод философии, исходящий из всеобщей взаимосвязи и развития любых объектов, способен привести к абсолютно-истинному постижению реальности. Частные же науки при построении своих теорий, абстрагируясь от всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, их развития и делая ставку на эмпирический опыт, математику и формальную логику, не способны достичь всеобщего, абсолютно истинного знания. С точки зрения Гегеля, наука нуждается в радикальном методологическом переоснащении, в замене метафизического метода диалектическим. Только философия и философы находятся в положении универсального субъекта познания, обладающего истинным методом и масштабом видения любых объектов.

Однако такой подход, навязывающий умозрительные схемы философии науке и отрицающий возможность ее самостоятельного позитивного развития, в начале XIX века не находил серьезной поддержки у ученых, которые на своем опыте убеждались в огромной предсказательной и объяснительной мощи конкретно-научного знания, его практической применимости и эффективности. В середине XIX века в европейской культуре возник кризис трансценденталистской концепции соотношения философии и науки.

Следует согласиться с мнением С.А. Лебедева, что, несмотря на многочисленные исторические коллизии, в ходе реального взаимодействия философии и частных наук (например, абсолютизации от имени аристотелевской философии геоцентрической системы мира Птолемея как необходимо истинной) или ее последующая мощная философская критика после возникновения гелиоцентрической системы мира Коперника-Галилея, в целом трансценденталистская концепция играла положительную роль в развитии частных наук, так как философия долгое время в силу неразвитости частных наук служила для них огромным познавательным резервуаром. Философия также всегда поддерживала, защищала и развивала культуру рационального мышления, в рамках которого только и могли развиваться научные исследования. Особенно заметна охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке была в Средние века, когда господствующей формой мировоззрения была религия с ее откровенными иррационалистическими установками.

Однако в середине XIX в. трансценденталистская концепция сталкивается с серьезными трудностями и становится ясно, что она больше не способна выполнять свою эвристическую функцию по отношению к науке. На смену ей приходят антиинтеракционистская, позитивистская и интеракционистская концепции взаимоотношения философии и науки.
_______________________________________

Наиболее ярким выразителями данной концепции явились Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и
исторического материализма и др. Хотя по мере эволюции трансценденталистской концепции претензии ее представителей на универсальную, объективную и абсолютную истину философии были осознаны как несостоятельные, однако и сегодня философское знание объявляется ими имеющим более высокий гносеологический статус и общекультурное значение, нежели частнонаучное знание, интерпретируемое лишь как множество полезных инструментальных гипотез (Тейяр де Шарден и др.)

Гносеологические основания:

1. Философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании.

2. Философия стремится к достижению объективно-истинного и доказательного характера своих всеобщих утверждений.

3. Частные науки, в отличие от философии, изучают мир только по частям. Философское знание – всеобще.

Этапы:
1. Впервые сформулирована в рамках античной культуры в Древней Греции. (Пифагор, Фалес, Парменид, Платон, Аристотель).
2. В Средние века философия «защищала» рациональную науку от иррациональной религии. Рациональная наука и иррациональная религия несовместимы по существу. У философии и науки общий источник – мышление, разум.

3. В период позднего Средневековья, благодаря четкому различению истин веры и истин разума, Фоме Аквинскому удалось "демпфировать" (Устранять) противоречия между религией и наукой, поместив философию в качестве необходимой прослойки между религией и наукой. Однако этот синтез имел тот существенный недостаток, что только одна философская система, а именно философия Аристотеля, была объявлена от имени религии истинной философией.

С одной стороны, она оправдывала и защищала науку, а с другой - тормозила ее развитие, привязывая ее к себе слишком тесными узами.

4. В эпоху Возрождения и Новое время наука под влиянием экономических и политических потребностей общества стала стремительно развиваться, ученые и философы выступили за ее освобождение не только от жесткого контроля со стороны церкви, но и от аристотелевской философии («схоластики») (Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон и др.).

Наука все больше отделяется от философии. Ньютон: «Физика, бойся метафизики!»

Эволюция трансценденталистской концепции соотношения философии науки.

Наибольший вклад в ее трансформацию внесли представители немецкой классической философии и, прежде всего, Кант и Гегель.

Кант путем разведения предметов философии и науки, Гегель - путем определения и разведения их методов.

Кант вывел за пределы философии сферу онтологии, область объективного рационального знания, оставив ее исключительно за наукой.

В условиях очевидного расслоения и самоорганизации системы объективного рационального знания на два качественно различных уровня - частнонаучный и философский, - Гегель попытался спасти трансценденталистскую концепцию их соотношения путем разработки и приписывания истиннофилософскому и естественно-научному познанию двух различных методов воспроизведения сущности познаваемых объектов - диалектического и метафизического методов.

Гегель от имени диалектически развивающейся Абсолютной Истины, составляющей, по его мнению, субстанцию всякого истинного Мышления, отстаивает в целом вполне перспективную и эвристичную идею всеобщей эволюции природы, развития ее от более простых форм организации к более сложным.

Это развитие включает в себя: внутренние объективные противоречия как источник развития, переход количественных изменений в качественные, сохранение законов функционирования низших форм в высших путем их подчинения законам последних ("диалектического снятия" первых вторыми).

С другой стороны, от имени той же Абсолютной Истины и ее развития Гегель доказывал, что число планет солнечной системы должно быть равно семи (именно столько их было известно современной ему астрономии), что пространство трехмерно и эвклидово и не может быть другим, что необходимость первичнее случайности, что мир детерминистичен, а случайность есть лишь проявление (правда, объективное) необходимости.

Таким образом, Гегель от имени своей диалектики просто-напросто абсолютизировал многие положения современного ему естествознания, что в общем-то явно противоречило самой идее универсальности развития науки и тормозило это развитие, что и подтвердила в скором история науки.

Новая версия трансценденталистской концепции соотношения философии и науки утверждала, что только философия и философы находятся в положении универсального субъекта познания, обладающего истинным методом и масштабом видения любых объектов.

Однако такой "империалистический" подход к науке уже не мог найти поддержки у большинства ученых XIX в., которые на своем опыте постоянно убеждались в огромной предсказательной и объяснительной мощи конкретно-научного знания, его практической применимости и эффективности.

В сознании ученых все больше вызревало недовольство менторской и поучающей позицией философии по отношении к науке, стремление освободится от ее опеки и зависимости как от факторов, все более становящихся тормозом в развитии науки. В 30-х гг. XIX в. это умонастроение ученых было теоретически сформулировано и обосновано в позитивистской концепции соотношения философии и науки, в работах О. Конта, Г. Спенсера, Дж.Ст. Милля.