Кузнечный молот судьбы

Мальхан
"Время не боится Минздрава. Оно всеядно. Мало того – Время страдает булимией (волчьим аппетитом). Никакой тебе диеты – в ход идут камни и дерево, горы и живые существа. «Все боятся Времени, а Время боится пирамид» - это сказка для недоумков. Видел я эти пирамиды. Только издалека производят впечатление, а вблизи хорошо видно, что Время уже обгрызло и обсосало эти древние камни.
Так мало этого – Время курит! Курит оно нас, а докурив – аккуратно собирает пепел в урны и расставляет их в нишах колумбариев".

Вот такие мрачные размышления коротали мою дорогу на Слободку. Слободкой называлась рабочая окраина приграничного города, где я решил остановиться после недавнего развода. Мне через месяц должно исполнится двадцать восемь лет. Я полностью отрезал свою прошлую жизнь и начинаю все с чистого листа. Устроился на работу в железнодорожное депо. Взяли меня в бригаду электриков, бригадир был толковым мужиком и мы быстро нашли общий язык. Он быстро проверил, насколько я разбираюсь в предстоящей работе и направил меня в отдел кадров с запиской, что согласен принять меня на работу электриком пятого разряда. Выйдя из депо я по газетному объявлению нашел адрес, где хозяева за разумную плату сдавали жилье. Добирался до нужного места на автобусе.
Солнце заливало весенние улицы яркими пронзительными лучами, и даже серебристые доски сарайчиков в частных домах выглядели вполне себе бодрыми старичками. Кружево теней за окном пестрело солнечными бликами и настроение от этого вида немного улучшилось. За окном мелькали городские дома и зелень деревьев. Открылся вид на парк, переехали мост через реку и свернули неподалёку от вокзальной площади. Старенький автобус дребезжал колёсами по дорожным рытвинам.
Заныл ножевой шрам на левом запястье - обычно он напоминал о себе перед резкой переменой погоды или перед резкой сменой образа жизни. Дабы скоротать время, я стал обдумывать - почему болит всегда только один шрам? У меня их не так уж мало: отметина от топора на левой ноге, пробитая ножом ладонь левой руки, шрам на животе, швы от ножевых ожоги... А напоминает о себе только этот.
Нужная мне улица совсем не похожа была на улицу современного города. Маленькие домики утопали в свежей зелени недавно распустившихся листьев, а кое-где уже начинали цвести фруктовые деревья. Прохладный чистый воздух был насыщен растительными ароматами.
Неподалеку от автобусной остановки нашелся нужный мне адрес. В старом саду стоял большой новый дом из красного кирпича. Пожилая хозяйка предложила мне одну из трех кроватей в маленьком домике, который прятался на задворках. Такие домики здесь называли летней кухней. Деревянные стены были окружены штабелями сухих березовых и лиственных дров. Оба дома были окружены тщательно ухоженным старым садом. С улицы был виден только фасад хозяйского дома, а наша «летняя кухня» (специально возведенная хозяевами для дополнительного необременительного заработка) пряталась в зарослях смородины и старых яблонь.
В небольшой прихожей стояли два старых, но очень тщательно окрашенных, шкафа. В углу стоял большой алюминиевый бидон для воды и пара ведер на крепкой лавке. Два окна заливали солнцем чистенькую комнату с непропорционально большой печкой. Кроме трех узких коек в комнате стоял стол, четыре стула и три книжных полки, плотно забитых разными книгами и журналами. Обстановка мне понравилась.
Хозяйка предупредила, что никаких пьянок и шумных застолий она не потерпит, гостей к себе приводить категорически запрещается, громко музыку включать тоже не рекомендуется. Я согласился соблюдать нехитрые правила, заплатил сразу за три месяца и поехал за своим рюкзаком с немногочисленными пожитками, которые оставались в вокзальной камере хранения.

Ко времени моего возвращения появились и постоянные жильцы этого маленького домика. Соседями моими оказались люди интересные.
Александру Вырубову уже перевалило за сороковник. Жилистой сухой фигурой он мог бы напоминать мощный сосновый корень, но его ловкие движения не давали возможности сравнить его с чем-либо неподвижным. Неизменной деталью его гардероба была тельняшка десантника – память о долгой армейской службе. Работал он в городском спорткомитете. Позже я узнал, что Саша тренирует городскую команду самбистов.
Второй сосед – Денис Платонов, был моложе Александра лет на пять. Занимался он ремонтом контрольно-измерительных приборов и азартно коллекционировал книги по истории казачества. Увлечение свое он объяснял тем, что в его роду казаками были родственники и по материнской и по отцовской линии. Если Александр был худощавым и высоким – чуть выше моих ста восьмидесяти двух сантиметров, то Денис отличался крепкой мужицкой фигурой, простодушным лицом и природной смекалистостью. Всегда одетый в какие-то свитера или безрукавки крупной домашней вязки, Денис создавал атмосферу уюта и покоя. И не сразу можно было разглядеть за этой простецкой внешностью оригинальный ум и широкую эрудицию.
Я присмотрелся к той литературе, что лежала на книжных полках. Там вперемешку стояли толстые тома известных философов, книги по истории. Трактаты японских самураев соседствовали с классиками российской словесности. В красном углу теплилась лампадка под иконой «Спас Ярое Око», где Христос – воин и похож на Александра Невского с известной картины. Над кроватью Вырубова аккуратным крупным шрифтом была выведена надпись: «Кому деньги дороже чести – тот оставь службу. Петр Великий».

Новые знакомые быстро приготовили ужин. Меню было незамысловатым: суп со щавелем и большая сковорода картошки с кубиками мяса. Мясо было с привкусом уксуса и обильно наперченное. Напоминало не очень удачный шашлык некоторым непонятным привкусом. В этом привкусе никакой противности не было, но стало любопытно, что за мясо я ем. Спросил у хозяев. Ответили, что это мясо кита (самое дешёвое и доступное в местных магазинах). Если правильно подготовить перед кулинарной обработкой, то вполне съедобное.
Довольно быстро мы нашли общие темы для разговоров – Саше пришлось по душе то, что я несколько лет серьезно занимался тяжелой атлетикой и подводным плаванием, а Денису понравилось то, что моего запаса знаний хватает для свободного разговора о разных версиях исторических событий и дилетантского обсуждения различий во взглядах древнегреческих философов.

Уже через месяц совместного ведения хозяйства – регулярных дежурств по кухне, походов за водой к чистому колодцу (единственному в нашем квартале) и регулярной уборке внутри домика, меня приняли на равных в эту маленькую коммуну. К тому времени я уже принял общую традицию коллективного посещения общественной бани. Два раза в неделю мы отправлялись на соседнюю улицу, где обстоятельно парились по всем законам банной науки. Я обратил внимание на старый шрам от пулевого ранения под ключицей у Александра, но расспрашивать о происхождении этой отметины не решился.

Летом несколько раз мы выбирались на рыбалку к соседним речушкам, варили уху из пресноводной рыбы. Пару раз удачно выезжали ловить раков. Немного больше узнал и о прошлом своих соседей по съемному жилью. Знал, что Саша Вырубов потерял родителей перед самым призывом в армию – они погибли в автомобильной катастрофе. Армия заменила Саше семью, там он решил и остаться. Окончил военное училище в Рязани, выполнял «интернациональный долг» в Афгане, прошел множество «горячих точек». Списан в запас по ранению. Но говорить обо всех подробностях своей биографии Саша не любил. Мало того – он не любил ни фильмов, ни песен о войне. Обращало на себя внимание его осторожное отношение к алкоголю. Как-то он обмолвился, что знает про себя – выпить может много, но в какой-то момент может сорваться и стать излишне агрессивным. Вот и контролирует себя за столом, чтобы другим настроение не портить.
У Дениса родственники жили в далеком Забайкальском поселке, иногда присылали посылки с теплыми свитерами, деревянными резными ложками и таежными деликатесами – кедровыми орешками, медвежьим жиром, медом из собственных ульев, банки тушенки из сохатого и прочей лесной экзотикой.

Ближе к осени для меня стали понятными регулярные исчезновения Дениса на пару ночей. Была у него какая-то подружка, о которой он рассказывать не хотел категорически. Но я пару раз видел его в центре города с моложавой большеглазой шатенкой. Саша Вырубов из своей личной жизни секрета не делал – была и у него близкая знакомая, муж которой работал на судах загранплавания. Только я, после развода с Аллой, обходился случайными знакомствами в двух популярных местных ресторанах.

Всё изменилось после того, как я случайно попал в нелепую драку, и мне навесили лиловый «фонарь» под левый глаз.
Предыстория была такая: в субботний вечер я отправился в один из городских ресторанов в надежде на "романтическое знакомство". Заказал себе кофе и небольшой графинчик коньяка. Потягивал коньяк, курил (тогда ещё можно было курить в ресторанах) и оглядывал посетителей. Симпатичных девушек было много, но большинство из них были со своими кавалерами. Среди публики выделялась небольшая группа из трёх мужчин тридцати-сорока лет. Люди это были тёртые и бывалые - у двух на кистях рук синели татуировки с перстнями. Говорил они громко, сыпали специфическими словечками лагерного жаргона, которые мало знакомы людям незнакомым с зоной. Обращались они друг к другу не по именам, а пользуясь кликухами. Одну я запомнил - Сарат. У него улыбка поражала обилием золотых зубов (вся верхняя челюсть). Второй был похож на крепкого деревенского мужика - широкоплечий, чуть полноватый, малость пониже среднего роста, часто поглядывающий на публику острым взглядом прищуренных глаз. Третий был худощав и неуловимо напоминал ящерицу своими порывистыми движениями.

Меня это никак не затрагивало, тем более, что в зал зашла компания из трёх молодых девчат, одна из которых сразу привлекла моё внимание. Лицо и причёска очень напоминали чуток располневшую Мирей Матье, но волосы были намного светлей, почти пшеничного оттенка. Да и глаза были светло-серые с озорными синими искрами.
Мой взгляд тут же зажёгся не хуже электросварки. Дождавшись первого медленного танца я двинулся к её столику. Только я успел к ней обратиться с приглашением на танец, как меня развернули резким рывком за локоть. Сделал это один из компании "приблатнённых":
- Парнишка, ты к этим тёлочкам даже не подходи - на сегодня мы их застолбим.
- Давай я уж сам буду решать к кому мне подходить - ответил я.
Мой соперник резко замахнулся, но я уже успел заехать ему коленом между ног. Удар попал точно и противник скорчился на полу. Его приятели вскочили с мест и двинулись в нашу сторону. Так как я уже расплатился за свой заказ, то быстро двинулся к выходу и успел выйти на улицу на пару секунд раньше, чем услышал тяжёлый топот за своей спиной. Один из догоняющих ухватил меня плечо чуть раньше, чем я успел уклониться в сторону, а второй тут же засветил мне в глаз. Свободной рукой я успел ответить гораздо удачней - златозубый драчун сел на пятую точку и стал трясти головой. Явно не ожидал от меня такой прыти. Раздались свистки милицейского наряда и драка прекратилась. Милиционеры быстро выяснили, что претензий мы друг к другу не имеем, но предложили мне покинуть место происшествия и посадили меня на такси. Подошедший третий блатарь успел прошипеть:
- Ты не знаешь, с кем связался! Тебе в этом городе не жить. Его друзья также успели добавить пару фраз. Ну и я огрызнулся, мол успею раньше им курдюки наизнанку вывернуть.

Своим соседям по комнате я об этой стычке рассказал, и они восприняли ситуацию серьёзно. Сарат и его пристяж были в городе печально известны своим буйным нравом и мстительностью. Саша обещал прояснить ситуацию, используя свои связи среди бывших спортсменов и нынешних учеников своей секции самбо.
- Попробуем миром уладить, если получится съехать на базаре.
Уже через пару дней стало ясно, что мои свежеприобретённые враги на мировую идти не захотели. Сарат был убеждён, что я, посадив его одним удачным ударом, нанёс ущерб авторитету и смыть такой промах можно только моей кровью.
Так как мои противники пообещали, что я помру от несварения железа в желудке, а я дилетантски пропустил удар в голову, то Саша немедленно сделал вывод, что я совершенно потерял физическую форму, и пообещал за пару месяцев сделать из меня настоящего бойца.
«Прежде всего – сказал Саша - ты должен ясно понять, что ты потомственный победитель. Миллионы твоих предков выходили победителями из всевозможных стычек. Если бы это было не так, то и тебя бы сегодня на свете не было. Ты – самый везучий и быстрый сперматозоид из миллионов. Мало того, так ты еще и умудрился дожить до сегодняшнего дня и не погибнуть. Даже инвалидом не стал. У среднего человека реакция нападения – 0,03 секунды, реакция защиты – 0,01 секунды. И это наши естественные реакции по отношению к любой силе, к любому нападению. Человек создан непобедимым. Необходимо только это осознать.
Так что ты – непобедимый монстр, только тебе нужно об этом помнить постоянно.
Остальному мы тебя научим. Подготовка "волкодавов" СМЕРШо во время Отечественной войны занимала всего-то два месяца, и они со своими задачами справлялись».

Денис неторопливо раскрыл потрепанную книжку и громко прочитал слова Чэна Чжунвэя: «Тело – это ножны для клинка духа».
После этого он разразился гневной тирадой о том, что в любом обществе и в любом народе хороших людей многократно больше, чем мерзавцев и негодяев. Но в глаза бросаются как раз негодяи.
- Вот представьте, - говорил Денис, - что вы едете в переполненном автобусе. Большинство людей спокойно ждут своей остановки, а маленькая группа из четырех или шести человек громко матерится, гогочут пронзительным и вызывающим смехом, высмеивают внешность бедно одетых стариков и молоденьких студенток. Большинство пассажиров автобуса даже не будут пытаться призывать распоясавшихся молодчиков к порядку – жизненный опыт подсказывает, что кроме неприятностей, от такого поступка не будет толка. И у всех людей, которые в это время ехали в автобусе, останется впечатление, что они ехали в автобусе, переполненном хамами и трусами.
Если мы представим драку десяти честных и совестливых людей против десятка абсолютно равных им по силе и физической подготовке записных подлецов, то нет никаких сомнений, что в этом противоборстве победят подлецы. Ведь у них нет внутреннего запрета на подлость, предательский удар в спину или быстрый удар бритвой по глазам. Подлец может демонстративно поднять руки и признать своё поражение. Но он делает это только затем, чтобы обмануть своего противника и всадить ему нож в спину при первой же возможности. В честной борьбе побеждает жулик. На мужчину нигде не учат, и экзамен на право называться мужчиной не сдают. Разве что в армии, в тюрьме, на войне и в жестоких подростковых разборках.

Саша высказал свою точку зрения:
- Любое общество – рабовладельческое, демократическое, тоталитарное – можно условно уподобить отаре овец. Отару же составляют (или сопровождают) четыре категории существ. Во-первых, овцы. Их стригут, пасут, режут, перегоняют с лужка на лужок. Во-вторых, пастухи, которые решают, куда погнать стадо – в горы, на заливные луга, или же – к демократии, к коммунизму… В-третьих, сторожевые собаки, которые, следуя воле пастухов, непосредственно управляются с овечками и, в то же время, охраняют стадо. От кого? – от четвертой категории, от волков. С последними сторожевые собаки часто грызутся, но еще чаще мирно сосуществуют. Таков в общих чертах основной принцип построения любого общества. Нормальный мужик овцой жить не будет, а для того, чтобы в пастухи пробиться, надо не только светлую голову, но и очень гибкий позвоночник иметь.
Для того чтобы тобой не помыкали пастухи, не кусали сторожевые псы, и не схарчили волки – нужна сила и сноровка. Умение давать отпор. Если есть желание, то этому мы тебя научим.
Перед сном Саня попросил ещё раз описать девушку, ставшую невольной причиной конфликта. Постарался как можно подробней дать её словесный портрет.
- Мне кажется, что я её знаю. Она в секции гандбола занимается, если не ошибаюсь. Как-нибудь пройдёшься со мной в наш спорткомплекс и проверишь, насколько я угадал.

На следующий день, в субботу, Саша начал нашу первую тренировку с того, что постарался мне объяснить, что голыми руками с толпой нападающих могут справиться только голливудские герои в не самых хороших фильмах.
Если бы голые руки были эффективней оружия, то кто бы пользовался оружием!
Когда нападающий владеет предметом в своих руках примерно наполовину столь же естественно, как ты собственным телом, у тебя может и есть 3-4 шанса из 100 остаться в живых. Если же он владеет ножом столь же ловко, как ты голыми руками, то лучше посоревнуйся с ним в беге. Эта пропорция сохраняется во всех техниках холодного оружия: чтобы противостоять с ножом или кинжалом бойцу, вооруженному длинным клинком, - надо превосходить его «на голову» в техническом и тактическом плане. Чтобы с мечом противостоять копейщику – к этому надо добавить еще и проворство. И никогда это не будет просто…
Очень трудно выбить нож ногой. «Принять» ногу на лезвие гораздо легче.
Правильно бой вел тот из противников, который остался в живых. Нападающий всегда имеет превосходство. (Это может выразиться в силе, скорости, технике, внезапности, психологическом давлении, численном превосходстве или в вашем собственном состоянии, спровоцировавшем нападение). В бою может случиться всякое. И даже глубокий порез на теле или предплечье не должен заставлять тебя отказаться от борьбы. Ты можешь потерять сознание от кровопотери через 20 – 30 секунд, но это целая эпоха для схватки. Бой может закончиться через 3 или 10 секунд, если ты не сдашься сейчас. Отказ от борьбы – фактическое согласие на гибель. Тут главное – ни на мгновение не останавливаться: постоянное движение – это твой шанс. У тебя нет времени – каждое действие должно получаться с первого раза. Времени на повтор и исправление ошибок нет. Весь бой должен происходить в пределах 20-30 секунд. Держи дистанцию и двигайся.
Обнаженное оружие должно применяться!
Никогда нельзя грозить оружием или демонстрировать его наличие. Чтобы оружие один раз спасло жизнь, его надо носить с собой всю жизнь.
Любой нормальный клинок ножа или кинжала должен быть кованым и только кованым. Только в этом случае нож формируется за счет многократного уплотнения металла. Из-за этого кованый клинок ощутимо прочнее и жестче, легче принимает и дольше хранит заточку.
Очень хорошие ножи ковали кузнецы из нижегородского городка Ворсмы и из поселка Павлово-на-Оке. Прежде чем ковать клинки посыпали металл солью и чесноком. Добавляли старые подковы или ржавые ухнали (гвозди для подков). Выдерживали металл несколько недель в гусином помете.
Начнем мы с того, что ты сам сделаешь себе три клинка. Для двух мы металл сами сварганим.

Быстро дотопали в мастерские, где Саша заранее договорился, что в этот субботний день кузница целый день будет в нашем распоряжении.
В метровый отрезок водопроводной трубы диаметром около метра насыпали обломков напильника и разбитую в мелкий песок чугунную сковородку. Раскалили в горне и проковали. Заготовку поместили в металлический ящик типа мангала, засыпали туда древесный уголь из дубовых сучьев и опилки коровьих рогов и копыт. Закрытый ящик нагрели в кузнечном горне до температуры около тысячи градусов и выдержали в огне шесть часов. Углерод из древесного угля и азот из рогов и костей проникли внутрь металла, обеспечивая поверхностную твердость заготовки. Вторая проковка и клинки вновь долго томятся в порошке из жженых копыт.
Пока Саша занимался кузницей, во двор зашел Денис. Он мне рассказал, что в Японии изготовление оружия считается священнодействием, в котором участвуют пять основных элементов Вселенной: огонь, металл, вода, дерево (уголь), земля (глина). «Мастер меча» работал в парадных одеждах, а над наковальней присутствовали изображения богов, благословляющих его работу и место, где проходит магическое превращение. Когда меч был готов, его освящали, ему приносили жертвы и обязательно давали имя.
Традиция давать оружию имя бытовала и в Европе: тем самым люди одухотворяли его, признавали живым существом.
Вспомним легендарные мечи – Эскалибур короля Артура или Дюрандаль, принадлежавший рыцарю Роланду. В эпосах сказано, что эти знаменитые клинки наносят только смертельные раны, могут рассекать клинки других мечей, а сами – неуязвимы. Знатоки истории оружия утверждают, что подобные чудеса – вовсе не плод фантазии. Такими свойствами обладает булатная сталь, которая «сочетает чистоту стеклянной нити с твердостью кристалла кварца, пластичность смолы с упругостью резины. Булат – единственное, созданное человеком вещество, имеющее структуру естественных материалов, таких, как стволы деревьев, кости и зубы…»
Более того, булат воспринимает энергетику воина, которая, в свою очередь, влияет на его боевой дух.
Оружие изощреннее дьявола проявляет все самые потаенные качества человеческой души. И тот, кто берет в руки оружие, должен знать, что тем самым решает и свою судьбу.
Реальные боевые ножи предназначены для одной-единственной цели – убивать, причем сразу и наверняка. Мировой опыт показывает, что самая практичная длина клинка боевого ножа колеблется от 100 до 200 мм, причем в последнее время тенденция идет как раз на уменьшение. Десантная финка времен Отечественной войны имела длину клинка 150 мм и оканчивалась легкой березовой рукояткой, пузатенькой и овальной в поперечнике, без всяких массивных затыльников и прочих излишеств. Короткий и достаточно толстый клинок при сильном тычковом ударе пробьет, пожалуй, даже плохонькую кольчугу, а небольшая длина позволяет легко манипулировать таким орудием, производя самые замысловатые и неожиданные финты, чего никак не сотворишь с тяжелым и длинным секачом в руках. Раны же, нанесенные узким клинком, являются самыми опасными из-за внутренних кровоизлияний, так как мигом сходящиеся края кожи не дают возможности крови спокойно вытекать наружу.
Для изготовления качественного ножа нужна не конверторная сталь, не рядовой продукт скоростной ударной плавки, а хорошая углеродистая выдержанная (говоря научным языком – «спокойная») мартеновская сталь, имеющая поэтому в своей маркировке букву «А», что означает «высококачественная». Например, У10А, У13А, ШХ15А (особенно – редкая сталь У15А) и т.д.
«Дамасской» можно назвать всякую сталь, дающую после шлифовки и травления поверхности замысловатый узор, который является результатом неоднородности внутреннего строения, достигнутого тем или иным способом. Главная задача здесь – художественная.
«Булат» изначально выделывается именно как экстраординарный материал для изготовления клинков, способных выдерживать запредельные ударные нагрузки и деформации без риска частичного или полного разрушения. С точки зрения металлургии, это есть чистая высокоуглеродная сталь, полученная в результате одного из двух процессов, - выплавления или кузнечной сварки. Во втором случае ее также традиционно принято называть «дамаском», что и породило нынешнюю путаницу. Красота поверхностного узора при этом не является целью, но лишь побочным эффектом.
Уже сегодня в Златоусте катают дамасковый лист шириной почти в метр, толщиной от 4 до 10 мм и с количеством слоев от 200 до 2000. При этом после термической обработки их клинки показывают твердость не менее 65 HRC. (твердость ниже 50HRC нас не устраивает).
Сегодня, к сожалению, напрочь утеряно мастерство закалки готовых длинных клинков таким образом, чтобы избежать поводок и кривизны. Но для короткого клинка можно найти нужный режим закалки, да и не будет так бросаться в глаза легкая кривизна, если закалка пройдет не вполне удачно.

После этой лекции мы втроем занялись ковкой. В ловких Сашиных руках дело спорилось. Через некоторое время у нас в руках уже были не куски стали, а добротные (хоть и тупые) клинки. Заготовок было две, а речь-то изначально шла о трёх клинках. Я напомнил Сане об этом и он вытащил из ящика три куска металла.
Одна из стальных полос была обломком аносовской косы. На ней сохранилось клеймо с изображением соболя. Вторая заготовка была обломком штока выпускного клапана судового дизеля, неизвестными путями попавшем в Сашины руки. А вот с третьим куском металла была связана целая семейная история у Дениса. Когда-то эта сталь была частью легендарной шашки из дагестанского аула Амузги от мастера Айдемира. Говорят, что дагестанские мастера использовали для изготовления холодного оружия паровозные пружины. Только был у них свой секрет улучшения боевых качеств металла.
- Выбирай.
Я выбрал обломок косы (хотя и поглядывал на чуть ржавый обломок шашки, но не решился присвоить семейную реликвию).

Частенько вечерами Денис раскрывал старую тетрадь и зачитывал целыми страницами свои записи об отношении казаков к оружию. Сабля для казака была «былинкой», «ласточкой», «искоркой». Клинком лечили, прикладывая к больному месту разогретый или охлажденный клинок. Считалось, что болезнь уходит прочь, опасаясь острого лезвия.
Оружие любит постоянство. У сибирских казаков-первопроходцев бытовало поверье: «Человек может предать саблю, а сабля своего хозяина – никогда!» Новое оружие не пускали в ход, не подержав нож или револьвер хотя бы ночь за пазухой – чтобы приучить к своей душе и телу.
Старые мастера-оружейники знают, что от дорогих украшений всякий боевой клинок «и ленится и бесится». Но существовало и богато украшенное парадное оружие. Для него было негласное правило: оружие, облаченное в «парадную одежду», не должно касаться крови. Согласно легендам, нарушение этого запрета неизменно приводит к «бунту оружия», а значит, ко многим бедам.
Все мужчины делятся на две категории – на тех, кто имеет оружие, и тех, кто мечтает его заиметь. Что касается всех прочих, то это уже не мужчины. Величайшее преступление государства в отношении собственных граждан – лишить мужчину его основного права – права быть вооруженным, права защитить родных и близких, свою мужскую честь. Реальную возможность для этого дает только оружие. Когда ты берешь оружие в руки, то должен испытывать легкое благоговение. Ты чувствуешь себя несущим смерть. Оружие нужно ощущать как живую часть себя самого. Ты и оружие друг друга дополняете, вы вместе – единое целое. Без оружия ты – не полностью ты. Оно без тебя (или же с кем-то другим) лишено души.
Тут Саша сказал, что мы, конечно, можем беседовать хоть до утра, но в восемь часов мы «продолжим наши игры»…

Утром Александр продолжил свою науку:
«С ножом нужно обращаться, словно у тебя в руке птица: держи его достаточно мягко, чтобы не раздавить «птичку», и в то же время крепко, чтобы не дать «птичке» улететь.
Если берешь в руки даже деревянный нож, ты не имеешь права относиться к своим действиям как к забаве. Для игры есть мячик или кубики.
Цель – вывести противника из боя спокойно, быстро и целесообразно, с наименьшим риском. Никогда не наноси два удара, если достаточно одного, второй может повлечь за собой опасные последствия. Главное – самому избежать гибели и убить противника. Бой – вещь практичная.
Пистолет – не оружие, а уловка жалких трусов. Если один человек хочет убить другого, он обязан делать это лицом к лицу, а не издалека, будто жалкий грабитель. Нож – это существо мистическое, да и сам бой на ножах – сплошная мистика.
Воспитай у себя чувство клинка. Это редкое качество – нечто вроде шестого чувства; оно словно продлевает чувствительность пальцев до самого острия. Это особый инстинкт, который предупреждает о намерениях противника и иногда всего за долю секунды позволяет предотвратить его удар. Бой на ножах – это точная наука, как высшая математика. Сумма определенных слагаемых неизменно приводит к одному и тому же результату: победе или поражению, жизни или смерти.
Сегодня будем осваивать один из самых жестоких приемов - удар, которым разят противника сзади, под последнее ребро, перерубая ему позвоночник».

Теперь запомни главное:
1.Клинок всегда развернут в сторону удара.
2.Удар должен быть замаскирован и неожиданно быстро приведен в исполнение.
3.Вооруженную руку прячут за спину, за борт пиджака.
4.Тренируют удар ножом на глине, помещенной в ящик.
5.Ножом блокируют не оружие, а руки, которые его держат.
Пять основных мест поражения ножом: пах, шея, почки, живот, сердце. Рука с ножом всегда в движении (надо «шевелить нож»), чтобы ни на секунду не дать противнику возможности задержать взгляд на ноже.

Настало время закалки.
Режущая кромка клинка должна быть твердой, а основная часть ножа – упругой и вязкой. Для этого применяется неравномерная закалка. Огнеупорной глиной закрыли основную часть клинков, оставляя незащищенными только режущие кромки, где необходима высокая твердость.
- А точить нож ты будешь не меньше двух недель. Причем – не меньше трех часов в день. Если ты затратил на заточку пять минут, то не жди, что твой нож будет хорошо резать два месяца. Точат клинок ножа, устанавливая его под углом около 20 градусов по отношению к бруску, и ведут с небольшим усилием по бруску лезвием вперед! Брусок периодически смачивают водой или мыльным раствором. Абразивные зерна оставляют на лезвии канавки. Чем меньше зерно бруска, тем меньше глубина канавок. От них на режущей кромке появляется микропилочка, что обеспечивает хорошие режущие свойства ножа. Точить надо спокойно и не спеша. Десять движений с одной стороны клинка, десять движений с другой. Вначале давить посильнее, а в конце усилия ослабить. На высокооборотном точиле точить не рекомендуется – сталь перегревается моментально, лезвие становится хрупким и выкрашивается при работе.
Авторитетные фирмы рекомендуют заточку лезвия в 23 градуса, как наиболее оптимальную.
Самые лучшие точильные камни – белые и оранжевые. Серые и фиолетовые крайне редко бывают жесткими, они истачиваются скорее, чем сам клинок. Оптимальный размер деревянного притирочного ( самшит, орех, абрикос) бруска размером 10х15х50 мм. Можно заменить дерево фторопластом.
Для рукояти: наборная рукоять из кожи (не скользит во влажных руках), наборная рукоять из бересты (не холодит руки), орех, бук, вишня, груша.

Первые тренировки проходили в спорткомплексе, где я до седьмого пота разминался вместе с самбистами, а потом Саня отправлял меня на тренажеры "для укрепления мышц" (его выражение). Поздним вечером, примерно за час до сна, мы выходили на лужайку за нашим домиком и отрабатывали работу с ножом. Делали мы это с примитивными заменителями реальных клинков. Специально сделали два макета и тридцатисантиметровых отрезков велосипедной камеры, набив их песком. Иногда ещё и обмакивали их в бочку с дождевой водой, чтобы точней определять место куда пришёлся удар. На майках оставались мокрые пятна, по которым и определяли степень опасности "поражения".

Саша рассказывал мне, как он обучался испанскому стилю фехтования "севильяно" на Кубе. Был у него там знакомый испанец - специалист по ножевому бою. Этот спец говорил, что мастера классического фехтования ругают испанский стиль боя на все корки. Они называют его коварным, грязным и подлым. И это – чистая правда.
Мораль испанского стиля умещается в одном тезисе: выжить любой ценой. Плевать на красоту движений. Чихать на этику. Твое дело уцелеть. На это направлена вся техника. И история доказала эффективность такого подхода.
Сашины знакомые сообщили, что приятели Сарата ищут меня по всему городу и найдут быстро - город не такой большой, чтобы в нём можно было затеряться.
Пришлось напрячь все связи моих друзей, чтобы на месяц уехать в командировку в Анжеро-Судженск за вагонами-мастерскими. Саша взял отпуск (давно уже должен был отгулять, но всё причины не было) и поехал со мной.

В Анжеро-Судженске заселились в гостиницу и поехали узнавать степень готовности вагонов. Оказалось, что там ещё идёт комплектация мастерских и пару недель нам на заводе-изготовителе делать нечего. Тут-ир Саня на мне и оторвался - ранним утром мы отправлялись на пробежку до ближайшей рощицы и отрабатывали варианты защиты и нападения до седьмого пота. В гостиничном ресторане уже знали наши аппетиты и приносили увесистые тарелки к нашему позднему обеду.
Время утекало незаметно в ежедневных тренировках и отработке реакции на удары. Когда пришло время возвращаться, Саня уже говорил, что я готов к рукопашной "чуть больше чем наполовину".

Первое, что он сделал после окончания нашей поездки и возвращения домой - утащил все клинки из нашего домика в свой рабочий сейф в спорткомплексе.
- Тебе не нужны эти "костыли". За одно только ношение таких ножиков можно реальный срок получить, А ты в состоянии и без них с любым управиться. Любой подручный предмет может стать оружием даже простой журнал, если его плотно скрутить в рулон. А по уязвимым точкам ты уже попадать научился.
Денис к нашему приезду раздобыл приличных размеров оковалок мяса, вытащил из своих запасов трёхлитровую бутыль настойки на почках чёрной смородины и рассказал нам городские новости. Группа Сарата несколько раз участвовала в лихих потасовках с конкурентами далекого района городской застройки, который у местных был известен как "Нахаловка". Без следов пропал один из свиты Сарата, но и нахаловской группировки трёх человек найти не могут. История наделала шума в городе. Меня Денис обрадовал тем, что ему удалось выяснить адрес гандболистки Татьяны и даже то, на каком курсе она учится.
- Девушка умная, в следующем году заканчивает обучение в педагогическом институте. Будет преподавать деткам английский язык. Насколько удалось узнать - парня у неё нет, уж слишком много времени отнимает учёба. Так что у тебя есть реальный шанс занять вакантное место.

Перед сном я задумался над тем, как изменилась моя жизнь за прошедшие пять месяцев. Из бездомного бродяги, кочующего уже три года по по геологическим приискам, золотодобывающим артелям и рыболовецким судёнышкам, я потянулся к профессии. Мне предложили пройти курс обучения на механика рефрижераторных секций в местном железнодорожном депо. И я с удовольствием согласился. Такая работа полностью совпадала с моими желаниями: разъезды по стране, новые города и новые впечатления, работа с железом и электрикой, освоение профессии дизелиста - раньше я об этом и не мечтал. Да и предстоящее знакомство с симпатичной студенткой тоже грело душу.
Осталось только уладить конфликт с Саратом. Но внутренне я уже был готов к жесткому решению этого вопроса.

Утром, после чая с бутербродами, Денис и Саня занялись стиркой носков-трусов и прочей мелочёвки, а я (воспользовавшись минутой одиночества) встал перед иконой Спаса Ярое Око и произнёс короткую молитву с просьбой уберечь меня от совершения смертных грехов. Через час мы разъехались по рабочим местам. Смена прошла довольно быстро - в пятницу всегда время бежит веселей, чем в прочие будние дни. После работы я забежал домой переодеться понарядней, прихватил несколько крупных купюр из своей тощей заначки и отправился в центр. Целью моей была встреча с Саратом. Хотелось побыстрее закончить затянувшийся конфликт. Я понимал, что исход может быть не в мою пользу, но не шарахаться же мне от каждой тени в ожидании нападения. Всегда предпочитал в критических ситуациях идти вперёд - действие придаёт уверенности. Перед дверьми ресторана стояло человек пять парней, одного из которых я узнал. Это был парень из нашего депо, с которым я был шапочно знаком. Окликнув его по имени я предложил выпить по бокалу пива. Мы зашли в ресторан и уселись за стол. Мой знакомый спросил:
- Ты слышал новость - Сарата с подручным сегодня утром закрыли? Там у них целый букет статей нарисовался: кражи, ограбление и тяжкие телесные. Похоже, что серьёзно попали.
Врать не буду, в этот момент я воспринял такое стечение обстоятельств с большой долей сомнения - мало ли какие слухи ходят в уличной толпе. Оказалось - правда, местная милиция долго собирала материал на эту намозолившую глаза криминальную шоблу (за которой тянулся длинный хвост неблаговидных делишек).

Через пару месяцев группу Сарата судили. Некоторые эпизоды (торговлю наркотой и участие в угонах) так и не сумели доказать. Но и оставшегося хватило, чтобы все обвиняемые получили срока по семь и более лет заключения.
Но мои навыки самообороны ещё не раз выручали меня в критических ситуациях.