Номерные кавторанга Радена

Вячеслав Прытков
                НОМЕРНЫЕ   КАВТОРАНГА   РАДЕНА

Порт – Артур  уже  сражался, а  Владивосток, находившийся  вдали  от  боевых  действий, готовился  отразить  нападение  врага. Сюда  по  железной  дороге  приходили  в  разобранном  виде  миноносцы  и  подводные  лодки, которые  тут  же  и  собирались. Штаб  Командующего  флотом  в  Тихом  океане  распределял  офицеров, прибывающих  с  разных  концов  России, по  соединениям. В  сформированный  отряд  вошли  7  номерных  миноносцев  (№ - 201, 203, 205, 206, 209, 210  и  211)  разной  постройки, ими  командовал  капитан  2  ранга  Фердинанд  Владимирович  Раден  (1863 – 1919), Георгиевский  кавалер, отличившийся  в  1900  году  во  время  Боксёрского  восстания  при  защите  посольств  в  Пекине, водивший  в  бой  русский  десант  с  кораблей.

Выступая  перед  офицерами  отряда  и  учитывая  отсутствие  каких – либо  инструкций  от  командования  о  действиях  кораблей  в  открытом  море, Фердинанд  Владимирович, чуть  ли  не  с  отеческой  заботой, обращался  к  ним:
« Господа! Вынужден  вам  сообщить  о  весьма  суровых  условиях  плавания, когда  вас  будет  изматывать  постоянная  зыбь  на  море, донимать  изношенные  механизмы  этих  старых  посудин, поскольку  новые  ушли  в  Порт – Артур, а  при  встрече  с  хорошо  вооружённым  кораблём  противника  вы  не  сможете  ему  противостоять, так  как  ваше  не  имеет  никакой  боевой  ценности  (номерные  миноносцы  были  вооружены  носовым  надводным  аппаратом, 47  мм  пушкой  Гочкиса  и  пулемётом  Максим  на  треноге).
Поэтому  в  вашу  задачу  входит  только  захват  шхун  у  берегов  Японии, следуя  «призовому  праву»  (последующая  продажа  неприятельских  судов  и  распределение  вырученных  денег  среди  команды), уклонение  от  встреч  с  более  сильным  противником, минуя  минные  заграждения, поставленные  японцами  у  наших  берегов.
Надеюсь, всем  всё  понятно, господа!»

Из  присутствующих  поднялся  с  вопросом  вновь  прибывший  мичман  А. Варенов:

«Фердинанд  Владимирович! Это  правда, что  в  самом  начале  войны  Вы  с  двумя  миноносцами  вошли  в  корейскую  гавань  Гензан  и  утопили  миной  пароход, стоящий  в  порту?»

«Совершенно  верно, мичман. В  тот  момент  меня  охватил  необычный  охотничий  азарт, плюс  решительность  и  быстрота, - ответил  Ф. Раден, - главное, действовать  стремительно, не  давать  противнику  опомниться.»

Выступление  командира  отряда  произвело  сильное  впечатление  на  подчинённых, так  как  некоторые  командиры  и  офицеры  впервые  назначались  на  миноносцы  и  не  были  ещё  в  плавании.

Обычно  миноносцы  отряда  выходили  из  бухты  Золотой  Рог  в  Уссурийский  залив, минуя  мыс  Поворотный  и, заходя  по  мере  надобности  в  бухты  Ольги, Владимира  и  другие, где  заправлялись  углём, пресной  водой  и  провизией. Далее, морем, до  берегов  Японии, выслеживая  добычу. Это  были  слишком  рискованные  походы: идти  вдоль  неприятельских  берегов  и  в  любой  момент  оказаться  обнаруженными, как  с  суши, так  и  с  моря.
Однако, часто  удача  сопутствовала  смельчакам, японские  шхуны  с  провизией и  другим  ценным  грузом  захватывались  и  с  каждой  забирался  так  называемый  «язык» - шкипер, либо  другой  член  команды. Частые  набеги  миноносного  отряда  производили  настоящий  переполох  среди  японских  каботажных  судов, и  страховые  компании  уже  отказывались  от  договоров  с  ними.
Заслуга  в  этих  смелых  предприятиях  несомненно  принадлежала  командиру  миноносного  отряда  капитану  2  ранга  Ф. Радену, который  умело  использовал  тихоходные  миноносцы  без  серьёзного  вооружения, наводя  страх  на  японцев. Он  же  в  свою  очередь  писал  в  одном  из  своих  донесений: «…очередной  поход  был  крайне  тяжёлым  для  миноносцев, и  если  они  пришли  во  Владивосток  с  незначительными  дефектами, то  я  вновь  отношу  это  к  прекрасному  составу  механических  и  машинных  команд, а  также  к  заботливости  командиров  и  офицеров.»

Действия  миноносного  отряда  кавторанга  Ф. Радена – ещё  одна  страница  в  истории  флота, пример  храбрости  и  самоотверженности  русских  моряков.

P.S. О  более  раннем  периоде  службы  Ф. В. Радена  можно  прочитать  в  очерке  «Ден  Пекинский»  на  Прозе.ру.
1  марта  2024  года.                Вячеслав  Прытков