НОМЕРНЫЕ КАВТОРАНГА РАДЕНА
Порт – Артур уже сражался, а Владивосток, находившийся вдали от боевых действий, готовился отразить нападение врага. Сюда по железной дороге приходили в разобранном виде миноносцы и подводные лодки, которые тут же и собирались. Штаб Командующего флотом в Тихом океане распределял офицеров, прибывающих с разных концов России, по соединениям. В сформированный отряд вошли 7 номерных миноносцев (№ - 201, 203, 205, 206, 209, 210 и 211) разной постройки, ими командовал капитан 2 ранга Фердинанд Владимирович Раден (1863 – 1919), Георгиевский кавалер, отличившийся в 1900 году во время Боксёрского восстания при защите посольств в Пекине, водивший в бой русский десант с кораблей.
Выступая перед офицерами отряда и учитывая отсутствие каких – либо инструкций от командования о действиях кораблей в открытом море, Фердинанд Владимирович, чуть ли не с отеческой заботой, обращался к ним:
« Господа! Вынужден вам сообщить о весьма суровых условиях плавания, когда вас будет изматывать постоянная зыбь на море, донимать изношенные механизмы этих старых посудин, поскольку новые ушли в Порт – Артур, а при встрече с хорошо вооружённым кораблём противника вы не сможете ему противостоять, так как ваше не имеет никакой боевой ценности (номерные миноносцы были вооружены носовым надводным аппаратом, 47 мм пушкой Гочкиса и пулемётом Максим на треноге).
Поэтому в вашу задачу входит только захват шхун у берегов Японии, следуя «призовому праву» (последующая продажа неприятельских судов и распределение вырученных денег среди команды), уклонение от встреч с более сильным противником, минуя минные заграждения, поставленные японцами у наших берегов.
Надеюсь, всем всё понятно, господа!»
Из присутствующих поднялся с вопросом вновь прибывший мичман А. Варенов:
«Фердинанд Владимирович! Это правда, что в самом начале войны Вы с двумя миноносцами вошли в корейскую гавань Гензан и утопили миной пароход, стоящий в порту?»
«Совершенно верно, мичман. В тот момент меня охватил необычный охотничий азарт, плюс решительность и быстрота, - ответил Ф. Раден, - главное, действовать стремительно, не давать противнику опомниться.»
Выступление командира отряда произвело сильное впечатление на подчинённых, так как некоторые командиры и офицеры впервые назначались на миноносцы и не были ещё в плавании.
Обычно миноносцы отряда выходили из бухты Золотой Рог в Уссурийский залив, минуя мыс Поворотный и, заходя по мере надобности в бухты Ольги, Владимира и другие, где заправлялись углём, пресной водой и провизией. Далее, морем, до берегов Японии, выслеживая добычу. Это были слишком рискованные походы: идти вдоль неприятельских берегов и в любой момент оказаться обнаруженными, как с суши, так и с моря.
Однако, часто удача сопутствовала смельчакам, японские шхуны с провизией и другим ценным грузом захватывались и с каждой забирался так называемый «язык» - шкипер, либо другой член команды. Частые набеги миноносного отряда производили настоящий переполох среди японских каботажных судов, и страховые компании уже отказывались от договоров с ними.
Заслуга в этих смелых предприятиях несомненно принадлежала командиру миноносного отряда капитану 2 ранга Ф. Радену, который умело использовал тихоходные миноносцы без серьёзного вооружения, наводя страх на японцев. Он же в свою очередь писал в одном из своих донесений: «…очередной поход был крайне тяжёлым для миноносцев, и если они пришли во Владивосток с незначительными дефектами, то я вновь отношу это к прекрасному составу механических и машинных команд, а также к заботливости командиров и офицеров.»
Действия миноносного отряда кавторанга Ф. Радена – ещё одна страница в истории флота, пример храбрости и самоотверженности русских моряков.
P.S. О более раннем периоде службы Ф. В. Радена можно прочитать в очерке «Ден Пекинский» на Прозе.ру.
1 марта 2024 года. Вячеслав Прытков