Человеческая доброта

Анатолий Бызовской
 
На пороге весна 2012 года, снег в лесу и на открытых местах лежит еще сплошным крепким настом. И возле нашей деревни, что в двадцати километрах от города, остановилась на отдых экспедиция, которая движется по своему маршруту.

 На снегоходах, она идет с Архангельска по древнему маршруту предков, ходивших этим путем за - «Большой камень», так называли древний УРАЛ. В период отдыха и подготовки похода через горы Урала, они побывали у нас в гостях. Познакомились с нашими домашними оленями и семейным музеем. Узнали историю семьи моей жены Надежды.

 Её дед, оленевод в начале прошлого столетия, держал стадо оленей и гонял их на пастбища за Урал, где были свободные территории, изобилующие мхом-ягелем, основным кормом оленей. С ним была его семья сын и три дочери. Ему уже было под семьдесят лет, когда умерла жена. И он ушел со стадом оленей, обратно на родину – Ижму.

А за Уралом осталась старшая дочь, у нее там уже была семья, которая жила в Зырянском поселке - Саранпауль. И вот через этот населенный пункт лежал путь этой экспедиции. Начальнику экспедиции, моя жена могла только сообщить фамилию, имя, отчество племянника, т.е. сына ее тети.

 А свою старшую сестру, мать Надежды так никогда и не видела. Хотя старшая сестра прожила за Уралом сто четыре года, а мать Надежды восемьдесят шесть лет и всю свою жизнь вспоминала, что там за Уралом есть у нее родная сестра. А через людей, бывавших там, доходила информация о родственниках.

 Экспедиция ушла рано утром, а не найдя проводника через Урал, в нашей местности они отправились на известный им перевал через горы, а это расстояние в четыреста километров, хотя и в три раза длиннее, но безопаснее.

 А вечером зазвучал в доме звонок, звонил начальник экспедиции и сказал - Что передает трубку - родственникам жены. В родственных связях разбирались не долго. И телефонная связь - стала общением родственников.

 На следующий год, на недельку, приехали в гости две племянницы. А после их отъезда мы засобирались с ответным визитом, знакомиться с родственниками моей жены. У нас сборы проблематичные. В хозяйстве три оленя, козочка, куры, кролики, несколько индюков.

 Но вопрос решился – на хозяйстве во время школьных каникул, остается двенадцатилетний внук и внучка семи лет. А кушать детям, готовить будет, подруга жены, которая в отпуске, и на этот период приедет с города. У нас для хозяйственных нужд используется, старенькая машина, УАЗ, на которой внуку придется, ездить на луга косить траву для нашего хозяйства.

 Внук у меня водит машину с девяти лет, я за него спокоен, и все хозяйственные работы приучен делать с раннего возраста. Билеты, куплены заранее и получив с женой пенсию, других доходов у нас нет, в один из дней мы отправляемся в путь.

 Расстояние от Печоры до Саранпауля по карте напрямую - через горы, всего сто пятьдесят километров, час лета вертолета, но такого сообщения между Европой и Азией нет. И мы едем в обход Уральских гор.

А это расстояние превращается в полторы тысячи километров. Шестнадцать часов езды по железной дороге до станции Лабытнанги, восемь часов по реке, от гор. Салехарда до гор. Березово, на теплоходе Метеор. А от Березово, до Саранпауля час с лишним лета на вертолете.

 Проехали первый отрезок пути - мы на станции Лабытнанги. У нас впереди двенадцать часов, чтобы утром попасть на переправу, через реку Обь. Мы просимся у проводников переночевать, здесь же в вагоне, так, как провести ночь в кресле на вокзале, а затем почти десять часов в кресле Метеора, для шестидесятилетних людей перспектива не радужная.

Нам не отказывают, мы очень рады, так, как в незнакомом городе – такси, гостиница для пенсионеров удовольствие довольно дорогое. Мы пошли ознакомиться с окрестностями и узнать, как можно добраться до переправы. Разговорились с одним из водителей, и он предложил свои услуги, что за две тысячи рублей он нас завтра перевезет на ту сторону. Мы записали номер его телефона и обещали подумать.

 Позвонили родственникам, которые уже ездили этим путем. Оказалось, до парома езда на такси, пятьдесят рублей. Паром через реку бесплатно и для людей и машин. А там всего, сто пятьдесят рублей на такси, до нужной нам пристани. Мы конечно поняли, что на незнающих людях просто хотели сделать деньги.

Утром мы встали рано и с рассветом были уже на площади, где днем стояли такси. Простояли час, но ни одной машины в такую рань не было. Мы начали волноваться, когда подъехала машина. Но она оказалась по заказу сотрудника вокзала, молодой женщины. На наши просьбы взять нас до переправы, получили ответ заказчицы - Нам не по пути. Предложили оплатить ее заказ с доставкой до места, а после довезти нас. Но женщина стояла на своем.

Тогда супруга обратилась к водителю помочь нам, так, как нам надо было попасть на первый паром через реку, а до отхода рейсового Метеора оставалось чуть больше двух часов, а нам еще добираться далеко. И он, несмотря на недовольство женщины, сажает нас в машину.

Через тридцать минут мы были на переправе. Хотели водителю заплатить за всю дорогу, но он взял всего пятьдесят рублей и уехал. Мы пожелали ему всего доброго и меньше чем через час - были на той стороне реки. Но в эти выходные, автобусы и маршрутные такси были только днем.

 Попросили водителя, съехавшего с парома, довезти нас до пристани. Вначале он согласился, назвав сумму оплаты, а потом сказал, что не по пути уехал, несмотря на наши просьбы. Пришел второй, третий паром – с них съезжали легковые машины, но в нужную сторону они не ехали и нас не брали. Мы начали волноваться.

Времени до отхода нашего теплохода оставалось уже не так много, хотя и переправились первым паромом. Приехала еще машина с города, пассажиры вышли, а мы обратились к водителю с просьбой довезти до пристани. Получили ответ, что он закончил работу, у него бензина нет и ему ехать совершенно в другую сторону.

 Супруга стала уговаривать, так, как мы могли опоздать на теплоход, а Метеор, ходит через сутки. И нас ожидает, если опоздаем, ожидание в незнакомом городе в течение двух дней. И водитель, посмотрев на пожилых людей, соглашается.  Мы едем на заправку, а потом через весь город к пассажирской пристани.

Город находится в Заполярье, построен на вечной мерзлоте. Но в связи с тем, что развивается отрасль - Геология, город перестроен по последним архитектурным новшествам. И на всем протяжении пути были красочные архитектурные, неповторимые здания, сооружения. Еще в семидесятые годы, это был деревянный город, а сейчас он возвышался из стали и бетона над просторами необъятной тундры.

 Дорогой, чтобы скоротать, время рассказали водителю причину нашей поездки, семейную историю ее деда оленевода. Водитель лет тридцати молодой человек, слушал нас внимательно, иногда объясняя, что за здания, мимо которых мы проезжали. Он чуть-чуть временами заикался, видимо стесняясь своего дефекта, много не говорил, но речь была мягкой, неторопливой.

И чуть менее чем через час, были уже у речной пристани. Он выгружал наши вещи, с багажника, своих стареньких жигулей, а супруга стояла рядом держала деньги, чтобы с благодарностью рассчитаться с водителем, за его доброе отношение к пожилым людям. Но он тихонько отодвинул руку с деньгами и четко сказал – Денег не надо.

  Мы хотели настоять, чтобы он взял хотя бы, сколько положено, но он только сказал -  Вам счастливо доехать, и встретится с родственниками. Машина уехала. Мы от неожиданности даже не успели спросить, как его зовут?  Стояли и не знали, что сказать друг другу. И с наплывшей душевной теплотой, к незнакомому человеку, мысленно пожелав ему удачи и успеха в его деле, пошли к пристани.

 Наш Метеор, стоял у пристани, и до отхода оставалось тридцать минут. Купив билеты, через пятнадцать минут, мы были на борту теплохода. Напряжение этого отрезка времени начало отпускать. И всю дорогу, закрывая глаза, видели нашего водителя.

 На переправе, когда впервые увидели его – это был черноволосый немного сухощавый, молодой человек, на нем кожанка в заклепках, перчатки перед взором появлялся настоящий «Байкер». Это было первое впечатление. Но уже у пристани глядя в его теплые, лучистые глаза, и слушая, как-бы извиняющуюся, моментами немного заикающуюся речь, начинаешь понимать, что душевная теплота и доброта существует в нашем неспокойном мире человеческих отношений.

Через восемь часов, мы вышли на берег города Березово. Где, когда-то это был «острог» - местом ссылки графа Меньшикова. Нас по просьбе родственников, встретили и отвели нам отдельную квартиру. 

Рано утром мы были в аэропорту, заняли очередь. Дело в том, что билеты продают по записи двух дневной давности и получить билет, в день прихода маловероятно. Настроение упало, перед нами встала перспектива ожидания в несколько дней. Когда на самолет АН-2 были билеты проданы, мы в расстроенных чувствах от двух дневного ожидания следующего рейса -отошли в сторону, как вдруг прозвучало объявление, о выделении дополнительно борта вертолета Ми-8.

 Мы не знали, как все это объяснить, но пожелания водителя - Счастливо доехать, сбывались. И мы, через два часа были в Саранпауле, где нас встречали родственники. Неделя встреч пролетела незаметно. Впечатлений и информации за это время было получено огромное множество. А ощущение, что мы всю жизнь были знакомы с нашими родственниками, не покидало нас все время.

Сколько было доброты, тепла и слез радости пожилых людей, просто не описать. Прожив всю жизнь здесь за Уралом, куда ушли в трудные времена их родители, на родине своих предков были единицы. Самое огромное впечатление — это то, что ушедшие в том столетие жители с местности по реке Ижмы, по нынешним временам Коми – до сих пор считают себя – Коми - Зырянами, сохранили свои традиции и свой язык.

 Саранпауль, самый северный поселок в Зауралье, до Березово отсюда по реке около четырехсот километров. И цивилизация за эти годы не смогла сильно, изменить уклад нравов и язык Коми-Зырян. В обратную дорогу нас провожало чуть не половина жителей поселка, это были уже наши родственники.

 В Березово, у нас были сутки, посмотреть исторические места. Впечатлила седая древность этой местности. А также современное градостроение, приходящее на смену деревянному зодчеству. А через двое суток мы были дома, где нас ждали уже с нетерпением. Наш маленький хозяин - внук Дмитрий.

 С поставленной задачей справился. За, что ему в благодарность был куплен велосипед - его мечты. Были куплены подарки для внучки и женщине, которая была с детьми.

Телефонная, связь и интернет, по-прежнему, связывает родственников двух веков. А человеческая доброта - во все времена сопутствовала нашим людям. И хочется сказать – Люди,  будьте добрее и снисходительней
 по отношению друг к другу в этом сложном мире человеческих отношений.