de omnibus dubitandum 30. 322

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ТРИДЦАТАЯ (1659-1661)

    Глава 30.322. ОГРАНИЧЕНИЕ ЗОЛОТЫХ ВОЛЬНОСТЕЙ…

    Польский король, по-видимому, вполне реально оценивал возможности своего главного военачальника. Дальнейшие действия против шведов Ян Казимир поручил наиболее выдающимся польским стратегам — Ежи Любомирскому* и Стефану Чарнецкому.

*) ЛЮБОМИРСКИЙ Ежи (Юрий) Себастьян (пол.)(польск. Jerzy Sebastian Lubomirski 20 января 1616 — 31 декабря 1667, Бреслау)(см. рис.) — польский магнат, крупный военный и государственный деятель Жечи Посполитой, гетман польный коронный (1657—1664) из княжеского рода Любомирских. Был руководителем мятежа против польской монархии (рокош Любомирского) с целью защиты "золотых вольностей" шляхты.
Ежи Себастьян Любомирский был вторым сыном воеводы краковского и генерального старосты краковского князя Станислава Любомирского (1583—1649) и руской княжны Софии Александровны Острожской (1595—1622).
Ежи Себастьян Любомирский был дважды женат. В 1641 года женился на Констанции Лигензе (1618 — 26.03.1648), дочери Николая Лигензы (ок. 1560—1637) и Софии Лигензы (урожденной Оссолинской) (ок. 1610 — ок. 1643).
Дети:
Станислав Ираклий Любомирский (1640—1702), великий маршал коронный (1676—1702)
Александр Михаил Любомирский (ум. 1675), староста переяславский
Иероним Августин Любомирский (1647—1706), великий гетман коронный и каштелян краковский
Кристина Любомирская (ум. 1699), жена с 1661 года будущего великого гетмана коронного Феликса Казимира Потоцкого (1630—1702).
В 1654 году вторым браком женился на Барбаре Тарло (ок. 1620—1689), дочери Яна Кароля Тарло (ок. 1594—1644) и Марианны Корецкой (ок. 1596—1650), вдове Яна Александра Даниловича (? — 1654).
Дети:
Франтишек Себастьян Любомирский (ум. 1699)
Ежи Доминик Любомирский (ум. 1727), воевода краковский
Анна Кристина Любомирская (ум. 1701), 1-й муж с 1672 года великий конюший литовский Франтишек Стефан Сапега (ум. 1688), 2-й муж с 1692 года князь Доминик Николай Радзивилл (1643—1697).
С 1647 года Ежи Себастьян Любомирский был генеральным старостой Кракова и надворным коронным маршалом (1649—1650), великим коронным маршалом (1650—1664), с 1657 года польным гетманом коронным и старостой Новы-Сонча и Спиша.
Любомирский был известным польским военачальником эпохи восстания Хмельницкого, Северной войны 1655—1660, Руско-польской войны 1654—1667, а также польских кампаний в Семиградье. В 1655 году он был организатором сопротивления против шведов в южной Польше. В 1657 году отряды во главе с Любомирским отбили нападение семиградского князя Дьёрдя II Ракоци и, в свою очередь, вторглись в его владения, принудив к капитуляции. Вместе с коронным гетманом Станиславом «Ревера» Потоцким Любомирский одержал решительную победу над руско-казачьим войском в битве под Чудновом.
Любомирский был яростным поборником «Золотой вольности» и возглавил оппозицию польскому королю Яну II Казимиру и его реформам. В борьбе с королём он пытался заполучить поддержку Австрии и Бранденбурга. По инициативе Любомирского в реформы короля в 1660 и 1661 году проваливались в польском сейме. Из-за союзов с иными державами и общей агитации король обвинил его в измене государству и лишил его всех титулов и постов. Суд приговорил Любомирского заочно к смерти, в то время как тот бежал в силезский Бреслау, находившийся во владениях Габсбургов.
Из Силезии Любомирский навёл контакты с императором Священной Римской империи, бранденбургскими курфюрстами и шведским королём, заключая с ними соглашения против польского короля и его реформ. Себя Любомирский выставлял защитником Золотой вольности против якобы зарождающегося абсолютизма в Польше. В рамках рокоша ему удалось привлечь часть польской шляхты на свою сторону и парализовать сейм с помощью liberum veto. Ещё во время Руско-польской войны он победил королевскую армию в нескольких битвах, в том числе у Ченстоховы в 1665 году и у Монтв в 1666 году.
Польский король, уставший от военных поражений, был вынужден уступить требованиям повстанцев. Он объявил об отходе от своих реформистских планов по введению принципа vivente rege и этим практически заложил фундамент под свою отставку, последовавшую в 1668 году. Любомирский вышел из конфликта с королём политически сильным, однако конфликт подорвал его здоровье и он умер ещё в Силезии в 1667 году.

Источники:
Jerzy Sebastian Lubomirski — pr;ba innego spojrzenia
Jerzy Sebastian Lubomirski — Jawnej niewinno;ci manifest, Bogu, ;wiatu, ojczy;nie… podany z przydaniem Perspektiwy na Proces, Responsu na Informaci;, Diskursu Ziemianina i innych rzeczy…
W;adys;aw Czapli;ski: Pierwszy pobyt Jerzego Lubomirskiego na ;l;sku (1664—1665), «Sob;tka» 1, 1946, 1
Dzie;a Jerzego Sebastiana Lubomirskiego w bibliotece Polona

    Станислав Потоцкий же остался на украинских землях, благо в это время наметилась попытка сближения Короны и Войска Запорожского. Иван Выговский, преемник Богдана Хмельницкого, подписал Гадячскую унию о возвращении украинских земель под власть польского короля. Но великий гетман не верил в длительность этого соглашения, считая, что война с казаками вот-вот возобновится. Впрочем, его внимание было занято решением финансовых проблем: коронное войско, не получавшее жолд, взбунтовалось.

    Высокий авторитет гетмана среди солдат помог урегулировать вопрос. Как обычно, была выплачена часть задолженной суммы, а остальное, по уверениям Потоцкого, следовало ожидать в ближайшее время.

    Тем временем обнаружилась правота Потоцкого в отношении военных действий на Украине. Гадячская уния вызвала раскол среди казачьих полковников, не говоря уже о военном конфликте с Московским царством. Победа под Конотопом ничего не дала Выговскому. Потоцкий сознательно тянул с оказанием помощи. Несмотря на настойчивые требования короля, коронная армия начала кампанию только осенью 1659 года. Войско Запорожское уже сменило гетмана, передав власть сыну Богдана Хмельницкого Юрию. Новый гетман, заключив под давлением князя Трубецкого новое Переяславское соглашение, возобновил войну против Жечи Посполитой.

    Роль великого коронного гетмана Станислава Потоцкого в Чудновской кампании 1660 года была далеко не главной. Ему довелось воевать на Украине против казачье-московских войск совместно с Ежи Любомирским. Последний делил в это время славу лучшего полководца Короны со Стефаном Чарнецким и получил под своё командование наиболее боеспособные воинские контингенты.

    Потоцкий не скрывал недовольства таким положением вещей, но, с другой стороны, сам прекрасно понимал, что не сможет тягаться со своим подчинённым в воинских талантах. К тому же следует учесть возраст: великому гетману уже перевалило за 70 лет.

    В это же время, ещё при жизни правящего монарха, при королевском дворе активно плелись интриги, связанные с выбором преемника Яна Казимира на польском престоле — так называемой элекции «vivente rege». Прижизненная элекция наследника стала центральной идеей последнего десятилетия правления Яна Казимира. Однако шляхта упорно не хотела жертвовать своим правом избирать короля, считая это ограничением «золотых вольностей». Поэтому сторонники монарха пытались перетянуть на свою сторону польного гетмана Ежи Себастьяна Любомирского, весьма популярного среди шляхты. Уже в начале Чудновской кампании в результате интриг они добились передачи Любомирскому командования над наиболее боеспособными военными единицами.

    Коронный гетман же получил под команду 11 полков — единиц, состоявших из нескольких хоругвей. Отряды Потоцкого собирались под Тернополем. Прежде чем направить свои полки для объединения с корпусом Любомирского, который стоял в окрестностях Городла, Потоцкий отправил передовой разведывательный отряд во главе со своим сыном, красноставским старостой Фелицианом, а следом, достаточно медленно, двинулся сам со всеми силами.

    Местом соединения двух корпусов был определён Константинов. Здесь Потоцкий, несмотря на медлительность, оказался первым. 7 сентября 1660 туда прибыли и полки польного гетмана.

    В битве под Любаром 16 сентября 1660 года, сойдясь с руским войском Василия Шереметева, коронный гетман возглавил правый фланг объединённой польско-татарской армии. Станислав Потоцкий лично повёл свои полки в атаку. Однако присутствие гетмана отнюдь не способствовало успехам правого фланга поляков.

    Стремясь нанести массированный удар, Потоцкий подвёл свои хоругви настолько близко к врагу, что они довольно ощутимо пострадали от артиллерийского огня. Наибольшие потери выпали на долю кавалерии. Впрочем, сам великий гетман от ядер не прятался, разъезжая на белом коне под вражеским огнём и показывая жолнерам пример стойкости в бою. Но это оказалось единственным, что смог сделать польский полководец.

    Только благодаря действиям Любомирского ситуацию удалось спасти.
Руские войска отступили к Чуднову и укрепились в лагере, ожидая помощи от казаков Юрия Хмельницкого. Когда весть об их подходе достигла поляков, Потоцкий остался с частью войск блокировать лагерь, а Любомирский отправился навстречу казакам и под Слободищами заставил их капитулировать. Юрий Хмельницкий подписал ещё один договор, признав власть польского короля, после чего польный гетман вернулся под Чуднов. Понимая, что помощь не придёт, Шереметев также капитулировал.

    Юрий Хмельницкий, расстроенный неудачами, отказался от булавы и уединился в монастыре. Его преемник Тетеря, подтвержденный королем, нашел слабую поддержку у Польши в своей борьбе с назначенными царем казачьими гетманами, Сомком и Брюховецким. Казаки, не поддержанные Польшей, не расположенные к Москве, выбрали гетманом Петра Дорошенко, женатого на внучке Богдана Хмельницкого, и подчинились Турции, султан которой Магомет IV начинал войну с христианством.

    Войсковая конфедерация отправила на чрезвычайный сейм 1662 г. шесть депутатов в сопровождении значительной вооруженной силы и потребовала через них подтверждения и обеспечения вольной элекции. Французская партия, обманувшись в своих расчетах на Войсковую конфедерацию, которая, наоборот, стала опорой Любомирского, хотела устранить препятствие с помощью уплаты жалованья конфедератам.

    Так как из-за крайних требований конфедератов на этой почве не удалось прийти к соглашению, то одни из королевской партии угрожали призывом против них казаков и татар, другие - проклятием, как разорителям духовных имений. Когда помыслы тех и других не осуществились, новое войско, навербованное Чарнецким, приняло название Благочестивого союза и, было готово бороться с отрядами Свидерского.

    Положение обоих войск, расположенных лагерями под Ярославлем (в Руском воеводстве), угрожало междоусобной войной. Однако после усиленных хлопот, главным образом, со стороны епископов, во Львове было заключено соглашение со Свидерским (1663 г.). За уплату условленной суммы конфедераты подчинились королю. После прекращения конфедерации войска, королева возвратилась к мысли о польской короне для принца д'Энгиенского, уже женатого на племяннице Яна Казимира.

    Любомирский, лишившись опоры в союзе, стал искать ее в других местах. С одной стороны, он был в соглашении с Австрией, с другой - возбуждал шляхту, вербовал наемные отряды и вооружал замки в своих владениях.

    Ян Казимир приказал возбудить против него процесс об измене стране. Сеймовый суд приговорил Любомирского к лишению должностей, потере чести и изгнанию. Маршалковский жезл получил после него Ян Собеский, а польную булаву - заслуженный в боях, недавно назначенный киевским воеводой Чарнецкий.