Новогодняя благодарность. Из цикла Сохатиные этюды

Арнольд Малыгин
               
Предновогодняя суббота и воскресенье декабря. Срок лицензии заканчивался, есть ещё последняя возможность её закрыть. Поехали в знакомые места, где раньше встречали следы сохатых. Нас было четверо. Михаил, брат супруги, Володя, мой сослуживиц, а четвёртый водитель ГАЗ-69, с которым я познакомился во время поездки. Звали его тоже Михаилом. В те времена такие машины были редкостью в частной собственности, а у него она была. Его близкие родственники проживали в Ульяновске, и работали на заводе. У них была возможность приобрести для него автомобиль. Он же  работал с Михаилом на одном предприятии, и согласился съездить на охоту, посмотреть, как это происходит. Володя тоже впервые поехал на сохатиную охоту.


Расстояние до места охоты приличное, поэтому выехали рано утром в воскресенье. Суббота ушла на сборы и подготовку автомобиля. Приехали на место в середине дня. Во время обеда, решили пристрелять карабин. У меня был карабин «Лось-4» с оптическим прицелом. Остановились у озера. На его берегу валялась старая бочка. Хотя по ней стреляли другие охотники, но пулевых отверстий было немного. Мы их заткнули палочками, отмерили расстояние метров сто пятьдесят, и я стал стрелять с капота автомобиля. Под карабин подложил запасной бушлат, чтобы хорошо прицелиться, и выстрелил. Расстояние небольшое, стрелял я неплохо, поэтому после первого выстрела пошли посмотреть, куда попала пуля. Каково же было наше удивление, когда мы не нашли место попадания. Как бы тщательно не искали, мы его не обнаружили. Пришлось стрелять со ста метров. Пуля попала в самый верхний край бочки. Сделал соответствующие поправки, и через несколько выстрелов пуля ложилась в центр бочки. Я всегда делаю пристрелку, если долго не стрелял из карабина. Вроде всё сделали для успешной охоты и поехали искать свежие следы сохатых.


В конце декабря самые короткие дни. У нас светает в девять часов утра, а в три часа уже сумерки. Надо за светлое время найти свежие следы зверя, чтобы сделать успешный загон. Если же не получается выгнать сохатого, то на второй загон остаётся мало времени. Решили поторапливаться. Местность самая кормовая для сохатого. Верховья лесной речки с зарослями ерника, островков тальника, берёзы с лиственницей, небольших полян, а по краям  настоящий лес. Накатанная колея идёт вдоль леса, едем, и всё внимание на следы на снегу. Следы разные, старые, недавно появившиеся, но свежих следов нет. Обнадёживает нас то, что раньше нас тут никто из охотников не бывал, и наличие разных следов сохатых говорит о том, что они находятся где-то здесь. Главное найти место, где они залегли на днёвку. Сохатые питаются ночью, а днём выбирают место, где они могут отдохнуть спокойно. Если солнечная, безветренная  погода, то они ложатся прямо на месте кормёжки или на опушке леса возле больших деревьев. Если же погода пасмурная и дует ветер, то уходят глубоко в лес и там укладываются на отдых.


Едем дальше и замечаем свежие следы сохатого. Останавливаемся, осматриваем окрестность. Следы разной свежести и среди них совершенно новые. Среди ерника, укрытого снегом, возвышаются кусты тальника, объеденного сохатым. Среди сплошной снежной белизны эти тёмные кусты явственно видны. Замечаем по этим чёрным пятнам, что они заканчиваются возле небольшого леса. Определяем, что сохатый, объедая кусты тальника, направился к этому лесу, и, видимо, там залёг. Останавливаемся, совещаемся, определяем дальнейшие наши действия. Я с карабином остаюсь на месте, где редкие кусты, берёзки растут небольшой лентой до основного леса. Если стронуть сохатого, то самое вероятное направление его движение будет по этому месту. Остальные поедут дальше, объедут этот небольшой лесок, и начнут загон. Оружие наше было только у меня, карабин, да у Володи, двустволка шестнадцатого калибра. Как договорились, так и сделали. Я оделся теплее и занял своё место возле большого дерева, а ребята поехали дальше. Предупредил ребят, чтобы они сильно не кричали, это не загон на зайцев. Это там можно кричать, кто на что горазд. Здесь надо двигаться медленно, изредка ломая небольшой сухой сучок дерева. Сохатый слышит отлично, особенно в тихую, морозную погоду. Определит, где, кто двигается, и если загонщики идут медленно, то он быстро не побежит.


В момент загона напряжение нарастает. Ожидаешь, когда же начнётся загон, кажется, что время тянется долго, да ещё мороз приличный. Изо рта пар идёт, и слышно характерное шуршание, замерзающих капелек пара. Это говорит явно, что температура ниже минус пятидесяти градусов. Охота походить, отогреться, но нельзя. Наконец, после томительного ожидания раздаётся небольшой крик справа, а за ним слева. Это подали сигнал крайние загонщики, чтобы я мог ориентироваться, как расположился загон. Сразу отметил, что они растянулись в правильную линию. Лесок, где мы предположили, залёг сохатый, оказался точно посредине загона. Тут я весь напрягся в волнительном ожидании.


Надо отметить, что с пристрелкой оружия и езды на автомобиле в поисках свежих следов сохатых прошло достаточно времени. Время быстро идёт. Вот и у нас незаметно приближалось время сумерек, хотелось, чтобы быстрее проходило время. Глаза мои перемещались в разные стороны предполагаемого выхода сохатого. Задерживался на подозрительных тёмных местах и смотрел дальше. Был весь внимание. Наконец, раздался вдалеке оговорённый нами возглас, что сохатый тронулся. Я собрался и утроил своё внимание. Подобрал место возле ствола дерева, где я стоял, куда приложить карабин для надёжного выстрела. Сохатый появился неожиданно, легкой рысью двигался по островку леса и побежал в сторону основного массива леса, куда  мы и рассчитывали. Я пристроился к дереву и взял его на мушку, целясь чуть впереди его груди. Пробежав немного, он перешёл на шаг и остановился за небольшой группой деревьев. Чуть повернулся  в сторону загона, стал прислушиваться. Стоял он задом ко мне, чуть загороженный деревом. Стрелять было неудобно, не по убойному месту. Но я знал, что он немного послушает и побежит дальше, поэтому я не сводил с него глаз.  Определил, что выстрел будет не в сторону загона, и стрелять, можно не опасаясь. На самом деле, через некоторое время он побежал. Он бежал по кустам в сторону леса, и его хорошо было видно. Я уже хотел стрелять, но он опять остановился прислушиваясь. Так хорошо встал правым боком. Прицелился тщательно и выстрелил. Сквозь дым и пар, вылетевший из ствола, увидел, что он медленно пошёл. Я ещё два раза выстрелил по нему. Дым выстрелов рассеялся. Там, где стоял сохатый, его не было, только облако пара от его последнего дыхания поднималось на этом месте. Есть, мелькнуло у меня в голове, и я издал победный крик. Ребята ответили мне тоже восторженным воплем. Через некоторое время они вышли из леса, осыпанные снегом с деревьев, но довольные и пробежкой по лесу и результатом охоты. Собрались возле поверженного сохатого, полюбовались добычей. Михаил пошёл за автомобилем, а мы стали разделывать сохатого. Лось был молодой, по две спицы на рогах. Пока мы занимались с сохатым, подъехал Михаил. Все вместе доделали необходимую работу, уложили всё в машину. Половину шкуры положили вниз, на неё мясо, сверху закрыли второй половиной шкуры, сверху ещё закрыли плёнкой. Уселись теснее, заполнили лицензию, и со спокойной совестью поехали домой.


Потекли разговоры, делились впечатлениями, каждый рассказывал то, что с ним происходило во время охоты. Особенно говорливые были Михаил с Володей. Они первый раз участвовали в охоте, и новичкам всегда везёт. Настали полноценные сумерки, и мы ехали при свете фар. Миновали Покровск, стали приближаться к посту автоинспекции недалеко от посёлка Улу. Когда стали приближаться к посту, со второго этажа вышел автоинспектор и скорым шагом направился нам наперерез, махая полосатым жезлом. Мы остановились. Михаил открыл дверь, автоинспектор подошёл и потребовал документы. Ба! Удивился я. Да это знакомый молодой человек. Я поздоровался, он меня узнал, но ответил сдержано на моё приветствие. Я-то по наивности думал, что он обрадуется, увидев меня. Он, как ни в чём не бывало, осматривал документы, попутно спрашивая, откуда едем, что везём? Было видно, что машина загружена хорошо. ГАЗ-69 был с боковыми сиденьями, а на полу возвышалась большая куча, покрытая полосатой китайской плёнкой. Мы довольные отвечали, что возвращаемся с удачной охоты. Тут он встрепенулся, потребовал разрешение на охоту, на оружие. Я вступил в разговор. Николай, так звали автоинспектора, да у нас  все документы в порядке. Но он попросил, чтобы я взял карабин, документы и пошёл вместе с ним на второй этаж в помещение, что я и сделал. Там он внимательно осмотрел номера карабина, лицензию, и стал спрашивать меня, почему подстрелили сохатого. Я спокойно стал объяснять ему, что есть лицензия на сохатого, заполнена, как положено. Есть карабин, разрешение на его хранение и ношение, всё по закону.


У меня были права водителя профессионала. Мы в школе изучали автомобиль, и кто хорошо учился, мог получить права, попрактиковавшись в автошколе. Кроме этого у меня было удостоверение, что я мог обучать практической ездой курсантов- автомобилистов. Весной этого года Николай обучался у меня практической езде. Как-то раз он попросил меня съездить в Покровск, что в семидесяти пяти километрах от Якутска, ему очень надо было быть там по каким-то делам. Я посоветовался с директором Учкомбината. Он мне разрешил, только время поездки зачти в часы практической езды. Николай ездил уже хорошо. Было видно, что он и раньше управлял автомобилем, и мы поехали. Поездили по Покровску, устроили его дела и вернулись в Якутск.

 
Вот и сейчас, я рассчитывал, что он помнит эту услугу и отнесётся ко мне доброжелательно. Но ничего подобного. Разговаривал со мной официально. Видно было, что он завидовал, и никак не мог смириться с тем, что мы добыли сохатого, совершенно законно. Он ещё раз пересмотрел документы и стал звонить в Покровск, своему начальству. Стал объяснять ему сложившую ситуацию, напирая на то, что мы мясо сохатого везём. Начальник спросил у него, проверил ли документы, всё ли в порядке? На что Николай ответил, что проверил, всё нормально. Начальник сказал ему, что если всё в норме, так пусть едут. Я стоял и слушал этот разговор. Что у него в голове? Возможность показать, что он начальник на этом месте, и может позволить себе помыкать простым человеком. Или ещё что? Начисто, при этом, забыть мою услугу по его просьбе. Отдал с неохотой мне документы, а я пошёл к ребятам. Эпизод этот не повлиял на наше настроение, главное, что мы возвращались домой с Победой.
                Малыгин А.Г.