Сибирские огни - Иду на грозу

Светлана Петровская
                ПРЕМИЯ «ИДУ НА ГРОЗУ» и НОВОСИБИРСК
                Журнал"Сибирские огни", №12, 2023

     Жизнь взрослого человека довольно предсказуема : сменяются времена года, определенные обязанности, череда бытовых забот… В общем - то нет больших сюрпризов, ну и слава Богу.

      С возрастом неожиданности настораживает и пугают. Какой - то сбой - и все идет не по плану, непредсказуемым образом.
   
     Пессимиста это не обрадует, оптимиста и любознательного человека очень привлечет. Знала ли я, погруженная в предновогодние хлопоты южного города, что совсем скоро мне придет волшебное письмо по электронной почте, и его величество случай вытащит меня из привычного круга жизни и аккуратно переместит в другое место - ненадолго, но памятно.

      Что такое зима 2023 – 2024 в южном городе? Цветут пальмы, словно экзотические новогодние гирлянды, но все равно приходится наряжать елку, делать традиционную сельдь под шубой и пр…

    Но вот однажды, открыв почту, я обнаружила письмо, а в нем всего несколько строк. Оказывается, я получила Первую премию за повесть «ВОРОБУШЕК НА ЛАДОШКЕ» в литературном конкурсе «Иду на грозу»,  и мне предлагается приехать для получения приза в редакцию журнала «Сибирские огни».

      Сказать, что это было неожиданно, это ничего не сказать. Сочи и далекий Новосибирск! Два  дня ходила, не веря, и даже спросила организаторов, не произошла ли ошибка.

    Но ошибки не было. Я твердо верила, что случайностей не бывает, и название города Новосибирск прозвучало для меня неожиданно. Задумалась, почему именно Новосибирск, есть ли в этом какой-нибудь знак?

     Время словно остановилось, закрутилась назад. Нет, совсем не случайный город в моей жизни! Именно там, в Новосибирской области, моя молодая мама, выпускница пединститута, преподавала 4 года в сельской школе в далеком селе Угуй, именно там она встретила моего отца.

    И хотя я появилась на свет в солнечном Сочи и никогда не была в Новосибирске, но часть моих корней оттуда. Мой отец трагически погиб, когда мне исполнилось всего 5 лет, и я очень плохо его помню, но очень хорошо помню своего отчима, который удочерил меня, дал свою фамилию, нежно заботился обо мне и маме.
 
     Я носила его фамилию, у меня появился братишка. Время все сглаживает, вытесняет какие - то воспоминания, и у меня остались только воспоминания, дальние, далекие, как мой родной отец катает меня, маленькую, на спине, и я весело смеюсь.

    Эти воспоминания всплыли откуда-то из глубин памяти, а ведь вроде бы я совсем этого не помнила. Вот ведь как устроен человеческий мозг!

     Чтобы проверить это, я залезла в старую деревянную шкатулочку, в которой лежали какие - то старые ненужные детские безделушки на память и достала  желтую медальку- такую, которую выдавали каждому советскому ребенку, которого регистрировали в загсе как гражданина Советского Союза. И там было написано: Светлана Александровна, а я всю жизнь была Светланой Викторовной.

       Я решила лететь. Что я могу вам рассказать про Новосибирск? Самолет, снег на улице, совсем другой воздух - колючий, холодный.  Непривычная теплая одежда, ботинки на меху, пуховик, теплая шапка, варежки...

    Я переночевала в гостинице, наблюдая, как искрится на крышах снег, а утром, с непривычки скользя, со скоростью черепахи отправилась искать редакцию журнала.
 
    В незнакомом городе очень легко заблудиться, но я не боялась этого, включила навигацию в телефоне, всего десять минут дороги, но специально сделала несколько кругов вокруг искомой точки, чтобы почувствовать город.

    Что я знала о нём? Не очень старый, но сейчас уже третий по численности населения в России, Новосибирск обязан своим появлением на свет Транссибирской магистрали: в конце XIX века император Александр III придумал соединить Дальний Восток  железной дорогой с остальной Россией. Строить начали с двух сторон — от Владивостока и от Челябинска.

     Руководить проектом было поручено цесаревичу Николаю Александровичу — и 19 марта 1891 года он лично высыпал первую тачку земли там, где началось строительстве вокзала во Владивостоке. К 1893 году в селе Кривощеково на берегу Оби появились рабочие и инженеры-мостовики. 1893-й год  и считается годом основания Новосибирска.

     В Первую мировую войну – это один из важнейших центров снабжения армии, в Гражданскую – столица Сибири, а в Великую Отечественную - поставщик  продовольствия и  военной техники. Название «Новосибирск» он получил в декабре 1925-го на Сибирском краевом съезде Советов.

     Я пробиралась по плохо очищенным от снега тротуарам, шла и вспоминала то, что прочитала вечером в интернете, смотрела на людей.

     Люди как люди, много молодежи и студентов, все куда - то спешат, зима не красит большие города. Заглянула по пути в кофейню, такую же, как у нас, кстати: серф- кофе. Стаканчик горячего капучино и улыбки продавцов примирили меня с этим холодным городом.

     Миновав несколько интересно отреставрированных особнячков прошлого века, наконец - то вырулила на нужную улицу. Домик прежде был домом купца, потом гостиницей, а потом перешел к редакции журнала «Сибирские огни».

    Деревянный, уютный, с наличниками, двухэтажный, но комнатки внутри маленькие. По узенькой лестнице можно спуститься в подвал, где бережно хранятся архивы, старые номера журнала с 1922 года.

    Меня и других победителей в конкурсе очень тепло и радушно встретили, напоили чаем. Во главе дружной команды журнала стоит замечательный человек - писатель с большой буквы Михаил Николаевич Щукин. Большой писатель, автор более четырех десятков книг, главный редактор старейшего литературного журнала Сибири, лауреат литературных премий, коренной сибиряк.

     Его роман «Имя для сына» был издан тиражом в три с половиной миллиона экземпляров! Простой в общении, с добрым и хитрым прищуром глаз, он каждому нашел доброе слово, и вот мы сели в машину и отправились на церемонию награждения в небольшой рабочий посёлок Кольцово. Он находится в 25 км от центра Новосибирска, имеет статус наукограда.

     Кольцово основано в 1970-х годах — тогда тут начали строить жильё для сотрудников Всесоюзного НИИ молекулярной биологии, раньше так назывался федеральный центр «Вектор». Бурное развитие Кольцово пришлось уже на 2000-е — посёлок активно строился и стал уютным и комфортным местом, куда переезжают жить из Новосибирска и других городов.

     Это гордость Новосибирска во всех смыслах – город научных разработок и с комфортным проживании людей !!! И всё это благодаря мэру Николаю Григорьевичу Красникову.
   
     Выборному мэру Кольцово удалось с честью миновать лихие 90-е.  Это сторицей вернётся потом, когда времена изменятся, а Кольцово станет наукоградом. Николай Григорьевич не искал личной выгоды и не набивал свой карман. Всё заработанное городом шло в дело, в развитие Кольцово. Это – мэр, который по утрам совершает пробежки без всякой охраны, мэр, который пишет замечательные стихи, мэр, который является инициатором многих начинаний и спонсором многих конкурсов. Благодаря ему в Кольцово великолепная школа искусств, где проходила церемония.
 
      Мы познакомились с директором, и она провела небольшую экскурсию по школе. Мне, проработавшей в школе искусств 20 лет, это было очень интересно. Я восхищалась оборудованием классов: музыкальных, танцевальных, художественных… Здесь есть даже зимний сад со скамеечками, где под пальмами и цветущими растениями дети и родители могут отдохнуть.

      Сама церемония проходила в замечательном актовом зале школы и награждение чередовалась с музыкальными номерами, для нас играли учителя школы – на трубе, вариации на аккордеоне, звучала флейта в сопровождении фортепиано.

    Номинаций конкурса было 5: проза о педагогике, очерк о педагогике, проза о науке, очерк о науке и за вклад в научное сообщество. Моя маленькая повесть о детском доме, затерянном на далеком Севере, была отмечена в номинации «проза о педагогике». 
 
       Я познакомилась с другими номинантами, это замечательные люди, которые преподают в университете, в школе, мы обменялись адресами и своими произведениями. Теперь с удовольствием их читаю. Добраться до далекого села Угуй, где преподавала моя мама и похоронен мой отец, мне не удалось – Новосибирская область такая большая, а снега в этом году было столько много… Возможностей не было, но я все равно почувствовала, что я рядом  со своими корнями.

    Из рассказов мамы я знала, что мой дедушка-белорус был сослан в Угуй, а бабушка по отцу – местная, из Угуя.

    Еще одну ночь я провела в доме жены маминого ученика, весь вечер мы смотрели старые фотографии сельской школы и ее обитателей. Поверьте, я словно перенеслась почти на 60 лет назад, почувствовала то далёкое время – без современных гаджетов, в этой глубинке порой и не знали, что происходит в центре страны, новости доходили позже. Но дети были талантливы – пели, играли в спектаклях, учились, мечтали…

     Опять самолёт, позади сибирские морозы, и вот уже морской ветер треплет волосы, долой шапку! И вновь я погружаюсь в свой привычный южный мир, круговорот жизни захватывает…

     Что это было – маленький эпизод, знак из прошлого, намёк на будущее? Не знаю…
 
     Ещё предстоит прочитать романы и повести Михаила Щукина, перечитать повесть мамы о своей юности… Может, вдохновение сподвигнет на что-то ещё?

    Поразмышлять, как непредсказуема судьба, которая вяжет узелками разные жизни, времена и места...

    А повесть есть на моей странице.