Мастер и Маргарита. Рецензия на фильм 16. 0

Виктор Томилов
   Пора бы уже закончить с аллюзиями, да, да, именно с аллюзиями, хотя ,
пожалуй, и иллюзиями тоже. Какие могут еще оставаться иллюзии
относительно аллюзии после просмотра двух приложенных фотографий —
фотографии Коровьева из фильма ,,Мастер и Маргарита'' Михаила Локшина и
фотографии пресс-секретаря президента Российской федерации Дмитрия
Пескова?!
     Признаюсь, что в кинотеатре мучительно пытался понять кого же мне так до
боли напоминает персонаж по фамилии Коровьев, но, увы... Более того, даже
дома в течение долгих дней не сообразил... Что поделаешь — тугодум,
признаю...
       Спасибо интернету, на ютюбе в одном из роликов человек от мира кино
объяснил. Разумеется, сейчас найдется читатель, а в этом даже не приходится
сомневаться, который скажет — Да, ладно, это просто совпадение!
   Может и совпадение... Но уж больно усы смущают - один в один. Выскажу
свое личное мнение — полагаю, что у Дмитрия Пескова хорошее чувство
юмора, а он это уже демонстрировал, и поэтому думаю, он только посмеется и
даже порадуется — ведь он теперь войдет в историю не только как пресс-
секретарь , но и как прообраз Коровьева в главном киношедевре двадцать
первого века - фильме ,,Мастер и Маргарита'' Михаила Локшина! Не шучу!!!
Шучу, конечно... Коровьев при Воланде, Песков при...
    Что еще хочется сказать? Аллюзиями, повторюсь, Михаил Локшин
буквально нашпиговал кинокартину. И это хорошо. Но в таком подходе
существует и серьёзная опасность - есть вероятность переборщить. А вот этого
допускать никак нельзя. Нельзя, что бы фильм превратился в ребус или
кроссворд и зритель только тем и занимался во время просмотра фильма, что их
разгадывал. Зритель должен в кинотеатре получать в первую очередь
удовольствие от самого просмотра, то есть от картинки, от игры артистов, от
музыки, от костюмов. Он должен получить эмоции, ведь для этого собственно и
существует искусство. И надо отдать должное Михаилу — несмотря на
изобилие аллюзий ему удалось выдержать меру.
    Мне тоже следовало бы взять в этом пример с Михаила Локшина, но не могу
удержаться от искушения, и поэтому продолжу рассказ об аллюзиях в фильме.
И речь сейчас пойдет о самом конце фильма. О сцене, в которой показана
горящая Москва. Она очень важна. И поэтому хотя в начале статьи о ней
упоминалось, есть смысл еще раз поговорить. Мною было обещано, что будет
разбор псевдокритиков, а обещания следует выполнять. Или сдерживать? Ну,
думаю, что это одно и тоже.
     Псевдокритиками я называю людей, которые не знают и не понимают язык
кино, но авторитетно высказывают свое мнение. Так, некоторые из них
заявляют, что сцена горящего города просто слизана с фильма ,,Бойцовский
клуб''. Поясняю … Это аллюзия. Авторы фильма ,,Мастер и Маргарита'' дают
отсылку к известному во всем мире фильму ,,Бойцовский клуб''. И это
нормально. Это обычная практика в мире кино.
     В России нашлись и люди, которые увидели в кинокартине ,,Мастер и
Маргарита'' антисоветскую и антироссийскую пропаганду. Увидели как раз в
сцене горящей Москвы. Объясняю. У Михаила Булгакова было как минимум 5-
6 черновиков с различными вариантами романа ,,Мастер и Маргарита''.
Сценарист Роман Кантор и режиссер Михаил Локшин самым внимательным
образом не только прочитали роман, но и изучили черновики. Так вот — в
одном из черновиков как раз пожар в Москве есть! То есть тут, можно сказать,
режиссер использовал один из вариантов , рассматриваемых Михаилом
Булгаковым! Кстати, существует мнение, что сгорает в Москве по Булгакову
все старое, мещанское...
      Более того, по -моему личному мнению,могу и ошибаться, Локшин решил
подстраховаться, ведь не все зрители читали черновики романа и показал
газовые трубы, мол пожары из-за несоблюдения правил обращения с газом!
Кто-то из зрителей может оценить сцену с показом газовых труб как
большой черный юмор — город горит, полыхает, а зритель видит рядом с
газовыми трубами плакат — ,,Газ в каждый дом'' . Типа, чтобы еще лучше
горело и взрывалось!
      На самом деле всё ещё намного интереснее. Это очередная аллюзия.
Неизвестно висели ли плакаты ,,Газ – в каждый дом'' на газовых трубах в
тридцатые годы двадцатого века. Но достоверно известно, что такой лозунг
появился и стал популярен, кто бы мог подумать! в двадцать первом веке!!!
    Кандидат в президенты Российской Федерации Григорий Явлинский 12 марта
2018 года изложил на пресс-конференции журналистам программу
разработанную партией ,,Яблоко'' — ,,Газ - в каждый дом''. Любопытно, что
сейчас, в 2024 году, в интернете можно прочитать о программе ,,Газ - в каждый
дом'' , как об инициативе партии ,,Единая Россия''. Чудны твои дела Господи.
       Не знаю, кто их двоих, Михаил Локшин или Роман Кантор придумал
данную аллюзию, но получилось, на мой взгляд, довольно остроумно и
злободневно,совсем прямо  в духе Михаила Афанасьевича Булгакова.
                2.03.2024
                P.S. Продолжение последует.