Мастер лунной дорожки -2

Владимир Федулов
Таинства
Архипа КУИНДЖИ
(1842-1910 гг.)

***
Продолжение.
Нач. см.:
http://proza.ru/2024/02/28/843

***

Глава 2. Союз  КУИНДЖИ -
          Архипа и Веры.

В жизни художника Архипа Ивановича КУИНДЖИ,
как мы понимаем, было две страстных любви,
что даются на всю  жизнь:

1). К живописи (о чем 
начали говорить в первой главке
очерка и продолжим сегодня);

2). К своей невесте, а потом жене Вере Леонидовне Шаповаловой-
Кетчерджи ( 1854 или 55 г., - 20-е годы 20 века), дочери  купца, о чем подробнее
пойдет речь в этой главке.

И, если выбирать очередность этих номеров, то не уверен,
в той ли последовательности 
их расположил…

Судите сами.

Познакомились они в родном Мариуполе, по некоторым сведениям,
в 1863 г., когда Архипу был 21 год, а Вере – 9( ?), что вызывает
сомнение! Однако в  заметках близкого друга Куинджи художника  Ильи
Репина от 1913 г. есть упоминание о портрете отца будущей жены
Куинджи – купца Шаповалова- Кетчерджи, который писал, по его словам,
17-летний Архип Куинджи…

Получаем, раз он 17-летний,
то 1852-й год, в котором Вере вообще было лишь 4 года и
о их взаимной любви не могло быть речи!

Из чего следует, что Архип Куинджи был знаком с семьей купца задолго
до возникшей любви к Вере, а она росла и расцветала практически у него
на глазах!

Пока Вера училась в   Институте благородных девиц
в Керчи,
а потом и окончила его, он зарабатывал на жизнь, ретушируя фотографии
в ателье и, в 1868 г. держал, но провалил свои первые экзамены 
в Академию художеств  Петербурга.

Любуясь  расцветавшей Верой, он полюбил ее, но думать о сватовстве  не мог: кто он -
нищий художник, и кто она- благородная девица из
богатой  семьи!

Работая ретушером фотоателье
и зарабатывая деньги на
краски и холст, 
21 августа 1868 года он представил на суд Совета Академии свою первую
картину «Татарская деревня
в Крыму при лунном свете». Решением Совета
картина была одобрена и направлена на академическую выставку, а Куинджи
получил звание свободного художника и мог посещать
лекции в вольным слушателем. А еще через 2 года,
в 1870- м, ему вручили
диплом неклассного художника Академии.

Следующие 5 лет прошли для него под знаком Товарищества передвижников, когда
сдружился с коллегами по Академии художниками Ильей  Репиным, Виктором
Васнецовым , Иваном
Крамским, который снимал, кстати, соседнюю с ним 
квартиру… 
Картины того периода, в т.ч. по итогам первого путешествия
на остров Валаам: «Осенняя распутица» -1870 г.,
«Ладожское озеро»-1871 г., «На острове Валаам»
-1873 г., «Забытая деревня -1874 г., "Чумацкий тракт в
Мариуполе»-1875 г. и др.).

А вскоре к Архипу как художнику приходит
известность – коллекционер
Павел Третьяков приобрел две его картины , заплатив
1,5 тыс. рублей – невиданные для Архипа деньги, на которые он смог выехать в Париж ,
где в 1875 году встретил
своего друга Илью Репина.
Вот с ним-то, в дружеской беседе, он и поведал Репину, что надумал
жениться, наконец, на своей давней избраннице и землячке из Мариуполя
купеческой дочери Вере, а средства на свадьбу у него теперь есть!

Продажа картин сделала художника состоятельным человеком и позволило
ему осуществить главную мечту своей жизни – предложить руку и сердце
богатой землячке  Вере Леонтьевне и получить ее согласие!

Свадьба их, состоявшаяся вскоре, по греческому обычаю была большой
и шумной. Молодые отправились в свадебное путешествие на остров Валаам, где Архип,
попав сюда во второй раз, плодотворно работал,
создавая знаменитые пейзажи. Он отрабатывал и создавал
свой стиль творчества, превращая цвет в свет и создавая невероятные тайны ночи, едва освещаемы
волшебный светом луны -  выжатого лимона…

Найдя свой стиль как особенностями зрения, различавшего полутона, так и
мастерством смешивания красок, добавив сюда  элексир любви и
душевного покоя,  созданный эффектом присутствия рядом любимого человека -
супруги Веры, художник Архип
Куинджи стал ваять
рукотворные
чудеса!

Это полотна «Украинская ночь» (1876 г.),«Вечер на Украине» (1878 г.),"После дождя " и
«Березовая роща» ( обе -
1879 г.). И,наконец, его
главный шедевр «Лунная ночь на Днепре» (1880 г.).

Уже картина «Украинская ночь» ошеломила зрителей и на ее просмотр
выстаивались километровые очереди, а  при  взгляде на
"Лунную ночь на Днепре"
зрители, не веря глазам своим, заглядывали за рамку
картины, ожидая обнаружить там установленную для подсветки лампу...

Работая над  этим полотном, Куинджи приглашал в мастерскую друзей и
знакомых, среди которых бывал писатель Иван Тургенев (1818- 1883 гг.) – в те времена
членкор Академии наук по разряду русского языка и словесности,  восторженный
рассказ которого об этой картине услышал  великий
князь Константин
Константинович Романов, который купил затем
«Лунную ночь на Днепре» у Куинджи за баснословную
сумму в 5 тыс.рублей.

И долгое время  князь  не расставался с этой картиной,
беря ее с собою даже в
морских походах...

***
Ряд полотен А.И.Куинджи, скопированных на холсте масляными красками
самодеятельным художником – моим отцом, шагнули и в
мою юность,
памятными картинами на стенах отчего дома- «Березовая
роща», что очищает и
возвышает реальность, добиваясь яркости и
«звонкости» красок и солнечных цветовых решений; «Ночное» -
рассветное туманное утро с  пасущейся на крутом речном берегу лошади, чей силуэт притягивает взор на фоне розовеюшего на глазах
неба.

И, конечно, «Лунная ночь на Днепре», чарующее волшебство которой уже отмечалось.

Куинджи владел иллюзией вибрирующего лунного света!
И, хотя время оставило свой отпечаток и картина стала темнеть, его лунное сияние
и сегодня остается в силе, заставляя зрителей задуматься
о Божественном и вечном…

Эта картина памятна мне и другим.

Отец, очарованный лунной дорожкой Куинджи, пытался создать на своем полотне нечто
подобное, написав маслом  нашу ночную детскую
забаву – картину «Проводы Масленицы». Там, на поле за деревней в ночи, мы жжем
видное издалека и для мальчишек из других деревень тоже, провожающих свою
Масленицу,- огненное колесо, укрепленную на березе
и облитою керосином подожженную нами старую покрышку от колеса
автомашины!

На картине отца  оно, то огненное колесо, ярко светит
на березе в зимней ночи, словно луна, а наши фигурки
полукругом вблизи, освещенные его багряным отблеском, пляшут вокруг ангелами ночи...

Эта картина памятью об отце, художнике Куинджи и далекой юности, и сегодня, к счастью
для меня, сохранилась!

***
Создавая невероятные ночные пейзажи, едва освещенные лунным светом,
Архип Куинджи творил чудо: ночь на его картинах таинственна и полна
мистики, а лунный свет не давал покоя его коллегам-художникам…

Вызывая не только восхищение, но порою и зависть!

Не случайно, начиная 
с  1882 года, когда он в последний раз выступил
перед публикой с новыми произведениями, пошел
почти на 20 лет период
его затворничества -
«молчаливый период по
жизни», когда он "ушел
в себя", общаясь  лишь
с любимой супругой Верой Леонтьевной, да парой -
тройкой давних друзей, занимаясь не только живописью…

Об этом важном периоде его жизни  поговорим подробнее завтра, а пока лишь отметим,
что, живя отшельником в
Крыму и продолжая эксперименты
с красками и цветом, он занимался, советуясь
с супругой, и сделками с недвижимостью, а также 
свел близкое знакомство,
ставшее дружбой, с известным
ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907 гг.),
участвуя вместе с супругой в
его традиционных «средах».
А  Вера Леонтьевна при этом  помогала Менделееву,переводя его научные статьи на
французский язык ...

01.03.2024 г.

     (Окончание следует).

На снимке:
А.И.Куинджи и его супруга
Вера Леонтьевна, чей портрет,
позируя часто для  друзей сам, он нарисовал лишь однажды,
да и то как карандашный
набросок…

Фото из интернета