Чеченский тайп - это род или братство?

Айза Барзанукаева
Точка зрения на этот вопрос автора монографии «Чеченские тайпы» С.А. Натаева.
В апреле 2013 года  в  Центральной городской библиотеке Грозного (ныне Национальная библиотека им.А.Айдамирова) прошла презентация книги кандидата исторических наук, доцента кафедры истории народов Чечни Сайпуди Натаева «Чеченские тайпы. Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев».
Присутствовавшие на презентации ученые-историки отметили, что тема исследования  является одной из наиболее сложной и дискуссионной в историко-этнографическом кавказоведении. В книге дано авторское видение социальной сущности чеченского тайпа, его структуры, генезиса и социальной динамики в хронологическом разрезе до середины ХIХ века. Ныне покойный этнограф, кандидат исторических наук С.-М.Хасиев (Дала гечдойла цунна) сказал, что «Сайпуди Альвиевич проделал фундаментальную работу. Каждая книга подобного рода является очередной ступенью на пути научного познания. Это огромный труд, большой шаг вперед в науке. С.Натаев работал над этой книгой 30 лет, он пропустил эту тему полностью через себя».
 - Идея изучения тайпов принадлежит Натаеву. Кроме того, над этой трудной темой работает только он. Я писал рецензию на данную монографию. Это довольно уникальная книга. В ней собраны суждения многих ученых по этой проблеме, хотя большинство из исследователей занимались ею попутно. Смело могу утверждать, что она является академическим изданием. Сегодня ее можно рекомендовать широкому кругу читателей, - подчеркнул доктор исторических наук М.Багаев.
А затем,  после публикации материала агентства «Грозный-информ» о презентации этой книги, в социальных сетях в рубрике «Комментарии» появился шквал вопросов-просьб пользователей сетями: «Кто читал? У кого есть?», «Если найдется кто-либо, у кого эта книга есть, скиньте мне тоже. Баркалла», «Мне тоже скиньте», «Всем кидайте! Ок? Дела реза хуьлийла». А некоторые писали просто коротко: «Мне тоже))». Конечно, речь идет об электронной версии книги. Но это показатель интереса к содержанию книги!
Через год, 11 сентября 2014 года, в Ростове прошли IX традиционные Ждановские чтения «Социокультурный фактор единства и духовной безопасности народов России». Они были посвящены 95-летию со дня рождения советского и российского ученого, академика РАН  Ю.А.Жданова.
Организатором мероприятия выступила Общественная палата Ростовской области, Институт социологии и регионоведения Южного Федерального Университета и Фонд развития науки, культуры и образования Ю.А.Жданова.
После завершения работы Ждановских чтений были подведены итоги VIII Международного конкурса научных работ им. Ю.А.Жданова по кавказоведению и южнороссийскому регионоведению. По итогам конкурса Дипломом II степени был награжден кандидат исторических наук, доцент кафедры «История народов Чечни» исторического факультета ЧГУ Сайпуди Альвиевич Натаев – за монографию «Чеченские тайпы».
Книга имела столь широкий резонанс, что ее переиздали в 2019 году. В аннотации к книге сказано: «В монографии рассматриваются проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев «тайп» и «тукхам» в исторической литературе. Рассматриваются этносоциальная и этнотерриториальная структура Чечни изучаемого периода в авторской концепции. Книга адресована историкам, этнографам, ученым-обществоведам, студентам исторических, гуманитарных факультетов вузов и широкому кругу читателей, интересующихся историей Чечни».
О своей работе над этой книгой автор рассказал на встрече с участниками Литературной гостиной, которая функционирует в отделе национально-краеведческой литературы (заведующая Яхита Юниевна Духаева) Национальной библиотеки им.А.Айдамирова. Долгожданная встреча с ученым состоялась 9 апреля 2022 года. По устоявшемуся правилу, Яхита представила присутствующим гостя: «Чеченский историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История народов Чечни» Чеченского госуниверситета. Автор монографии «Об общественном институте «тукхам» у чеченцев» и сорока научных работ, посвященных в целом истории чеченского народа. Специалист по чеченским тайпам».
При всей важности и ценности этого фундаментального труда С.Натаев очень скромно говорит о том, чем он занимался долгие годы и что из этого вышло.
А вышла бесценная книга «Чеченский тайп», содержание которой  развеивает многие мифы о происхождении тайпов, так как автор дает точное объяснение названиям тех или иных тайпов. На базе имеющихся в литературе исследований по чеченскому тайпу и генеалогических преданий, фольклорных материалов С.Натаев  составил  перечень чеченских тайпов. Он состоит из 366 названий, среди них есть исчезнувшие тайпы и те, которые имеют инородное происхождение.А об объеме проделанной работы свидетельствует перечень использованной литературы, статей и авторефератов  – их 165! Тайп впервые в научной литературе рассматривается не как классический род, а как братство (вошалла) институт социальной организации чеченцев, инструмент для управления и регулирования общественных, экономических, семейно–брачных отношений в  обществе.
        Тайп рассматривается не как застывшее явление, а в исторической трансформации,  в развитии с учетом ландшафтного фактора, то есть разницы условий жизни в горах и на равнине Чечни.
        Установлено соотношение  структурных компонентов тайпа и определены их социальные функции на разных этапах исторического развития чеченцев. 
Дана новая трактовка семантики этнографических терминов: «тайпа», «вар/ваьр», «гара», «некъи», «цхьана ц1ийна нах», «доьзал».
 В исследовании представлена авторская модель этносоциальной структуры чеченского общества в исследуемый период до середины XIX в.
По мнению  ученого, среди исследователей нет единого мнения и в определении социальной сущности  института тайпа и  термина тайп, как социальной категории и термина родства. В литературе часто употребляется и ингушский вариант обозначения данного социального института – тейп, а правильно будет использование  чеченской лексемы тайп/ тайпа.  Тайпу приписывается разное социальное содержание.
         Чеченский тайп до сих пор определяется как классический
«первобытный» род, хотя в науке уже давно подвергнута сомнению моргановская теория общинно-родового строя. Основными положениями своего исследования автор считает:
     - ошибочность   дефинирования  исследователями термина «тайпа», как «классический род» и  использования термина «тукхум», как синоним социальных категорий: «племя», «союз родов»;
    -  чеченский тайп - это не классический род, а братство(вошалла), то есть ассоциация родственных и неродственных (социальных) групп, объединенных едиными социальными, экономическими  интересами и мифологическим родством;
   -   признаки ирокезского рода по Л.Ю. Моргану, ведущего родство по матрилинейной линии и относящегося к классификационной системе родства, не могут быть автоматически перенесены на чеченский «тайп»  в силу того, что в чеченском тайпе родство ведется по патрилинейной линии и относится к описательной системе родства;
     -  формирование основных нахских обществ и тайпов, существующих и поныне, происходило в XV веке, когда, по утверждению М. Мамакаева, начался процесс «второго издания тайпового строя», где  определяющим стал признак кровного родства, а не территориальный или профессиональный и другие признаки;
     -  тайп – это следствие реакции чеченского этносоциума на сословно–иерахическую экспансию извне и внутри общества. Вторичное возникновение тайпов - это попытка вернуться к «естественному порядку», общественному устройству, где по возможности максимально соблюдается гармония интересов личности и общества.
У успевших прочитать или хотя бы вкратце ознакомиться с содержанием этой ценной монографии было много вопросов к автору. Встреча длилась около трех часов, которые пролетели для нас незаметно. Сайпуди Альвиевич популярно рассказал о некоторых аспектах рассматриваемого вопроса. За последние десятилетия, сказал он, появилось немалое количество работ, напрямую или опосредствованно связанных с изучением феномена чеченского тайпа. И тем не менее, целостная картина, описывающая природу, структуру и историческую динамику этого социального института, до сих пор отсутствовала. Восполнить этот пробел и призвана настоящая работа, в которой удалось проследить, как происходил и эволюционировал процесс изучения чеченского тайпа, как изменялись подходы и методы его изучения, позволившие в итоге большей частью уйти от предвзятых оценок к более объективным взглядам на его сущность, сделать вывод о том, что в политическом отношении этнотерриториальные объединения Чечни были децентрализованными, территориальными союзами чеченских тайпов, которые не имели единой политической власти в виде монархии, княжеского правления, характерной для стран мира и России. А Чечня была конфедерацией чеченских тайпов (С.Н.)
 В Чечне были зачатки гражданского общества, власть была на горизонтальном уровне, т.е. носителем власти являлся народ, и исполнительные функции власти были сосредоточены в местных органах, в отличие от классовых обществ, в которых существовала жесткая вертикаль в управлении обществом. Благодаря этому в Чечне на первом плане был приоритет интересов личности в гармонии с интересами общества. «Я хотел показать разграничение степеней родства, структуры тайпов, что они социальны в своей сущности, а по структуре не могут быть родом», - подчеркнул С.Натаев.
В завершение встречи в Литературной гостиной Сайпуди Альвиевич уточнил, что его исследование является первой попыткой системного анализа всего корпуса материалов   о тайпе, который впервые  рассматривается не в качестве классического рода, как многие годы было принято в научной литературе, а как социальный институт и инструмент  регулирования общественных, экономических, семейно-брачных отношений в обществе.
Участники Литературной гостиной получили большую пользу и незабываемые впечатления от общения с ученым-историком. Редко когда научный труд  вызывает у читателей такой неподдельный интерес. Потому и не торопились участники встречи разойтись и задавали без конца вопросы, благо что гость сам тоже, на наше счастье, не торопился расстаться с нами. Один из участников Литературной гостиной, член Совета по культуре при Главе и Правительстве Чеченской Республики Али Хачукаев подвел своего рода итог нашей беседе, сказав, что С.Натаев доказал, что этот социальный институт не является продуктом распада родовой общины, наоборот, тайп – это следствие сегментации семьи. И второе:  никогда нельзя делить народ по тайпам.
А заядлый читатель, библиофил Т1аус  Минаев, как всегда, был конкретен, сказав, что автор монографии убедил его в том, что братство по тайпу важнее паспорта!
Говоря о значимости этой монографии, Яхита Духаева обратила внимание присутствующих на заголовки, вынесенные в «Содержание»: «гл.1.Социальная сущность чеченского тайпа; гл.2.Структура чеченского тайпа; гл.3.Генезис и социальная динамика чеченских тайпов; гл.4. Семантика этнонимов чеченских тайпов; гл.5. Этносоциальная структура Чечни в XVIII-IX (по данным этнонимики и фольклора чеченцев; гл.6. Об общественном институте «тукхам» у чеченцев; гл.7. Этнотерриториальное деление Чечни в 18-19 вв.; гл.8.Некоторые проблемы этнической истории чеченцев»,  подчеркнув тем самым масштаб исследования. Действительно, эта работа, проделанная ученым, заслуживает серьезного внимания и интереса, а сам автор – глубокого уважения.
У меня же, автора этих строк, примешивалось еще и чувство гордости за своего односельчанина, однотайповца, с которым и училась в одной и той же Староатагинской средней школе №1 и двумя годами раньше него окончила 10 классов. Поскольку два года после окончания школы по предложению директораХ.А.Акаева я работала в родной школе старшей пионервожатой, то год поступления в ЧИГУ у меня тоже, как и у С.Натаева, 1969-й. Выдержав жесткий конкурс (11 человек на место), Сайпуди стал студентом исторического факультета. О студенческих годах, о родной школе и Старых Атагах  мы с ним продолжили разговор уже после этой встречи спустя некоторое время.
Интерес к истории у Сайпуди возник еще в школьные годы. Этому, наверное, есть несколько причин. Традиционный уклад жизни чеченцев способствовал воспитанию детей без назиданий, личным примером родителей и соблюдением норм поведения, когда общественное мнение было превыше всего. Расхожее мнение, что воспитывает улица, как нельзя лучше подходит и в нашем случае. Только это была не та «улица». Это место называлось «пхьоьха», т.е. место ежедневного сбора мужчин, чаще вечерами, на какой-то сельской площади или улице, если село было большим. Здесь мужчины узнавали новости, принимались какие-то жизненно важные общественные решения. Обычно здесь присутствовали и юноши, подростки, только поодаль, не вмешиваясь в разговоры старших. Одним словом, это были университеты жизни. Здесь можно было услышать и узнать то, о чем никогда не услышишь по радио или не прочитаешь в газете. Сайпуди внимательно слушал рассказы взрослых. Не всё, конечно, было понятно, но все равно какая-то информация, которая давала пищу уму, откладывалась в памяти.
На мой вопрос, как получилось, что он стал заниматься историей  как наукой, Сайпуди ответил: «Думаю, гены. Отец (1928 г.р.) имел семиклассное образование. По тем временам это было достаточно серьезное образование. Поэтому как образованный человек он был востребован  всю жизнь и всегда справлялся с возложенной на него работой. Бригадир в лесхозе, завхоз больницы, фининспектор в налоговой, парторг – везде о нем отзывались как об исполнительном, дисциплинированном профессионале. А по складу ума он был самым настоящим гуманитарием».
Трудные, очень трудные годы советской власти пришлись на долю отца Сайпуди и его ровесников. Судьба отняла у них самое прекрасное время, когда в силу возраста живи и радуйся. В шестнадцать лет с ярлыком «изменник Родины» он со своим народом 23 февраля 1944 года был изгнан с родной земли и, обреченный на смерть, выброшен в бескрайние и безлюдные степи  морозно-лютого Восточного Казахстана. Затем тринадцать лет на чужбине в ежедневном ожидании возможности вернуться на историческую родину. Не было у этого поколения ни юности, ни молодости! А когда Альви со своим народом вернулся домой, в октябре 1958 года он завершил строительство своего дома! И было ему в ту пору всего тридцать лет. Поехал в Грозный, купил две железные с узорными изголовьями кровати, радиолу «Минск-58», которую начали выпускать именно в 1958 году на Минском радиозаводе, и восемь художественных книг на чеченском языке. И первой книгой, которую прочитал Сайпуди,  был роман Нурди Музаева «Къонахийн болар». Сегодняшним молодым людям не понять, что это значило – купить вот это всё! Не каждый мог себе позволить такую роскошь. А книги – это вообще что-то запредельное. Каким прозорливым, мудрым человеком, заботливым и любящим отцом должен быть мужчина-чеченец, чтобы в те трудные в материальном и физическом плане годы думать о духовной пище!
Впрочем, только таким заботливым и дальновидным хозяином своей семьи мог быть Альви, для которого примером для подражания были его отец Ната и дяди по отцу Сайда (1911г.р.), Абдурахьман (1919г.р.) и младший 1аламахьад. Ната окончил русскую начальную школу в  крепости Чахкара  и хьуьжар (медресе – мусульманскую духовную школу) в Старых Атагах, был состоятельным человеком. (Чахкар – уничтоженное царскими солдатами селение, насчитывало более трехсот дворов. На его месте в середине Х1Х века было заложено военное укрепление Воздвиженское. Но и его постигла та же участь: оно было уничтожено во время Гражданской войны в 1919-20г.г.).
Там же, в Чахкари, в 2-3 километрах от родного села Старые Атаги, Ната – глава большой и дружной семьи (шестеро сыновей и две дочери) -  держал крупный рогатый скот, у него имелась своя бойня и пекарня, магазины и имел деловые связи с купцами Самары и Пензы. Был он купцом первой гильдии, о чем свидетельствует запись в «Справочнике купцов» 1896 года издания.   С царских времен, вплоть до коллективизации был юьрта хазанча(сельским казначеем). В его общественные обязанности входило решение сельских проблем (мельницы, воды, дорог, налогов и т.д.). По его инициативе и непосредственно под его руководством в селе была построена одна из самых первых школ в республике - четырехклассная начальная школа, которая заработала осенью 1920 года. Мудрый, осознающий, что новая власть пришла надолго, навсегда, Ната понимал, что чеченским детям необходимо осваивать грамоту, о чем и говорил своим односельчанам, и настоял на своем. Эта школа действовала до 1965 года! Кстати, наш герой окончил здесь 4 класса и затем продолжил учебу в средней школе №1.
Все три дяди были грамотными, окончили рабфак, еще до депортации чеченцев  в Среднюю Азию и Казахстан работали учителями в Атагах. На улице Аргунская, на которой жила семья Натаева Альви, жили еще Минга и Ташу-Хьаьжа Закаевы – самые первые учителя-атагинцы, 1амади Умхаев и его двоюродный брат Калмахьма и  Хьасан Хамзатов. В общем, можно сказать, что весь учительский бомонд жил здесь, на этой улице.  В память о них эта улица теперь называется Учительская. 
Вот этот круг общения, наличие рядом носителей информации, генетическая память и серьезное отношение к любимому школьному предмету «история» и знание русской литературы позволило ему заиметь хорошую теоретическую базу. Я помню Сайпуди-старшеклассника. Был он не по возрасту серьезный. От его крепко сбитой, внушительной фигуры веяло уверенностью и ощущением того, что человек «крепко стоит на ногах». Весь его портрет дополнял не по годам басовитый голос. Учился хорошо, но за оценками не гонялся. Особенно  в 9 и 10 классах. А когда вышел культовый фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли, старшеклассницы по-другому стали воспринимать голос Сайпуди. Но он об этом, наверное, не догадывался. А я по возрасту была им ровесницей и потому многие девочки доверяли мне свои тайны.
Студенческие годы – самая незабываемая пора в жизни человека. Краски жизни кажутся необычайно яркими, любое дело – по плечу. Споры – до утра, до хрипоты. Суждения – в высшей точке максимализма. И несмотря на полярные точки зрения на какие-то вещи, дружба – самая верная и честная. А объединяющий фактор – любовь к поэзии.  Устраивали студенческие посиделки - «час поэзии» - читали стихи, дружили с гитарой…  И считали, что «добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно,  чтобы летела шерсть клоками  со всех, кто лезет на добро». Это стихотворение  Станислава Куняева было своего рода девизом жизни Сайпуди Натаева и его ровесников.
Вскоре в жизни студента Натаева появился друг Абузар Сумбулатов, с которым совпадали мнения по тем или иным вопросам истории, о которых в то время не принято было говорить. Затем завязалась дружба с Абдулхамидом Хатуевым (Хамидом, как его обычно называли). Полная противоположность Абузару, степенному, уравновешенному, рассудительному – Хамид - бунтарь, заядлый спорщик. Тогда, наверное, они и не понимали, почему их тянет друг к другу. Этих двоих уже нет с нами (Аллах1 Дала гечдойла царна), но хорошо зная характеры их всех, однозначно  могу сказать: единство взглядов, одинаковое осознание понятия  Нохчалла! И при таком единстве взглядов Сайпуди и Хамид умудрялись спорить, не желая уступить друг другу. В споре Хатуев был как колючка, и сегодня, вспоминая то время, Сайпуди с легкой грустью в голосе говорит о нем «к1охцал санна», т.е. как шипы, как колючка. Славное время, славные ребята, плоть от плоти земли своей чеченской, судьбой которым было назначено служить своей Нана-Нохчийчоьнна. Но вселенское зло, обрушившееся на Чечню, оборвало жизни Абузара Сумбулатова и Абдулхамида Хатуева. А как необходимы были они и подобные им нашей республике, сколько они могли бы сделать для своего народа!
На долю Сайпуди выпало заняться самой трудной, дискуссионной в историко-этнографическом кавказоведении темой о чеченских тайпах. Этой теме он посвятит тридцать лет.  Весной 2013 года в свет выйдет его детище – книга «Чеченские тайпы. Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев». А до начала пути в науку он будет учительствовать – преподавать историю в сёлах Чишки и Чири-юрт, а еще – работать директором в Герменчукской средней школе Шалинского района.  В 1977 году в его семью придет горе: в возрасте всего 49 лет скоропостижно умрет отец Адлан Натаев. И останется его супруга Лала одна с шестью детьми (три сына и три дочери). Самому Сайпуди нет еще и двадцати шести. Семья была дружная, дети стали опорой матери. Выросли, завели свои семьи. В общем, жизнь по-прежнему отмеривало время. Матери большой семьи Лалы не стало в 2015 году. (Дала гечдойла цу шиннан).
Думал ли Сайпуди стать ученым? Не знаю. Но многим известным в мире людям принадлежат цитаты о случайностях в жизни. Поэтому, исходя из устоявшегося тезиса, что ничто в этом мире не происходит случайно, не случайно, наверное, судьба свела С.Натаева в 2004 году с Асланбеком Хасбулатовым, на тот момент заведующим отделом гуманитарных исследований Комплексного научно-исследовательского института им.ХИбрагимова. В то же время он руководил кафедрой «История народов Чечни» Чеченского госуниверситета, занимал должность профессора кафедры «Отечественная история» Чеченского пединститута. Эта встреча определила дальнейшую профессиональную судьбу С.А.Натаева. Зная о его научном интересе и учитывая теоретические знания молодого коллеги,  Асланбек Имранович предложил ему работу в вузе. С 2004 года С.А.Натаев начал работать старшим преподавателем кафедры «История народов Чечни» ЧГУ,  с 2012 года является доцентом кафедры «История народов Чечни». А между этими датами, помимо преподавательской деятельности, титанический труд по выбранной теме о чеченских тайпах и многочисленные поездки в Москву, в Институт этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук, для  работы над диссертацией. С большим уважением и чувством глубокой благодарности вспоминает С.Натаев своего научного руководителя М.А.Агларова – этнографа, кавказоведа, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ и Республики Дагестан. Работу над диссертацией С.Натаев закончил в 2007 году, а защита состоялась в 2010-м. Год не утверждали, говорит мой собеседник. Тяжелый год был. Были даже вызовы в прокуратуру.
Но студенты, которым читал он лекции, не догадывались об этих его проблемах. Как всегда спокойный, уравновешенный, с внимательным  взглядом глаз, выражающих готовность к полезному и приятному для студентов диалогу, Сайпуди Альвиевич входил в аудиторию и начинал очередную лекцию. В соцсетях я нашла некоторые комментарии студентов, в которых видно их отношение к своему преподавателю. «Натаев Сайпуди один из лучших преподавателей», «Самый лучший преподаватель! Лекции с ним проходили в самой лучшей атмосфере», «Ма нийса къамел ду и», «Такой хороший преподаватель. Всегда идет навстречу. Дала дукха вахавойла хьо», «Как я люблю слушать таких умных людей, которые ценят свои корни, очень умный мужчина», «Сайпуди Альвиевич, спасибо вам за то, что привили любовь и уважение к своим корням». 
А я слушаю неторопливый рассказ Сайпуди и вспоминаю его – того, кто правильно считал, «что добро должно быть с кулаками…». Жизнь все равно расставляет все точки над i, уносит всё наносное, оставляя правду и только правду. Потому и написал в 1980 году его друг Абдулхамид Хатуев строки, посвященные ему:
«Если ты туманной ночью
 Пьяным в гости не стучался,
 Правды горькой побоявшись,
 Клятвой ложною не клялся,
Если груз своих ошибок
На безвинного не клал,
Горский хлеб, что пахнет потом,
У сирот не отнимал.
Если даже в трудный день свой
Ты друзей не предавал
И пред всяким властол
юбцем
 Гордо голову держал,
 Если с женщиной на рынке
 В спор позорный не вступал,
А тем боле, даже битый,
С нею счеты не равнял,
Если гостя с злой обидой
От себя не провожал.
И на свете выше солнца
Край свой отчий признавал:
Пусть тебе покрепче спится,
Остальное все простится!»
Так что чеченец из тайпа памятой Сайпуди Альвиевич Натаев может крепко спать и по земле чеченской ходить с гордо поднятой головой!