Замок

Олег Сенатов
На семьдесят втором году пребывания на свете, сорок восемь из которых проработав на  «Тории», я считал свою жизнь вполне состоявшейся; я находился в согласии с самим собой и с окружающим миром. Ведь  на одном из ведущих предприятий отечественной электроники я занимал обустроенную с любовью и тщанием нишу, в которой мой высокопрофессиональный труд служил  Государству, а я получал моральное удовлетворение и материальное вознаграждение.
Поэтому, когда однажды меня не пропустили в проходную родного института, и начальник отдела кадров сказал: «Сейчас вы вместе с охранником пройдете на свое рабочее место, чтобы собрать  личные вещи,  и, покинув предприятие, больше никогда сюда не возвращаться», это прозвучало, как приговор к гражданской казни; будучи до этого заметным членом влиятельной  Корпорации, а вдруг стал никем. Перенести такое изменение к худшему было очень тяжело; земля ушла из-под ног, и у меня возникла мысль об альтернативной занятости. При этом, поскольку в моем возрасте освоить новую профессию невозможно, новая работа должна была лежать в русле моих прежних занятий; должность сортирного надзирателя, или аналогичное «трудоустройство для пенсионеров» меня не устраивали.
В своих профессиональных качествах я не сомневался, но имеется одно неприятное обстоятельство:  ни одно  московское предприятие, кроме «Тория», не занималось разработкой магнетронов – делом, которому я посвятил свою жизнь.
Тем не менее, магнетронное направление всегда существовало на предприятии «Исток» в подмосковном Фрязино. Для «Тория» фрязинский «Исток» всегда был родственным предприятием; ядро его коллектива было образовано специалистами, переведенными в Москву из Фрязино; две этих фирмы проводили совместные работы; между ними осуществлялись обмены специалистами, идеями, и производимой продукцией; их Ученые советы обменивались диссертантами, оппонентами и рецензентами; редкий месяц обходился без моей поездки во Фрязино. Наряду с этим, конечно же, существовала и жесткая конкуренция; проявлялись  зависть при успехах, и злорадство при неудачах «родственника».
Во время моего увольнения из «Тория» магнетронная тематика «Истока» была выделена в малое предприятие «Магратеп». Я был знаком с ведущим разработчиком Маграпепа Каргиным; приняв участие в совместной работе, мы сразу признали друг в друге «существо одной крови».
И я  решил предложить свои услуги «Магратепу». Для него я представлял несомненную ценность, как обладатель уникального опыта работы  с электродинамическими системами больших размеров, которого во Фрязино не было,  что ярко проявилось при проведении совместной разработки. Вместе с тем, практика использования Магратепом бывших специалистов нашего предприятия уже имела место: разработчик магнетронов Петроченков, после увольнения из «Тория» на пенсию выполнял для фрязинской фирмы теоретические расчеты.
Воодушевленный перспективой возможности продолжения профессиональной деятельности, я позвонил Каргину, предложив свои услуги, не выставляя никаких условий. Я, также, сказал, что люблю ездить на электричке, и ежедневная поездка во Фрязино (час в одну сторону) меня не пугает. Я сказал, что готов приехать в любое время для обсуждения своего предложения. Каргин ответил, что поговорит со своим руководством, и мне позвонит. Я стал ждать.
Нельзя сказать, что реакции на мой звонок совсем уж не последовало.
В то время обсуждалась идея большого начальства о слиянии «Истока» и «Тория» с переездом последнего во Фрязино. Когда на одном из совещаний директор «Тория» сказал, что его сотрудники, скорее всего, откажутся ездить в такую даль, директор «Истока» возразил, что такие предложения у него уже имеются, назвав мою фамилию.
Тем не менее, звонка от Каргина я так и не дождался: на мое предложение «Магратеп» ответил красноречивым молчанием…
Пережив связанный с этим шок, я объяснил свою неудачу  интригами моих врагов, оклеветавших меня перед Каргиным.
А сейчас я понял, что дело было в другом. Моя история – в некотором роде – один из вариантов продолжения  незаконченного романа Кафки «Замок». Землемер К, после долгих и безуспешных попыток пристроиться в Замке, наконец,  нашел  в его иерархии для себя постоянное место, выполнив свое жизненное предназначение, но однажды вдруг обнаружил себя выброшенным за его ворота, и как он ни старался связаться с кем-нибудь из его обитателей, ответом было лишь глухое молчание.
Корпорация меня отвергла, как ножом отрезав, - не нужен, и точка!
                Октябрь 2023 г.