Задачи и содержание... работы

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/07/03/436

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

1. Познавательное развитие
1.1. Сенсорное воспитание
• учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
• учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
• учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий — тихий;
• учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
• формировать у детей поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;
• создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов:
• учить детей выделять предмет из общего фона ;
• учить детей соотносить игрушку с ее изображением;
• учить детей хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;
• учить детей складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета
• учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
• учить детей подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
• учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
• учить детей проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
• учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
• учить детей воспринимать величину (большой, маленький).
• учить детей захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
• знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый;
• учить детей различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания
Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, восприятие звуковых характеристик предметов
• знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
• учить детей реагировать на слуховые раздражители;
• вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам
• учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
• учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
• учить детей дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия
• учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
• учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
• учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
• учить детей различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
• учить детей производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
• воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
• различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
• воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
• сличать два основных цвета (красный, желтый);
• дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
• складывать разрезную картинку из двух частей;
• учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
• дифференцировать звукоподражания.

1.2. Ознакомление с окружающим
• формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире.
• знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны:
• иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
• уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов.

1.3. Развитие психических функций
Развитие внимания:
• привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
• стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
• развитие устойчивости непроизвольного внимания;
• формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
• развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
• развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
• расширение круга узнаваемых предметов;
• развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
• развитие непроизвольной памяти;
• увеличение объема запоминаемого материала;
• совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
• развивать у детей наглядно-действенное мышление;
• создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
• установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;
• установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
• установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
• рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
• переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
• находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
• понимать и выполнять указания взрослого;
• освоить способы действий с предметами;
• воспроизводить действия взрослого путем подражания;
• узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

2. Социально-эмоциональное развитие
• формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
• формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
• формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
• формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
• формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
• формировать средства общения, доступные детям раннего возраста с синдромом Дауна;
• формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.
• обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
• формировать у детей интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними.
• обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
• привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.
• развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
6. демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
7. положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
8. выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
9. адекватно вести себя в привычных ситуациях;
• выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

3. Речевое развитие
• формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье.
• начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению.
• расширение объема понимания обращенной речи.
• формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.
• использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков.
• развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения.
• активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у детей с синдромом Дауна.

3.1. Развитие импрессивной речи
Развитие пассивного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
• существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом).
• глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт).
• прилагательные (аналогичная методика).
• предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию)).
Понимание связной речи
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
• демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
• жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
• демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
• демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
• работа с книгой по той же сказке.

3.2. Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
• называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).
• ответы на вопросы с использованием подражания.
• самостоятельные ответы детей на вопросы (принимается любая форма ответа , обращается внимание на качество звукоподражания).
• спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной).
• появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы).
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
• повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
• поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звков.
• побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости ипользуется опора на тактильные ощущения.
• имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы.
• спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.
• использование усвоенных звуков в речи.
• включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
• выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
• выполнять простейшие поручения и просьбы;
• пользоваться невербальными формами коммуникации;
• воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

4. Моторное развитие
• стимулировать двигательную активность детей;
• развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
• обогащать двигательный опыт;
• формировать положительное отношение к двигательным играм;
• развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
• формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
• развивать ориентировку в пространстве;
• учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
• учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
• развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
• формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу.
Итоговые показатели по разделу
Дети должны научиться:
• выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
• выполнять серию движений под музыку;
• выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
• производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
• выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
• захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
• играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Продолжение: http://proza.ru/2022/07/03/442