21. 14 Четыре стадии психической эволюции

Лариса Болотова
Развитие  чувства пространства и времени.

«1-я стадия. Чувство одномерного пространства. Мир на линии. Линия, как пространство. Всё остальное как время. Всё кроме одной неподвижной линии в движении.

2-я стадия. Чувство двухмерного пространства. Мир на плоскости. Плоскость, как пространство. Всё остальное, как время. Углы и кривые, как движение. Мир движущихся плоскостей.

3-я стадия. Чувство трёхмерного пространства. Мир в безконечной сфере. Сфера, как пространство. Всё остальное, как время. Явления, как движения. Жизнь на ощупь. Несуществование «прошлого» и «будущего».

4-я стадия. Чувство четырёхмерного пространства. Ощущение прошедшего и будущего, как настоящего. Пространственное ощущение времени. Существование прошедшего и будущего вместе с настоящем и вместе одно с другим.

Развитие психики.

1-я стадия. Появление первого ощущения. Одно ощущение. Разделение его на два. Постепенная эволюция ощущений и накопление воспоминаний о них.

2-я стадия. Представление. Выражение ощущений криками, звуками, движением. Отсутствие слов и речи. Если речь, то состоящая из одних собственных имён.

3-я стадия. Понятие. Слова. Речь. Письменность.

4-я стадия. Интуиция. Непосредственное общение сознаний. Непосредственное познание. 

Развитие логики.

1-я стадия. Отсутствие мышления или смутное мышление 2-й стадии.

2-я стадия. Это есть это. То есть то. Это не то. Зачатки логики. Логика единичности каждой отдельной вещи.

3-я стадия. А есть А. А не есть не А. Всякая вещь есть или А, или не А. Дуалистическая логика. Логика противоположностей».

                А если бы не было противоположностей, то какая бы была логика, если бы она была бы? Всё есть А?

«4-я стадия. А есть и А, и не А.  Tat tvam asi. Ты есть то. «Tertium Organum» Логика единства всего.

Развитие математики.

1-я стадия. Отсутствие счисления или смутное счисление 2-й стадии.

2-я стадия. Сравнение видимых отдельных предметов или отдельных представлений. Непосредственное ощущение количества. Счёт в пределах этого ощущения».

                То есть, если бы не было чего-то общего в предметах, то их не надо было считать, они были в единственности.

«3-я стадия. Всякая величина равна самой себе (в данный момент времени?). Часть меньше целого (в данный момент времени?) и пр. Конечные и постоянные числа. Геометрия Эвклида».

                Возникновение противоположных понятий таких, как вверх – низ, лево- право, начало – конец. Геометрия фигур и объектов.

«4-я стадия. Величина может быть не равна с самой собой (сама себе?). Часть может быть равна целому – и пр. Трансфинитные числа. Безконечные и переменные величины. Мета- геометрия. 

Виды поступков.

1-я стадия. Рефлекс. Безсознательное ответное действие на внешнее раздражение.

2-я стадия. Инстинкт. «Эмоциональное» и целесообразное действие, без сознания результатов. Кажущаяся сознательность.

3-я стадия. Сознательное действие для определенной цели. Возможность сознания результатов. Автоматическое действие, бывшее раньше сознательным.

4-я стадия. Непременное сознание результатов действия и своего участия в них. Неизбежное сознание морального значения своих поступков. Начало поступков с пониманием их космического значения и целей.

Эволюция морали.

1-я стадия. Безсознательные действия (как действия спящего человека). Отсутствие морали.

2-я стадия. Начало морали в материнских, семейных и племенных инстинктах. Внутренний закон, руководимый инстинктами. Мораль, как закон жизни вида и как условие эволюции.

3-я стадия. Разделение добра и зла. Дуалистическая мораль. Попытка заменить внутренний закон внешним. Неясное понимание морали и цели морали. Сознание ответственности только за ближайшие результаты и только в одном отношении. Возложение ответственности на других или на «учреждения». «Я исполняю свой долг или закон, и я не виноват».

4-я стадия. Возвращение к закону внутри себя. Новая совесть. Невозможность уклонения от морали. Чувство ответственности за все результаты своих поступков. Невозможность быть исполнителем чужой воли без сознания цели и без ощущения ответственности. Невозможность возложения ответственности за свои поступки на другого. Недостаточность исполнения закона  и долга.

Виды сознания.

1-я стадия. Потенциальное сознание. Сознание в возможности. Сон. Сознание, как во сне без сновидений.

2-я стадия. «Простое сознание» «Мне больно». Но невозможность сказать: «Я сознаю, что мне больно». Отражённое состояние сознания. Видение снов. Смешение Я и Не я. Пассивное состояние сознания.

3-я стадия. Самосознание. Способность думать о своих состояниях сознания. Бодрствующее или ясное сознание. Разделение Я и Не я. Активное сознание. Сознание, могущее думать о себе самом и о своём расширении.

4-я стадия. Начало космического сознания. Начало ощущения сознания Всего. Приближение к абсолютному сознанию. Самади. Экстаз. Турийя. Святость. Слияние с Единым. Поглощение всего Не я в Я. «Океан вливается в каплю».

Виды познания.

1-я стадия. Безсознательное воспринимание окружающего и безсознательное реагирование.

2-я стадия. Начало внимания. Наблюдение. Начало активности в познании. Накопление инстинктов. Признание всего ощущаемого реальным. Трудность отличить иллюзию от действительности.

3-я стадия. Опыт. Опытное познание. Активность объективного познания в условиях данного субъективного. Расширение объективного познания до его возможных пределов. Изучение феноменов. Признание реальным только феноменального, объективного и конечного.

4-я стадия. Начало расширения субъективного познания. Интуиция. Мистическое познание. Новое ощущение времени. Начало познания причин. Начало познания Не я, как Я.  Ощущение безконечности. Ощущение нереальности феноменального, видимого мира. Признание реальным только безконечного.

Виды знания.

1-я стадия. Накопление «следов» от произведённых рефлексов. Появление простых инстинктов.

2-я стадия. Личное знание. Невозможность передать опыт. Начало передачи опыта. Начало передачи опыта в обучение детёнышей».

                Почему развитие происходит через младенчество? Прямая связь с высшими мирами?

«3-я стадия. Позитивная наука. Позитивная философия. Материализм. Спиритуалистическая философия. Дуализм. Материя и дух. Ощущение мёртвой и механической вселенной и Бога, отдельного от вселенной. Эмоциональное искусство.

4-я стадия. Идеалистическая философия. Математика безконечного. Tertium Orgnum. Интуитивное искусство. Мистическая религия. Бог и Мир - одно. Ощущение живой и сознательной вселенной. Мистическая теософия.

Эволюционные ступени.


1-я стадия. Низшее животное. Одномерное существо. Растительная или полурастительная жизнь.

2-я стадия. Высшее животное. Двухмерное существо. Отсутствие «души», то есть отсутствие двойственности, разделённости и дисгармонии. Животная жизнь.

3-я стадия. Человек. Трехмерное существо, внешне – и двойственное внутри. Внутренняя разделённость. Невозможность достигнуть внутренней гармонии. Душевная жизнь. «Душа», как поле борьбы «духа» с «телом». Царство личного.

4-я стадия. Начало перехода к новому типу и к новому ощущению пространства. «Люди космического сознания». Победа духа. Духовная жизнь. Торжество сверхличного начала.  Достижение внутреннего единства и гармонии. Сверхчеловек.

                Имеем, что вначале сознание как бы отключено. Потом происходит вход  в физический мир, и  формирование земного сознания, через усложнение познающих форм.  В человеческой стадии происходит познание не только окружающего мира, но самого себя, через самосознание. Самосознание даёт возможность проникнуть в свой внутренний мир.

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 238).