Поздний визит

Варвара Ласточкина
«Поздний визит»
      Barbara Vert (Ласточкина Варвара)
               Февраль, 2024 год
  Действующие лица:
Станислас Фрерон - деятель Великой Французской революции, публицист; испытывал нежные чувства к Люсиль Демулен. Заболев, умер на Гаити 15 июля 1802 года.
Люсиль Демулен -  жена Камиля Демулена. После ареста супруга безуспешно пыталась его спасти. Была обвинена в заговоре и гильотинирована 13 апреля 1794 года в возрасте 24 лет.
Депутат
Горничная
Сцена 1.1
Париж. Сумерки. По улице Французского театра идут двое мужчин. Первый  в напудренном парике с завистливым взглядом - Станислас Фрерон. Второй - его знакомый депутат.
Фрерон (депутату).
               Взаправду
               В тюрьме Дантон и Камиль Демулен.
                Слава была,
                А теперь почти тлен.
Депутат.
                Их завтра казнят.
                Ждать не придётся:
                Жене Демулена место найдётся.
Фрерон (взволнованно).
                Она пока что на свободе?
Депутат (с сарказмом).
                Гуляет красоткой,
                Одетой по моде.
                Бунтует и просит о том же для мужа.
                Бедняжка!
                В душе, наверное, стужа.
Он расходятся. Задумчивый Фрерон остаётся в одиночестве.
Сцена 1.2
Фрерон, погруженный в свои мысли, идёт по улице. Ежится от ветра.
Фрерон (мысленно потирает руки).
                Взял бы в жёны Люсиль,
                Демулен был помехой.
                Вот в тюрьме наш Hon-Hon,
                А женитьба мне к спеху. (усмехается).
                Сам его подписал об аресте указ,
                Но Люсиль я люблю.
                Докажу ей сейчас.
                От ареста спасти её надо -
                Будет счастье,
                Обоим награда!
Самодовольный Фрерон спешит подняться по лестнице к квартире Люсиль.
  Сцена 1.3
Гостиная в доме Демуленов. Это просторная и красивая комната с большим количеством мебели. На кресле рядом с дорожным сундуком сидит Люсиль - молодая красавица лет 24-х.
Люсиль (печально).
                Камиль, надежды на спасенье больше нет.
                Твой смертный приговор….(всхлипывает).
                В моих глазах уж меркнет свет.
                А я стараюсь вспомнить время счастья,
                Но не могу.
                Только ненастья.
                Я знаю, что отправлюсь за тобой.
             Наверно, так предрешено, судьбой.
Достаёт миниатюрный портрет мужа и любуется на него. Входит горничная. Люсиль почти не обращает на неё внимания.
Горничная (Люсиль).
                Явился гражданин Фрерон.
Люсиль (мгновенно вскакивает; её обуревают смешанные чувства).
                И почему так поздно он?
               
Горничная.
                Ну так пускать его иль нет?
Люсиль (грустно улыбается).
                Жаклин, ты знаешь мой ответ.
                Он другом детства моим был, (в сторону).
                Остыл не весь, надеюсь, пыл.
 Горничная уходит звать Фрерона.
Сцена 1.4
В гостиную входит Фрерон. Бесцеремонно усаживается на стул. Люсиль кажется опешившей.
Люсиль (Фрерону).
                Ты пришёл.
                Я ждала и писала,
                Слов моих для тебя было мало,
                Чтобы другу Камилю помог.
Фрерон (оправдывается).
               Я не смог, дорогая, не смог.
Люсиль (задумчиво; не то себе, не то Фрерону).
                Не верится мне в смертный приговор:
                «Ты будешь жить, врагам я дам отпор»-
                По крайней мере, так надежда утверждает.
                Она сильна, но редко побеждает.
Фрерон (в порыве страсти бросается к Люсиль).
                Дорогая, слуга твой по гроб.
                Охватил меня будто озноб,
                Как узнал, казнить могут тебя.
                Допустить это?
                Нет. Страстно любя,
                Я готов Лолотту спасти,
                Чтобы счастье вдали обрести.
Фрерон пытается обнять Люсиль, но та не позволяет ему этого сделать.
Люсиль (возмущённо).
                Наглец! Соблазняешь,
                Забыв, что чужая жена,
                Что сына имею,
       Бежать я с тобой ни за что не посмею.(на минуту задумывается, затем начинает говорить быстрее).
           Смерти я жду день ото дня,
          Не будет Камиля, не будет меня!

Люсиль замолкает и презрительно смотрит на Фрерона. Последний не унимается.
Фрерон (язвительно).
              Зачем я мучаюсь,
               Чтоб объяснить:
               Спасение твоё - моей супругой быть.
               Ты хочешь умирать так умирай,
               А для меня пока в Париже рай.
Сцена 1.5
Фрерон слышит топот солдат, пришедших арестовать Люсиль.
Люсиль (с радостью в голосе).
                Это за мной пришли,
                Чтоб отвезти к Камилю на свиданье.
                Да здравствует любовь!
                Пускай горит в огне страданье!
 Испуганный Фрерон залезает в дорожный сундук, стоящий рядом с диваном.
Фрерон (лежит в сундуке;боится, как бы солдаты его не обнаружили).
               Ситуация, мне кажется, опасна.
               Вдруг умереть из-за Люсиль? (кривится).
                Ужасно.
                Ещё я стольких наслаждений не вкусил,
                Чтоб гильотины нож меня убил.
Топота ног не слышно. Видимо, Люсиль уже увели, однако Фрерон всё ещё опасается покинуть своё убежище.
                Нет. За безумство я жизнь не отдам.
                Я не так глуп, как кажется вам.
                Кто за безумство жизнь отдаёт,
                Тот умирает,
                А умный живёт.
                Наивные, глупые, вы погибайте,
                Об идеалах и благе мечтайте.
                Я за безумство жизнь не отдам, но я немного завидую вам.
                Мечтать вам дано,
                А я не умею,
                Лишь дельный совет дать всем посмею:
                Взгляните на мир такой, какой есть.
                Лгите, живите!
                Что совесть и честь?    
ЗАНАВЕС.


               
Больше про Камиля Демулена и его жену Люсиль в моей группе - https://m.vk.com/desmoulins1789?from=groups