Владислав Игнатьевич Стржельчик вторая часть - око

Борис Пономарев 3
Владислав Игнатьевич Стржельчик (вторая часть — окончание)

Однако, этого вообще могло и не произойти по той причине, что высокое кинематографическое начальство, просмотрев законченный сериал, решило положить его на полку. Оно заявило: «Это же гимн белогвардейщине!». Авторы сценария прекрасно знали о том, что генерал-лейтенант Май-Маевский (по фильму — генерал-лейтенант Ковалевский), командующий Добровольческой армией, был, по рассказам хорошо знавших его людей, человеком безукоризненной порядочности, неудержимой храбрости и кристальной честности, настоящим образцом русского боевого офицера. Таким его и сыграл В.И.Стржельчик. Чтобы спасти фильм, режиссер Е.И.Ташков отправился к первому заместителю председателя КГБ СССР Семену Кузьмичу Цвигуну, подробно рассказал ему о возникшей ситуации. С.К.Цвигун прислал на киностудию компетентных сотрудников, те просмотрели все пять серий подряд, после чего «комитетчики» прислали в Госкино письмо, в котором черным по белому было написано, что в данном сериале никакого политического криминала нет. Картина была сразу же выпущена в прокат.

Очередной успех выпал на долю В.И.Стржельчика в результате исполнения им роли первого императора Франции Наполеона Бонапарта в экранизации романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», эпической исторической драме в четырех частях, снятой в 1965-1967 годах на киностудии «Мосфильм» режиссером Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком и ставшей самой дорогостоящей картиной в истории советского кинематографа. В роли французского императора Владислав Игнатьевич выглядел истинным корсиканцем. Сыгранная им роль императора и полководца стала одной из самых лучших актерских работ в кинокартине С.Ф.Бондарчука. Когда наша съемочная группа прибыла в Париж, восторг парижан принял грандиозные размеры, и они засыпали его розами с головы до ног. Фильм получил массу премий и призов на советских и международных кинофестивалях, включая премию «Оскар» в 1969 году за лучший фильм на иностранном языке.

У Владислава Игнатьевича Стржельчика были изумительная внешность: аристократизм, стать, величавость, а также превосходный голос благородного тембра. К этому нужно добавить, что он умел так носить мундиры и камзолы, как будто именно в них и появился на белый свет. В рецензиях масс-медиа многих лет, посвященных творчеству В.И.Стржельчика, его называли не иначе как «Превосходительством советского кино», «Ясновельможным паном», «Актером голубых кровей», «Аристократом из народа», «Тайным аристократом», «Рыцарем актерского ордена», и в этом была заключена, как принято говорить в таких случаях, «правда, одна только правда и ничего, кроме правды».

И это было совершенно удивительной правдой, поскольку, как известно, в его генеалогическом древе не было никаких представителей «голубой крови» и «белой кости» - людей благородного и аристократического происхождения, «гигантов мысли, отцов русской демократии и особ, приближенных к императору», по меткому выражению И.Ильфа и Е.Петрова, так что Владислав Игнатьевич не был генетически предрасположен к такого рода воплощениям и перевоплощениям на театральных подмостках и на экране. Превосходные внешние данные и его потрясающий талант привели к тому, что, к нашему счастью, большую часть своей творческой жизни В.И.Стржельчик вынужден был играть императоров, царей, полководцев, военачальников, князей, графов и иностранных вельмож.

Вне всякого сомнения, он был великим тружеником. В течение своей жизни Владислав Игнатьевич снялся в 41 телеспектакле и в 83 художественных кинолентах, а в своем родном Академическом Большом драматическом театре сыграл более 40 ролей, и для того, чтобы он мог продолжать в дальнейшем трудиться в привычном для него чудовищном темпе, до изнеможения, «не щадя живота своего», как говорили в старину, ему необходимо было отдыхать. Такого рода просветы, хотя и не очень часто, имели у него место с помощью коллег по актерскому цеху, организмам которых тоже требовался релакс. В свое время в прессе появилась небольшая заметка с описанием того, как остроумные известные артисты проводят свой досуг. Когда я ее прочитал, то пришел в восторг, поскольку она была написана с мягким, доброжелательным юмором. Хочу поделиться с читателями текстом этой заметки, приводимой мной здесь полностью, без купюр. 

Но перед этим считаю необходимым дать краткую информацию о двух артистах, упоминаемых в вышеуказанной заметке. Вадим Александрович Медведев был известным актером театра и кино, с 1952 года выступал на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина, а в 1966 году перешел на работу в БДТ. Сыграл много ролей в кино, в том числе исполнил роль Ивана Ильича Телегина в исторической драме «Хождение по мукам», снятой в 1957-1959 годах режиссером Григорием Львовичем Рошалем на киностудии «Мосфильм». Кирилл Александрович Ласкари был артистом балета, балетмейстером, писателем и сценаристом, братом выдающегося актера Андрея Александровича Миронова по отцу Александру Семёновичу Менакеру, члену знаменитого эстрадного семейного тандема «Миронова и Менакер». Далее идет текст обещанной мной заметки:

«Вадим Александрович Медведев очень любил отдых на воде. Поэтому, живя в Ленинграде, он приобрел три катера. Однажды, 6 июня 1974 года, веселый экипаж, в составе которого находились Андрей Миронов, Кирилл Ласкари, Владислав Стржельчик, Валентина Коваль, Вадим Медведев и Рудольф Фурманов, решил отпраздновать день рождения Александра Сергеевича Пушкина на водных просторах Невы. Роскошная белая ночь, настроение приподнятое, а выпивка на нуле. За бортом показался знаменитый пивоваренный завод "Красная Бавария". И тут в голове Миронова рождается смелый и решительный план. 

Никакой охраны со стороны воды на заводе не было, и на разведку вышли Андрей Миронов и Рудольф Фурманов. Наверное, безымянная работница, сонно качавшая на заводе какой-то насос, запомнила ту свою ночную смену на всю жизнь. От скучного занятия ее отвлекло "видение". Перед нею собственной персоной стоял артист Миронов. Знаменитость чинно расшаркалась: "Тысяча извинений! Не подскажете ли, любезная, где бы нам здесь пивка попробовать?" "Ой, настоящий Миронов!" - воскликнула пораженная работница и скорректировала: "Прямо и налево". Миронов и Фурманов надолго пропали в дебрях "Красной Баварии".

Искать их выслали Владислава Игнатьевича Стржельчика. Он возник все перед той же работницей совершенно внезапно и театрально возопил, воздев к ней руки: "Солнце мое! Не проходили ли здесь мимо артист Миронов и наш Юрок?". "Ой, Стржельчик! Прямо и налево", - работница, почти лишившись рассудка, все-таки направила Стржельчика туда, куда нужно. Надо ли говорить, что и он потерялся…
 
Третьим в опасную разведку был послан Вадим Медведев. Когда он подошел к несчастной женщине, та уже близка была к обмороку, но сразу же узнала любимого артиста: "Ой, Телегин! Прямо и налево...".
В шесть часов утра катер с актерами остановился напротив Музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке. Чудная белая ночь и железный бидон не менее чудного пива "Красная Бавария" сделали свое дело».

Но больше всего В.И.Стржельчик любил отдыхать вместе со своей горячо обожаемой женой Людмилой Павловной Шуваловой, с которой он прожил 45 лет, вплоть до момента его ухода из жизни. Он в быту был совершенно беспомощным человеком, поэтому Людмила Павловна с первых дней совместной жизни все заботы взяла на себя, жила только его интересами. Благодаря ей, он выглядел всегда чрезвычайно аристократично: идеально отглаженные рубашки, элегантный костюм, дорогой парфюм. Сотрудники БДТ четко фиксировали своими органами обоняния момент прихода Владислава Игнатьевича на работу. Это происходило по той причине, что чуть ли не по всему театру тут же разносился изысканный запах его знаменитого парфюма, что полностью напоминало историю с Любовью Петровной Орловой, так как коллеги по Театру имени Моссовета точно так же узнавали о ее появлении в стенах своего храма Мельпомены по умопомрачительному запаху ее элитных французских духов.

Владислав Игнатьевич был очень доброжелательным человеком, причем не только по отношению к людям, но и по отношению к «братьям нашим меньшим» — домашним животным. Вот что поведала в свое время его супруга Л.П.Шувалова о таких несомненных достоинствах любимого мужа:

«Он очень близко к сердцу принимал любую несправедливость, чья-то бедность могла его расстроить до слез. Частенько после просителей хватался за сердце: «Боже мой! Как они живут! Надо помочь». И помогал: ходил к чиновникам хлопотать за актеров — выбивал квартиры, телефоны, устраивал в больницы. И это при огромной занятости в театре! Проблемы и беды коллег он воспринимал как собственные»

«Мы с Владиком не имели возможности завести даже кошки: всю жизнь в разъездах, на гастролях, а он очень любил животных. Как-то на даче в Репине Владик увидел стаю бездомных собак, которую все гоняли, и стал бедняжек приваживать. Привозил специально для них продукты из города, резал колбасу на куски и кормил с рук. Собаки стояли вокруг него в очереди за своей порцией, только почему-то одну рыженькую не подпускали и страшно рычали, если она приближалась. Владик ходил в лес и кормил несчастную отверженную собачку отдельно».

О его чрезвычайно уважительном отношении к актерскому сословию, к коллегам по актерскому искусству, покинувшим наш мир, к театру вообще, свидетельствует воспоминание одного из зрителей: «Осенью 1994 года в Москве в театре имени К.С.Станиславского, состоялся вечер, посвященный памяти Евгения Павловича Леонова. На этом вечере присутствовал и Владислав Стржельчик. Больше всего меня удивило, что не молодой, не очень хорошо чувствовавший себя человек ради того, чтобы почтить память великого актера Е.П.Леонова, прилетел из Петербурга в Москву. Чтобы спустя 30 минут самолетом вылететь обратно в Питер. И когда он говорил теплые слова в адрес Евгения Павловича, стоя около первого ряда партера, присутствовавшие в зале попросили Владислава Игнатьевича подняться на сцену, он произнес фразу, которая меня потрясла, не помню точно, но по смыслу: «Я в уличной обуви. А в ней неприлично ходить по сцене».

Судя по всему, совсем недаром великий театральный деятель Георгий Александрович Товстоногов так высказался в отношении Владислава Игнатьевича Стржельчика: «Подобные актеры создают вокруг себя ту этическую атмосферу, без которой Театр с большой буквы невозможен».

Земной путь актера В.И.Стржельчика завершился 11 сентября 1995 года в Санкт-Петербурге на 75-м году жизни. Причиной смерти Владислава Игнатьевича стала злокачественная опухоль мозга. Он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Людмила Павловна пережила любимого супруга на 27 лет, она скончалась 11 ноября 2022 года.

Борис Пономарев