Кто убил Иисуса? Суд Пилата. Продолжение 1

Игорь Лощинин
                Мессия,  «Царь Иудейский»

    Выше были рассмотрены древние представления о Мессии  и  представления современников Христа (http://proza.ru/2024/02/03/1353).При всем многообразии мессианских  чаяний начала I века  во всех вариациях присутствовала единая линия: Мессия мыслился как грядущий правитель народа Израилева, устанавливающий царство здесь на земле;  это фигура властная и могущественная.

Мессия - Христос,помазанник, наследник трона из династии Давида ("сын Давидов")_ именно так Иисуса величали ученики. Именно так понимал это Пётр, когда на вопрос Иисуса, за кого Его почитают, ответил: «Ты-Христос», т.е. Царь Израиля. Иисус принял титул, но велел держать в тайне до времени (Мф 16:13-20), поскольку понимал политико-национальный смысл этого слова и риски , связанные с его принятием.И Иисус и Пётр и толпы людей, приветствовавших Его как Мессию -Царя при въезде в Иерусалим, понимали, что бросают вызов власти Рима, что провозглашение кого-либо Мессией обозначает, что римская оккупация пришла к концу и устанавливается Царство Божие-вечное Царство Мессии.

Заявление Иисуса в присутствии первосвященников , что Он Христос - Мессия Сын Божий, являлось по существу ,добровольным признанием в подстрекательстве к бунту. К бунту против оккупационной власти. Согласно римскому уголовному праву (в отличие от еврейского закона), подобное признание имело огромную юридическую силу. Для римлян, если они принимали такого человека всерьез, он представлял собой опасность. Ожидалось, что Мессия будет воином, который, прежде чем примирит свой народ с Богом, изгонит из страны оккупационные власти. Павел так выразил эту идею:
"А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (И Кор. 15, 24-25).

Видимо, однозначно политически понимали слово «Мессия» иудейские толпы, так же его понимали первосвященник , Ирод Антипа, и только так могла понимать титул "Мессия-царь" римская оккупационная администрация .
Хотя саддукеи были заинтересованы в сохранении порядка, однако псевдо-мессии никогда не преследовались еврейскими властями. Это были борцы за освобождение и независимость ,горячо поддеживаемые народом.
Возможно, если бы первосвященники поверили в Иисуса как Мессию, они  из страха перед Пославшим Его — не передали бы Его римлянам. Но Он ничем не доказал им своё мессианское достоинство.Для них Он был лишь один из множества лже-мессий, появлявшихся в Израиле и становившихся причиной кровавой расплаты римлянами .
Римлянами Иисус мог восприниматься как реальный или потенциальный мятежник, покушающийся на реальную власть, ту власть, которая принадлежала римскому кесарю, т.е. как нарушитель «закона о величестве»
Установление "Царства Божия" возможно было только путем изгнания римских оккупантов: "… всякий, делающий себя царем, противник кесарю."( Ин.19:12) : это было очевидно всем, кто жил во времена Иисуса,включая Пилата.
Более сложные теологические ассоциации "помазанника", (напр.Ис.32:15), были недоступны подавляющему большинству простых иудеев, а уж тем более, римлянам- язычникам, для которых царь -есть царь, т.е. реальная земная власть.
И ещё один момент. Для римлян обожествление императора-форма легитимизации его власти. Поэтому признание "божественного" посланника  как « Мессии Сына Божьего» нельзя рассматривать иначе, чем покушение на божественную власть императора. "Божественным" считался римский император, и "покушение" на это "звание" явялось "оскорблением величества" , за одно это полагалось распятие.

Итак, на утро Иисуса отвели на римский суд к Пилату в преториум, специальное помещение, где  наместник исполнял не только административные, но и судебные функции .В провинциях наместники вели суд в закрытых от посторонней публики помещениях . Следовательно, евреи не могли иметь доступа в помещение суда: Пилат вел допрос и выносил решение один на один с подсудимым и вызванными, в случае нужды, свидетелями . Однако Евангелия сообщают, что евреи принимали активное участие в решении участи Иисуса. Для публики был отведен в преториуме особый двор: там желающие могли дожидаться оглашения приговора… Поскольку не раз упоминается, что Пилат «вышел к евреям», видимо, они находились именно там.
Кто же были те люди, собравшиеся во дворе?
Как  сообщает Лука ,«И поднялось все множество ИХ и повели его к Пилату» (ЛК 23:1)
 Это «множество»  представляли, вероятно, «старейшины народа, первосвященники и книжники». упомянутые  выше в 22:66 ?
Матфей: «первосвященники и старейшины народа .. связавши ОНИ отвели и предали» .. «ОНИ» -это первосвященники и старейшины
У Иоанна от Каиафы просто «повели Иисуса в преторию» ( 18;28) . КТО ПОВЕЛ? Те, кто разговаривали с Пилатом и будут опознаны как «евреи» (18:31) или ДРУГИЕ , не участвовавшие в предшествовавших событиях, которые позднее будут  называться «народом» ?

     КАКОЕ ОБВИНЕНИЕ предъявлялось Иисусу?

Первыми словами Пилата были следующие: в чем вы обвиняете человека сего?

Обвинение описано в евангелии от Луки; и хотя опущено в трех других евангелиях, но первый вопрос, обращенный Пилатом к Иисусу и упоминаемый во всех евангелиях, дает нам право заключить, что вопросу Пилата предшествовало обвинение.
Лука передает это обвинение в следующем виде:
«И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату.
И начали обвинять Его, говоря:мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем»
На это Пилат "спросил Его:Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь"(Лк 23:1-3)

Если бы обвинение сохранило тот свой вид, какой оно получило на синедрионе, т.е. если бы  была указана чисто религиозная вина, то Пилатом был бы предложен и иной вопрос. Если бы  священники,  сказали то же, что было произнесено как обвинение в синедрионе: «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим»,то  неизвестно, как поступил бы в этом случае Пилат.  Он занимался политическим делами, ,которые могли иметь важные последствия для государства, и поэтому мог  отказаться разбирать   подобное обвинение.Однако, предложенная форма обвинения лишала его возможности выбора.

 Обвинение в «развращении» включающее в себя такие понятия как,"возмущение", так и «обольщение» народа,  высказывалось и предшествовавшей ночью. Но главное обвинение  состояло в том, что Иисус называл «себя Христом Царем», и это было признано верным самим Обвиняемым, хотя  и не в том смысле, в каком, по ожиданию обвинителей, должен был понять его правитель.

Объявление Христа невинным, сделанное Пилатом , когда он « сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк 23:4) ,видимо, вынудило их добавить к неопределенным обвинениям в развращении народа и присвоении царского достоинства Мессии  в виде пояснения запрещение давать подать Кесарю. (Лк 23:2)

Иоанн не сообщает этого прямого обвинения, а прямо передает допрос Пилата, бывший его следствием.
Как обвинение, так и допрос  Ев.Марка и Матфея изображают слишком обще: они  лишь замечают, что обвиняли Иисуса «во многом» (Мк. 3), так что Пилат сказал  Иисусу: „не слышишь ли, сколько свидетельствует против Тебя» (Мф. 13. Мк. 4). Из обвинений   Марк и Матфей  с определенностью указывают только на одно: Иисус именует Себя Христом Царем. Точно так же коротко они сообщают, что на вопрос Пилата: «Царь ли Ты иудейский?»   Иисус отвечал утвердительно. Не подробнее говорится об этом и в Ев. Луки,  где ответ И. Христа Пилату  передан так же коротко и неопределенно..

Таким образом, можно безошибочно определить то преступление, какое выставлено было обвинением. Это – «оскорбление величества», величайшее преступление, по римскому закону .

  Самый первый вопрос, заданные Пилатом  Иисусу : «Ты Царь Иудейский?».
Вопрос логичен, поскольку любой самозванец, который без одобрения императора провозглашал себя царем, становился преступником по закону «Об оскорблении величества» и вполне мог подлежать пытке и последующему распятию.

Наиболее подробно суд Пилата описан в Евангелии Иоанна(18:30-40 и 19:1-19):
"
Итак, ведут Иисуса от Каиафы в преторию. Было утро, и сами они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но есть пасху.
29 Вышел к ним Пилат наружу и говорит: какое обвинение выставляете вы против Этого Человека?
30 Ответили они и сказали ему: если бы Он не делал зла, мы не предали бы Его тебе.
31 Сказал им тогда Пилат: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Сказали ему Иудеи: нам не разрешается казнить никого;
32 да исполнится слово Иисуса, которое Он сказал, давая понять, какою смертью предстояло Ему умирать.
33 Тогда Пилат вошел снова в преторию и призвал Иисуса и сказал Ему: Ты — Царь Иудейский?
34 Ответил Иисус: от себя ли ты это говоришь, или другие сказали тебе о Мне?
35 Ответил Пилат: разве я Иудей? Народ Твой и первосвященники предали Тебя мне. Что Ты сделал?
36 Ответил Иисус: Царство Мое не от мира сего. Если бы от мира сего было Царство Мое, служители Мои боролись бы за то, чтобы Я не был предан Иудеям. Теперь же Царство Мое не отсюда.
37 Сказал Ему тогда Пилат: значит, Ты, всё-таки, Царь? Ответил Иисус; ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает Моего голоса.
38 Говорит Ему Пилат: что есть истина? И сказав это, он снова вышел к Иудеям и говорит им: я никакой не нахожу в Нем вины.
39 Есть же обыкновение у вас, чтобы я одного отпускал вам на Пасху. Итак, хотите, чтобы я отпустил вам Царя Иудейского?
40 Тогда закричали они снова, говоря: не Этого, но Варавву. Был же Варавва разбойник.
....."
Евангелия синоптиков не только дополняют, но и в некотором смысле противоречат ( и иногда весьма существенно) Евангелию Иоанна.
Приведем для сравнения описание суда Пилата в  Евангелии от Марка:

"И тотчас же утром первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион вынесли решение и, связав Иисуса, отвели и передали Пилату.
2 И спросил Его Пилат: Ты Царь Иудейский? Он же говорит ему в ответ: ты говоришь,
3 И первосвященники обвиняли Его много.
4 Пилат же снова спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? Смотри, как Тебя обвиняют.
5 Но Иисус и на это ничего не ответил, так что Пилат удивлялся.
6 На Праздник же отпускал он им одного узника, которого они себе выпрашивали.
7 Был тогда в узах человек, называемый Варавва, вместе с повстанцами, которые, во время восстания, совершили убийство.
8 И поднявшись наверх, толпа начала просить Пилата о том, что он обычно делал для них.
9 Пилат же ответил им: хотите, я отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал он, что первосвященники предали Его из зависти.
11 Но первосвященники возбудили толпу, чтобы он отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат же снова отвечал им: что же мне делать с Тем, Кого вы называете Царем Иудейским?
13 Они снова закричали: распни Его!
14 Пилат же говорил им: какое же Он сделал зло? А они еще сильнее закричали: распни Его!
15 И Пилат, желая угодить толпе, отпустил им Варавву, и предал Иисуса, по бичевании, на распятие." ( Мк 1-15)

Продолжение 2 следует