Тревожность и дети

Мария Гамбург
Ипохондрия прорастает в нас с детства. Тревожные бабушки скармливают нам лошадиные дозы "горячих обедов", угрожая не выпустить из-за стола. Это заставляет нас впоследствии переедать, автоматически запихивая в себя всё, что лежит на тарелке. Что страшного, если ребёнок не голоден и пропустит приём пищи? Но бабушка в тревоге. И малыш это чувствует.

Одежда. Постоянное укутывание ребёнка. Шапки, варежки, шарфы, страх сквозняков. Дети ощущают перманентную, идущую от взрослого, тревогу, слышат, что вокруг них вирусы, сквозняки, грязь. Газетка на скамеечке, антибактериальные салфетки для рук. В каком мире живёт малыш, которому не дают поковыряться в песке или съесть мороженое на ветру?

Конечно, не все бабушки и мамы настолько тревожны. Но вопль "Осторожно!" и "Держись!" на детской площадке - тоже не редкость. Детей постоянно предупреждают о чём-то непонятном для них и опасном. А потом удивляются, что малыши нерешительны, малоподвижны и ничего не хотят, кроме гаджетов и сладостей.

Меня растили так же. Ходить бы я не научилась, потому что моей маме грязный пол коммуналки казался неподходящим местом, чтобы высадить на него малышку. Я научилась ходить, когда мамы не было дома. А ползание пропустила, хотя многие педиатры говорят о важности этой фазы.

Всё детство меня лечили. 37.1 считалось болезнью (живя в Германии я и 37.5 таковой не считаю), и я пропускала школу неделями. Лечили страстно, всем, о чём когда-либо слышали и что можно было "достать".
Только выздоровев от одной "болезни", один раз проехав на метро до школы, я хватала следующий вирус.

Годам к 15ти я стала бастовать против определения "слабенькой и болезненной девочки", и на какое-то время мне удалось стать вполне нормальным подростком. Я перестала пропускать учёбу, почувствовала уверенность в своих силах и уехала из родного дома, поступив в институт.

Всё изменилось, когда появились дети. Невроз и тревога попёрли из меня снова. Голос в голове предупреждал об "осложнениях после гриппа", страшных детских диагнозах и незаметных, но опасных симптомах. Гугл был тому помощником. Страх за ребёнка иногда становился непереносимым. Но, помня о своём детстве, я всё делала наоборот. Старалась, чтобы мои внутренние страхи были незаметны. И, конечно, не залечивала детей. Открывала окна, поила и не сбивала температуру до 39.0. Дети благополучно отболели всем, чем положено, и выросли здоровыми.

Но в дочке всё-таки проявляется та самая "наша" тревожность. Она боится болезней и заразы. Психологически тяжело переносит боль. Одевается теплее, чем её друзья. Конечно, как все современные дети, она сидит на каменном полу и ходит зимой без шапки, но при этом думает, что может от этого заболеть. Откуда это в ней?

Сколько поколений должно вырасти, чтобы ушла эта тревожность? Страх болезней, травм, ходить по улицам ночью, страх осуждения, бедности, остаться одной, быть обманутыми и использованными, сделать что-то не так…
Или это у нас в крови? Дань многовековой истории? Наработанный защитный рефлекс? Лично я охотно лишилась бы его, чтобы искренне ждать от этого мира радости и поддержки.