Повесть об отце-2 Глава 23. Фёкла

Валентина Колбина
  За время службы на Дальнем Востоке семья Ёлышевых приезжала в отпуск каждый год. Месяц, а то и дольше, они жили в своём доме, навещали родных в Бемыже и Нынеке. Принимали родственников у себя. 
  В один из приездов Фёкла заговорила о своей старшей дочери. Михаил согласился поговорить с начальством части. Знал, что там ей и работа найдётся, и жильё. И женихов там много, есть из кого выбрать. Они с женой не раз заговаривали на эту тему. Нюра жалела свою сестру, а тут появилась возможность ей помочь. 
Люся согласилась сразу, а мать немного сомневалась: в такую-то даль, в чужие края, хоть и к родным.  Да у них у самих-то семья большая. Но её удалось уговорить.

  Ехали тогда весёлой компанией. Для девушки всё было интересным и загадочным: и эти тянущиеся вдоль дороги леса, и перелески, степи и болота и горы с невероятно длинными туннелями, и чудесное озеро Байкал
 На новом месте проблем с работой не оказалось. Люсю сразу приняли на коммутатор телефонисткой, через месяц дали комнату в общежитии для вольнонаёмных, а до этого она осталась жить у родных.
  Вечерами молодёжь ходила в кино и на танцы. В семье Ёлышевых труд был в почёте, без дела не сидел никто. В свободное время девчонки вышивали и строчили шторы, учились у матери основам шитья, что потом помогло им в дальнейшей жизни. Люся тоже не бездельничала. Помогала тётке, после работы бегали с сестрёнками в лесок за брусникой, а в сезон, не уставая, таскали малину. Сушили прямо на свежем воздухе. На зиму готовили мешки духмяного лекарственного чая.

  Люся – высокая стройная девушка с копной рыжеватых волос стразу привлекла внимание служивых. Засматривались на неё матросики. На танцах она никогда на оставалась в стороне. В ярких нарядных платьях выглядела просто прекрасно. Стал на неё засматриваться мичман-срочник – симпатичный чернявый парень Саша Фомин. Домой провожал, на свиданья стал приглашать. А потом поженились. В срок родился Вовка, чудный конопатенький мальчуган. Отслужив положенный срок, Саша остался на год на сверхсрочную, а потом задерживаться не стал и увёз семью на родину в небольшой волжский городок Балаково. Так и прожили там всю жизнь. Вовка был их единственным сыном.
  За свою старшую дочь Фёкла не переживала: жили хорошо и в достатке, Саша порядочным, заботливым семьянином. Правда, виделись не часто. В родной посёлок Людмилу почему-то не тянуло. Состоятельная жизнь горожанки ей пришлась по вкусу, а дома она видела скудноватое житьё младшей сестры и пожилой матери.
Помогала она или нет материально, Фёкла никогда не говорила. Наверное, не хотела, чтобы кто-то судачил об этом. Но, похоже, помощь была мизерной. Саша умер, немного не дотянув до шестидесяти, а Людмила доживала свой век на чужбине с единственным сыном Володей.

  Младший Юрка был большой заботой матери. «Мамкин хвостик», – дразнили его друзья, когда видели, как долговязый мальчишка ходит по пятам за матерью и что-нибудь клянчит. Уже будучи подростком, ходил с ней в баню, что было его постыдной тайной. Когда ребятня узнала об этом, дразнили парня, обзывали как могли обиднее, но и получали по полной, если он был в гневе.
А потом подтянулся, был призван в армию, пришёл в отпуск, женился на девушке из многодетной семьи и увёз ее на место службы в Венгрию, где спокойно прожили три года. Детей у них не было, вернулись в Кизнер и сразу нашлись старые дружки, которые сбили с толку «офицера», как его все называли. Спустя время, Зоя ушла от него, вышла замуж и уехала из родного посёлка.

  Много бессонных ночей провела Фёкла, переживая за судьбу своего младшенького. Рос безотцовщиной, отца ни разу не видел, да и тот узнал о рождении сына, когда тому было года два-три, а то и больше. Уехал Юрка в поисках счастья следом за друзьями, да не получилось, не сложилось ни семьи, ни хорошего места работы. Мыкался по чужим краям, изредка наведываясь к сестре Валентине.
Жалеючи неприкаянного брата, она пыталась пристроить его куда-нибудь на работу, отводила ему комнату для жилья, но тот надолго нигде не задерживался. На похороны матери не приехал, найти его не могли, никто не знал адреса. 
  Спустя время приезжал на свадьбу Сергея. Покуролесил немного да опять куда-то скрылся. Тяжкая участь досталась Валентине. Она и разыскивала его время от времени, находила, звала домой, хотя знала, что от его присутствия дома только скандалы. Кому нужен безработный выпивоха. Дело доходило до того, что продукты из дома таскал, менял на спиртное.
  Так и не узнала точно, где и когда ушёл из жизни её младший брат.  Родился безотцовщиной и скончался где-то вдали от родных мест, никто его не пожалел, не оплакал.
***
  Валентина была немного грубоватой по натуре, но справедливой. Внешне очень походила на свою старшую сестру Людмилу: такая же высокая, пышноволосая, с голубыми глазами и веснушками на всё лицо. Всю свою жизнь проработала на почте, пройдя путь от рядовой уборщицы, когда помогала матери, до специалиста высокого класса – старшей телеграфистки.
  Как-то повелось, что с районного почтового отделения начался трудовой путь у всех сестёр. Сначала Людмила, потом Валентина с Диной. Пару лет пришлось служить на почте и Зое. А потом по наследству стали работниками связи её дочери Ирина и Ольга.

  С Леонидом Валентина познакомилась в посёлке. Высокий худощавый парень ей приглянулся сразу. Он только что закончил Сарапульский электромеханический техникум с красным дипломом и приехал в посёлок на работу. Не очень разговорчивый он вначале смущался общению с такой энергичной, бойкой девушкой, которая была душой компании. Подруг у неё было много. А потом как-то разговорились и нашли много общего.
 Родом он был из деревни Копки, что находилась километрах в сорока от посёлка. А Валентина в тех краях не раз подрабатывала, подменяя в почтовых отделениях отпускников.
  Свадьбу сыграли весёлую. Было много молодёжи, пели и веселились, выйдя из тесного домика во двор, даже пытались плясать. Но получалось неважно. Весенняя хлябь и сырость не позволяла этого сделать. Улица Колхозная находилась на самом краю посёлка на болотистом месте. Это позднее они переехали на Коммунальную, где было сухо и просторно.
 
  Леонид, проработав немного на почте, поступил в школу милиции и после её окончания устроился в районное отделение участковым.
К молодой жене относился хорошо, тёщу уважал. Вскоре родился Серёжка, который был любимчиком бабушки Фёклы. Добрый мальчишка он с детства лечит больных и искалеченных животных. У них всегда можно было увидеть то щенка с забинтованной головой, то котёнка, которому срочно требовалась помощь, то цыплёнка, у которого на сломанной лапке юный лекарь приспособил, деревянный костылик. Цыплёнок, смешно хромая, прыгал по комнате и ни минуты не сидел не месте.   
  С детства заядлый рыбак Серёжка любил ходить по утру на Люгу или на пруд иногда один, а порой вместе с Михаилом. Корнилыч, как он называл, был хорошим учителем и знатоком своего дела. Сколько ранних зорек они встретили на берегу Люги или за посёлком на пруду.

  Очень переживала Фёкла, когда по неизвестной причине у внука стали выпадать волосы. Учился он тогда в средних классах, стеснялся своей лысой головы, а бедная Валентина моталась по больницам в поисках специалиста, которой мог бы установить причину болезни. 
  Возможно, это и послужило началом её болезни. Она стала быстро набрать вес. И никто не мог сказать точно, что послужило этому.
Помог казанский профессор, к которому Валю направил знакомый доктор. Профессор, пожилой опытный врач, выслушав всю историю подростка, сразу задал вопрос, не падал ли ребёнок в детстве.
  Вспомнила она, как ещё пятилетним ребёнком выпал Серёжка из окна. Поплакал-поплакал да перестал. Всё забылось. А профессор именно в этом увидел всю причину Серёжкиного недуга. 
 
  Так и остался Сергей на всю оставшуюся жизнь лысым. По этой причине в армию его не взяли. Класс у них был дружный, ребята как-то сразу прониклись участием к беде своего друга. Не дразнили, не шутили, не насмехались. В старших классах он стал носить парик.
 По характеру напоминал свою мать: шумный, шустрый и острый на язык. Возможно это и помогло ему не комплексовать по поводу своей внешности.
Учился хорошо и настроился поступать в университет на факультет биологии. Не зря с детства возился с животными. Но проучившись полгода, всё бросил. Разочаровался.
 Отучившись на курсах сварщиков, стал совершенствовать своё ремесло, и со временем его признали одним из лучших в районе. Приглашали на самые сложные участки, знали, что Пивоваров – сварщик от Бога. Когда по территории района тянули газопровод, он был в числе строителей-передовиков.  Имел личное клеймо.

  Раз в армию не берут, решил жениться. Было ему тогда двадцать один год.  Девушка, родом из другого района, работала поваром в одной из строительных организаций посёлка. Была Катя из многодетной семьи, и на свадьбу родители привезли целый полк дочерей – сестёр невесты. Все как на подбор сухощавые, остроносые, скуластые и глазастые, очень похожие на отца. Свадьба получилась шумной, с песнями и прибаутками. Когда в квартире стало тесно, веселье выплеснулось во двор. Шуток и смеха было предостаточно.
  Спустя время в молодой семье родился сын, они получили однокомнатную квартиру в доме недалеко от родителей. Жизнь налаживалась. А тут вдруг –повестка из военкомата. Призвали Сергея в строительные войска, и отправился он на службу в дальние края, в город Благовещенск. По семье скучал, письма писал часто, но со временем почувствовал, что с молодой женой происходит что-то не то, её письма стали сухими, приходили всё реже и реже. Когда, спустя год, солдат прибыл на побывку, убедился, что Катя не испытывает в нему никаких супружеских чувств: ни добрых слов, ни ласки, ни объятий. И маленький сынишка отца не признавал, чурался и на руки не шёл.

  Валентине было до слёз жалко сына, но она терпела и не вмешивалась в их жизнь. Сама она плакать не была привычна, как могла уговаривала Сергея потерпеть, мол, отслужит, вернётся насовсем, и жизнь наладится. Уехал тот с тяжёлым чувством, понимая, что двухлетняя разлука неминуемо приведёт к разрыву. Но что он мог поделать?  Знать бы, что призовут в армию, так и с женитьбой повременил бы.
Мать не только писала, но и звонила. Хорошо, что работа на коммутаторе позволяла разговаривать с сыном часто. Отец к своему старшему сыну относился холодно. Так уж повелось с детства. Что было причиной такого равнодушия, не мог объяснить никто: ни Валя, ни сам Сергей. А Леонид больше молчал, не высказывая своих претензий и замечаний. Младшую Ольгу любил и баловал, а сына как будто не замечал.
  Перед самой демобилизацией Сергей написал, что возвращаться домой не намерен и остаётся там, далеко от родных мест. Хотел уехать ближе к океану и завербоваться на одну из строек, которых в то время было много.
  Тогда мать и дала волю своим чувствам. И плакала, и ругала, и уговаривала. А потом смирилась. К Кате ходила редко, но всегда не с пустыми руками.  Имея связи, покупала дефицитные в то время товары: постельной бельё, детскую одежду, какие-то продукты. Сноха равнодушно принимала дары, но от душевного разговора уходила, стараясь не смотреть в глаза свекрови. Чувствовалось, что она испытывает чувство вины. Наигравшись с маленьким Сашкой, Валя спешила домой. 
***
  Сергей приехал ранним утром, когда его никто не ждал. Решил сделать всем сюрприз. Минуя родительский дом зашагал, прямо к семье, где, надеялся, по-семейному добро примут и Катя, и маленький Сашка. Ключ был с собой, поэтому никого не потревожил. Открыл дверь, тихо шагнул в комнату. А там на полу…
Жена была в растерянности: как приехал? Ведь остаться хотел там, где служил. И не написал, и не позвонил. Какой-то молодой парень в суматохе засуетился, забегал по комнате в поисках своих вещей. Малыш, раскинувшись на диване, сладко спал.   
  Сергей молча вышел на кухню, и его единственной мыслью была одна: надо чем-то отвлечься. Душевная боль, предательство жены не давали ни минуты покоя. Когда услышал, что за спиной закрылась входная дверь, изо всех сил кулаком ударил в дверь. Стекло разбилось, и острая боль на время вытеснила душевную. Руку разбороздил от кисти почти до локтя.
  Пока Катя промывала и обрабатывала рану, бинтовала, молчали оба. Да и о чём говорить? Было больно и обидно. Сергей пробыл дома, пока не проснулся Сашка. Увидев чужого мужчину, его забинтованную руку и кровь, тот горько заплакал. Даже подарки не смогли успокоить трёхлетнего малыша.

  Склеить отношения так и не получилось. Спустя время, молодые разошлись, и Сергей вскоре женился на соседке. Была она «немного» беременна, но его это ничуть не волновало. «Начало не моё – конец мой будет», – шутя отвечал всем, кто его пытался вразумить. Знали, что его Оля любит деньги и золотые украшения, что в моральном плане имеет не очень хорошую репутацию, но Сергея ничего не останавливало. Зарабатывал много, часто ездил по району, его всегда считали хорошим сварщиком, мастером своего дела.  Деньги приносил жене, а та по молодости распоряжалась ими неразумно. Золотые украшения и модные вещи для себя – вот что было пределом её мечтаний. А потом родился сын Коля. Сергей его признал, зарегистрировал на своё имя. Но прожили молодые недолго, через пару лет развалился и этот брак.

  Какое-то время Сергей встречался с женщиной намного старше себя, но создавать семью не торопился. И только на четвёртый раз ему повезло. Тамара была хорошей женой и хозяйкой. А ещё терпеливой. Все пьяные выходки и «закидоны» мужа терпела до поры до времени. Она уважительно относилась к свекрови и свёкру, который, по мнению окружающих, был совсем недостоин этого.
На свет один за другим появились дети: сын и две дочери. Красивые, здоровые ребятишки могли бы связать семью. Могли бы… Но увлечение алкоголем, друзья-собутыльники были превыше семьи. Всему наступает предел. Наступил и у Тамары.
  До последнего не верил Сергей, что его могут бросить. Но зависимость от алкоголя оказалась сильнее семейной привязанности. Добрый по натуре, всегда готовый прийти на помощь, активный по жизни он так и не смог перебороть свою пагубную привычку. Скончался, немного не дотянув до пятидесяти.

  Тамара достойно схоронила своего мужа. Вырастила хороших детей. Все они получили высшее образование, создали свои семьи и радуют мать ….
  Первый сын Сергея Александр относится к Тамаре по-сыновьи тепло, называет её мамкой-Томкой, часто звонит, и по возможности приезжает в гости. Он закончит нефтяной техникум и работает далеко от родных мест в Волгоградской области.
В жизни бывают совпадение: добрые и нелепые. Катя не давала Сергею возможности видеться с сыном. Она вышла замуж, уехала из посёлка, и препятствовала встрече отца и сына. Теперь у Саши вторая семья, и его первая супруга так же запрещает видеться отцу и дочери.

  Ольга, младшая дочь Валентины и Леонида, выучилась на учительницу, нашла своё счастье на стороне, родила троих детей и осталась жить на родине мужа. К сожалению, беда не обошла и эту семью. Её муж Николай молодым скончался от сердечного приступа.
  Валя болела долго. Сначала был обнаружен гепатит «А», пока лечила, мыкалась по больницам, подхватила и гепатит «Б» и «С». Организм не справлялся, и лечение в районной и республиканской больницах положительных результатов не дало. Скончалась она, немного не дотянув до шестидесяти.

  Леонид пережил свою Валентину. Будучи на пенсии, он очень страдал от одиночества. Любимая дочь Оля далеко, с Сергеем отношения так и не сложились, и доживал старый отец в своей трёхкомнатной квартире, вспоминая молодость и свою нелепо прожитую жизнь. Правда, вначале любовь была, но вот куда она ушла, почему со временем стал таким деспотичным, желчным, себялюбивым, нервным человеком, не мог понять сам.
  Возможно, задатки его несносного характера крылись в далёком детстве, которое счастливым назвать нельзя. Отец погиб на фронте, а отчим, который пришёл в дом, не только невзлюбил пасынка, он его ненавидел.
Когда Леонид учился в техникуме, он старался как можно реже приезжать домой. Мать ждала, но один взгляд отчима убивал в молодом парне всё желание встречаться с родными.


  Начало пятидесятых – время небогатое и несытое. Студенты получали стипендию, но эти крохи быстро исчезали. Приезжие студенты жили тем, что привозили из дома. А Леонид привозил пустой мешок.
В те редкие моменты встречи с родным домом мать старалась положить сыну-студенту и каравай хлеба, и молока, и кусок сала. Скрывая от мужа, давала немного денег.
Как правило, отчим провожал своего пасынка за деревню, а там отбирал деньги, а продукты просто вываливал на землю, отпуская парня на учёбу голодным.
  Добирался до Сарапула на товарняках и на попутках.
И потом Леонида не раз преследовали какие-то промахи и неудачи. Работая участковым, дослужился до капитана. Как-то раз после обеда прилёг отдохнуть. Шустрый Серёжка, к тому времени шести- или семиклассник, вытащил пистолет из кобуры и убежал с друзьями на луга. Пострелять.
  Это было просто катастрофой. В должности и звании понизили, плюс ко всему лишили квартальной премии.

  Люга, полноводная в то время речка, как магнитом манила ребятню со всех улиц. Пивоваровы жили почти рядом – минут десять ходьбы. Летом ребятишек невозможно было загнать домой.
Вот раз Серёжка с друзьями решились на такую каверзу. Разделись, искупались, а потом убежали, оставив свою одежонку на берегу. Только к вечеру хватились взрослые, что ребятишки не пришли домой. Начались поиски. Искала и милиция, и соседи-взрослые. А эти шельмецы, спрятавшись подальше от берега, только наблюдали.
  Стоит только представить, что пришлось пережить Валентине с Леонидом. Ведь Серёжка, как всегда, был заводилой. Конечно, наказали парня.
Фёкле тоже не нравились все эти выкрутасы, но всем своим сердцем и душой она любила и жалела своего непутёвого внука.

  Умерла Фёкла Васильевна тихо, не потревожив никого. Уснула и не проснулась утром.

  На фото: Свадьба Сергея. Справа его родители: Леонид и Валентина

   Продолжение: http://proza.ru/2024/03/18/1609