Послание российскому народу

Алексей Васильевич Евдокимов
Послание российскому народу…
(29 февраля 2024 года)
Именно так, и никак иначе воспринимаю  выступление президента России Владимира Владимировича Путина с Посланием федеральному собранию.
Сложилось стойкое убеждение при внимательном прослушивании президента, что он в первую очередь обращается к своему народу.
Перед народом, а не только депутатами, он подводит итоги работы и ставит задачи, конкретные, с цифрами, сроками…
Слушал, вспоминал, размышлял и невольно возникало чувство сожаления, что правильные слова, неотложные задачи на будущее не были озвучены лет двадцать, а, возможно, и тридцать лет назад…
У меня сложилось впечатление, что внешние, тревожные, опасные события заставляют Россию менять либеральный, доверительный курс и выходить на дорогу патриотизма, самодостаточности, суверенности.
Неужели, чтобы осознать, выбрать свою дорогу историческую обязательно нас должен «клюнуть жареный петух»!?…
Начались уже обсуждения Послания в СМИ...Поражает, как наша величаемая нами элитой, способна быстро «переобуться»!
Откуда у этой «элиты» такая уверенность, что народ не помнит, не разумеет, что эта «элита» говорила в ещё памятные  былые годы?…
Выступает с комментариями Послания высокопоставленный государственный чиновник, мэр крупного мегаполиса и заявляет:»...мы чётко осознали, что надо выпускать собственную  продукцию...».
Поразительно! Удивительно!А, возможно, и возмутительно…
Неужели он не помнит стародавнюю русскую присказку:»На чужой каравай рот не разевай!»
Не бесполезно, скорее поучительно слушать эти комментарии…
И невольно приходит на память, то к чему теперь свой народ призывает, правильно, вовремя призывает президент, народ говорил о том же самом треть века назад, но кто тогда его слушал. Да само понятие « трудовой народ» было напрочь забыто, подменили другой позорной, не заслуженной кличкой «быдло»…
А я своим друзьям в «Одноклассниках» предлагаю материал написанный в далёкие погромные годы. Полезно былое вспоминать!
Если мой добрый читатель в тексте усмотрит моё покаяние за развал СССР, то не ошибётся...
 НАРОД ИЛИ НЕ НАРОД?
           "Всё в прошлом, и свежий ветер жизни,
            Уже не дует в наши паруса.
            Нет тех знамён, с которыми ходили мы,
            Да и страны уже давно не та...
              Сергей ПИВОВАРЕНКО "Другу"
 
Вспоминаю, возвращаюсь мысленно на ту скамейку в тени вишнёвого сада на встречу со своими родственниками, соседями, односельчанами. Многих уже нет, да что там многих, никого нет!
И тогда, около четверти века назад, были они не молоды. Жизнь прожили  ,не дай Бог никому. Я только начинал сознательную жизнь, они оставались для меня близкими и дорогими людьми. Простые люди от земли, мокрая, не просыхающая от пота спина, скрюченные руки, малый достаток, равнодушие власти, а земле-кормилице никогда не изменяли, не искали мёда в чужих краях. Умели быть счастливыми и малым…
В их домиках, часто покосившихся от времени, буйствовал телевизор, а время…одним словом, началась «перестройка».
Всё в стране гудело, звенело, трещало. Сутками депутаты в Москве на съезде «толковичку» вели. Все говорили, каждый своё предлагал, обещали, все и всё обличали.
Были мудрыми и знали , как жить моим землякам, каким идолам новым поклоняться.
Бурлила страна, кипела. На поверхность поднималась всякая накипь. Не в стороне и мои родственники, соседи, мои земляки.
Неспешно рассуждают, как мне казалось, с удивлением, сомнением и поражающим тугодумием, поражающим неприятием происходящего, не способностью разглядеть, постараться понять очевидное, новое, с трудом , пробивающим себе дорогу.
Не в меру, чрезмерно осторожны: »а что из всего будет?»-сомневались, качали головами
Молодой был, самоуверенный, что-то читал ,разные экзамены сдавал, мысленно какие-то параллели проводил. Считал, мне то  виднее, чем им, газеты отродясь в руках не державших.
« Ну как они могут понимать? Как могут дойти до истины происходящего? Они от земли испокон веку не поднимали глаз» - думал.
А по стране разъезжал Горбачёв - весёлый, жизнерадостный, уверенный в себе, энергичный, молодой, влюблённый сам в себя. Толпы людей. переполненные  ликующим народом площади городов встречают его.
Восторг, улыбки. рукопожатия, наказы, просьбы и сияющее, казалась, с неба счастье. Восторг. славословие….Вот он то и приведёт страну к сияющим вершинам, думалось тогда.
После череды старцев - руководителей, траурных похоронных мелодий -такой воодушевляющий, обнадёживающий контраст!
«Наконец-то пришёл давно ожидаемый человек1»-многие так думали, восхищались, с открытым ртом слушали, в очереди за газетами стояли. Журнал «Огонёк» Коротича из рук рвали…
«Как же этого можно не видеть и не понимать?» - в душе возмущался я.
Правда, теперь эти чувства многие забыли и лукавят перед самим собой…
И теперь, спустя годы и годы, оглядываюсь на прожитую жизнь, с удивлением и смущением осознаю :а мои безграмотные тогдашние собеседники оказались прозорливее, точнее. мудрее высокоумных разного калибра политологов и иже с ними, чем многие мнящие себя политически подкованными.
Когда Россия ликовала, праздновала ,когда страна обрела наконец-то ожидаемую твёрдую дорогу, думалось мне, и, казалось, на всех парах устремилась к светлому будущему - их прогноз был печальным, тревожным.
Слушали они, качали головами:»Страну ждут тяжёлые времена. Под фундамент копают. Крышу снесут. Развалят, Растащат  по  брёвнышку державу. Чересчур много якобы умеющих управлять. Больно много советчиков, а ещё больше желающих рулить, как на собрании в колхозе - все говорят и никто никого не слушает!»
А я про себя думал: так это же демократия! Каждый должен иметь и отстаивать своё мнение. Не понимают, привыкли в ежовых рукавицах, по команде,»решениями» жить.
О Горбачёве имели своё мнение, они как будто бы и не смотрят, не слушают «ящик»,их не сбить со своей дороги. Упрямцы, Упёрты.
«Нет веры ему, Много говорит, Не говорить, а спрашивать, требовать надо. Не всех можно по головке гладить, немало и таких, кто руку откусит, ногу подставит. Слушать людей не хочет, думает, что всё знает. Не видит комариную тучу льстецов… .С завистью смотрят на его корону…»
Зорко они вглядывались в нового, очередного вождя, со всех сторон его проверяли, просвечивали, сравнивали. А сравнить им было с кем.
Слышали одно, а видели другое, часто противоположное.
«Все говорят, не слушают и не понимают друг - друга, Озлобленных много, Чужим умом возомнили прожить, из за границы кличут, Как же так можно жить? Огромная страна разве не имеет своих мудрецов? Наши деды своим умом кумекали!»
А я думал, неужели не понимают, что в спорах рождается истина? Так и должно быть, рассуждал я, идёт поиск нового, неизвестного ранее. Что же снова по команде:»Стройся!»?
И к чужому опыту не грех прислушаться, не одни на земле живём, Вот они плоды «железного занавеса»…
Когда пытался возразить, что то из истории вспомнить, аналогичное, другими народами пережитое, в ответ мои соседи качали сочувственно головами.
А мой дядя Фёдор, всю жизнь «подставлявший плечо» нашей семье, с пробитой головой-«Не у кумы!»,всегда образно выражался, не говорил на фронте, на войне.
Укоризненно мне говорил: »Мелко плавал! Жизнь не видал! Книжки тоже надо уметь читать! Не спеши бить в ладоши! Сначала оглядись, в толк возьми, рассуди: куда и почему зовут, ответь себе…»
И я замолкал.
Чувствовал, люди эти согнувшие спину на земле «за бесплатно», «за палочки»,тощие рубли. Никому и никогда не верили. Только себе доверяли. Мне казалось, это впиталось в них с потом, с обидой, с неуважением к ним. Сколько раз они «обжигались» за свою жизнь, чесали в затылке.
Коммунизм у них и на слуху не был. он для них что-то настолько не реальное, что и говорить о нём не могли: сказка, былина, выдумка.
Демократия в их понятии была не меньшей фантазией, придуманной очередной сказкой. Ничего хорошего они от неё не ждали. Были настолько уверены в её нереальности, что воспринимали с усмешкой:»Это когда же было что все равны? А если и равны, то среди равных найдётся обязательно
найдётся кто равнее равных…Слыхали про кухарку, встречали таких, быка от коровы не отличали, а командовали, товарищами величали.
Говорят о справедливости, не видят, что вокруг происходит? Заглянули бы к нам в совхоз, говорят, что он чуть ли не передовой в области, а какая несправедливость?! Кто поближе тем и стали в первую очередь выдавать кровную зарплату…Ферму распродали, овец расторговали, работы лишили. Спросили  с кого то? Вон и водопровод сгнил…»
Мне нечего было возразить, Так оно и было в жизни посёлка: »Временные трудности, трудности роста, как тогда стали говорить, всё этим оправдывая!»-успокаивал себя.
«Все твердят о новой дороге. Но никто не знает,  куда она ведёт. Многие желают вести людей, управлять ими, а не спрашивают - люди им верят? Считают их поводырями? Просили быть ведущими? - сколько вопросов и не праздные же они.
Заставляли задуматься. Больше всего удивляло их отношение к стране. От неё они так много, через мыслимые и немыслимые края натерпелись.
Что греха таить - не раз её проклинали, мачехой частенько им была. И теперь, когда увидели, услышали, почувствовали нелюбовь к ней других, когда её без умолку обливают грязью, обо всём с издёвкой, ёрничают. Они восстали, всё в них вскипело. Как будто бы их лично оскорбляют, самых дорогих им людей.
Для них стало нетерпимым громогласное «быдло» унижением, оскорблением.
Уже не ждали и не надеялись, что кто  - то разумный, умный и добрый встанет на защиту и уймёт одичавших, озверевших, хищников, почувствовавших запах крови. Готовы взять вилы, вступить в схватку - но как? С кем? Не слышат их, зло вокруг, а за горло не схватишь.
«Кто разглагольствует на трибунах, вещает неумолчно в «ящике» не только не любят народ и страну_ненавидят, презирают, Не желают ей добра!
А мы учили их в университетах,  платили налоги, им в первую очередь, а до нас так и не доходила очередь.
Всё таже грязь и бездорожье, и газ не думают тянуть, и магазина нет, и автобус не пылит…Не «перспективные» мы!» - самим себе жаловались.
«Выучили на свою шею, их бы в наш хомут!»-слышу я, как будто бы и в меня камень.
Не плохое, что десятилетиями ехало тяжёлым колесом по   моим землякам, вспоминают. Доброе, светлое, тёплое. Оттаяла душа. За былым частным увидели, поняли главное, коренное.
Где же не без греха - спрашивали себя.
Меня это и радует и удивляет. Дядя Фёдор, раскуривая самокрутку тихо говорит:»Не попомни зла!»
Сбылись их чёрные предсказания, страна затрещала по швам, как подрубленная закачалась. Добивают, топчут всё, что веками и многими поколениями обильной кровью добыто, защищено, построено
Вижу их боль. Не за себя страдают, их жизнь идёт к закату - дети как будут жить?
Вспоминаю читанное у Некрасова, у многих - чтобы сказала она, великая русская литература?
Да и ей бы не дали слова молвить, и её беззаконно судят…
И снова, как всегда, никому не верят, ни в какие СНГ, никаким златоустам, их браткам, их флагам-лоскуткам.
Они давно обсудили на своём «парламенте» и утвердили:»Многие не при троне желают быть, а на троне с короной на голове, царями хотят себя чувствовать, не до судьбы народов им!»
Так и только так они понимают гибель СССР. Не экономика, не национальные отношения, не пустые полки - они у них всегда были пустые -сгубили  державу. Многим, очень многим она мешала, была укором и предостережением.
«Ящик» искал виновников, судорожно объяснял, успокаивал, обещал, призывал не волноваться…
«А зачем вам империя? Вы были в Киргизии,к примеру? Винцо пили в Молдавии?» - убийственный довод, по мнению всяких купленных и прикормленных спецов, жаждущих на развалинах при дележе своим приближённым и « браткам» поспособствовать нагреть руки, И это им удалось!
«Совки» по традиции не верили, в первую очередь в свои силы и возможности: »Всё равно обманут!».Не сопротивлялись. На творящийся в стране беспредел имели свой, выверенный жизнью взгляд.
«Рано, не во время бросили вожжи под телегу, необдуманно, по глупости или злому умыслу отодвигают в сторону государство. Это какой же рынок-базар будет править нашими краями? Деньги? Торговля? Передушат друг - друга»-рассуждают собеседники.
«Жёстче государства возьмут за горло! Не вздохнёшь! Телега с таким ездоком опрокинется в овраг, недалеко уедет…В кабалу завезут-заведут…С государством тяжко, а без него невозможно, другие, хищные сядут на шею!
С закрученными гайками невмоготу, а разве легче с совсем отпущенными гайками?» - всё их сердце и ум тревожит.
Прошли годы, их нет на этой земле, в мире ином, а я убеждаюсь - они оказались правы и растёт у меня уважение к этим людям от земли.
Учёность и мудрость, школа жизни разное, часто  совсем разное . Не по книжкам знали они жизнь.
Не подкупны были, как теперь говорят - не ангажированы…
Не грозил им ни потеря портфеля, ни кресла, оттого и были честны и перед своей совестью.
С удивлением они воспринимали новую жизнь и её людей.
Сами не промахи, любят по случаю выпить. Наблюдая за Ельциным, качали головами и горько говорили: »Это у него в руках демократия? Это он представляет Россию в разных заграницах? Ему Россию вручили? Позор! Стыдно, уши вянут, не хочется смотреть! Такого принародного беспутства не было !»
Отворачивались, не парламентски  выражались. Это тогда, когда царствовала эйфория, когда Ельцина величали великим, благодарили за «сильные решения-указы».
Дело дошло до армии, с недоумением и тревогой смотрели как «великая и непобедимая» Советская Армия «драпала» из Германии, куда её в своё время привели вот эти мужики заскорузлые. В спешке бросая оружие, имущество и удивляя весь мир.
«Как же так? Столько лет мы гнули хребет, чтобы обучить, накормить и вооружить армию! Кто возомнил утверждать, что армия не нужна, врагов у России нет? Как можно на всю страну спрятав совесть гордиться как он «косил» от призыва?
В каком веке была тишь да благодать?»- спрашивали в пустоту сами себя. Как будто бы и не слышали охмуряющих трелей из «ящика».Головы у них оказались крепкими, сказками не свернёшь.
«Придёт время, осознают глупость, протрезвеют, поймут, что слабых не только не уважают, но нередко и бьют!» - уверяли сами себя мои «стратеги»,И так хотелось им крикнуть на всю Россию -не докричишься.
И снова они правы! Кажется, время это пришло! Страна начинает вспоминать об армии как о своём детище, пусть и не очень уверенно, может быть не всегда верной дорогой идёт…
«Мало мудрых людей, больше своекорыстных. Мало диплом в карман засунуть, модных, мудрёных словечек нахвататься, красивый заморский галстук повесить! Жизнь надо знать! Народ слушать и слышать! Думать о нём!»- как итог моих воспоминаний о размышлениях, думах крестьянских философов.
Из потока витийств запомнился афоризм «раннего» Михаила Сергеевича: »Народ всегда прав!»
Как он подкупал людей, они , может быть , первый раз это слышали. Тогда он часто повторял эту выстраданную жизнью правильную мысль. Люди тянулись к нему, в ореоле сияющих лучей видели его. Было это, было! Чтобы теперь не говорили, как будто бы каждый держал птицу счастья.
Кажется, теперь фразу основательно подзабыли и напрасно. Хотя как её помнить, теперь спрашивают; »А кто такой народ?»
Действительно, кто?
Возможно мои земляки, их оставшиеся в умирающем посёлке внуки и правнуки совсем и не народ?
Иначе  , почему же о них забыли? Будто их и нет, Разруха их посетила, зелье…
Приходилось слышать, читать, что дорогу выбирает узкая, тонкая элита, а все остальные должны, обязаны, обречены безропотно шагать в ногу серой толпой за ней.
Их удел на ветхой скамейке размышлять.
Тогда при чём тут демократия?
Мудры были мои соседи - хлеборобы, могли предвидеть, предусмотреть, предостеречь, не торговали убеждениями. Живут они в моей душе, благодарен им за науку жизни. Им не в чем себя упрекнуть, глубоко их уважаю, Преклоняюсь перед ними. Верю им. Сожалею, что их никто не слушал и не слышал.
Мне теперь, в наше время, так необходимо присесть рядом с ними на той, уже не существующей скамейке, Так важно услышать их неторопливую беседу о днях теперешних.
 
              Март 2011года.Март 2022 года. Март 2024 года.
PS.Год за годом спешат, торопятся. Сколько событий в стране произошло! Одних выборов самых разных по пальцам не сосчитать, сколько обнадёживающих речей произнесено, "мудрецов" избрано, а я всё не найду ответ на вопрос:"Народ мы или не народ?".
А людям невесело живётся...