Дмитрий Бабарайка - Восхождение на гору Кыпчак

Арслан 2
Архив, 2017 г.

ИНИЦИАТОРОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ обычая восхождения на гору Кыпчак в городе Комрат в 1986 году выступил Дмитрий Степанович Бабарайка (ныне покойный), активнейший участник гагаузского национального движения, меценат и истинно верующий православный прихожанин.

Лишь начиная с 1986 стало возможным возродить на этой горе проведение праздников и народных обрядов.

+++

Вера Гарчу. Общественное объединение "Культурное
наследие Буджака"

28 февраль 2017 г. 
 
Восхождение  на гору Кыпчак.

Не одно столетие гора Кыпчак, что недалеко от Комрата, была самым  почитаемым и памятным местом для наших земляков.

Здесь в разные времена наши предки собирались, чтобы обсудить и принять важные, судьбоносные решения, здесь проводились большие праздники и обряды.

Сюда тянутся старожилы и сегодня, чтобы почтить память погибших от эпидемий чумы унесшие жизни многих огузов того времени. В местах их захоронений были установленные памятные камни немые свидетельства трагических событий.

Археологические находки горы и обнаруженные   катакомбы ( подземные  галерей )  тесно были связанны. Катакомбы связывали  гору Кыпчак с жителями района малой церкви в Комрате ( ныне мемориал славы ). Жители добирались по катакомбам на священную гору боясь преследований.

Строительство данных ходов протяженностью около 2000 метров относятся к временам хана Батыя вошедшего в историю как жесткий притеснитель иноверцев.
Множество фактором говорит о там, что гора Кыпчак это не выдумка, а историческая реальность.

Время шло, но несмотря ни на что комратчяне не переставали народные шествие в это место ходить.  В период румынской оккупации тогдашней власти тоже старались вытеснить  из памяти людей значение этой горы в историй гагаузов. Однако препятствий религиозных ходам не чинили.

С приходом советской власти некоторые чиновники в порыве антирелигиозной политики-пропаганды запретили, какие либо мероприятия на горе.

Доводы о историческом значений этого места никто не поддерживал даже те у кого эти факты не вызывали сомнений.

При строительстве комратского водохранилища памятные камне с могил были сняты и использовали для строительства дамбы – плотины тем самым был совершен акт вандализма. Лишь начиная с  1986 стало возможным возродить на этой горе проведение праздников и народных обрядов. С тех пор каждый год на праздник «Хедерлез» в полдень отслужив в церкви молебен по невинно пострадавшим, священно служитель возглавив колонну с образами направлялись к святому месту. У креста на горе проводят богослужение, сюда приходят люди, чтоб почтить память предков, помолится и принести жертвоприношения (курбан).

+++

Оказывается, в нашей жизни одинаково можно и НАСЛЕДИТЬ, и - СЛЕД ОСТАВИТЬ.

Л.Д., ФБ, 28 февраль 2017 г. 

На днях мы с Константином Таушанжи, деканом эк.ф-та КГУ, были весьма удивлены встрече с одним из акционеров уже давно развалившегося "Огузбанка". Он поведал нам следующую историю.

"...В 1990-е годы ваш национальный патриотизм разбудил всех нас, бизнесменов, и очень многие из нас в те лихие года подняли огромные деньги. Вы себе даже не представляете, сколько деловых людей стали состоятельными, благодаря вам, что вы фанатично были преданы своим идеалам и даже рисковали своими жизнями.

И вот с тех пор минуло почти 30 лет. С голоду вы, патриоты, конечно же не умерли, но и мы, бизнесмены, здоровее от своих денег не стали.

Поэтому вывод только один: в нашей жизни мы одинаково можем как НАСЛЕДИТЬ, так и СЛЕД  ОСТАВИТЬ.

+++