Архив, 2017 г.
ИНИЦИАТОРОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ обычая восхождения на гору Кыпчак в городе Комрат в 1986 году выступил Дмитрий Степанович Бабарайка (ныне покойный), активнейший участник гагаузского национального движения, меценат и истинно верующий православный прихожанин.
Лишь начиная с 1986 стало возможным возродить на этой горе проведение праздников и народных обрядов.
+++
Вера Гарчу. Общественное объединение "Культурное
наследие Буджака"
28 февраль 2017 г.
Восхождение на гору Кыпчак.
Не одно столетие гора Кыпчак, что недалеко от Комрата, была самым почитаемым и памятным местом для наших земляков.
Здесь в разные времена наши предки собирались, чтобы обсудить и принять важные, судьбоносные решения, здесь проводились большие праздники и обряды.
Сюда тянутся старожилы и сегодня, чтобы почтить память погибших от эпидемий чумы унесшие жизни многих огузов того времени. В местах их захоронений были установленные памятные камни немые свидетельства трагических событий.
Археологические находки горы и обнаруженные катакомбы ( подземные галерей ) тесно были связанны. Катакомбы связывали гору Кыпчак с жителями района малой церкви в Комрате ( ныне мемориал славы ). Жители добирались по катакомбам на священную гору боясь преследований.
Строительство данных ходов протяженностью около 2000 метров относятся к временам хана Батыя вошедшего в историю как жесткий притеснитель иноверцев.
Множество фактором говорит о там, что гора Кыпчак это не выдумка, а историческая реальность.
Время шло, но несмотря ни на что комратчяне не переставали народные шествие в это место ходить. В период румынской оккупации тогдашней власти тоже старались вытеснить из памяти людей значение этой горы в историй гагаузов. Однако препятствий религиозных ходам не чинили.
С приходом советской власти некоторые чиновники в порыве антирелигиозной политики-пропаганды запретили, какие либо мероприятия на горе.
Доводы о историческом значений этого места никто не поддерживал даже те у кого эти факты не вызывали сомнений.
При строительстве комратского водохранилища памятные камне с могил были сняты и использовали для строительства дамбы – плотины тем самым был совершен акт вандализма. Лишь начиная с 1986 стало возможным возродить на этой горе проведение праздников и народных обрядов. С тех пор каждый год на праздник «Хедерлез» в полдень отслужив в церкви молебен по невинно пострадавшим, священно служитель возглавив колонну с образами направлялись к святому месту. У креста на горе проводят богослужение, сюда приходят люди, чтоб почтить память предков, помолится и принести жертвоприношения (курбан).
+++
Оказывается, в нашей жизни одинаково можно и НАСЛЕДИТЬ, и - СЛЕД ОСТАВИТЬ.
Л.Д., ФБ, 28 февраль 2017 г.
На днях мы с Константином Таушанжи, деканом эк.ф-та КГУ, были весьма удивлены встрече с одним из акционеров уже давно развалившегося "Огузбанка". Он поведал нам следующую историю.
"...В 1990-е годы ваш национальный патриотизм разбудил всех нас, бизнесменов, и очень многие из нас в те лихие года подняли огромные деньги. Вы себе даже не представляете, сколько деловых людей стали состоятельными, благодаря вам, что вы фанатично были преданы своим идеалам и даже рисковали своими жизнями.
И вот с тех пор минуло почти 30 лет. С голоду вы, патриоты, конечно же не умерли, но и мы, бизнесмены, здоровее от своих денег не стали.
Поэтому вывод только один: в нашей жизни мы одинаково можем как НАСЛЕДИТЬ, так и СЛЕД ОСТАВИТЬ.
+++