Владислав Игнатьевич Стржельчик первая часть

Борис Пономарев 3
Владислав Игнатьевич Стржельчик (первая часть)

Это может показаться необычным, но мне с самых юных лет очень нравятся вальяжные люди, причем в столь значительной степени, что я даже написал и опубликовал в августе 2020 года отдельное повествование «Вальяжные люди украшают нашу жизнь». По этой причине я всегда с огромным удовольствием смотрел кинофильмы, в которых снимались такие самые вальяжные актеры Советского Союза, как Василий Васильевич Меркурьев, Николай Дмитриевич Мордвинов, Михаил Георгиевич Геловани, Игорь Борисович Дмитриев, Юрий Васильевич Яковлев, Александр Анатольевич Ширвиндт, Борис Владимирович Клюев.

К числу такого рода весьма вальяжных актеров принадлежал и выдающийся актер театра и кино Владислав Игнатьевич Стржельчик, участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР, обладатель немалого количества государственных наград, лауреат многих премий, причем в память об этом чрезвычайно талантливом актере в 1998 году была учреждена Санкт- Петербургская независимая актерская премия имени Владислава Стржельчика. 

Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде в весьма интеллигентной семье. Его мама работала в Эрмитаже, а папа, выходец из Польши Ignacy Strzelczyk, был по профессии инженером. Именно в этом месте я хочу ненадолго отвлечься от основной темы моего повествования для того, чтобы привести здесь любопытные, на мой взгляд, факты, имеющие отношение к этой польской фамилии. В нашей стране в прошлые годы при написании на русском языке иностранных фамилий довольно часто происходило их искажение, в результате чего они звучали иначе, чем на своих родных языках. Так, например, фамилия ближайшего сподвижника и друга Шерлока Холмса у нас произносилась как «Ватсон», несмотря на то, что в Великобритании она звучала как «Уотсон», фамилия знаменитейшего танцовщика, певца и киноактера двадцатого столетия звучала в США как «Фрэд Астэйр», а у нас — «Фред Астор».

Нечто подобное случилось и с фамилией отца Владислава Игнатьевича. На польском языке она звучит как «Стжельчик» (буква «р» в ней полностью отсутствует) по той причине, что в польском языке буквенное сочетание «rz» звучит как русская буква «ж», а не как буквенное сочетание «рж». Так что можно с доброй улыбкой констатировать тот факт, что всю свою жизнь Владислав Игнатьевич прожил под чужой фамилией.

Он был вторым ребенком в семье, долгожданным и любимым. Поскольку его мама работала в Эрмитаже сотрудником отдела искусств Востока, он часто бывал в этом знаменитом музее, и тем самым приобщался к культуре. В этом ему также весьма сильно помогал старший брат Петр, который был чрезвычайно успешным учеником и студентом, и по этой причине служил превосходным примером для подражания. С 1929 по 1938 год Владислав учился в школе-десятилетке, при этом очень увлекался театром, что всячески приветствовали его родители. Получив аттестат зрелости, он поступил на учебу в студию при Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ) на курс выдающегося актера, режиссера и сценариста Бориса Андреевича Бабочкина, однако проучиться в этой студии ему удалось тогда только один год.

Началась Советско-финская война, и он был призван на действительную службу в Красную Армию. Вот как он сам описывал эти события: «А война началась для меня в 1940, в финскую кампанию. Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля. Когда началась Великая Отечественная война, попал в пехоту. Был и на передовой, и в разных армейских ансамблях, что возникали на нашем Ленинградском фронте. Меня иногда командировали в город на день — два дня».

Его родителям, оставшимся в блокадном Ленинграде, удалось выжить. И в этом была немалая заслуга их любящего сына Владислава, который добирался до Ленинграда, находившегося в 30 километрах от его части, то на попутках, то пешком, а то и ползком, нередко попадая под обстрелы и бомбежки, но всякий раз он доставлял родителям свой скудный армейский паек. Всю Великую Отечественную войну Владислав Игнатьевич провел на фронте, испытывая голод и холод тех лет, что он так и не смог забыть в течение всей своей последующей жизни. Эти тяжкие воспоминания заставляли его набивать свой холодильник продуктами питания, которые он покупал в больших количествах.

Когда заходил разговор о его участии в войне, он говорил: «Конечно, минувшая война была таким событием, которое потрясло, перепахало всех нас. Казалось, что мы возвращались к мирной жизни огрубевшими. На самом же деле большинство из нас стали более чуткими. Мы острее стали понимать боль и страдания людей, ценить добро, ненавидеть зло. Война с ее бесконечными смертями научила нас разбираться в сложных перипетиях жизни. В этом широком общечеловеческом плане фронтовой опыт — мой главный жизненный фундамент». В.И.Стржельчик постоянно вспоминал о прошлом: «Без прошлого, как известно, нет настоящего. И без фундамента нет дома. Нужно не только знать, но и хорошо помнить, как шел по жизни, кто тебе помогал в достижении цели, - это необходимо для становления и развития и одного человека, и человечества. Память и обостренное чувство совести, ответственности. Без этого нет ничего. В том числе и искусства»

Обучение в театральной студии при Ленинградском БДТ он продолжил уже после великой Победы. Его наставниками в это время были Борис Андреевич Бабочкин и Андрей Денисович Дикий, знаменитый актер, театральный режиссер и педагог. После окончания студии он стал в 1948 году актером Ленинградского Большого драматического театра имени Максима Горького (ныне имени Георгия Александровича Товстоногова).

В БДТ Владислав Игнатьевич дебютировал в роли Клаудио в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего», затем последовала череда других образов. Первый большой успех к нему пришел после исполнения роли Грекова в спектакле «Враги» по пьесе Максима Горького, затем был целый ряд удачно сыгранных ролей в спектаклях «Девушка с кувшином» по комедии испанского драматурга Лопе де Вега, «Слуга двух господ» по комедии Карло Гольдони, а особенно успешной для него стала роль Соломона Грегори в спектакле по пьесе Артура Миллера «Цена», которую он исполнял на сцене БДТ в течение четверти века.

Игра на сцене БДТ открывала все новые и новые грани таланта данного выдающегося актера. Особенно ярко это проявилось в нем после того как театр возглавил Георгий Александрович Товстоногов. Об этом В.И.Стржельчик высказался следующим образом: «Совместная работа с Товстоноговым дала мне очень многое. Прежде всего, в творческом плане. Сильнейшая сторона его режиссуры — постоянное желание и способность находить первооснову явлений. И этим поиском он умеет увлекать других».

Сцене БДТ он был верен на протяжении всей своей жизни, сыграв на ней большое количество разноплановых ролей, и в каком бы амплуа В.И.Стржельчик не появлялся, он досконально знал текст и мельчайшие детали мизансцен. В своей работе он был большим педантом, не мог позволить себе опоздать на репетицию, всегда был в голосе, так как считал, что профессионал не может позволить себе посадить голос накануне спектакля. Его дисциплинированность передавалась и соратникам по сцене, но при этом они всегда говорили, что с Владиславом Игнатьевичем легко работать, ведь он очень тонко чувствовал своего партнера, любил юмор и сам умел пошутить. За все это его чрезвычайно ценили коллеги.

В кинематографе Владислав Игнатьевич Стржельчик дебютировал в возрасте 21 года, сыграв белофинского офицера в фильме «Машенька», снятом в 1942 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Юлием Яковлевичем Райзманом, но его фамилия тогда в титры, к сожалению, не попала. Впервые его фамилия была включена в титры фильма-спектакля «Разлом», историко-революционной драмы, представлявшей собой экранную версию одноименной постановки БДТ по пьесе Бориса Андреевича Лавренева, прозаика, поэта, драматурга, лауреата двух Сталинских премий. Как в постановке БДТ, так и на экране, Владислав Игнатьевич сыграл роль поручика Владимира Полевого. Фильм-спектакль имел весьма ощутимый зрительский успех (свыше 24 миллионов зрителей).

Многие киноактеры не любят сниматься в ролях отрицательных персонажей, считая, что такого рода участие в съемках фильмов может в будущем очень негативно отразиться на их кинокарьере. Как это ни удивительно, но именно согласие В.И.Стржельчика, данное им режиссеру Владимиру Александровичу Чеботареву на участие в съемках фильма «Как вас теперь называть?», создаваемого в 1965 году на киностудии «Мосфильм» по книге мемуаров «Неуловимые действуют» Михаила Сидоровича Прудникова, генерал-майора, Героя Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командовавшего партизанской бригадой, сделало актера чрезвычайно популярным среди зрителей нашей страны.

И это произошло, несмотря на то, что Владислав Игнатьевич снялся в чрезвычайно отрицательной роли обергруппенфюрера СС (генерала) Бруно Готтбурга (имевшего, кстати говоря, реального прототипа Курта фон Готтберга); при этом он сыграл данную роль настолько достоверно, что полностью приковал к себе внимание зрителей. Эта роль стала своего рода трамплином на его творческом пути в кинематографе, а данный фильм стал одним из лидеров кинопроката в СССР после выхода на экраны. В 1966 году его посмотрело 36200000 зрителей.  

Но настоящей первой вершиной на творческом пути Владислава Игнатьевича Стржельчика в кинематографе стало исполнение роли командующего Добровольческой армией генерал-лейтенанта Владимира Зеноновича Ковалевского, прообразом которого послужил реальный командующий этой армией генерал-лейтенант Владимир Зенонович Май-Маевский, в пятисерийном художественном телефильме «Адъютант его превосходительства», снятом в 1969 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Евгением Ивановичем Ташковым по сценарию Игоря Яковлевича Болгарина и Георгия Леонидовича Северского, написанному на основе мемуаров советского разведчика капитана Павла Васильевича Макарова, впервые показанном по Центральному телевидению в период с 7 по 16 апреля 1970 года. Данный фильм имел невероятный успех у нескольких поколений зрителей. В 1971 году он совершенно заслуженно получил Большой приз и премию Всесоюзного фестиваля телефильмов в Минске, а его создатели режиссер Е.И.Ташков, сценаристы И.А.Болгарин и Г.Л.Северский, актеры Ю.М.Соломин и В.И.Стржельчик, а также оператор П.Н.Терпсихоров стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев