Пианистка

Анатолий Важенин
               

      Самолет набирал высоту. Где-то там, на земле, осталось ее прошлое. Сейчас в ней было двоякое чувство: память о родных местах и заграничный дом, где ждала ее семья.
    Глядя в иллюминатор, женщина вдруг осознала оторванность от мира. Ей стало неуютно, к горлу подступила тошнота. Она судорожно нажала кнопку вызова стюардессы, и та пришла очень быстро. Выслушав пассажирку, стюардесса  дала ей успокоительное, и сон забрал все тревоги женщины.
      Сима (какое отвратительное имя) с детства мечтала стать пианисткой. Еще будучи маленьким ребенком, она подходила к пианино и просила поднять вуаль. И сколько радости было в детских глазах, когда ручки нажимали клавиши, и откуда-то выскакивал сумбурный звук. Еще больше впечатлений произвел на ребенка фильм, где женщина, переполненная чувствами, одухотворенно играла на рояле мелодию Грига. Девочке казалось, что такая женщина может покорить весь мир. Мир Симы был спрятан за таинственной дверкой, которую стоило только открыть, шагнуть и раствориться в музыке.
- Внимательно проигрывай лиги, не забывай о длительности. В этом месте следует играть синкопу. Нет, нет, сила звука не должна различаться, не заваливай кисть. Точнее, деточка, точнее.
     Странная бабушка, ей хочется в одночасье сделать внучку гениальной. И где ей подумать, что вместе с нотами, выпрыгивающими из черных и белых клавиш, улетает ее детство. И это происходило ежедневно под пристальным наблюдением. И в конце занятий еще и еще раз проиграть гаммы.
      А Сима мечтала играть на скрипке. Ей виделись в звуках, извлекаемых на струнном инструменте, необычайные образы. Сколько трепета, страха, беспокойства и восторга извлекали струны скрипки. То они уносили душу в поднебесье, а то могли ввергнуть в тиски скорби, и вновь освобождали душу, как птицу из неволи. Те чувства невозможно было выразить словами или описать на бумаге. Стремительность перемен, неуловимые переходы, импульсивные вспышки всех оттенков душевных чувств. Богатейшая палитра фантазии, образов, оживленных в сознании.
       Сима  сидела за роялем уже пятый час. Она готовилась к конкурсу, который мог многое решить в ее жизни. Удачное выступление перед отборочной комиссией, и, возможно, поездка на Международный конкурс. Назавтра ей предстояло удивить специалистов из консерватории, за плечами у которых не одна сотня претендентов и победителей. Сима ни  разу в жизни еще не играла перед знаменитыми музыкантами.
       Беспокойство росло. Участилось сердцебиение, из носа пошла кровь. Бабушка без особого волнения проводила внучку в ванную комнату, заставила умыться холодной водой, дала вату и предложила прилечь на диван.
      В тот вечер Сима долго сидела у окна и вглядывалась в ночную бездну. Свет в спальне не включали, и ей хорошо были видны звезды на небе. Сима верила, что где-то есть ее звезда. Она читала об этом и не сомневалась, что после смерти ее душа вернется на единственную звезду, где она  будет ждать нового возвращения на Землю. Почему все души стремятся вселиться в душу младенца и появиться на свет на Земле?! Может, на других планетах нет столько тепла и света?! Нет такой удивительной природы, а самое главное, нет столько доброты и любви, делающих человека неповторимым существом. А еще она слышала, что на разных звездах живут разные люди. На одних селятся гордецы, на других неудачники, но Симе почему-то хотелось верить, что ее звезда одинока и ждет только Симу.
    Девочка могла бы просидеть у окна всю ночь, но бабушка, заглянувшая в спальню, чтобы пожелать внучке спокойной ночи, настоятельно потребовала ложиться спать. Сима умылась, легла в кровать и свернулась комочком от холода. Она почувствовала себя беззащитной и одинокой. Слезы почему-то сами потекли из глаз. Сима плакала тихо, чтобы не услышала бабушка, она боялась своей открывшейся слабости. Как же она, такая беззащитная, сможет покорить мир?!
     В классе никого не интересовало предстоящее событие в жизни Симы. Все были равнодушны до всемирной известности одноклассницы или ее провала. А если вспомнить случай, произошедший не так давно, станет ясно – Сима для многих одноклассников «сдвинутое» создание.
     Одноклассница  Надежда пригласила  ее на день рождения Жорика Сигдалова. А почему именно она?! Просто он сам не захотел, и поручил это Надежде. Поначалу все шло традиционно: накрытый стол, поздравления, острые шутки, поддевки, звон бокалов, смех. Все это Сима могла пережить относительно спокойно, но приход отца Жорика перечеркнул в ней все впечатления о празднике.
- Жора, я вижу на твоем банкете звезд такой величины! – едва ли не с сарказмом сказал отец,- вот Сима к ним относится.
- Папа, да ты что, все у нас сегодня равны,- ответил ему сын,- мы без лишних дифирамбов обойдемся.
- А я настаиваю,- продолжал отец Жорика,- повторю еще раз, что этот день вы запомните надолго. О  пианистке Уваровой будет ходить слава не одно десятилетие. А сейчас я попросил бы ее исполнить что- нибудь для моего сына.
   По большому счету всем было все равно, играет она или не играет на каком-то инструменте, а Жора вообще терпеть не может классическую музыку. Его в свое время отец отдавал в музыкальную школу, но Жорик добился, чтобы его забрали оттуда, и даже сломал несколько молоточков в пианино, чтобы педагог  потребовал наказания для сына и возмещения ущерба школе. Нет, парень не получил наказание ремнем, его просто оградили от музыки, уверовав, что сын станет дипломатом.
- Я не могу сейчас играть,- негромко сказала Сима.
- Что, публика не та?!- язвил отец.
- Просто я не готова в данной ситуации.
- Музыканты не имеют право отказываться на праздниках, куда их пригласили. Мы можем попросить тебя все вместе. Ребята, поаплодируйте девушке.
   Все начали аплодировать, но эти аплодисменты были какими-то насмешливыми. Кто-то для большего куража крикнул «бис».                Старенькое пианино, служившее Сигдаловым больше для мебели, наотрез отказывалось подчиняться рукам Симы. Пианино было расстроено, как влюбленные после ссоры. Отец Жорика не догадывался, что свой дурной поступок – поломку пианино в школе, сын повторил дома.
    Услышать игру одаренной пианистки не удалось, и тогда решили услышать Симин голос, посчитав, что все музыканты обязаны петь даже А капелла.
 - Будем рады услышать твой прекрасный голосок,- настаивал подвыпивший отец,- это не менее интересно, чем звук рояля.
- Я не пою, извините меня,- окончательно расстроенная произнесла Сима, едва сдерживая слезы. 
- Да ладно, спой, не ломайся,- поддержала Жориного отца Вероника, завистливая одноклассница Симы.
- При красоте такой и петь ты мастерица,- добавил для принуждения Юрик, неглупый и честолюбивый парень.
- Я не буду петь!- крикнула Сима и быстро убежала в спальню, хлопнув за собой дверью…
     Он обнял ее неумело и больно. Сима вздрогнула, хотела вырваться, но крепкие руки Жоры сжали ее плечи. Сима почувствовала, как напряженное тело парня впилось в нее. Возбужденное дыхание Жоры… затем боль в груди, в которую вонзились пальцы парня. Сима вскрикнула от боли.
- Не кричи.
- Пусти меня.
- Нет… не хочу.
- Я буду кричать!
- Давай, кричи! Никто не осмелится войти в комнату.
- Я буду кусаться!
- Это приятно…
- Дурак! Тебе же хуже, я скажу отцу.
- У тебя нет отца.
- Я заявлю в милицию.
- Не докажешь. А сейчас я сделаю с тобой все, что захочу.
   Жора резко развернул Симу к себе,  и хотел поцеловать, но девушка дернула головой и разбила ему губу. Он толкнул девушку на кровать.
- Ты дикарка! Смотри, губу мне разбила. За это ты мне заплатишь, ни одна баба не разбивала мне губу.
- Я нечаянно, извини. Я не хотела.
- А я хотел. Я тебя давно хотел. Ты одна в нашем классе как дикая лань, которую надо приручить, и это должен сделать я, а не кто-то другой.
- Ты мне не нравишься.
- Ты мне тоже.
- Тогда зачем ты так со мной поступаешь?!
- Шутки у меня такие.
- Жора, можно я пойду домой? Ты успокойся.
- Кто тебе сказал, что я успокоился?! Я еще не касался твоего тела. Должно быть, это клево?!
- Дурак!
- Не обижай меня, я взрываюсь быстрее гранаты.
- Ты ничего не сделаешь со мной.
- Я?! Ошибаешься. Все, что угодно. Для начала я посмотрю на тебя как на Венеру. Помнишь, в музее мы смотрели на Венеру. Она была без рук. Думаешь, почему без рук?! Я знаю почему. Сопротивлялась мужикам. А мужикам сопротивляться нельзя. Ну все, ты ко мне привыкла? Сама разденешься?
- Если ты что-нибудь со мной сделаешь, я повешусь, или спрыгну с крыши дома. И ты останешься виноватым. Да! Я так и сделаю! – Сима перешла на крик -  потом тебе будет не до смеха! И отцу твоему и всем твоим друзьям!
- Ты дура! Предполагал, что все музыканты сдвинутые, но, чтобы так сильно. Иди отсюда! Мы тебя приглашали для развлечения, ты что, не поняла?! Платить тебе деньгами за выступление мы бы не стали, но вот я готов был расплатиться…
    Сима спрыгнула с кровати, толкнула Жору, отчего парень растерялся, и не смог двинуться с места. Она выбежала в прихожую, схватила свою куртку и, рванув дверь, выскочила из квартиры.
   На улице было темно и безлюдно, можно было плакать, не скрывая слез, все равно никто не увидит, не посмеется, не пожалеет. И последний автобус, в котором не оказалось  пассажиров, вез Симу домой, не расспрашивая, не задумываясь о трещине, которая прошла по душе девушки. Когда заживет эта рана, и не останется ли рубец на всю жизнь?!
   Она не ходила в школу несколько дней. Бабушка не могла и предположить, что внучка может обманывать ее. Уходя утром на занятия в положенное время и возвращаясь, как положено после уроков. Все эти дни Сима проводила за городом в лесу, где бродила в одиночестве, перебирая в памяти все плохое и хорошее, что случилось с ней за короткую жизнь. Тревогу забила классный руководитель, она позвонила бабушке, и все всплыло наружу. Когда в очередной день Сима вернулась домой, бабушка, словно ничего не зная, спросила у девушки.
- Как у тебя в школе дела? Ты мне давно не рассказывала о школе.
- Все нормально, - постаралась выкрутиться внучка,- а что там может произойти?!
- Я тебе, внучка, так скажу, в жизни можно обмануть кого угодно, а если ты начнешь обманывать себя, считай, совесть уйдет от тебя навсегда, а без совести не проживешь, не получится.
- А как, бабушка, жить, если все вокруг тебя злые и жестокие?!
- Доброта все лечит, только доброта.
- А где она нынче?! Покажи мне.
- Если ты ее в себе потеряешь, так и в людях перестанешь замечать.
- Я пытаюсь, ничего не получается.
- Ты сильная, я в тебя верю. И больше ни о чем не буду спрашивать. Коль захочешь, сама мне расскажешь, если совет мой нужен. А если сама справишься, тоже буду рада.
      
     Прослушивание проходило в большом зале  музыкальной школы. Собрались ведущие преподаватели, гости из консерватории,  среди которых выделялся седовласый мужчина. Он пронизывал Симу взглядом. Ей страшно было взглянуть ему в глаза, но она не могла не посмотреть. А когда двушка набралась смелости и посмотрела на него, все вдруг переменилось. Она прочитала в его глазах поддержку, точно он внушал ей быть увереннее.
      Сима ни разу не сбилась, играя сложные произведения Бетховена, третий концерт Сергея  Рахманинова. С каждым новым движением руки становились послушнее и точно выполняли все задуманное, они тонко чувствовали клавиши и душу пианистки.
      После окончания игры наступила пауза. Все молчали. Симе показалось, что эта пауза длится бесконечно. Тишину нарушил директор школы Георгий Константинович.
- Вот эту девушку мы хотели бы рекомендовать на конкурс.
- Похвально!- выразил восторг седовласый мужчина,- нам надо обсудить некоторые детали.
- Господа, попрошу вас пройти в мой кабинет,- по- хозяйски пригласил Георгий Константинович.
    Все преподаватели и гости вышли из зала, а Сима продолжала стоять у рояля. К ней подошла ее преподаватель Елена Сергеевна и приободрила ученицу.
- Сегодня у тебя все получилось. И даже те сложные переходы, над которыми мы долго и упорно работали, сегодня получились. Ты заметно выросла.
- Елена Сергеевна,- осторожно спросила Сима,- а этот старичок из консерватории решает все?
- Симочка, это не старичок, это профессор Залесский. Он сам воспитал много талантливых музыкантов. Сегодня в его руках твое будущее. Ты счастливая.
- Почему?
- У тебя может сложиться удивительная жизнь! Используй все возможности.
- А вы считаете, что я готова выступать на Международном конкурсе?
- Да, ты готова. Это твой шанс в жизни.
- Я не уверена, что смогу достойно выступить.
- Ты должна быть уверена, ты обязана. Ты будешь представлять на конкурсе не только школу, но и город, страну. На тебе большая ответственность.
- Я боюсь.
- Никогда ничего не бойся. Всегда будь уверенна, ты талантлива. Во многом это заслуга твоей бабушки.
 Елена Сергеевна с ученицей ушли в свой кабинет дожидаться результатов.
      После выступления всех членов комиссии, слово взял профессор Залесский.
- Подытоживая наш разговор, я хочу вам сказать, что девушка однозначно имеет право участвовать в конкурсе.
- Мы такого же мнения,- подтвердил директор школы.
- Вместе с тем, хочу заметить некоторые моменты. С ней надо еще поработать над некоторыми местами в игре. Я беру это на себя.
- Мы будем вам очень признательны, Самуил Венедиктович.
- Пригласите сюда ваше чудо. Я хочу пообщаться  с ней. И еще, надо встретиться с ее родителями.
- Видите ли, Самуил Венедиктович,- немного смущенно продолжал Георгий Константинович,- у Симы нет родителей. Ее воспитывает бабушка.
- Дело осложняется. Для поездки потребуются значительные средства.
- Мы напишем письмо в Администрацию города.
- Чушь. Никакая Администрация не согласится выделить такие средства.
- А сколько необходимо денег?- уже не радужно спросил директор музыкальной школы.
- Много. Вы получите письмо, в котором все будет расписано.
- А когда будет проходить конкурс?
- В июле.
- Сима должна еще сдать экзамены в школе.
- Это ей не составит труда,- улыбнулся профессор,- приглашайте девушку в кабинет.
    Директор быстро покинул кабинет, а Залесский повел взглядом по стенам, которые давно просили ремонта, на мебель, которая уже устарела морально и материально. Ему стало понятно и то, что деньги у Администрации просить бесполезно, если руководство города не может содержать школу.
     В кабинет вошла Сима с испуганными глазами. Она робко остановилась у входа.
- Проходите, проходите, юное дарование,- приветливо пригласил профессор Симу,- побеседуем, обсудим наши дальнейшие планы.
   Девушка прошла вглубь кабинета и выглядела еще растеряннее, не понимая, что ей делать.
- Присаживайся, - предложил Залесский,- теперь все позади, будь смелее.
   Сима присела на стул и готова была выслушать вердикт строгой комиссии.
- Начнем  с самого начала,- продолжал профессор,- как ты сама полагаешь, все  у тебя получилось?
- Нет, не все,- робко сказала Сима.
- Что ты чувствовала, когда играла?
- Боялась ошибиться.
- И что, всю игру думала об этом?
- Нет, только в сложных местах.
- Скажу тебя прямо, характер  произведения, и, больше того, замысел автора ты хорошо поняла. Чувствовался накал страстей, тонкая лирика. Ты смогла передать и суровое мужество, и женское восприятие происходящего.      
 Думаю, что педагогу было интересно с тобой работать. Как много по времени в день ты играешь?
- Все свободное время.
-Настолько увлекла тебя музыка?
- Да.
-А как бабушка относиться к твоей повседневной работе над собой?
-Бабушка очень любит музыку. Она сама обучалась игре на фортепиано. Участвовала в конкурсах. И помогает мне овладевать инструментом.
- Похвально. Бабушка у тебя работает или на заслуженном отдыхе?
-Она дома.
- Ты извини, что я тебя расспрашиваю подробно. Для оформления документов на Международный конкурс потребуется много всего. Ты заканчиваешь школу?
- Да.
- И, конечно, думаешь связать свою дальнейшую жизнь с музыкой?!
- Думаю, что так и будет.
- Ну, все, не буду тебя утомлять вопросами, переходим к деловому разговору. Для успешного выступления на Международном конкурсе, от тебя потребуется еще много стараний. Я буду заниматься с тобой в консерватории. Остается согласовать время занятий и можно начинать. Как тебе удобно  приезжать?
- Я смогу в любое время после занятий в школе.
- Вот и хорошо. Сейчас мы с тобой расстанемся, но завтра в шестнадцать часов буду ждать тебя в кабинете двадцать восемь. Спросишь на вахте, тебе покажут кабинет.
- Мне можно уходить?
- Да, да, пожалуйста.
   Сима, не скрывая радости, с сияющими глазами вышла из кабинета и побежала к Елене Сергеевне. Обняла ее и замерла. Ей было так хорошо, словно она обнимала свою маму.
- Ты плачешь, Сима?- спросила Елена Сергеевна.
- Это от радости.
- Не надо плакать. Слезы -  это слабость человека. Ты должна быть волевой и научиться скрывать от посторонних свою слабость. Ты шагнула в мир, где все будет зависеть только от тебя. И даже если никто не захочет прийти тебе на помощь, ты должна научиться бороться за себя в одиночку. Я дала тебе в музыке все, что знала и умела, дальше ты поднимешься еще на одну ступеньку вместе с профессором Залесским. Он талантливый педагог и сделает из тебя настоящую пианистку.
     Солнце слепило глаза, день стоял на удивление теплый, пахло весной. Запахи наперебой манили своей свежестью. В лужах отражалось бездонное небо, городской шум не смог заглушить звуки, которые жили в сознании Симы. Легкие нотки, словно воробьи, прыгали по нотному стану, дразнили и просили обратить на них внимание, одна за другой. И вот уже неизвестная ранее мелодия рождается в мыслях, пока еще в мыслях, но так случится, что она как младенец появится на свет. И так хочется ее спеть. Сима, не замечая прохожих, шла и тихо напевала мелодию, придуманную от полноты чувств, эмоций и радости жизни.
    Девушка вбежала в комнату, где сидела бабушка, и громко крикнула.
- Бабушка! Я прошла! Я еду на конкурс!
   Бабушка вздрогнула от такого громкого крика, нарушившего покой квартиры. Она удивленно посмотрела на внучку и сказала.
- Я знаю, доченька, я верила в тебя с самого начала. Ты у меня талантливая.
- Бабушка, а еще я буду заниматься у профессора Залесского в консерватории.
- Ты?! У профессора?!- удивилась бабушка.
- Да! Да! Да! Завтра первое занятие.
- Сима,- приглушенным голосом сказала бабушка,- а сколько это будет нам стоить?
- Я не знаю, он не говорил.
- Ты завтра обязательно у него узнай.
- Бабушка, я об этом и не подумала.
- И не думай. Твое дело готовиться к конкурсу. А про оплату я подумаю сама.
- Бабушка,- настроение Симы сменилось,- а это дорого будет стоить?
- Не знаю, доченька, но ты не переживай, все уладится. Бабушка у тебя выдумщица, все сделает.
- Нет, нет, если это дорого, я не поеду на конкурс.
- Поедешь! Обязательно поедешь и победишь! Это твоя судьба, нельзя отступать. Иди, мой руки и на кухню, я тебе блинчики приготовила.
- Спасибо, бабуленька, ты у меня самая лучшая на свете.
- Я знаю,- засмеялась бабушка.
  Сима прижалась щекой к бабушкиной щеке и все сомнения вмиг растворились. Сколько тепла и доброты хранила в себе эта женщина, сколько горя выпало на ее долю, но Сима никогда об этом не узнает.
    Войдя в ванну, Сима поглядела на себя в зеркало и замерла. Она не узнала прежней девчонки, пугающейся своих прыщей и неуклюжего тела. Она заметила совсем другой взгляд, взрослый и серьезный. Зеркало словно по ошибке перевернуло страницу жизни Симы на несколько лет вперед. Длинная шея, волнистые волосы, спадающие как струи водопада, выдающие под кофточкой бугорки. А еще совсем недавно подкладывала вату или тряпочки, чтобы была форма. Брови, выписывающие правильный овал, длинные ресницы, на которых могли бы разместиться много снежинок. А губы?! Почему они изменились и стали чуть толще?! Неужели так быстро уходит детство?! Неужели все мое состояние души и тела готовы к взрослой жизни?! Нет, нет, где-то в глубине взгляда затаилась хитринка. Значит, с детством еще не разорвана нить.
     Сима открыла кран и подставила ладони под струю воды. Огибая пальцы, обласкивая ладонь, вода срывалась в раковину и убегала, унося частицу теплых рук.
    « Когда же вновь вернется ко мне вот хоть та капелька?! Нет, она не возвратится. А если и вернется, то через тысячи лет, но в руки уже другого человека. Странно все устроено. Столько закрытых дверей, к которым невозможно подобрать ключи. И мы, постояв у этих дверей, уходим с сожалением и отчаяньем, потому что понимаем, что невозможно узнать невозможное.
- Симочка, ты идешь?- голос бабушки заставил ее выйти из задумчивости.
Все мысли смешались, как камушки в калейдоскопе, и  вернулись в бытие.
- Иду, бабуля, - крикнула Сима. Вытерев насухо руки, она подмигнула себе в зеркало и пошла на кухню.
   Блинчики у бабушки каждый раз получались вкуснее прежних. Может, она знала заговорные слова?! А, возможно, подмешивала неведомые вкусняшки. Сима ела блины с особым аппетитом.
- Ты не спеши, доченька, я тебе еще напеку, много напеку. Сколько душа пожелает.
- Бабуля, а ты научи меня печь такие блины.
- Особой хитрости тут нет. Просто надо с любовью и добрыми мыслями тесто заводить. Если хоть одна грустинка или злобинка попадет в тесто, считай, испортились блины. И когда печешь каждый блин, думай о том человеке, кому желаешь добра. Да блины не бросай, а клади их нежно, маслицем ласково помажь и каждый раз любуйся их аппетитным видом. Да еще в душе похваливай муку, воду и огонь. Вот и весь секрет.
- Бабуля, ты мне сказки рассказываешь, как маленькой.
- А ты что, не маленькая?
- Нет, я уже взрослая.
- А для меня ты всегда будешь маленькой.
- Бабуля, а почему ты никогда не рассказываешь мне о моих родителях?
-Ой, блин сгорел, пока я сказки рассказывала. Знать, не о том я подумала. Ты кушай, Симочка, кушай.
     Сима понимала, что эта дверка для нее закрыта, но должны же быть ключи?! Их невозможно потерять, как невозможно не верить, что тебя кто-то родил на этот свет. Остается совсем немного времени и будет сделан шаг во взрослую жизнь, в которой она уже точно откроет эту дверь, если, конечно, есть смысл узнавать тайну, которая может стать твоей тенью и преследовать тебя всю жизнь.
- Сима, ты что же заснула с блином в руке? Устала? Докушай и отдохни.
-Бабуля, я помогу тебе в квартире убраться.
- Нет. Сегодня ты заслужила отдых. Тебе надо восстановиться до завтрашнего дня. К профессору ты должна явиться жизнерадостной, уверенной в своих силах и, главное, красивой. В искусстве красота имеет первостепенное значение. Когда ты садишься за пианино, я всегда любуюсь твоей осанкой. Вот и зритель, когда видит женское обаяние на сцене, внимание его и проникновение в музыку усиливается вдвойне.
- Бабушка, а…
- Пойдем в комнату, а я после уберу со стола.
- Можно мне все убрать?
- Потом, потом, а пока иди, приляг на диван. Сон разложит все твои разбросанные мысли по полочкам.  Ты проснешься с другими мыслями и чувствами.
     Сима прошла в гостиную, легла на диван и вскоре сон унес ее в свою тайну сновидения.
     Консерватория показалась Симе величественным и суровым домом, в котором  все правильное, геометрически выверенное. И музыка, льющаяся здесь из кабинетов, не спорит между собой разными музыкальными стилями. Звучит музыка стройно, динамично, где-то романтично и набатно. Этот мир, разделенный стеной от уличной суеты и обыденности, поражает сознание своей вечностью. Словно здесь века открыли свои границы для доступного владения всем богатством, накопленным цивилизацией. Мир, без которого невозможно существование человека. В это трудно не поверить.
    Сима спросила у вахтера как можно пройти в нужный ей кабинет, где ее ожидает профессор Залесский, и ей показалось, что про нее уже здесь знают. Девушка, сидевшая рядом с вахтером, предложила свою услугу проводить ее к профессору. Они поднялись по широкому лестничному маршу на второй этаж. Повсюду на стенах висели портреты композиторов. Симе стало немного страшно проникать в этот могущественный мир музыки. Но было уже поздно. Сопровождающая ее девушка открыла дверь кабинета и сказала:
« Самуил Венедиктович, прошу извинить меня за беспокойство, к вам пришли.»
      Профессор поднялся навстречу Симе, словно встречал почетного гостя или дорогого ему человека.
- Проходи, проходи, покорительница музыкального Эвереста.
    Сима вошла в большой кабинет, где находился рояль, на окнах висели тяжелые плотные шторы, на стене она увидела портрет Сергея Рахманинова. Вся обстановка кабинета располагала к занятиям музыкой, не отвлекая мысли на посторонние предметы.
- Здравствуйте,- все еще робко сказала Сима.
- Добрый день. Ну- с, с чего мы начнем наши занятия?! Побалуемся гаммами?
- Какую гамму вам сыграть?
- Погоди. Сыграй мне вот эту забавную вещичку с листа.
Профессор открыл старенький сборник с рукописным изложением нот.
- Ты хорошо понимаешь мои закорючки?
- Да, понимаю.
- Что же, смелее играй.
      Сима пробежала глазами по партитуре, определила знаки альтерации и, словно маг, подняла руки и опустила затем на клавиши. И полилась музыка.
- Вот здесь, пожалуйста, ларго. Хорошо. А здесь можно играть виваче. Прекрасно.  А вот здесь попробуй сыграть состэнуто. И завершим мы произведение раллентандино.  Как тебе понравилась эта вещичка?
- Замечательное музыкальное произведение, я такое еще никогда не играла.
- Я написал эту вещичку, когда был еще совсем молодым. Писал в порыве чувств. А ты не пробовала сочинять?
- Были попытки, но мне они показались неудачными.  Мелодии всегда выходили грустными.
- Ты не помнишь по памяти?
- Помню.
- Сыграй, я послушаю.
- Боюсь, что вам не понравится мое сочинительство.
- Сима, ты не подумай, что мы с тобой будем играть только мои безделицы. Чтобы лучше узнать и понять своего ученика, я должен приоткрыть завесу тайны его мыслей, направить их в нужное нам направление для успешного совместного труда. Извини, заболтался,  давай начнем работу над конкурсными произведениями.
     Сима открыла ноты и приготовилась к игре.
- Прежде, чем начнешь играть произведение, подумай о чувствах, пережитых композитором, подумай о событиях, которые повлияли на рождение  этой прекрасной музыки. Живи каждой ноткой, каждой паузой, думай, Сима, думай и растворись в мелодии.
      Играть в присутствии профессора было для девушки почетно и волнительно, но она старалась не предаваться предательским мыслям неуверенности. К концу игры она перестала контролировать свои чувства,  и целиком предалась музыке. Сколько же новых образов, картин всплывало в фантазии пианистки. Громадой надвигались и отступали волны, ревели канонады. Одновременно с ними, возникали лирические, интимные ощущения восприятия мира. Сима, словно глазами новорожденного, ощущала восприятие действительности. Вместе с тем мир строился в осязаемых классических пропорциях, не нарушающих закономерностей природы. Музыка помогала Симе понять себя, в бесконечной мелодии жизни. Звуки, от прикосновения ее хрупких пальцев, уносились и сливались в гармонию мелодии, наполненную многообразием и индивидуально воплощенным порядком, откликнувшимся  в душе человека. Понимание непонимания продолжения звука после его удаления из нашего сознания, вселяли желание верить, что именно ее звуки составляют единую гармонию мироздания.
     Стремительно пролетело время занятий, и надо было возвращаться в свой мир, пока еще детский, где ждали невыученные уроки, помощь бабушке в хозяйственных делах. Перед уходом Сима вспомнила наказ бабушки и спросила профессора.
- Бабушка просила меня узнать о стоимости обучения с вами.
- Передай бабушке, что не стоит беспокоится, этот вопрос мы решим.
- Вы не знаете мою бабушку. Она не успокоится, пока не решит вопрос до логического завершения.
- Видишь ли, Сима, мои уроки стоят дорого, но это не должно вас волновать.
-Я не могу передать бабушке ваши слова, она будет тревожиться. Я боюсь, что она запретит мне появляться здесь, пока не урегулируем финансовый вопрос.
- Запретить заниматься музыкой не может никто.
- Прошу вас, скажите стоимость одного часа, я должна передать ей всю правду.
- Вот что, Сима, если ты не возражаешь, я мог бы навестить твою бабушку и решить этот вопрос лично с ней. Можно мне приехать к вам?
- Нет, нет, то есть, конечно, вы могли бы, но…
- Что ты замолчала?
- Видите ли, к нам никогда никто не приходил. Мы не можем встретить вас, как положено.
- А как меня положено встречать?
- Вы профессор, а моя бабушка никогда не встречалась с людьми такого высокого звания.
- Ты преувеличиваешь, девочка, я прежде всего человек, а не чин. К тому же, я часто бывал у своих учеников, интересовался их бытом, досугом. И, наконец, мы с тобой музыканты, а музыкантам не требуются привилегированные условия. Убедил?
- Да.
- Говори мне  адрес, и я завтра буду у вас. Да, чуть не забыл, а фортепиано у вас настроено?
- Настроено.
- Это я пошутил. Впрочем, мы сыграем для бабушки в четыре руки.
- А у нас получится без подготовки?
- Настоящему музыканту ничего не стоит открыть ноты и восхитить публику игрой. Заболтался я, извини. Сегодня у меня пошел обратный отсчет времени.
- Это как?
- За одно занятие с тобой потерял десять лет.
- Я вас довела?
- Нет. Помолодел я сегодня. Хочется петь. Приеду  домой, обязательно спою. До свидания, пианистка.
- До свидания, профессор.
     Сима уже собиралась закрыть за собой дверь, но профессор остановил ее.
- Постой, Сима, адрес забыла сказать.
- Улица Октябрьская, дом двадцать пять, квартира восемьдесят девять.
- Сейчас все запишу, беги, отдыхай.
    Когда за Симой закрылась дверь, профессор остался стоять неподвижно, глядя в никуда. В его сознании впервые за последние годы родились мысли, которых он боялся. Заглушить их было невозможно даже самой сильной нотой, вызванной безысходным ударом по клавише. Она ускользнула, как видение, которое просто могло родиться в мыслях музыканта. Но поднятая вуаль рояля, и, может быть, даже теплые клавиши от прикосновения ее пальчиков. А этот запах ее присутствия здесь, он не может обмануть чувства. Она была здесь, она дышала с ним одним воздухом, они думали об одном. Нет, она думала только о музыке. Прочь мысли о неосуществимом. Домой. Укрыться от своих размышлений, переключиться на объект реальный. Все путается, мешается в сознании. Переворот чувств произошел.
               
      Профессор пришел к ним на следующий день. Это стало неожиданностью для Симы и ее бабушки, потому что он даже предварительно не позвонил по телефону. Звонок в дверь заставил их переглянуться.
- Сима, иди открой, к нам кто-то пришел,- сказала бабушка внучке.
- Это к тебе, наверное, бабуля.
- Ко мне может только соседка за чем-нибудь прийти.
- Я сейчас открою.
     Сима пошла открывать дверь. Гостем оказался Самуил Венедиктович. Он улыбнулся Симе и сказал.
- Не ожидали моего визита?
- Нет, как -то неожиданно…
- Ну, как же, я вчера тебе говорил, что приду для разговора.
- Проходите, пожалуйста.
    Профессор вошел в гостиную, где его уже  ждала  бабушка.
- Проходите, пожалуйста,- предложила Лариса Михайловна, бабушка Симы.
- С превеликим удовольствием,- ответил взаимностью гость.
- Вы так неожиданно, мы, честно признаться, не ожидали вашего визита.
- Позвольте представиться, Самуил Венедиктович, профессор консерватории, пианист.
- А меня зовут Лариса Михайловна, я просто бабушка Серафимы.
- Мне очень приятно встретиться с вами, потому что у нас общие интересы.
- Да, теперь надо продолжать начатое дело. Вы присаживайтесь.
- Спасибо за приглашение.
   Профессор присел на стул, который стоял у пианино.
- Мне приятно было слушать игру вашей внучки,- продолжал гость,- судя по ее выступлению перед комиссией, она подает большие надежды.
- Я рада за нее. Мы долго шли к этому конкурсу, много занимались.
- Простите меня, Лариса Михайловна, за вопрос, может он не совсем корректный,  а вы тоже играете на фортепиано?
- Играла когда-то много, тоже участвовала в конкурсах, но особых успехов не достигла, осталась только любовь к музыке.
- Я благодарен вам за поддержку Серафимы, это для нее очень важно.
Во время этого разговора Сима была на кухне, она не решалась войти в комнату.
- Извините меня. Серафима,- крикнула она внучку,- подойди, пожалуйста.
  В комнату вошла смущенная Сима словно она стеснялась взрослых людей.
- Приготовь, пожалуйста, чай и угощенье.
Сима ушла на кухню, а беседа продолжилась.
- Мы сегодня должны решить один вопрос, который касается финансов.
- Я готова вас выслушать,- немного смутившись сказала бабушка.
- Видите ли, расходы на поездку на конкурс будут немалые, о чем я вас хочу предупредить сразу. Но, не надо бояться этого факта.
- Вы можете мне сказать, сколько это будет стоить?!
- Пока не скажу, потому что все расходы придут в официальном документе.
- А когда будет этот документ?
- Будем ждать.
- Ну, хорошо, только мне это надо знать заранее.
- Лариса Михайловна, пока что можно жить по – старому, не волноваться.
- Ну, хорошо, а у меня еще вот какой вопрос. Вы сейчас занимаетесь с Симой, мне надо знать стоимость ее обучения, если это дорого, тогда нам придется отказаться от ваших услуг.
- Ну что вы так сразу категорично – отказаться от услуг. Мои услуги больше принято называть уроками или мастер – классами. И не надо сразу пугаться моих занятий из-за стоимости. Моя цель визита и состоит как раз в том, чтобы решить все вопросы.
- Согласна,- совсем обескураженно сказала бабушка.
- Бабушка, чай готов,- крикнула Сима из кухни.
- Серафима, неси все сюда,- крикнула в ответ Лариса Михайловна.
Сима принесла на подносе сахарницу, печенье, конфеты и чашки. Все это аккуратно расставила на столе и ушла за чайником.
- Вот какая у меня помощница,- с гордостью сказала бабушка,- разве не сделаешь для такой  доброе дело?!
- Она просто очаровательная девушка,- согласился профессор.
Сима вошла с чайником и разлила чай по кружкам.
- Прошу всех к столу,- пригласила она гостя и бабушку.
Все сели за стол и начали пить чай.
- Серафима, а ты помнишь, о чем мы с тобой договаривались?! – с хитринкой в голосе сказал Самуил Венедиктович.
- О чем? – не поняла Сима.
- Покажем твоей бабушке игру в четыре руки.
- А у нас получится?
- Еще как получится. Я прихватил с собой ноты.
Когда закончилось чаепитие, профессор и Сима сели за фортепиано.
- Мы сыграем с тобой несложное произведение Михаила Глинки «я помню чудное мгновенье.»
 И она заиграли вдвоем. Бабушке было приятно слушать игру внучки вместе с профессором. А потом они сыграли произведение Грига «Осеннюю концертную увертюру», не прошли мимо Моцарта. Все у них получалось красиво, и бабушка расплывалась в улыбке. Когда они закончили играть, бабушка попросила внучку убрать со стола, а сама продолжила разговор с профессором.
- Мне было приятно вас послушать, и все же вернемся к вопросу оплаты за ваши занятия.
- Лариса Михайловна, я хочу вам сказать одну простую вещь, только вы примите ее с пониманием. Я хочу давать уроки вашей внучке бесплатно.
- Как такое возможно?!- не понимала бабушка,- вы человек высокого звания  и положения, должны заниматься с ребенком бесплатно.
- Все хорошо, не беспокойтесь. Когда Серафима вырастет, станет известной, я с ней все решу сам.
- Как-то непонятно вы говорите.
- Лариса Михайловна, будем считать, что мы договорились, спасибо за теплый прием и за вкусный чай.
- Это разве прием?! Кабы знать нам заранее…
- Я очень доволен нашей встречей, вы прекрасная бабушка, рад за вас.
- Спасибо на добром слове.
- Я, пожалуй, не стану вас задерживать своим присутствием, позвольте откланяться.
    Самуил Венедиктович встал из-за стола и пошел в прихожую, здесь его ждала Сима.
- Спасибо вам, Самуил Венедиктович.
- Тебе я должен говорить спасибо за то, что судьба свела нас. Завтра жду на занятиях, не опаздывай.
- Хорошо.
Бабушка вышла из комнаты проводить гостя. На душе у нее было хорошо от этого визита. Профессор ей понравился, и она была рада тому, что Сима занимается именно у него. Гость ушел, а бабушка подозвала внучку и прижала ее к себе.
- Хорошо все получается, Сима, человек он добрый и порядочный. Так душевно играл с тобой на пианино. Держись его, он поможет тебе стать настоящей пианисткой.
- Хорошо, бабушка, мне тоже нравится заниматься  с Самуилом Венедиктовичем.
     На следующий день Сима бежала на занятия в консерваторию. Ей хотелось поскорее услышать от профессора новые нюансы в игре, пробовать играть сложные переходы. Она готова была вложить в игру все свои старания и способности, хотя до конца еще не понимала всех своих возможностей.
Когда Сима вошла в кабинет, профессор уже ждал ее у рояля.
- Добрый день, пианистка, проходи, будем покорять еще одну вершину.
- Здравствуйте, Самуил Венедиктович, я готова.
- Ты знаешь, если тебе трудно меня называть по имени и отчеству, зови просто Сэм.
- Нет, я так не могу, вы взрослый, к тому же профессор.
- Ну, хорошо, не будем отвлекаться на эту мелочь. Давай начнем играть. Пробегись по гаммам, разогрей пальчики.
     Сима начала играть, а профессор сел рядом и любовался ею.
- Вы меня смущаете,- сказала Сима после проигрывания гамм.
- Все, больше не буду смущать, открывай сборник и начинай конкурсное произведение.
    Пианистка начала играть, но в одном месте он нежно положил свою руку на ее руку. Это прикосновение не было требовательным, педагогическим, но что-то было в нем от чувств. Симе стало неловко, она попыталась убрать руку.
- Симочка, здесь нужно помягче пальчиками, чтобы звук был легким.
- Я поняла,- смущенно сказала Сима,- сейчас повторю это место.
   Она заиграла проникновенно. В движениях выражались все чувства девушки. О чем она думала в эти минуты, никому неизвестно, но игра профессору очень понравилась.
- Ты делаешь колоссальные успехи. Я горжусь тобой.
- Спасибо вам за оценку.
- Думаю, что к конкурсу мы подготовимся очень хорошо.
- Я буду стараться.
- А мы можем поговорить с тобой на отвлеченные темы?
- На какие темы? – насторожилась Сима.
- Не бойся, я не буду говорить лишнего и настаивать на том, о чем ты не желаешь говорить.
- Ну, хорошо, я готова ответить на все вопросы.
- А если без вопросов, просто так, по- дружески.
- Я вас не понимаю?!
- Все, буду конкретен. Скажи мне, о чем ты думаешь, когда играешь мелодию?
- Я стараюсь представить картину, которую навеивают мне звуки.
- А как меняются в тебе чувства на протяжении звучания мелодии? Можешь ли ты меняться в чувствах мгновенно?
- Мне сложно ответить на эти вопросы, потому что я не могу контролировать свои чувства при игре, они возникают и исчезают сами по себе, переходя из одного состояния в другое.
- Спасибо тебе, моя пианистка, я специально задал тебе такие несуразные вопросы, чтобы ты могла сформулировать свою точку зрения. Всегда верь только своим чувствам, своей интуиции и никогда не слушай людей, которые пытаются менять твои мысли, чувства и ощущения. Это у тебя природное и останется с тобой на всю жизнь.
      Время пролетело незаметно. Серафима сдала экзамены в школе и готова была поехать на конкурс. Когда профессору показали приглашение на конкурс, он был обескуражен стоимость поездки. Даже имея свою зарплату, он подумал бы прежде о целесообразности тратить такие средства. Но как поступить в данной ситуации?! Он понимал, что бабушка Симы не сможет найти деньги на поездку, даже если бы имела какие-то запасы на сберкнижке. Сказать им о стоимости конкурса, значит сгубить все свои и труды девушки, но надо принимать решение. Профессор обратился в Администрацию города, где ему дали отказ, пробовал решить вопрос с консерваторией,  но и здесь не поддержали его идею. И тогда он решил пойти на обман. Он снял все свои сбережения и занял деньги у своих друзей. Когда финансовые вопросы были утрясены,  Самуил Венедиктович нанес визит Уваровым. И как в прежний приход, его не ждали и были удивлены его появлению. В этот раз он принес торт.
- Добрый день, Самуил Венедиктович, вы опять неожиданно к нам?! – с удивлением встретила Сима гостя.
- Простите меня, что не предупредил вас, но я по делам.
- Проходите, пожалуйста.
   Профессор снял верхнюю одежду и прошел в гостиную. Но, как в прошлый визит, бабушки в этот раз не было дома.
- Сима, а где Лариса Михайловна?
- Она ушла в поликлинику на прием, скоро должна прийти.
- Тогда главный вопрос мы обсудим  с ней, а пока поговорим на отвлеченные темы. Кстати, забыл в прихожей торт, может чай пока попьем?
- С удовольствием,- Сима сходила  в прихожую и принесла торт,- располагайтесь, а я пока чайник поставлю.
  Сима ушла на кухню, а гость начал знакомиться с обстановкой гостиной. Его заинтересовали книги, которые, по его мнению, характеризовали мирово- зрение девушки. Его приятно удивил набор книг. Здесь наряду с русской классикой были Маркес, Ремарк, Сэлинджер, Кен Кизи, Остин, Р.Бах.
     Когда Сима вошла  в гостиную с подносом, он стоял с раскрытой книгой.
- Вы коротаете время с книгой?!-улыбнувшись сказала Сима.
- Мне интересно было узнать, что читает моя ученица.
- Это уже прошлый этап, я все давно прочитала.
- А сейчас что читаешь?
- Сейчас я больше играю, пока не до книг. Присаживайтесь за стол.
    Они сели за стол и неспеша пили чай.
- Скажи мне, Сима, а как ты проводишь свободное время?
- У меня его очень мало…
- Ну, все равно есть же, ты встречаешься с друзьями?
- У меня нет друзей, есть знакомые, но мы практически не видимся, и не возникает желание встречаться.
- В твоем возрасте надо дышать полной грудью, любить, ошибаться.
- Самуил Венедиктович, я ведь знаю, к чему вы подводите меня. Эта тема закрыта для обсуждения.
- Я все понял. Мне хочется, чтобы весь мир, который окружает тебя,  питал твои чувства добрым словом, радостью, искренностью. Для музыканта важна атмосфера, в которой он развивается.
- Я все это прекрасно понимаю и создаю свою атмосферу сама.
  В это время в квартиру зашла бабушка. Она была удивлена появлению гостя, но и обрадовалась.
- Добрый день, профессор, рада снова увидеть вас,- вежливо сказала Лариса Михайловна, появляясь в гостиной.
  - Лариса Михайловна,- я сегодня по важному делу,- то ли оправдываясь за необъявленный визит, то ли извиняясь сказал профессор.
- Хорошо, когда находятся дела,- немного иронично сказала хозяйка,- без дел нет повода встретиться.
- Встретиться можно и просто так, но сегодня вопрос серьезный.
- Ну, давайте обсудим,- бабушка села за стол, Сима налила ей чай.
- Через две недели Серафима должна ехать на конкурс.
- Уже?! А как же финансовый вопрос? Вы же хотели сказать мне заранее?!
- Не беспокойтесь, я уже решил этот вопрос.
- Как решили?!
- Лариса Михайловна, вы не переживайте, сумма получается большая, но я обратился в госорганы и нам пошли навстречу.
- Я должна заключить договор с кем-то или подписать документы?
- Все подпишем, все сделаем. Главное, что ваша внучка поедет на конкурс. Теперь главное, Серафиме надо сделать заграничный паспорт.
- А как это сделать?
- Я все подскажу, мы с ней сейчас поедем и подадим документы на получение паспорта.
- Ой, вы уж побеспокойтесь, я ведь не сделаю сама. Да, а сколько денег надо на поездку?
- Все основные расходы уже оплачены, вам нужно только дать ей на мелкие расходы. Мы эти деньги обменяем на иностранную валюту.
- Ой, Самуил Венедиктович, я запутаюсь со всем, на вас только надежда.
- Лариса Михайловна, не волнуйтесь, все будет хорошо.
- Бабуля, ну что ты переживаешь?! Я уже не маленькая.
- Ладно, ладно, учитель тебе поможет.
   Сима и профессор уехали оформлять документы, а бабушка, взволнованная, не находила себе места. В мыслях она уже прощалась с внучкой и придумывала невероятные истории, которые могут произойти с ее конкурсанткой.
     Две недели пролетели незаметно и вот уже бабушка провожает внучку и профессора на конкурс.
- Симочка, ты не отходи от профессора, а то потеряешься за границей. Там все не по- нашему говорят, разве разберешь их разговор?!
- Бабуля, я уже выросла, я могу отвечать за себя сама, ты не волнуйся.
- Да как же не волноваться?!
- Лариса Михайловна, ваша внучка в надежных руках, доставлю вам ее в целости сохранности.
- Вот и хорошо, я на вас надеюсь.
       Когда самолет взмыл ввысь, Симе стало так хорошо. Она впервые в своей жизни улетала из города, да еще за границу. Рядом сидел учитель, который был во всем предусмотрительный, ухаживал за ней как за родной дочкой. Она предалась мечтаниям. Ей виделся огромный зал, где на сцене стоит рояль. Объявляют имя пианистки и вот она спокойно выходит на сцену. В зале видит глаза профессора и все волнение проходит. И вот уже льются звуки мелодии,  в которую она вкладывает весь свой талант, всю палитру чувств. Зал взрывается аплодисментами. К ее ногам бросают много букетов цветов. Она счастлива.
     Самолет качнулся в воздухе и все ее фантазии улетели куда-то. Остаток полета она провела в полудреме. По приезду в Лондон, они добрались до города Лидс, где проходил Международный конкурс. Но здесь их ждал неожиданный удар. Оказалось, что конкурс  был отменен, и  не все участники были оповещены. И теперь Серафима и профессор были  в замешательстве. Все их труды оказались напрасными. Оставаться в Англии для путешествия по стране они сочли невозможным и вернулись в Россию.
    В аэропорту Сима и профессор расстались, она сказала ему что сама доберется до дома, он поехал к себе. Сима не знала, как сказать бабушке об этом провале в ее планах, но надо было что-то говорить и Сима решила обнадежить бабушку, сказать, что конкурс перенесли на месяц и они еще поедут. Но сделать это предстояло осторожно. Когда она открыла дверь, бабушка чуть не упала в обморок, увидев внучку, рано вернувшуюся с конкурса.
- Что случилось, внученька? – испуганно спросила бабушка.
- Все хорошо, бабуля. Просто перенесли конкурс. Поедем позднее.
- Как позднее?! А потраченные деньги на билеты, на гостиницу? Вам их никто не вернет.
- Мы что-нибудь придумаем, ты не волнуйся.
- Как уж тут не волноваться.
- Бабуля, все будет хорошо.
               
     Прошло две недели, профессор не объявлялся и не звонил Симе. Она решила без предварительного приглашения пойти на занятия к профессору, но, когда пришла в консерваторию, ей сказали, что Самуил Венедиктович тяжело болен. Сима попросила адрес профессора и поехала к нему домой. Когда она позвонила в дверь, ей открыла незнакомая женщина.
- Простите меня, я хочу увидеть Самуила Венедиктовича.
- Он очень болен,- сказала женщина.
- Можно мне взглянуть на него хоть одним глазком?
- Конечно можно, он мне о вас говорил.
- Я пройду с вашего позволения?!
- Проходите.
   Сима прошла в спальню, где лежал профессор. Она совсем не узнала того прежнего жизнерадостного человека, который излучал свет и с ним было уютно и спокойно. Совсем дряхлым старичком  предстал  учитель перед ученицей.
- Сима,- еле выговорил он,- ты пришла?!
- Вы не волнуйтесь, Самуил Венедиктович,- успокаивала она учителя,- все будет хорошо, вы же сами так всегда говорите.
- Вот что, Сима, я тебя подвел…
- Ну, что вы, об этом не надо думать. Вы прекрасный учитель.
- Нет, я не довел дело до конца…
- Все еще впереди, мы будем участвовать в конкурсе.
- Охотно верю, но уже без меня…
 Симе видела, как из глаз профессора катятся слезы. Нет, не может быть так, чтобы она осталась без учителя.
- Я вам помогу, скажите, что я должна сделать?!
- Помнить меня. Я написал в консерваторию, тебя примут, ты только иди на экзамен.
- Я все сделаю, не волнуйтесь.
- Я открою тебе сейчас секрет…
- Секрет?! Мне?!
- Да… послушай меня… я влюбился в тебя… как в прекрасный образ…
- Не волнуйтесь, вам нельзя волноваться.
- И еще скажу тебе что-то…
- Что вы еще хотите мне сказать?
- Вот эту квартиру я подписал в завещании тебе…
- Что вы говорите?! Зачем?!
- Тихо… не волнуй меня… у тебя все впереди… ты станешь пианисткой с мировым именем…
- Я вам так благодарна за все. Вы для меня ближе, чем учитель…
- Сима, если можно… поцелуй меня в щеку… мне будет хорошо…
   Сима поцеловала его в щеку, он словно улыбнулся, хотя улыбка получилась искривленной.
- Сима…
- Что, Самуил Венедиктович?
- Назови меня Сэм.
- Хорошо…Сэм.
- А я так и не узнал тайну о твоих родителях…
- Они разбились на самолете…
- Жаль… поэтому я отдаю тебе квартиру…считай меня папой…
В спальню вошла женщина и сказала Симе, что пора уходить, профессору может быть совсем плохо. А когда она провожала Симу к выходу, то сказала ей напоследок.
- Мне нужен твой телефон, Сима, мы с тобой свяжемся.
- Хорошо. Я сделаю все, что нужно.
- И еще, Самуил много рассказывал о вас, вы очень способная. Вы обязательно должны выиграть конкурс ради его. А что касается квартиры, это все правда.
- Нет, нет это невозможно.
- Сима, это его воля, не моя. Будь счастлива.
   На этом они расстались. Через два дня профессора не стало. В последний путь его провожало казалось полгорода. Он оставил добрую память о себе. Серафима поступила в консерваторию и вскоре поехала на Международный конкурс, который выиграла. Училась она в консерватории, много занималась, забыв обо всех  мирских развлечениях. Через полгода она по завещанию получила квартиру профессора, которую вскоре продала.
      После окончания консерватории Серафима уехала за границу, где продолжала заниматься музыкой. Чрез два года у нее умерла бабушка. Серафима вернулась в родной город, где поставила памятники профессору и бабушке.
 Самолет набрал положенную высоту, увозя Серафиму в свой теперь уже новый мир.