Обычная семейная бамовская история

Валентина Перевозникова
               
             Обычная  семейная Бамовская история. 
  В июле 2024 года наша страна будет отмечать пятидесятилетие с начала                строительства Байкало-Амурской магистрали. Это событие, к счастью, имеет прямое отношение к моей семье,о чем хочу рассказать.      
  Прилетели мы на БАМ в Нижнеангарск в конце лета 1976 года не «за туманом и запахом тайги». Причина нашего переезда была прозаической.  Семья моя жила на большой узловой железнодорожной станции Гусиное Озеро Восточно-Сибирской железной дороги. Зимой поселок отапливался каменным углем, паровозы работали на угле, отчего над  поселком,  всегда стоял угольный дым, из-за которого  у меня была сильная аллергия.
  В Нижнеангарске на Северном берегу Байкала у меня жил и работал брат  Владимир; я к нему прилетела в начале лета в гости. Владимир  предложил переехать в Нижнеангарск, где чистейший воздух, где началось строительство БАМа.  Меня в этом предложении смущало то, что придется менять работу: ведь кроме работы учителя я ничего не умела делать. Володя убедил меня, что  на производстве для меня работа найдется. Да, я нашла работу и полетела домой готовиться к переезду на новое место жительства.
  В августе  моя семья: муж-Геннадий, я, одиннадцатилетний сын Сережа  и Таня -шестилетняя дочь  переехали  в Нижнеангарск. Первые четыре месяца мы жили  в двухкомнатной  квартире брата вместе с его семьей.  У Владимира  и его жены Светланы была трехмесячная  дочка Ирина. Большое спасибо Владимиру и его жене  Светлане.
  Конечно, нам понравился поселок своим расположением: с одной стороны Священное озеро, с другой богатая тайга. Муж у меня вырос в семье профессионального рыбака и охотника, лучшего места проживания для него и не было.  Я, тоже сельский житель «балдела» от этих условий. Дети были довольны  переезду: этой вольной жизни, где в шаге от дома лес с ягодой, грибами. В лесу озерцо небольшое, где дети летом часто бывали. Или ходили  подальше на Байкал, где  наблюдали за рыбаками, устраивали  на берегу разные забавы. Мы переехали с хорошего поселка, но там под ногами сплошной голый  камень: летом небольшое количество  дождей сразу испарялось, зимой  снег, которого выпадало  мало,  уносило ветром. Лес было  далеко в горах, не ближе семи километров по каменистой дороге.
  Приехали мы пока на три года. Я прежде  отработала в школе четырнадцать лет, а муж работал на железной дороге мастером; туда и планировали вернуться.
  Геннадий стал работать механиком в Автобазе «Бамотоннельстроя",а я в «Конторе эксплуатации, проката и ремонта оборудования» - «КЭПРО» техником  в отделе снабжения. 
  Мужу  не нравилось работать механиком: «Нет простора» - говорил он. Примерно, через год он перешел на должность  водителя большегрузного «Урала-бензовоза», на котором возил горюче-смазочные материалы от станции Лена Иркутской области до поселка Северомуйск в Бурятии. Между этими населенными пунктами действовала  временная дорога длиной около шестисот километров.  Геннадий  отработал в Автобазе  шофером двадцать пять лет. У Геннадия были права водителя первого класса (тогда такая квалификация была), потому ему доверяли вождение  всех марок  автомобилей, что ходили по бамовским  дорогам. Это были самосвалы «Магирус», немецкого производства, разные отечественные грузовики. Много лет ему доверяли самую ответственную работу.  Он перевозил людей на «Вахтовке Газ-66» на дальние расстояния по  поселкам, где жили тоннельщики.  Водил пассажирский  автобус по Нижнеангарску и Северобайкальску; возил  людей на «Рафике», автомобиле типа современной маршрутки. Я не имею  никакой тяги к технике, не различаю автомобили по маркам, поэтому называю их  так, как называли их в народе. Но я ездила на этих машинах в качестве пассажира и видела, в каких условиях работают  водители.
  Автомобили тогда были основным транспортом, перевозящим всевозможные грузы, необходимые  для строительства БАМа  и для нормальной жизни строителей магистрали.
  Бамовские дороги были проложены извилистой лентой  через топи, болота, горы. Бежит автомобиль   по такой дороге, преодолевая подъемы, осторожно спускаясь вниз,  сворачивая то вправо, то влево. Опасны на дороге сложные крутые  повороты  «тещины языки»  (метко называли их шофера), где с одной стороны высокая гора с  другой крутой обрыв.  Такую дорогу, что я описала, можно  увидеть, проехав от Нижнеангарска до Северобайкальска по старой дороге через гору. Дорога работала многие годы, пока не проложили прямую хорошую асфальтовую дорогу под горой, которая сейчас  работает рядом с железной дорогой.
  Летом на подзолистой разбитой дороге  стоит густое облако пыли от проходящих по ней машин.  Водители  после поездки по таким дорогам домой приезжали сплошь покрытые желтой пылью. В сырую погоду на дороге пыли нет, но частые дожди размывают дорогу, заполняют ямы, ухабы, отчего машина  едет,  не видя выбоин,  будто по стиральной доске: техника колотится, шофер прыгает на своем сиденье, старается вырулить и благополучно доехать до нужного места.
  Зимой снега сравнивают дорогу чуть-чуть, но дорога суживается, кюветы сравниваются с дорогой: если «зеванет» водитель, машина может оказаться на боку в кювете. Да и зимние, короткие светлые дни, сильные морозы очень усложняют работу шофера. В дальних рейсах зимой по ночам  водители всегда отдыхали в кабине автомобиля, не выключая  двигателя. Иначе нельзя, мотор автомобиля замерзнет, не заведется. Кстати, шоферы  бензовоз «Урал» дополняли прицепом, бочкой для перевозки горюче-смазочных материалов. Машину с прицепом везти гораздо труднее и опаснее, зато гарантированно выполнялся план перевозок  и повышалась заработная плата.      
  В дороге  у шоферов бывало всякое (поломки, аварии, заторы) но они не жаловались. Домой приезжали довольные выполнением задания, возвращением в семью. Слава Богу, больших аварий в работе мужа не случилось.   
  Муж «колесил» по бамовским  дорогам, я вживалась в производственную деятельность, которую раньше представляла  по книгам. Первый год  отработала техником в отделе снабжения, выполняя  разную работу. Это  помощь кладовщикам на складах, получение материалов в других организациях и сопровождение их на склад, помощь в инвентаризации материальных ценностей.  Для меня это была очень легкая работа: пришла домой и не надо писать  ежедневные планы завтрашних уроков, проверять  тетради. Семье было хорошо: мама каждый вечер и два выходных свободна! А мне, если честно, это не нравилось: не видно результатов своего труда.
  Через год моей работы  сосед по квартире – главный бухгалтер Управления Строительства «Бамтоннельстрой»  Базарон Борис Базарович уговорил меня    перейти работать бухгалтером в его  отдел. Муж и брат одобрили  предложение соседа, и я  заняла свободную  должность старшего бухгалтера. Получая  эту должность, я чувствовала себя не очень удобно. Я же  не имела ни какого представления о бухгалтерии; на счетах умела кое-как складывать и вычитать в пределах тысячи (калькуляторов тогда и в помине не было). Конечно, пришлось очень стараться и вникать в новую работу. Мне повезло, коллектив бухгалтерии хорошо меня принял,  помогал  мне осваивать  новую для меня работу.  Спасибо Островской Людмиле Георгиевне, Трофимовой Светлане Петровне, Коциенко Альбине Николаевне, Гатаповой Людмиле Раднаевне  и другим бухгалтерам, имена которых, к сожалению, забыла.
  В течение  первого года работы в бухгалтерии я по рекомендации и с помощью своих  братьев,  работавших  в сельском хозяйстве,  поступила на экономический факультет Всесоюзного Сельскохозяйственного института заочного обучения, где срок обучения  для людей с высшим образованием  был короче.
  На следующий  год  Базарон Б.Б. ушел на пенсию. На его место приехал из Москвы очень опытный бухгалтер Куршаков  Иван Иванович, хорошо знающий  бухгалтерский учет  в строительстве. Он энергично, уверенно стал улучшать  структуру  бухгалтерского учета в системе  «Бамтоннельстроя». Тогда не хватало бухгалтеров всех уровней; Иван Иванович решил готовить  свои кадры бухгалтеров. Мне он предложил занять должность главного бухгалтера  «Жилищно -Коммунальной   конторы» – «ЖКК»,  убедив, что там я быстрее вникну во все тонкости учета, получу хорошую практику для успешного окончания моей заочной учебы. Иван Иванович заверил меня, что без своей помощи не оставит. Муж и брат поддержали и это предложение. Я опять рисковала, соглашаясь на эту должность. Я же шла на работу, где большой коллектив более 500 человек, где специфические тонкости бухгалтерского учета,  а у меня минимальный опыт работы рядового бухгалтера.
  На новой должности пришлось потрудиться, чтобы разобраться в теории и практике бухучета. Меня хорошо принял новый коллектив и  помогал мне правильно организовать учет. Бухгалтера учились вместе со мной, осваивая смежные специальности, чтобы в отделе была взаимозаменяемость бухгалтеров по разделам. Они переживали  за работу  отдела,  работу своей организации. Я благодарна коллективу  бухгалтеров «ЖКК», проработавших  со мной многие годы. Это Кузикова Елена Николаевна, Барауля Людмила Николаевна, Соколова Розалия Габдельбариевна, Гурко Татьяна Александровна, Бутакова  Валентина Сергеевна,  Третьякова Валентина Васильевна, Тихонова Галина Владимировна, Халина Татьяна Викторовна,Трофимова Альбина Ивановна  и многие другие трудолюбивые  женщины.      
  В то время часть тоннелестроителей жила в поселках Гранитный, Даван,  Гоуджекит,  которая возводила   Байкальский тоннель. Мысовые тоннели строил «Тоннельный отряд №16», его кадры жили в г. Северобайкальск и поселке Заречный.  Северомуйский тоннель строили «Тоннелные отряды №!!, 18, 22, 27», работники которых  проживали в поселках Тоннельный, Разлив и Северомуйск. В Читинской области строился тоннель через Кодарский хребет, где функционировал поселок Кодар. Там жили строители «Тоннелного отряда №12». В каждом из перечисленных поселков жилье тоннельщиков обслуживали участки «Жилищно-Коммунальной конторы». По своим должностным обязанностям я часто ездила в командировки в  выше перечисленные поселки. Там нужно было организовать учет и сохранность имущества предприятия, отладить все расчеты по квартирной плате  с жителями поселков, занимающих жилье «Бамтоннельстроя», наладить взаиморасчеты  «ЖКК» со всеми  организациями,  ее дебиторами и кредиторами. Здесь я перенимала опыт работы у главных бухгалтеров организаций.
  Слава Богу, я освоила новую должность, наладила на предприятии бухгалтерский учет на должном уровне, и года через полтора-два работники ЖКК по результатам финансово-хозяйственной  деятельности подразделения,  как и другие тоннельщики,  получали премии. Вскоре успешно закончила заочную  учебу и получила диплом экономиста.
  Пока я осваивала новую работу, дети получали мало моего внимания. Они правильно понимали ситуацию, старались быть самостоятельными.  Дети хорошо   прижились на новом месте. По совету соседей и  при здравом  рассуждении семьи,  они  стали учиться в восьмилетней школе, которая  расположена недалеко: в любую погоду ребенок быстро добежит  до нее, все школьные мероприятия будут ему  доступны.   
  Мы  не ошиблись: наши  дети в этой школе  жили спокойно. И нам родителям было удобно: в любой момент можно сходить в школу то ли успеваемость проверить, то ли на школьное мероприятие. А какой замечательный коллектив  учителей,  возглавляемый Некрыловым  Федором Федоровичем, мудрым опытным  руководителем и педагогом,  работал в восьмилетней школе!  У Сережи классным руководителем была  Рыкова Надежда Афанасьевна,  душевная женщина; она  как мама  опекала свой класс, переживая за каждого ребенка. Сын,в новом для него пятом классе,  хорошо вписался в коллектив, сдружился  с мальчишками, постепенно осваивал новое место жительства.
  Дочь Таня пошла в первый класс,который приняла Разбойникова Тамара Степановна,отличный педагог. Моя дочь часто говорила примерно так: «Мама, ты не понимаешь! Тамара Степановна лучше тебя знает!». И могла добавить: «Не спорь, лучше поучись у нее!». А кто бы и спорил: «Устами младенца глаголет истина»,  дочь была права.  Таня и сейчас считает, что самая лучшая первая учительница была у нее.
  Впоследствии с  Надеждой Афанасьевной и Тамарой Степановной  мы сдружились семьями, наши сыновья учились в одном классе в средней школе.
  В пятом классе у дочери классным руководителем была Верхотурова Марина Васильевна, учительница немецкого языка и хороший классный руководитель.
  По окончании восьмилетней школы дети продолжили учебу в средней школе. Учеба в этой школе проходила более напряженно из-за того, что школа находилась на расстоянии пяти километров от дома. Много времени уходило на дорогу. Ведомственный автобус работал  строго по расписанию, которое не совпадало с реальными занятиями каждого класса. Естественно,  некоторые мероприятия школьные или классные ребятам приходилось пропускать. С вечерних мероприятий им приходилось идти пешком; трудно было в ненастное и зимнее время.
  В средней школе мои дети проучились по два года: они были уже взрослыми самостоятельными детьми, учились хорошо, поэтому мы - родители в школе  бывали только по разным мероприятиям, с учителями встречались редко. Я помню классного руководителя дочери  Ноздреватых Екатерину Илларионовну, которую класс любил и уважал.
  К сожалению, не помню фамилий других учителей поселка. Простите меня педагоги,  хорошие специалисты, уважаемые в поселке люди.
  В первые годы работы на БАМе  мы жили в сборно-щитовых (в народе сборно-щелевых)  домах-бараках. Народ на БАМе  работал хороший, жили дружно, все перезнакомились, дружили семьями.  Мы понимали, что  жилье  с такими условиями: через стенку слышно, чем занимаются соседи, вода привозная,  благоустройство на улице, явление временное. Поэтому на неудобствах не «зацикливались», просто жили спокойно, занимаясь своими делами.  Наш бамовский поселок - Площадка  обустраивался: было построено много тоже щитовых, но благоустроенных домов; наша семья получила отдельную  благоустроенную квартиру.
  «Бамтоннельстрой»  построил спортивную площадку, залил каток, построил клуб, баню.  Жители поселка в свободное время занимались спортом, художественной самодеятельностью, по вечерам часто ходили в близлежащий клуб на просмотр новых фильмов.
  Возле домов с помощью «Бамтоннельстроя» жильцы построили  теплицы, сарайчики для кур. Теперь  у нас были свои свежие овощи, яйца, куриное мясо. Цыплят каждую весну для тоннельщиков привозили из Улан -Удэ  самолетами.
  Геннадий с детства  умел добывать  дары  земли и воды. В семье в запасе  всегда были:  ягода свежая, разное ягодное варенье, кедровые орехи, грибы. Муж был фанатичным рыбаком, поэтому разные блюда из рыбы на столе были круглогодично. Весной и осенью Геннадий охотился на  диких уток, в меню добавлялись блюда из дичи.
  Мне тоже нравилось  собирать грибы, ягоды, ездить на рыбалку. Какое же наслаждение   собирать  крупную, зрелую  ягоду, горстями  съедать самую вкусную; выйдя из леса, упасть в траву и разглядывать  синее высокое небо! Или, прислонившись спиной к дереву, вытянуть усталые ноги  и наблюдать, как муж провеивает  на ветерке собранную ягоду. А дома угостить соседей или родственников  только  что привезенными из леса  дикоросами. Клюква, собранная на болоте, зимой радовала  своим  кисло-сладким вкусом. А вот добраться по болоту до ягоды, собрать ее без определенного навыка не сразу получится; я долго училась этому делу.
  Особое удовольствие получаешь, собирая в тайге грибы в урожайный год.  До Нижнеангарска я знала  рыжики, сухие грузди, маслята и один сорт опят.  В Нижнеангарске  научилась разбираться в грибах,  собирать их и  готовить. Бамовцы, приехавшие со всех концов страны, обменивались опытом заготовки грибов впрок. Мне нравилось это дело: в доме всегда были соленые, маринованные, сушенные, залитые жиром грибы. Пироги с  грибами, грибная икра, горячие блюда с грибами доставляли удовольствие семье и гостям.   
  Тяжелый труд - заготовка орехов. Но аромат тайги, запах кедровой смолы, вкус созревших орехов  снижают усталость. А зимой в  долгие зимние вечера получаешь двойное  удовольствие, сидя перед  телевизором с чашкой   вкусных кедровых  орехов.
  Как хорошо собирать осенью в березовом лесу опавшую листву для огорода! Бело-золотой прозрачный,  тихий лес успокаивает; чистейший  лесной воздух, шуршащая под ногами  ароматная сухая листва кружит голову.  А если проехать дальше к кедровнику, да собрать под кедрами опавшие уцелевшие  шишки, полные  вкусных орехов! Да  посидеть  на берегу журчащей горной речки, помыться чистой водой, попробовать  глоток-другой ледяной водички! Что еще нужно для счастья!   
  Особое удовольствие моя семья получала  от круглогодичного  купания в горячих источниках  в Гоуджеките, на Хакуссах, на Дзилинде.
  Ну, а наш Байкал в любое время года   несравним  с любыми  заморскими водоемами!  Это неописуемый источник энергии, всегда живой, всегда неповторимый. Сегодня он добрый,  ласковый, теплый, чистый набегает на  берег – иди  к нему радуйся, наслаждайся.  Завтра  он – грозный: высокой  волной налетает на берег – не подходи, затеряешься в волнах. Зимой  порадует гладким льдом, одарит богатым подледным ловом, ровной  короткой дорогой между прибрежными поселками. Весной, осенью  вынесет на берег огромную сказочную гору льда. Летом, пожалуйста, плыви на лодке, катере в любое место, организуй себе отдых, купайся в глубине, ползай у самого берега по илистому дну!
  Хорошее советское время было:  жили,  работали,  общались по-доброму. Не выделяли людей  по национальности, по месту прежнего жительства, по уровню доходов. Бамовцы за много лет совместного проживания на Площадке  сдружились, почти сроднились: дружно радовались праздникам, отмечали разные производственные,  знаменательные события.   Вместе проводили свадьбы, юбилеи, вместе горевали. Помню семьи, о которых можно рассказать  много хорошего. Назову несколько семей, с которыми жили рядом и дружили: Кутыловские, Селюнины,  Кузнецовы, Тихоновы, Литвиновы, Сейкаевы, Трудневы,  Витюк, Титовы, Тетерины и многие другие.      
  К 1990 году и коренной поселок  Нижнеангарск,  стал для  нас своим  поселком. Со многими жителями познакомились через детей, по работе, через знакомых. Это семьи: Куликовы, Степанюк, Тонкошкуровы,  Федорченко, Волковы, Григорьевы, Рузины, Тугариновы и другие.  Например,  с семьей Березовских познакомились через великую  любовь к цветам Березовской Тамары.  Замечательные семьи жили и живут в Нижнеангарске, невозможно всех перечислить! Дай Бог всем семейного благополучия!
  В условиях короткого и не жаркого лета  женщины Нижнеангарска выращивали овощи,  красивые цветы, демонстрировали свой урожай  и прекрасные букеты на осенней выставке. Моей семье повезло; мы получили половину благоустроенного дома на земельном участке в семь соток. Поэтому моя семья тоже принимала  участие в осенних выставках. Мы выращивали большие тыквы, подсолнухи и белокочанную капусту; у меня не получалось (честнее,  не хватало терпения и времени ) на выращивание необычных цветов. А поскольку мы первыми начали выращивать в поселке большие тыквы и подсолнухи, то без призов не оставались.
  Во второй половине нашего дома жила замечательная семья Сушковых. Лидия Алексеевна была главным врачом Северобайкальского района, муж ее Сушков Владимир Николаевич работал водителем Автобазы «Бамтоннелстроя». Наши мужья уже давно работали вместе в одном гараже. Мы с Лидией Алексеевной были знакомы раньше, а по соседству сдружились семьями.  Правда, было все замечательно. У нас  был свой семейный доктор. Многие хозяйственные дела обсуждали, (например огородные, автомобильные), делились опытом, радостями, переживали испытания перестройки. Так удачно  сложилось, что наши семьи  после БАМа  переехали в Улан-Удэ, где  дружба продолжилась еще несколько лет. К сожалению, Сушковы рано ушли в мир иной.
  У меня, слава Богу, сложились неплохие отношения со специалистами «Райфинотдела»,  которые тоже помогали мне осваивать   налоговое законодательство. В результате  рекомендаций кого-то из них в девяностых годах, когда  было разрешено  совместительство должностей, мне поступило  предложение вести курсы бухгалтеров  в свободное от работы время.   Немного посомневавшись, так как  мне самой надо было разработать программу обучения, я согласилась. Организовала и руководила курсами Сидоренко Антонина Николаевна, специалист районной Администрации. Учитывая свой опыт, я старалась составить программу курсов так, чтобы слушатели очень кратко  ознакомились с теорией бухгалтерского учета  и умели  применять  знания на практике. Хорошие молодые женщины доверились мне и очень старались  освоить азы бухгалтерского учета. Они прошли обучение в вечерней школе, успешно сдали экзамены, получили свидетельства об окончании курсов. Впоследствии несколько женщин стали работать бухгалтерами в поселке и продолжили обучение в техникуме. Конечно, мне это приятно: я познакомилась  с добрыми людьми и немного помогла им. Возможно, кто-то из них и сейчас вспоминает те курсы. Я запомнила только одну молодую девушку  из тех курсов: это Наташа Козлова, которая жила  недалеко от меня.
  Были в жизни трудные  моменты: неприятности на работе, встречи с  плохими людьми.  Жизнь без этого не бывает,  но этим  не надо засорять  память! Самым трудным периодом жизни была перестройка, которая задела каждого жителя поселка. Моя семья к тому времени стояла на очереди в жилищном кооперативе на трехкомнатную квартиру, заработав  для этого нужную сумму. К сожалению, за один месяц все обесценилось, «плакала»» наша квартира;  вместо нее  получилось по талону купить швейную машинку  и ящик тушенки.
  Но это период мы пережили легче, чем многие другие. Во-первых, железная дорога  продолжала строить тоннель, правда финансирование  строительства резко сократилось, но оно было. Во – вторых, нам природа помогала  спокойнее жить. Если раньше  излишки дикоросов и рыбы мы просто отдавали добрым людям, теперь продавали. Очень неудобно   это было для нас, но  нужно было опять  зарабатывать деньги на квартиру. Даже было время, когда мы с мужем в летние выходные дни по вечерам собирали по берегу Байкала пустые стеклянные бутылки из-под спиртного, промывали их, укладывали в коробки; муж на следующий день отвозил их в Северобайкальск в приемный пункт (цена стеклотары тогда была приличная).  Двойная  польза: берег чистый и у нас доход.
  В Нижнеангарске  народ, пережил перестройку (правда, не у всех хватило  сил и разума для этого, к сожалению), удержался на плаву и сейчас нормально живет. Конечно,  это случилось  благодаря большим стараниям женщин. Я ни в коем случае. не хочу обидеть мужчин! А женщины в Нижнеангарске особенные: для них от меня все хорошие эпитеты.
  В свое повествование вставляю портрет одной из таких женщин. Это Людмила Дондик – Комарова. Я ближе познакомилась с ней именно с начала перестройки. В тот момент она осталась без работы, муж  начал работать вахтовым методом,  зарплата тогда не выдавалась месяцами, в семье двое мальчиков подростков. Людмила  мужественно, не жалуясь на трудности, продолжала жить,  достойно перенося удары перестройки.
  Она занялась разведением кур и цыплят. Летом во дворе в большом вольере ухоженные  куры радуют глаз и дают яйца.  На кухне в больших коробках подрастают пушистые желтые   чистые цыплята для жителей поселка по их заказу. Зиму живность переживает в тепляке.
  На столе всегда без замысловатостей  выпечка, простые вкусные блюда из овощей, рыбы. В огороде на южной стороне стоят теплицы, где вырастает хороший урожай, огурцов и помидоров. По всей солнечной стороне расположены  кусты малины и смородины.  На  своем участке Людмила выращивала все овощи и картофель. Здесь же  красиво расположены грядки с цветами: и с многолетниками, и с теми, что требуют много внимания и ухода.  Конечно, осенью погреб наполнялся всевозможными заготовками из овощей, ягод.
  Старательные  сыновья Людмилы помогали по дому, хорошо учились, катались на лыжах, очень любили баню, занимались спртом.   
  Людмила была у  женщин с Площадки и заводилой, и руководителем спортивной группы: дважды в неделю по вечерам она проводила с нами спортивные  занятия часа по два. По воскресеньям в банные дни мы  парились с ее отварами,  делали маски, приготовленные ею по разным рецептам. Короче, с ее помощью отдыхали и омолаживались.
  Весело, интересно с ее помощью  проходили женские  посиделки. Самый необычно, красиво накрытый стол был у Людмилы.  Она сама в любое время опрятно одета, всегда спокойна и ухожена.
  Я всегда поражалась,  когда Людмила  все это успевает сделать? Она меня намного моложе, но я каждый раз училась  у нее чему-то новому. Она и сейчас такая же молодая, красивая женщина, теперь еще и уверенно управляющая автомобилем. А какой удобный  дом построила  эта дружная семья! 
  Таких женщин, как Людмила в Нижнеангарске большинство!
  Дети наши выросли, закончили обучение в школе. Сын Сергей поступил учиться в Иркутский железнодорожный институт, дочь  Татьяна решила учиться заочно и работать.  Сергей окончил институт, отслужил в Армии, остался жить в Иркутске.
Татьяна получила диплом бухгалтера и много лет отработала в бухгалтерии  «ЖКК».
  Моя семья прикипела к Нижнеангарску, планировала там жить постоянно, но проклятая перестройка поменяла все наши планы,  пришлось переехать в Улан-Удэ.
  А в Нижнеангарске дочери Владимира, мои племянницы Ирина и Надежда  выросли, заочно закончили институты вышли замуж за хороших местных парней.
Сергей Ласкин стал мужем моей старшей племянницы Ирины. Эта  хорошая  пара создала  многодетную  семью, растила  шестерых замечательных  детей. Но жизнь бьет больно: наша Ирина в сорок пять лет из-за ковида ушла из жизни. Ее свекровь – Ласкина Ольга Дмитриевна приняла на себя удар и с сыном  растит теперь пятерых детей. Она - уважаемый человек в поселке, много лет отработала  фельдшером в районной больнице. Спасибо Ольге Дмитриевне и дай Бог ей хорошего здоровья! Старший сын Ирины, уже взрослый самостоятельный парень Дмитрий  сейчас работает помощником машиниста, водит по БАМу поезда.
  Вторая племянница Надежда  породнила нас с хорошей семьей Глушковых. Алексей Васильевич и Галина Ивановна - замечательная пара, вырастившие  троих хороших детей, теперь мои сваты. Это очень дружная, трудолюбивая семья. Они молодцы, хорошо сориентировались в перестроечное время и мудро обустроили свою жизнь. У них сейчас все условия для жизни  в пенсионном возрасте: благоустроенный дом, земельный участок; все хозяйство в полном порядке. Они еще и туризмом занимаются. Самое главное - у них рядом живут сыновья и радуют внуками. Дом их  всегда открыт  и для родственников,  и для гостей. Гостеприимные хозяева с улыбкой покажут свое хозяйство, предложат доброе застолье. Алексей увлекается рыбалкой, приучил к этому делу и сыновей,  и внуков. Галина ведет женское хозяйство творчески. В двухэтажном доме всегда порядок. К дому пристроена терраса, где и зимой растет разная зелень. В большом  огороде растут  овощи, ягодники  и красивые  цветы! Кроме того Галина в поселке ведет очень активную жизнь: участвует в разных мероприятиях, поет в поселковом хоре.
  Как-то по приезде в Нижнеангарск я была приглашена на поселковые соревнования женщин по модной сейчас игре «Квест». Женщины-ветераны  Площадки организовали Бамовскую группу и соревновались с женской  командой  Нижнеангарска.  Мероприятие мне понравилось: обе команды очень старались выиграть конкурс.  Я, конечно же, «болела»  за свою , Бамовскую команду!  Ведь  в команде были мои коллеги, подруги!   Это Галина Глушкова, Дондик Людмила, Анкудинова Татьяна, Деревянко Зинаида, Ольга Чупрова, Тамара Быстрова. Соревнование прошло интересно, в результате  победила дружба!   
  Про Алексея и Галину можно много говорить; я благодарна судьбе за то, что она сроднила  меня с семьей Глушковых.  Их сын Денис и моя младшая племянница Надежда  и сами теперь, хоть и молодые, но уже в звании бабушки и дедушки. У старшего сына Алексея растет четыре замечательных девочки. Младший сын Максим пока холост, но парень тоже творческий: хорошо поет, работает в Доме культуры, разводит необычных кур, занимается скотоводством. Я рада, что   Денис, Надежда и Алексей работают на БАМе.
  В Северобайкальск  в 1992 году   по распределению педагогического  института приехали  племянник Сергей с женой Оксаной. Они более тридцати лет живут в городе, работая  в школах города и обучая детей бамовцев.   Теперь они тоже известные в городе люди: много  лет  работают  директорами школ.
  По работе у нас с мужем сложилось все хорошо.  Все годы жизни в Нижнеангарске  отработали в одной  системе «Бамтоннельстроя», чем  сейчас гордимся.  А как иначе: это наша организация возвела сложнейшие тоннели на «БАМе»! Мы старались добросовестно работать, значит, капелька и  нашего труда вложена в эти объекты.   За добросовестный труд мы награждены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и медалями  «Ветеран труда». Геннадий получил удостоверение «Заслуженный строитель» Бурятии, это тоже дорогого стоит. Он ушел на пенсию раньше меня, так как «Автобаза» была ликвидирована раньше. Мне повезло больше,  я даже проехала в качестве  почетного  пассажира на первом пассажирском поезде  по Северомуйскому тоннелю.
  Слава Богу,  БАМ работает на укрепление нашей страны. Не получилось моим детям работать на этой магистрали, зато работают племянники и их дети. Мои дети приезжают в гости к родственникам на северный Байкал, для меня это большая радость! 
  К сожалению, давно  ушли из жизни муж Геннадий, брат Владимир,его жена Светлана. А меня  «Северобайкалье»  тянет к себе не только своими красотами, доброй памятью о прожитом здесь времени, но самое главное родными людьми и хорошими друзьями.
  Хорошего здоровья и долгих лет радостной жизни жителям п. Нижнеангарск и г. Северобайкальск!
  Светлая память  родным и друзьям,  ушедшим в мир иной!
                13.04.2023года     Перевозникова  Валентина