Защитники дома Лермонтова

Ольга-Гось Литвинова
     Кто нас так назвал, не помню, хотя попробую найти. Уж точно, не мы сами. Есть же способ узнать, сколько раз повторяется какое-то выражение в Интернете, но забыла, как это делается. Во всяком случае, набрав «защитники дома Лермонтова», получила множество статей, которые начинались с этих слов.
    За десять лет, которые отмечены ежемесячной поездкой по третьим числам на Садовую, столько интересных людей приходили к дому, в котором Лермонтов написал самые известные стихи «Бородино», «Смерть поэта», что хочу о них рассказать, с кем-то познакомить, кого-то вспомнить. Главное, нигде никогда не было ничего подобного – люди мечтают о музее. Эта мечта понятна – гениальный поэт Лермонтов в городе музеев остался без своего музея. А ведь музей был!
Поэт, член союза писателей Бобкова З.С. написала и издала книгу о том, как боролась за то, чтобы музей появился в последнем доме, который помнит Лермонтова – доме 61 по Садовой улице.
Я хочу рассказать о людях, которые подхватили идею и в любую погоду каждое третье число каждого месяца подходят к этому дому.
Непомнящий Александр Маркович… Три года прошло. 19 ноября 2020 год.
«Печальное известие, умер Александр Маркович Непомнящий, постоянный участник наших встреч. После операции на сердце, которая, говорят, прошла хорошо. Перед операцией у него были мрачные предчувствия, которыми он не делился, но было заметно.

До последнего времени Александр Маркович работал на заводе Козицкого. Александр Маркович принят на Завод в 1959 году молодым инженером после окончания ЛЭТИ, в период рождения цветного телевидения и быстро выдвинулся в число ведущих специалистов. Один из организаторов отдела цветного телевидения в 60-х гг., начальник лаборатории, ведущий конструктор отдела, Главный конструктор разработки, ведущий инженер, ответственный исполнитель всех моделей телевизоров "Радуга" в 60-70-х годах, и ряда моделей 80-х гг. В кризисный период 90-х гг. оставался в группе специалистов по разработке перспективных моделей телевизоров. С конца 90-х гг. — один из ведущих участников возрождения производства на заводе.

Большой знаток творчества Пушкина и Лермонтова, Александр Маркович организовывал просветительские мероприятия для широкого круга сотрудников. На наших встречах показывал сходства и различия в стихах поэтов. Ценя время нашего общения, стремился направить наши неорганизованные разговоры в тематические русла, придумывал нам "домашние задания" на следующую встречу, к выполнению которых мы относились легкомысленно.

На наших встречах мы иногда поём песни на стихи Лермонтова. Александр Маркович, бывший хорист, мечтал научить нас петь правильно. Хотел посвятить этому преподаванию какое-то время на наших встречах, но мы оказались неорганизованными и неспособными отвлечься от своих разговоров. Ничем, кроме предчувствия своего скорого ухода, нельзя объяснить, как на последнем своём посещении нашего общества Александр Маркович задержал стремящихся уже расходиться людей и показал, как следует держать голос, потребовав повторить».
Ах, как хочется петь!
Так, что хочется плакать
От бессилья прозреть
Звука звон в нотном знаке.

Ах, как хочется петь!
В хоровом устроенье
В путь с опаской успеть
К недоступному пению.

Ах, как хочется петь!
Друга тенора слушать,
Строй бесценный суметь
Не измять, не порушить.

Ах, как хочется петь!
Нитью голос вплетая
В невесомую сеть,
Что взлетит - и истает...
...
Ах, как хочется петь!
В звук душой проникая,
И любить, и скорбеть...
Петь и петь.
Не смолкая.

К словам о Александре Марковиче Негодина Дмитрия добавила строки из сборника стихотворений, который есть у всех, кто стал свидетелем мистического случая.

 
   Третье декабря 2020 года, стоим у дома Лермонтова, потрясены известием о смерти замечательного человека, о которой некоторые узнали накануне. Семь часов вечера – в Петербурге темно как ночью! И вдруг! Над головами прохожих движется знакомый плакат, который сделал себе Александр Маркович и гордо приходил с ним, несмотря на мои увещевания. Боялась замечаний. Знаю, что разрешается только один плакат во время проведения пикета. Все онемели! Быть этого не может! Он же умер… Ошибка? Мистика какая-то. Подошла его дочь. Принесла несколько экземпляров сборников стихов своего отца. Оказалось, что после перенесённой операции на сердце, Александр Маркович заболел коронавирусом. Не перенёс… Заболела и его жена Горбунова Татьяна Георгиевна, с которой они прожили больше шестидесяти лет! А познакомились, посещая занятия хоровым пением при ЛЭТИ. Вот такая удивительная семья.
Лично для меня Петербург опустел на единственного знакомого рыцаря.