Воейково Ленинград. глава двадцать первая

Александр Георгия Сын Николаев
Воейково \ Ленинград : от ноября 1975 года до января 1977 года

                Повесть

                Глава двадцать первая


Моё появление в общежитии произошло не столь поздним вечером и я был уверен
в том, что увижусь с почти всеми моими соседями по комнате через считанные минуты, а после совместного ужина и взаимной "раздачи" новостей удастся пораньше лечь спать, поскольку после полутора суток времени в пути хотелось набраться сил перед утренней привычной пробежкой.

Тогда, перед началом неожиданно длительных зимних каникул, я не знал точного времени возвращения каждого в Ленинград, а затем в Воейково.
Не было у меня в тот момент ни предчувствия, ни тем более интуиции относительно
дальнейших событий, касающихся не только меня.

Дверь в нашу комнату была плотно закрыта ; из пределов комнаты не слышно
ни малейшего звука.
Настойчивые ритмы стука по полотну деревянной двери результата не дали.

Я решил оставить привезённое мной в соседней комнате, из-за неплотно закрытой двери которой чётко были слышны голоса, и сходить в домик коменданта за ключом.
( Насколько я помню, в нашем общежитии не было ни вахтёра, ни иной системы
пропуска проживающих и гостей.)

На мой вопрошающий стук в дверь комнаты номер "два" выглянул знакомый по нашей
учебной группе, Юра Гончаренко. --- Родом с Украины, он три года отслужил
на Военно-морском флоте Советского Союза ;
по его воинской специальности Юра был в составе радиотехнического подразделения
на одном из крупных военных кораблей в качестве специалиста узла связи.

Увидев меня Юра широко улыбнулся и сказал : " Привет ! Заходи с вещами ;
ночевать будешь в этой комнате : ваша сегодня занята Женькой и его подругой.
Больше никто из твоих соседей ещё не приехал.
У нас тоже не все вернулись, две кровати свободны".

Ужин, общение, и лично для меня ранний "отбой" : лёг спать вместо привычных
одиннадцати часов вечера на целый час пораньше.
Электрическая лампочка погасла ближе к полуночи. --- Ребята придерживались
своего распорядка.

Спать при свете всегда удавалось без проблем : "отключаю" зрение и своё сознание, затем вхожу в режим ночного отдыха.

Проснулся рано утром, когда жители этой комнаты крепко спали.
Утреннюю пробежку я пропустил, поскольку "спортивная форма" оказалась недоступна.
В итоге вынужденного просто так лежания я дождался такой чуткости моего слуха,
что верно услышал быстрые торопливые женские шаги, покидающие коридор общежития.

Но больше всего меня порадовало иное : не было повторного движения ключа
в замочной скважине моей-нашей комнаты, то есть я мог рассчитывать на скорое моё
возвращение и в комнату номер "три" и к своей "родной" кровати.

Женька и я поздоровались, крепко пожав друг другу правые ладони, улыбнулись
и рассмеялись ...

                *

После каникул интенсивность учёбы заметно увеличилась : контрольные работы
по всем предметам проводились еженедельно.
Если с математикой было всё понятно, - в основном решение геометрических задач, алгебраических примеров и уравнений, без дополнительных устных бесед по теории ;
то на контрольных по физике становилось интереснее : на первом академическом часе происходило решение задач, производились расчёты простейших электрических схем
и уточнялось применение формул по оптике для определения тех или иных свойств различных по плотности пространств\сред.

На втором академическом часе сданные контрольные работы по физике дополнялись краткими беседами преподавателя со слушателями подготовительного отделения :
проверка знаний теории по основным разделам школьного предмета « физика »,  -
особое внимание на разделы « постоянное и переменное электричество », « оптика ».

Успешность в овладении классическим русским языком и в восприятии школьной программы по литературе доказывалась традиционно и долго : двухчасовое сочинение
на одну из трёх-четырёх назначенных тем, или же бралась так называемая « вольная тема », - быть может и далёкая от нами « так тщательно изучаемых произведений » авторов-классиков, но позволяющая не повторять ни цитаты известных литературных критиков, ни слегка перелицованные абзацы из школьного учебника.
Сам я предпочитал отдаваться « вольной теме », но иногда, по просьбе уважаемой преподавательницы, так же уверенно « выражал своё мнение » по классическим произведениям, успешно импровизируя на заданную тему.


Ещё во второй половине февраля, - после нескольких примерок и внесения уточнений, - я получил сшитый на заказ в ателье возле Финляндского вокзала костюм-двойку :
пиджак и брюки ; жилетки я никогда не носил, вот и не стал её заказывать
Теперь мой внешний вид « мог замахнуться » на посещение более престижной
« Мариинки » : Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

Театральная площадь была знакома ещё с лета 1972 года, когда я очень долго
и всегда направленно вольно гулял по городу с целью « эмоционально и зрительно отведать » незнакомые прежде места.
В летние месяцы такие значительные театры были на длительных гастролях :
или по необъятному Советскому Союзу или по зарубежным странам.

Театральные сезоны начинались если не в сентябре, то в октябре определённо.
Соответственно не было возможности лично увидеть всё то внутреннее великолепие,
что присуще действительно императорскому театру. -
Несколько художественных фильмов, в которых была запечатлёна « Мариинка »,
давали понять многое.
Особенность сцены, удобство великолепных лож, приятность мест в партере
да и вид с « галёрки » были изумительны.

( Забегать вперёд не стану ; скажу лишь о том, что впервые я побывал во всегда
особенной « Мариинке » лишь в октябре 1976 года. --- В кассе самого театра случайно удалось купить билет в партер на субботний дневной балетный спектакль.
А жил я тогда в общежитии ЛЭИС не так и далеко от Театральной площади.)

                *

В общежитской комнате нашей стало не то чтобы веселей, а именно приятнее
от вольной возможности слушать новости, музыкальные передачи и многое из того, что звучало на доступных радиоволнах. -
Привёз я сюда свой радиоприёмник марки « ВЭФ-201 », купленный мною ещё осенью 1972 года на часть второй моей зарплаты ;
тогда я начал трудиться слесарем поточной линии на местном филиале Казанского завода радиокомпонентов, и чуть больше одного года проработал там до ноября
1973 года, до призыва на службу в Советскую армию.

Популярный переносной, в меру « тяжёлый » радиоприёмник Рижского радио-завода
имел хорошую репутацию : надёжен, прост в эксплуатации, питание от шести больших круглых батареек, называемых « элемент 373 » - можно и через специальный блок питания, выдающего то же напряжение девять вольт постоянного тока.

« ВЭФ-201 » позволяет слушать много диапазонов : от коротковолновых метровых "25, 31, 41,49", -  до средневолновых и длинноволновых.
((( Мы ведь могли слушать « вражеские голоса » : « Голос Америки »,
« Немецкая волна », « Би-Би-Си », « Голос Пекина », « Радио народного Китая »
не только ради « объективных новостей » ))).
Мы прежде всего желали услышать, - пусть и с помехами, - новые и прежние музыкальные произведения известных эстрадных групп, исполнителей.

Западная пропаганда на нас, прошедших Армию и Флот, не влияла.

                *

А я ещё, - только поначалу, - старался найти на определённых диапазонах
так называемых « радио-хулиганов » : радиолюбителей-умельцев, способных собрать простые и более мощные радио-передатчики на базе ламповых или транзисторных усилителей.
Ведь я сам не избежал этого рискового --- официально запрещённого и всегда очень гонимого --- увлечения : радиолюбительства без всякой регистрации,
то есть умышленно нарушающего «хотя бы» пару советских законов.

Иногда создавались помехи на линиях радио-связи между аэропортами и самолётами …
Это обычно происходило в средневолновом диапазоне.

Иногда возникали сильные помехи на бытовом уровне : при мощном передатчике
и при определённых типах приёмно-передающих любительских антенн в ближайшей округе телевизоры не могли показывать идущее по программе, - "взамен" они имели пустой серые или тёмные экраны.

При выяснении подобного эффекта лично я выходил в радио-эфир поздней ночью, -
в те времена телевидение отключалось не позже одного часа ночи, а то и пораньше.
На многих местных предприятиях буднично начинали трудиться с семи часов утра
по московскому времени. )

В радио-эфире, доступном для местности Воейково, я так и не услышал ни одного радиолюбителя. --- Так полагаю, их и быть не могло в ближней окрестности,
поскольку имелась геофизическая база метеорологии, с которой запускались
метео-зонды и метео-ракеты, для связи с которыми требовался чистый радио-эфир.

                *

Февраль был почти всегда густо и низко облачным ; а вот начиная со второй половины марта мы постоянно радовались ослепительным солнечным дням.

Здание профилактория имело полуподвальные помещения,  в одном из которых находился пункт проката лыжного комплекта : лыжи, лыжные палки. ---
((( Если ещё бы выдавали портативный пропеллер, крепящийся и крутящийся на спине. --- Вот тогда бы лыжные прогулки по сильно заснеженному ближнему и дальнему лесу могли быть настолько памятными ! )))

Для студентов и преподавателей, для сотрудников института прокат лыж
был без оплаты.
Надо было оставить « в залог » документ : студенческий билет, служебное удостоверение, или паспорт.
Нам, учащимся ДПО, полагалось оставить у сотрудников проката « билет слушателя ».

При поломке инвентаря следовало денежно возместить потерю\приведение
в негодность.

На моей памяти нет таких случаев.
Катание на лыжах по кем-то созданным разнообразным лесным протяжённым трассам
не приводило ни к падениям при равномерном не тесном движении,
ни к длительным прыжкам с ярким зависанием в воздухе,
ни к тому, чтобы лыжи прочно застряли среди даже зимою прочного кустарника.

Будние дни марта и даже первая декада апреля были удобны для тех, кто решил
после учебных занятий и после обеденного « пиршества » встать на лыжи,
получить зрительное и физическое удовольствие в часы « щадящего преодоления »  посильного для каждого лыжника, для каждой лыжницы маршрута, -
о примерном километраже и про особенности самых популярных трасс мы знали хорошо и могли уверенно рассчитывать время лыжного бега или неспешного лыжного шага, позволяющего получить почти что запланированную нагрузку.

( При помощи сына в этой главе появится фотография, подтверждающая и моё
« право » считаться обычным лыжником, - не любителя участвовать в соревнованиях, но знающего красоту зимнего леса и сознающего приятную пользу от собственного темпа удобного передвижения на лыжах. )

                *

Март месяц завершился быстро по двум причинам : были двухнедельные каникулы, -
на мой взгляд не так и необходимые ; хватило бы и одной недели ;
вторая более существенна, поскольку началась реальная, настоящая,
самая правильная, столь долгожданная действительно Весна, - пусть и с большими лесными снежными запасами, пусть и в неудобствах передвижения по одновременно водной и ледовой скользкой поверхности основной территории студенческого городка.

Апрель прошёл для всех по учебной « накатанной колее », а для меня помнится ещё
и « параллельной », за пределами Воейково, совсем иной жизнью.

Апрель порадовал и первыми сильными дождями и первыми проявлениями перемен
среди деревьев, кустарников, трав : зеленеть начала трава вблизи нашего общежития, вблизи учебных корпусов, вблизи двухкомнатных женских домиков,
вблизи автомобильной дороги, по которой я по-прежнему бегал по утрам,
иногда видя до пяти-семи « конкурентов и конкуренток », старающихся при помощи
не длительного умеренного бега привести свои фигуры в лучшее состояние,
в приятные известными местами формы.

Почки раскрывались и падали на землю, на зеленеющую траву по разным графикам.
Деревья не спешили, а вот кустарники явно торопились раскрыть новые листья
и через них дать себе возможность получения особо важного солнечного питания.

Со второй или с третьей декады апреля большинство ребят стало ходить на учебные занятия налегке : рубашки, брюки, обувь. -
Аудитории рядом ; быстрым шагом из общежития и там.
Женская же часть ДПО не сразу преобразилась : по утрам ещё прохладно,
и разного вида лёгкие плащи выручают.
Возвращение в домики происходит под яркими и тёплыми солнечными лучами, -
плащи нараспашку ; не только зоны декольте подвергаются лёгкому загару.

Май месяц проявился сплошной радостной зеленью вокруг студенческого городка :
ближний лес внезапно вырос, стал гуще, красивее, загадочнее.



                29.02.2024

                "     "     "     "     "