Материнское молоко

Елена Ахмедова
   Однажды в дверь моей квартиры раздался звонок. На пороге стояла незнакомая мне женщина лет шестидесяти.

  -Здравствуйте, я ваша новая соседка с пятого этажа, говорят, вы – врач?

   Отпираться я не стала, я уже привыкла, что в нашем доме все соседи бегают ко мне со всеми своими медицинскими и околомедицинскими проблемами, даже и с заболеваниями своих домашних питомцев, с проблемами в семье психологического плана, последнее, конечно, женщины, как к врачу акушер-гинекологу, т.к. понятия о психологах  и психотерапевтах  нашим женщинам было тогда неизвестно.

   Соседка  попросила меня измерить ей давление, тонометры тогда были тоже далеко не у всех.
Измерив давление, я пришла в ужас, давление очень высокое. Ну, я, конечно, сказала Нине Никитичне ( имя изменено), что ей надо встать на учет у терапевта, что за давлением надо следить, вести дневник наблюдений и принимать гипотензивные препараты, но их должен подобрать специалист.

  - Ну, это  очень странно,- ответила она мне,- раньше мы жили в Алма-Ате и там у меня давление, конечно, было повышенным, но не таким высоким.
  - А врач ваш сидел слева или справа от вас?
  - А почему такой вопрос?

   Это очень важно, у поликлинических врачей времени на долгие посиделки с больным  не было, обычно измеряли давление на одной руке, старым еще тогда ртутным тонометром, а разница может быть значительной, и это уже другая песня, ассиметричное артериальное давление – грозный признак.

   Впоследствии мне муж этой женщины рассказал, что она принимает препараты с давно вышедшим сроком годности: жалко выбросить.

   Я изменила имена соседей, хотя их, наверняка, нет в живых, им было бы по 100 лет сейчас, но живы где-то в Израиле их сын и внучка.
  С Александром Вениаминовичем дружил весь дом. Человек он был очень доброжелательный, всегда готовый помочь.Часто заходил ко мне с предложением что-то захватить из магазина или рынка.

   В свое время он закончил перед войной военное училище, а затем и Институт военных переводчиков. Служил в радиоразведке, национальность его при этом помехой тогда не являлась. Рассказывал много интересного, вообще был очень эрудированным человеком и прекрасным рассказчиком. Японист, китаист, с прекрасным знанием английского. Впоследствии в тяжелые 90- годы, он нашел себе переводы с английского на русский индийских журналов кино, узбекам очень нравились индийские фильмы, а мне предложил перепечатывать на машинке его неразборчивый рукописный текст, так что, и мне дал подработать.

   А вот жена его была слегка странной женщиной. Во время наших разговоров она сидела с таким выражением лица, как-будто мы беседовали на марсианском языке. Как-то мне Александр Венимианович рассказал, что в момент окончания военного училища местные девушки гроздьями висели на воротах, поджидая молодых лейтенантов. Так как холостые  военные выпускники в гарнизонах не приветствовались.

  - Вот и я так женился.

    Ну, это бы ладно. Не всем удалось получить образование, да и воспитание не всем. Обеспечены по тем временам старики были очень хорошо, да и как ветерану ВОВ, ему полагался доступ в военный распределитель, жена его часто показывала нам, женщинам в доме, обновки импортные, шикарный по тем временам плащ, какие-то обалденные скатерти, полотенца, обувь.

    Уже потом мне соседки рассказали, что, если надо перехватить немного до зарплаты, то лучше обращаться к мужу, а не к жене. Но я обычно старалась в долги не влезать. А тут прибегает моя дочь, первокурсница и рассказывает мне с восторгом, что в коммерческом магазине увидела какой-то шикарный плащ.Обычно дочь моя ничего не просила, она сама перешивала себе юбки из старого бостонового платья моей покойной мамы. Не просила она и сейчас.

   - А сколько он стоит?
   - Нет, мам, очень дорого,- вздохнула дочь.

   Я уже не помню цены, какие-то две тысячи сум-купонов, шла жуткая инфляция.
 И я пошла на поклон к соседям. В присутствии мужа Нина Никитична, осведомившись, сумею ли я вернуть долг с ближайшей зарплаты, деньги дала.
Плащ мы купили, сиющие глаза моей дочери того стоили.

 Соседка позвонила и попросила нас показать плащ, мы радостные, побежали  к ним с  покупкой. Увидев ее, Нина Никитична сказала:

   - Ну надо же, люди за мои деньги такой плащ отхватили!

Муж ее немедленно вмешался, неловко ему было:

   - Нина, у тебя же есть прекрасный импортный плащ, купленный в Военторге, а ты его не носишь, если он тебе не нужен или не нравится, надо его продать или подарить(!).
   - А что же, купила и сразу носить что ли, может, когда и надену. Нет, не продам.

  А на следующий день дочь пришла  из института вся в слезах.

  - Мама, давай отнесем этот плащ назад, я не смогу его носить.
Однокурсница, увидев этот  шедевр коммерческой деятельности, горько разрыдалась, что у нее такого нет.

   Плащ мы сдали назад, дочь категорически отказалась его носить,  деньги вернули  соседям уже на следующий день.

   Через год моя дочь вышла замуж, а через два подарила мне первого внука.
 Зашедшая к нам Нина Никитична, увидев, что дочь кормит ребенка грудью, с грустью сказала:
 
   - Надо же, у людей молоко есть.
   - Нина Никитична, зачем вам грудное молоко ?!

   Это фраза о грудном молоке у нас в семье с тех пор является синонимом неконтролируемой зависти и недоброжелательности.

   Еще Марк Твен говорил, что некоторые люди завидуют соседу, даже, если у того солитер есть, а у него вот нету.

 Пожалеть бы таких людей, но не получается.