Суд синедриона

Игорь Лощинин
    После ареста  «взявшие же Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, где собраны были книжники и старейшины.» ( Мф 15:57)
    Евангелие от Иоанна вносит небольшую поправку: прежде чем попасть к первосвященнику, Христа доставили к Анне, тестю первосвященника, и лишь затем к самому Каиафе. Дальше версии Евангелий расходятся друг с другом.
    Евангелия от Марка и Матфея утверждают, что этой же ночью был созван верховный религиозный суд – синедрион, который в ту же ночь принял решение о виновности Иисуса и о Его передаче римлянам.
    Евангелие от Луки не подтверждает такой поспешности и говорит, что заседание синедриона состоялось лишь на следующий день.
    Зато Евангелие от Иоанна вообще не упоминает о каком-либо суде и сообщает, что после короткой встречи с Каиафой Иисуса сразу привели к римскому прокуратору Понтию Пилату.

Так что же произошло на самом деле, был суд или нет?
Практически все исследователи суда над Иисусом, анализируя древнееврейские законы, а также практику их применения в суде, приводят длинные перечни "грубейших нарушений", допущенных при рассмотрении этого дела в том виде, как это описано в Евангелии.
Поскольку наша цель -попытка исторической «реконструкции» суда над Иисусом, необходимо рассмотреть каждую деталь, приведенную в Евангелиях, а если отсутствует достаточное количество достоверных фактов, попытаться экстраполировать закономерности, присущие той эпохе. Конечно , результат такой реконструкции зависит от мировоззрения её авторов, поэтому важны разные точки зрения и разные подходы.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению суда синедриона (если таковой действительно имел место),снова обратимся  к вопросу:кто же был «инициатором » и что явилось основной причиной судебного преследования Иисуса?

    Первым таким событием был Въезд Иисуса в Иерусалим накануне Пасхи, который мог символизировать вступление Царства  Божьего (  http://proza.ru/2024/02/19/1033      ).Другим событием, непосредственнно предшествующим аресту и явившемся  формальной причиной для него,была акция по «очищению»  или изгнанию торгующих из Храма ( http://proza.ru/2024/02/19/1837). Действия Иисуса могли быть оценены как угроза для безопасности людей и подготовка к мятежу .

О приезде Иисуса в сопровождении массы сторонников  и событиях в Храме не могло не стать немедленно известным как иудейским, так и римским властям.
Можно предположить, что до Пилата дошли слухи о том, что Иисус и есть тот самый Мессия, который должен изгнать римлян из Иудеи. Возможно, Пилат потребовал от начальника римского гарнизона в Иерусалиме и от первосвященника Каиафы схватить и доставить к нему на допрос «иудейского царя».

    Все началось за два дня до празднования Пасхи. Именно «тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафа, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить…» ( Мф 3–4).
В праздник подобная деятельность была категорически запрещена законом. Однако была и другая причина опасений первосвященников, книжников и старейшин, а именно — популярность Иисуса:
«Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе».( Мк 14:2, Мф 3:5). Первосвященники были уверены, что проповедь Иисуса , принимаемого народом как Мессия-Царь Иудейский, может в любой день обернуться кровавой резнёй.

    После того как Иудея стала римской провинцией, только римляне назначали и смещали первосвященников, поэтому последние вместе со своим ближайшим окружением, будучи посредниками между иудейским народом и оккупантами, по существу представляли собой послушных марионеток Рима.
    Большинство саддукеев прекрасно понимали,какими страшными последствиями грозит стране и Храму любое военное столкновение с Римом, поэтому старались поддерживать хорошие отношения с римскими наместниками и их гарнизонами.
    Первосвященник Каиафа с одной стороны, не мог ослушаться римлян, которые собственно и назначили его на пост первосвященника, с другой – он боялся, «чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26: 5).
    Действия Каиафы описаны в Ев.от Иоанна следующим образом:
    «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, – и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им... что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 47–50).
    Итак, Каиафа, страшась всеобщего восстания иудеев и беспощадной реакции Рима, решил предотвратить эти несчастья, выдав Иисуса Понтию Пилату. И в то же время,
нельзя было предпринимать никаких открытых действий против Иисуса, чтобы не толкнуть народ к мятежу: любой шаг мог привести к взрыву.
    Помощь в аресте Иисуса оказал один из учеников Иисуса, Иуда Искариот  ( http://proza.ru/2024/02/24/1685    ).
В аресте Иисуса принимали участие «воины, тысяченачальник и служители иудейские» ( Ин18:3,12). Выводы о том, кто был инициатором взятия Иисуса под стражу:коллаборанты первосвященники или римляне,-расходятся. Однако, не оспаривается тот факт, что приказ об аресте обвиняемого мог отдать только прямой начальник трибуна – скорее всего, прокуратор Понтий Пилат. Но это значит, что Пилат заранее решил, что будет судить Иисуса. Тем более, что суд был назначен на утро: Пилат должен был заранее познакомиться с «делом», принять какое-то предварительное решение .

продолжение следует