Йа Аллах. Глава 6. Мистерии Любви

Ладомир Родумилов
Йа Аллах. Глава 6. Мистерии Любви. Суфийский взгляд на 99 Имен Аллаха. Врачеватели Сердца.

Глава 6

"Мистерии любви"

Поскольку все божественные качества исходят из бесконечного сердца Аллаха как акт любви, не будет преувеличением сказать, что вся совокупность божественных Имен является членами семьи любви.

Имена, представленные в этой главе, выделены потому, что они особенно подчеркивают божественную любовь и раскрывают многообразие ее проявлений. Сгруппировав их в кластер, вы обнаружите слои смысла, которые углубляют наш духовный поиск.

(йа ал-ЛААХ)

В современном арабском языке некоторые из первоначальных значений любви, содержащихся в божественных Именах, исчезли из употребления и, таким образом, стали потеряны или скрыты от глаз. Слово «Аллах» является примером того, как теряются смыслы. Оно основано на глаголе валиха, означающем страстно любить, любить безумно. Поскольку Аллах — Имя Сущности, все остальные Имена содержатся в этом одном слове.

Идея «безумной любви», основанная на лингвистическом происхождении, является хорошей отправной точкой для нашего обсуждения. Сойти с ума от страсти, сходить с ума от любви, жаждать ее, чахнуть, беспомощно влюбляться, терять самообладание — вот ключ к открытию нашего понимания вида любви, предложенного в призыве Аллаха. Есть много хадисов, в которых нам велят повторять «Аллах» до тех пор, пока люди не скажут, что мы маджнун, или полностью одержимы любовью. Поскольку коренным значением Имени Аллаха является страстная любовь, крайне важно признать, что все божественные Имена являются аспектами этой любви. Мы видели, как слово «Аллах» сочетает в себе да и нет, ал и лах. в Последнем звуке "Х" в лах есть секрет и это ху. Ху одновременно всеобъемлющий и трансцендентный. Аллаху указывает на суть и раскрывает внутреннюю тайну любви и экстаза. (Этот тайный экстаз более подробно обсуждается в главе 12 «Тайна экстаза».) Для наших целей мы хотим сосредоточиться на Аллахе просто как на главном члене любовной семьи. Аллах – первое Имя любви. «Ла илаха илла аллах» встречается в Коране трижды, а «ла илаха иллалла  ху» — 30 раз. Как будто  есть намерение выдать тайну Ху. Ла илаха иллалла ху можно рассматривать как конечную стадию всех возможных формулировок этой фразы. Она передает абсолютную свободу. Слово «ху» не говорит «ты» или «я». Оно не говорит «Я». У него нет пола. Оно выражено в: "хуууууууууу".
Звук ху разрушает все категории разделения и союза. Это просто ху. И не забывайте, это присутствует как невысказанная тайна в Имени Аллаха, как суть сущности. Когда вы говорите «Аллах», вы говорите «ху», не произнося этого вслух. Вот почему это одно из тайных Имен — и тайна есть любовь! Это имеет первостепенное значение. Вся суфийская традиция заключена в этом одном слове. В Коране мы находим Шахи да-ллаху 'анна-ху лаа илааха 'илла хуу. Этот отрывок бросает вызов общепринятым переводам. Здесь Аллах свидетельствует 'анна-ху: нет Аллаха, кроме Ху. По сути, это учение, которое Моисей получил у Неопалимой Купины. В приведенной выше цитате кажется, что есть субъект и объект, но на самом деле смысл совершает полный круг. Технически ху — это местоимение, но оно не мужского и не женского пола. Ху включает в себя все. Эта тайна всеобъемлющей божественной реальности метафорически выражена в истории любви Лейлы и Меджнуна. Меджнун следует за своей безумной, страстной любовью (валиха) к Лейле всю свою жизнь, при этом все больше и больше погружаясь в возлюбленную. Его состояние делает невозможным рациональное развитие ухаживания, и они оба терпят трудности за трудностями.
Лейла буквально означает ночь. Это можно интерпретировать как красоту отсутствия мыслей о себе. В одной части истории родители Лейлы соглашаются на брак при условии, что Меджнун будет вести себя нормально. Он сидит на помосте в ожидании свадьбы и не видел Лейлу уже много лет. Ее собака идет впереди свадебной процессии. Он так обрадовался, увидев эту собаку — собаку Лейлы, — что спрыгивает с помоста на пол и начинает целовать лапы животного. Естественно, они отменяют свадьбу.

После многих лет мучительных усилий Лейла и Меджнун снова встречаются в Сахаре. Она говорит: «Я вернусь. Мне прямо сейчас нужно вернуться к родителям». И он практически иссяк; он никто. Он прислоняется к дереву и как бы тает в дереве. Спустя много месяцев Лейла наконец возвращается и видит там дровосека. Она говорит: «Ты видел моего Меджнуна?» Дровосек отвечает: «Нет, но я бы не стал приближаться к этому дереву. В нем обитают привидения. Когда я ударил его, оно простонало: «Лейла!»» Итак, она идет к дереву и видит Меджнуна, слившегося с деревом. Она говорит: «Меджнун, Меджнун, я пришла. Это Лейла. Я здесь». Он отвечает: «Нет, я Лейла». «Опомнись. Я Лейла». «Если ты Лейла, то я нет». И он умирает. Отказываясь таким образом от своего обособленного чувства «я», его акт умирания представляет собой полное слияние любящего и возлюбленного. В прежние времена каждый знал значение слова «валиха» за словом «Аллах», но оно было потеряно из-за постоянного использования. Со временем большинство людей стали относиться к Аллаху как к своего рода отцу или законодателю, часто проецируя то, какими для них были их отцы, на свое представление о Боге.

Чтобы сохранить основной смысл любви, суфии начали использовать слово ху. В средние века говорили «ишк», что также передает качество нерациональной, всеобъемлющей, всепоглощающей любви. Важным моментом является то, что это особое значение любви, эта валиха, присутствует в оригинальном слове «Аллах» даже если люди и потеряли это из виду.

Перевод: Ладомир Родумилов