День Кащея-Чернобога - 29. 02

Лана Павлова
Я случайно узнала о сегодняшнем празднике и заглянув в интернет нашла, что оказывается, существует такой праздник, как «День Кащея-Чернобога», и выпадает только на високосный годы, т.е. сегодня 29.04.2024 г.

Моё любопытство решило пойти дальше и пособирать немного информации. И вот, что я накопала:

В этот день (29.02) чествуется самое злое божество славянского пантеона — известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (чёрный Змей, Кощей) — Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и чёрного.
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.
Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в чёрный цвет с посеребрёнными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.
По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима.
Древние утверждали, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.

«Кащей на что ни взглянет — всё вянет». «Кащей на скот — скот дохнет, Кащей на траву — трава сохнет».
«Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть — это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе».


Данный праздник, на мой взгляд — это фэнтезийная реконструкция современного язычества. Но, как говорят эзотерики: даже придуманные боги, если в них верят, начинают обрастать телесностью и духовностью.

А теперь попробует поискать этого персонажа в мифологии.

Чернобог (букв. "Черный бог") и Белобог (букв. "Белый бог") — предполагаемая пара полабских божеств. Чернобог фигурирует в Хронике Гельмольда как бог несчастья, которому поклонялись вагры и ободриты , в то время как Белобог не упоминается — он был реконструирован в противовес Чернобогу. Оба бога также упоминаются в более поздних источниках, но они не считаются надёжными.
Многие учёные и исследователи не согласны со статусом Чернобога и Белобога, и не признают подлинность этих теонимов и объясняют их, например, как богов добра и зла; с другой стороны, многие учёные считают их псевдобожествами, а Чернобог, возможно, первоначально означал «плохую судьбу», а позже ассоциировался с христианским дьяволом.

В латинских записях этот теоним отмечен как Zcerneboch.
Немецкий монах и хронист 12 века Гельмольд, сопровождавший миссии по христианизации эльбских славян, описывает в своей Хронике славян культ Чернобога:
«Кроме того, у славян есть странное заблуждение. На своих пирах и кутежах они передают чашу, над которой произносят слова, я бы сказал не освящения, а проклятия, во имя [двух] богов — как хорошего, так и плохого, — заявляя, что вся благоприятная судьба устроена добрым богом, неблагоприятная — плохим. Следовательно, также на своём языке они называют плохого бога Диаболом (Diabol), или Чернобог (Zcerneboch), то есть чёрным богом».

Белобог не упоминается ни в каких надёжных источниках — он был воссоздан в 19 веке в противовес Чернобогу.

Информация Гельмольда привела к концепции 19 века, согласно которой в славянской религии предполагался дуализм, который дошёл до славян от иранских народов (скифов, сарматов или богомилов); Чернобога и гипотетического Белобога сравнивали с Ариманом и Ормуздом вечными врагами. В этом духе Чернобога интерпретировал Александр Гильфердинг.
Позже Александр Афанасьев и Александр Фамицин считали, что восточным аналогом Белобога был Белун (полевой дух). Однако ни один из этих учёных не считал дуализм важным элементом славянской религии; такую точку зрения высказал только Николай Квашнин-Самарин в своей любительской работе Очерке славянской мифологии (1872), но его работа не считается важной.


Вот такие эти боги коварные. А там как знать. Всё откуда-то берётся и уже впоследствии становится полноценным божественным персонажем.
Дуализм существовал всегда, но он не был так отделён друг от друга, как отделяют его в сегодняшнее время. Это как свет и тьма, день и ночь, мужское и женское. Без хаоса нет порядка. Это философия природного естества — одно не может жить без другого, дополняет и уравновешивает.

Вот такой сегодня день — раскрытия тайн и познаний того, что и во тьме есть свет, просто его надо увидеть.

Всем добра.
С уважением, Лана.

Источники:
1. https://www.calend.ru/holidays/0/0/1637/
2. Английская википедия.
3. Исторический словарь.

Иллюстрация:
1. "День и ночь", современное представление Белобога и Чернобога, хужожник - Максим Сухарев.

© СветЛана Павлова, 2024 г.