День поминовения

Стёпа Книгг
Говорят, пока помнишь о покойных, они живы в твоем сердце и памяти. Иногда, душа не уходит, она ищет, ждет, надеется вернуться. Иногда это получается.

***
Электричка остановилась у грязного перрона где-то на окраине вселенной. Из недр железного монстра вышло всего четверо. Через три минуты, электричка с громким ревом умчалась прочь. Молодая пара растеряно оглядывалась по сторонам, у их ног стояли дорожные сумки. Вместе с ними на перрон вышла женщина лет семидесяти и подросток лет пятнадцати. Бабка, бойко подхватив свои корзинки потрусила в сторону лесополосы.
— Эй, парень! — позвал его молодой мужчина
— Чего? – хмуро отозвался подросток,
— Это Васькино?
— До Васькина еще километров семь чапать. Вон через лесок, за той бабкой, она оттуда.
— А ты?
— Мне в другую сторону, в Васькино мне делать нечего.
И парнишка ловко спрыгнул на насыпь и скрылся. Пара, вняв совету мальчишки, поспешили за бабкой, спина которой вот-вот исчезнет в лесу.
— Глупость тебе в голову пришла, — ворчала девушка, — сидели бы дома или на море поехали. Ты их даже толком не знаешь.
— Помолчи, пожалуйста, — спокойно попросил мужчина.

Лиза с Егором поженились пять лет назад, и поначалу все было хорошо. Купили квартиру, беременность запланированная. Роды были трудными, малыш родился слабеньким, больным. Через два года мальчик умер, отношения в семье стали напряженными. Ситуация с каждым днем становилась хуже, бесконечные ссоры и скандалы истощили психику обоих супругов. И тут, Егора позвали в гости родственники со стороны отца. Отец его давно умер, мать год назад ушла. Родственников со стороны отца он толком не знал, помнил тетку. В детстве они всей семьей ездили в деревню, в гости к бабушке. С бабушкой жила тетка, родная сестра отца. Последний раз он ее видел на похоронах отца.
На днях тетка позвонила, пригласила в гости, и Егор согласился. Он потом не мог объяснить, почему так быстро согласился. Лиза была недовольна, так как планировала поехать на Юг, а не тащиться в глухомань. Женщина уступила мужу, дабы избежать скандала. А вообще-то, Лиза, порой сама себе признавалась, что сама провоцирует ссоры, скандалы, а муж, в общем то хороший человек. Егор по складу характера спокойный, даже апатичный к миру, чаще всего ведомый и не имеющий своего мнения. Этим пользовались окружающие, а за спиной частенько посмеивались. И Лиза, в том числе. В их семье, в основном решала все Лиза, а Егор соглашался. Он не любил скандалить и старался избежать конфликта. А его жене порой некуда было выплеснуть свое недовольство.
Вот и сейчас, Лиза зудела и зудела, как назойливая муха, невыносимая жара вызывала головную боль. Егор старался не упустить прыткую бабульку из вида и не обращать внимания на жену. В лесу стало прохладней, сразу полегчало. Бабка остановилась у небольшого ручья, рядом на камне стояла помятая железная кружка. Женщина умылась, напилась из кружки и присела на камень.
— Да не боись, чистая и она, и вода, — указывая на кружку сказала бабка.
— Спасибо, — поблагодарил Егор ее и жадно припал к кружке. Вода была настолько ледяной, что сводило зубы. Лиза стояла в сторонке, брезгливо поджав губы. – будешь?
Егор протянул кружку жене, та отрицательно покачала головой и достала пластиковую фляжку. Помыла руки, умылась, стало легче.
— А да Васькино далеко еще? – спросила Лиза у пожилой женщины
— Столько же, к вечеру точно на месте будете. Чего понадобилось в деревне то? – поинтересовалась она.
— В гости к родственникам, — коротко ответил Егор
— Ну-ну, меня Катерина Ивановна зовут.
— Егор, а это моя жена Лиза.
— Ну что Лиза и Егор, пойдем те ка дальше.
Лизе стало как то не по себе от слов женщины, но делать то все равно нечего, пришлось идти. Лес казался бесконечным и однообразным, им стало казаться, что они по кругу ходят.
— Да что ж за напасть то? Я уже видела это дерево! – нервно воскликнула Лиза
— Может это не то дерево. – предположил Егор, хотя ему и самому не нравилось бродить по лесу.
Внезапно, лес расступился, и они вышли на проселочную дорогу через луг. Марево повисло над лугом, уставшие путники едва не валились с ног. Лиза и Егор еле-еле передвигали ноги, а вот Катерина Ивановна шагала бодро и быстро.
— Молодежь! Совсем квелая стала молодежь! – посмеивалась бабка
«Вот ведьма» — подумала про себя Лиза, на что бабка недовольно на нее зыркнула.
Впереди показались первые дома и указатель «Васькино 1 км».

— Вот и пришли, — с облегчением проговорил Егор. Катерина Ивановна странно на него посмотрела, но промолчала.
Теткин дом нашли быстрее, чем улицу, первый на улице оказался. Егор пытался вспомнить детство здесь, но не смог. Пока они искали улицу, их спутница куда-то делась. На улицах они не встретили ни души, кроме пары собак.
— Егорушка приехал! – кинулась обниматься тетка Варвара. Дородная, высокая женщина, с волосами уложенными короной, производила неизгладимое впечатление. Мужчина познакомил тетку с женой. Втроем они прошли в дом.
В доме стояла духота и тишина, не слышно тикающих часов или плохо закрытого крана, не бубнит телевизор. Неестественная тишина в доме бывает при покойнике. От этой мысли Егора передернуло. Лизе тоже не понравилось тут, и это скорее не осознанно, на уровне инстинкта.
— Проходите, проходите. Поужинаем и спать, а то поди умаялись на жаре то. – трещала тетка, накрывая на стол. Супруги и впрямь оказались голодными и уставшими.
На столе появилась картошка, посыпанная укропом, маринованные грибы, жареное мясо и домашний хлеб. Вкусно покормив ужином племянника и его жену, Варвара любезно предложила искупаться в бане. Егор с радостью согласился, а Лиза занервничала.
— Лиз, ты боишься, что ли? – спросил Егор жену.
— Мне бабушка в детстве говорила, что после заката лучше в бане не мыться.
— Глупости. А когда мыться, если днем работа?
— Считай, что я боюсь.
— Не бойся, я же с тобой,
Лиза едва сдержала смех, но все же кивнула, мол ладно, уговорил. Накупавшись в бане, супруги вернулись в дом и уснули, едва голова коснулась подушки. Егор спал плохо, ему снился луг, без конца и края, темное небо, словно вот-вот польет дождь и невнятные тени над лугом. На душе стало тревожно, хотелось уйти, но он не мог двинуться с места или закричать.
В то же время, Лизе снился очень похожий сон, только она видела себя лежащей посреди луга, голую, и как будто бы без сознания. Женщина проснулась в поту, муж рядом спал, на улице светила полная луна и ей стало совсем не по себе. До утра она так и не уснула.

***
Утром, Варвара покормив гостей, отправила их на речку, а сама принялась пироги печь да готовить, словно у нее не двое гостей, а десяток. И во всех домах так же было, готовили, мыли, убирали. К большому празднику готовились жители.
— Странно тут все, не находишь? – вдруг спросила Лиза, когда они уже возвращались с речки. – словно обхаживают нас, присматриваются. Не нравится мне здесь, неестественно как то все. Да и на деревню глянь, как с картинки.
— Тебе опять все не нравится, — фыркнул муж, — встретили хорошо – не нравится, деревня ухоженная – не нравится.
— Да не бывает деревни был навоза! Гуси, утки по улицам бродят, собаки лают, да и петухи кричат по утрам. А здесь? Не было утро крика петушиного, две собаки на деревню. Что-то тут не так, — протянула она.
Егор промолчал, но где-то в глубине души был согласен с женой. По дороге встретили Катерину Ивановну.

— О, гости дорогие! – воскликнула она и поманила за собой, озираясь по сторонам. – пойдемте за мной.
Старуха заинтриговала пару, и они молча двинулись за ней. Привела она их в дом, в дальнюю комнату, окно которой выходило на реку.
— Я буду говорить, а вы слушайте и запоминайте.
— Да что случилось то? – удивился Егор
— А то, что тебя, как свинью на убой готовят, сначала откормят, а потом лучше тебе не знать. Тетка твоя, Варька, не первый год пытается.
— Нормально объясните, — рявкнула Лиза.
— Завтра большой праздник, Троицкая суббота, — сказала старуха
— Ну и что? – хором спросили супруги
— А то! В этот день поминают всех усопших, в том числе и самоубийц. Корни праздника глубоко языческие, тогда-то и появился этот обряд. Не все души после смерти отправляются куда им положено, есть те, которые не ушли, остались и бродят среди живых. Такие души страстно хотят вернуться и прожить жизнь снова. Троицкая неделя вообще опасное время, стираются грани между мирами. Если в день поминовения мертвых провести особый ритуал, призвать и в этот же момент рядом будет человек пустой, скитающаяся душа поселится в этом теле. – говорила Катерина Ивановна.
— То есть как в пустого? – не поняла Лиза, — у всех есть душа.
— Есть, только если знаешь секреты, душу можно прогнать, усыпить. Да и подходят для этой цели не все, а только кровные родственники. Правда и тут есть варианты.
— То есть пожертвовать кем, то близким?
— Да, кого не жалко.
— Вы совсем того?
— Я то нормальная, а вот вы, — бабка горестно вздохнула.
— Допустим, если я и поверил, что мне делать?
— В первую очередь ничего не ешьте и не пейте в доме тетки. Постарайтесь прямо завтра с утра, а лучше сегодня уйти. Уезжайте домой и никогда сюда не возвращайтесь.
— У тетки кто-то умер? Она не говорила, да и я как то не интересовался родственниками, - проговорил Егор.
— Семь лет назад ее сын, Васька разбился на новой машине. С тех пор она ждет, ищет. Душу его, видать, нашла и привязала к месту, теперь ей нужен ты. Здесь все такие, ждут и надеются.
— Звучит жутко. Вы тоже такая же?
— Я? Нет. Мои все живы и здоровы, да и Васькине я живу постоянно, а эти только на неделю приезжают, причем некоторые годами.
— А если нам не удастся сбежать? – вдруг спросила Лиза.
— Тогда не дыши!
Егор с Лизой, вышли из дома старухи под большим впечатлением, немного напуганные.
— Давай прямо сегодня сваливать, недаром плохое предчувствие у меня было. – попросила Лиза
— А вещи? У меня в кармане пятьдесят, да и телефоны, планшет в доме тетки. – ответил Егор.
— А мы тихонько заберем и сбежим.
Егор кивнул, и взял за руку жену. К дому тетки они подошли с другой стороны и постарались пройти незамеченными в дом. В комнате быстро покидали вещи и побег почти удался.
— Куда собрались ребятки? – раздался грубый голос Варвары, — не по-людски это, я к вам со всей душой.
Вот тут Егор и понял, Катерина говорила правду. Лиза вцепилась в руку мужа, там, что ногтями проткнула кожу. Варвара протянула к ним руку и раскрыла ладонь, на который лежал серый порошок. Она сдула его в лицо гостям и спокойно наблюдала, как они упали без сознания.
Егора мутило, голова кружилась, и он не понимал, что происходит. С трудом он открыл глаза и хотел закричать, но тут же понял – у него нет голоса. Он мог только смотреть и слушать.
Он сидел за столом, одет в какую то белую рубаху, на столе лапша свежая, пирожки, блины, конфеты, рыба, стопки с водкой у каждой тарелки, которые накрыты куском хлеба. Поминки! Холодок пробежал по позвоночнику от страха. Пошевелится он так и не мог, от этого становилось еще страшнее.
Во главе стола сидела Варвара, она что-то читала в толстой тетради. Ее губы едва заметно шевелились. В комнате резко упала температура, мигнула и погасла единственная лампочка. Напротив Егора появилась серая тень, через мгновение появились и другие. Все заняли свои места. Шепот перерос в гул, и Егор не мог понять, это у него в голове или наяву?
— Пора. – Варвара снова сдула порошок племяннику в лицо, и он совсем обмяк. Его последней мыслью была – а где Лиза?

А Лиза пришла в себя на лугу, как в том сне. На небе собирались тучи, она была почему-то без одежды. В первые мгновения она все помнила – себя, имя, Егора. И тут же все воспоминания улетучились, словно и не было ничего.
— Дочка, дочка! Опять чудишь! – к Лизе подбежала женщина лет в возрасте.
— Вы кто? – удивленно спросила Лиза, пятясь от незнакомки.
— Лизочек, я твоя мама, Катерина Ивановна. Пойдем домой. – с этими словами, Катерина Ивановна накинула на женщину халат и повела домой.
Да, она сначала действительно хотела их спасти и дать им шанс. А потом, когда Варвара свое дело сделала, решила и свое дитя вернуть. Тут есть сложности, Лиза ведь кровный родственник, поэтому будет борьба. Чья душа сильнее, та и победит.
Человек без души – просто оболочка. А уж какая она душа, второй вопрос.

***
— Мы берем, — мужчина улыбался продавцу.
Продавец, так же с улыбкой упаковал золотой браслет, мужчина спокойно расплатился картой и вышел на улицу вместе со спутницей. На улице ярко светило солнце, легкий ветерок играл с листьями на деревьях. Живи и радуйся.
Пара, вышедшая из магазина, не спеша шла по проспекту, наслаждаясь погодой. Это был тот самый Егор. Прежние знакомые больше не узнавали своего старого друга. Куда делась его доброжелательность, мягкость, незлобивость? Теперь это был дерзкий, уверенный в себе мужчина, обнаруживший в себе вдруг талант финансиста. Егор выглядел ухоженным, дорого одетым бизнесменом. Он изменился не только в одежде и прическе, манера поведения, речи – все стало другим. Мало кто замечал, но даже глаза изменились. Теперь это был взгляд хищника, разглядывающего добычу. Это был другой человек. И этот другой не вспоминал о пропавшей жене Лизе. Он просто больше не возвращался туда, где его знали. Он начал все сначала.

В небольшом городке на Юге нашей страны открыли небольшой магазин мать с дочерью. Приехали они откуда-то издалека, дочь иногда странно себя вела, заговаривалась, но в целом эта маленькая семья никого не интересовала. Иногда, они уезжали на родину Катерины Ивановна, в деревеньку со смешным названием "Васькино".

А где-то там, готовятся к новому дню Поминовения. Одну неделю в году Васькино оживает, дабы почтить память умерших и помочь им. И каждый год, души, так желающие вернуться, терпеливо ждут на границе миров. Может в этом году повезет?

Примечание автора:

История является почти художественным вымыслом. А вот про Троицкую субботу - правда. Праздник древний, языческий еще, на эту тему много информации в интернете.