1.Роман-исповедь автора через своего героя - тинэйджера Колфилда Холдена(16 лет).
2. Все вырастает из семьи. Семья: отец ирландец (бунтарская кровь). До брака БЫЛ католиком. Двойничество.
Старший брат работает в Голливуде (поток лжи, по мнению Колфилда). Во время войны возил генерала в штабной машине , НО ненавидит свою службу больше, чем войну (если бы у него было оружие, он не знал бы, в кого стрелять. Двойничество.
Младший брат Али умер от белокровия (Холдену было 13 лет – подростковый возраст; Холден разбил все окна в гараже голой рукой, потом страдал всю жизнь). Страдание и боль.
3. Роман философский. Колфилд верит в доброту Христа, который не мог послать Иуду в ад, НО ненавидит апостолов (?) Двойничество.
Сестра Фиби (10 лет), привязанность, любовь – и «предательство» сестренки Фиби, укоряющей брата в «тотальном нигилизме».
НИКОГО НЕ НАПОМИНАЕТ? Повзрослевший Базаров, опередивший нашего героя на 100 лет!
4. Роман ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. Психическое состояние. Душевное одиночество. Не может терпеть кино (нетерпимость к фальши). Не может удержаться ни в одной из школ. Не принимает правил, учителей, учеников; груб, насмешлив, конфликтует с одноклассниками, учителями, родителями. Их жизнь, идеалы - неприемлемы для него. Жизненные ценности мира не совпадают с его нравственными нормами: он наблюдает отсутствие человечности, обман, лицемерие. Холден выстроил свой мир, где уживаются проституция и насилие, обман с добротой и милосердием. У него появляется ЦЕЛЬ: СПАСТИ детей от пропасти взрослой жизни: « Моё дело – спасти ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть…»
5. Это роман-ИССЛЕДОВАНИЕ взаимодействия общества и подростка. Проблема – КАК спасти человечество (детей) от скверны жизни («Стеречь ребят над пропастью во ржи») - заявлена в оглавлении романа, сюжет которого «вырос» из строчек стихотворения Р. Бернса, ставших эпиграфом:
Если кто-то звал кого-то
Сквозь густую рожь,
И кого-то обнял кто-то,
Что с него возьмёшь?
И какая нам забота,
Если у межи
Целовался с кем-то кто-то
Вечером во ржи!..
«И какая нам забота» ???? Есть забота у героя романа – уберечь детей , «…чтобы они не сорвались в пропасть».
6.Роман-СУД. Как жить с таким обостренным восприятием в мире зла, коварства, лжи? По мнению писателя, его герой – СИМВОЛ чистоты и искренности, наивности, жажды правды для поколения выпускников колледжей. Ему только 17 лет, но он ОБВИНЯЕТ мир тщеславия и равнодушия в лжи и черствости. Не принимает мир взрослых, не хочет быть похожим на них и не стремится к «ненастоящей жизни, иллюзорной». Он ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ свой мир.
7.Роман-ПОКАЯНИЕ. Он подвел свою команду, оставив снаряжение в вагоне, и команду сняли с соревнований. Бывает груб и совершает непростительные поступки. И при этом является максималистом и жаждет справедливости, а вокруг – «липа»… Ответа на свои вопросы пытается найти в книгах: много читает.
8.Роман - ИСПОВЕДЬ. Автор пишет о СЕБЕ! Убегать от проблем проще, чем решать их. Сам не сможет это сделать - «человек один не может». Он начинает ПОНИМАТЬ, а не ОТВЕРГАТЬ жизнь: целое поколение американцев могут оказаться в бездне зла и лжи. И Холден – ГЕРОЙ, не дающий им упасть в эту бездну. Оттуда уже не возвращаются.