Короткие заметки о романе Джерома Сэлинджера Над п

Лариса Батаева
     1.Роман-исповедь автора через своего героя -  тинэйджера Колфилда Холдена(16 лет).
     2. Все вырастает  из семьи. Семья: отец ирландец (бунтарская кровь).  До брака БЫЛ католиком. Двойничество.
Старший брат работает в Голливуде (поток лжи,  по мнению Колфилда). Во время войны возил генерала в штабной машине , НО ненавидит свою службу больше,  чем войну (если бы у него было оружие, он не знал бы, в кого стрелять.   Двойничество.
Младший брат Али  умер от белокровия (Холдену было 13 лет – подростковый возраст; Холден разбил все окна в гараже голой рукой,  потом страдал всю жизнь). Страдание и боль.
3. Роман философский. Колфилд  верит в доброту Христа,  который не мог послать Иуду в ад, НО ненавидит апостолов (?) Двойничество.
Сестра Фиби (10 лет), привязанность,  любовь – и «предательство» сестренки Фиби,  укоряющей брата в «тотальном нигилизме».   
НИКОГО НЕ НАПОМИНАЕТ?  Повзрослевший Базаров, опередивший нашего героя на 100 лет!
4. Роман ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. Психическое состояние. Душевное одиночество. Не может терпеть кино (нетерпимость к фальши). Не может удержаться ни в одной из школ. Не принимает правил, учителей, учеников; груб,  насмешлив, конфликтует с одноклассниками, учителями,  родителями. Их  жизнь, идеалы  -  неприемлемы для него. Жизненные ценности мира не совпадают с его нравственными  нормами: он наблюдает отсутствие  человечности, обман, лицемерие.   Холден выстроил свой мир,  где уживаются проституция и насилие,  обман с добротой и милосердием.  У него появляется ЦЕЛЬ: СПАСТИ детей от пропасти взрослой жизни: « Моё дело – спасти ребятишек,  чтобы они не сорвались в пропасть…»   
5. Это роман-ИССЛЕДОВАНИЕ   взаимодействия общества и подростка. Проблема – КАК спасти человечество (детей) от скверны жизни («Стеречь ребят над пропастью во ржи») - заявлена  в оглавлении романа,  сюжет которого «вырос» из строчек стихотворения Р.   Бернса,  ставших эпиграфом: 
Если  кто-то звал кого-то
Сквозь густую рожь,
И кого-то обнял кто-то,
Что с него возьмёшь?
И какая нам забота,
Если у межи
Целовался с кем-то кто-то
Вечером во ржи!..

«И какая нам забота» ????  Есть забота у героя романа – уберечь детей , «…чтобы они не сорвались в пропасть».
        6.Роман-СУД. Как жить с таким обостренным восприятием в мире зла, коварства, лжи? По мнению писателя,  его герой – СИМВОЛ чистоты и искренности,  наивности,  жажды правды для поколения выпускников колледжей. Ему только 17 лет, но он ОБВИНЯЕТ мир тщеславия и равнодушия в лжи и черствости.  Не принимает мир взрослых,  не хочет быть похожим на них и не стремится к «ненастоящей жизни, иллюзорной». Он ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ свой мир.
7.Роман-ПОКАЯНИЕ. Он подвел свою команду,   оставив снаряжение в вагоне, и команду сняли с соревнований. Бывает груб и совершает непростительные поступки. И при этом является максималистом и жаждет справедливости,  а вокруг – «липа»…  Ответа на свои вопросы пытается найти в книгах: много читает.
8.Роман - ИСПОВЕДЬ. Автор пишет о СЕБЕ! Убегать от проблем проще,  чем  решать их. Сам  не сможет это сделать  - «человек один не может».  Он начинает ПОНИМАТЬ, а не ОТВЕРГАТЬ жизнь: целое поколение американцев могут оказаться в бездне зла и лжи. И Холден – ГЕРОЙ,  не дающий им упасть в эту бездну. Оттуда уже не возвращаются.