Майор Ветров. Глава 31

Петрович 8
                84. Добро пожаловать в ад!
 
Внизу нашли ручную дрезину, и это хорошо. Пешком ходить долго. Быстро установили её на рельсы. Включили её динамо-машинку и с освещение двинулись вперед.
Минут через 15 появились какие-то ответвления в обе стороны. Гюнтер сказал, что это технические тоннели, отвечающие за воду, электричество и вентиляцию. Они представляют интерес, главным образом, для специалистов.

Самое интересное будет дальше. Гюнтер достал специальный жетон и вставил его в отверстие рядом с бронированной дверью. Дверь медленно открылась.  Продолжили движение дальше, предварительно закрыв за собой бронедверь. Проехав метров 100, остановились у какого-то помещения. Опять пригодился жетон Гюнтера. Загорелся свет в помещении за дверью. Это была оружейная комната наполненная оружием самых разных образцов и калибров.

Наши путешественники выбрали единый пулемёт МG-42, а это 12 кг. + запасной ствол 2 кг. Патронов, по полторы тысячи на ствол. Тоже груз хороший, как и пулемёт.  А это 5 коробок по 300 патронов в лентах, по 10 кг каждая. Стволов взяли несколько, прозапас, как и патронов, которых на войне много не бывает.

Разобраться с привычным пулеметом, «косторезом», как его называли сами немцы, было временем нескольких минут. Но уже по богатому опыту эксплуатации Георгием  MG, за период войны, надо было учитывать и слабые стороны пулеметов.
Плюсом являлось эффективное использование пулемета на 600 метров, а по одиночным целям на 400.

MG 42 разрабатывался под вполне определённые требования: это  единый пулемёт, максимально дешёвый в производстве, максимально надёжный и с высокой огневой мощью — вплоть до 20—25 выстрелов в секунду и более, достигаемой относительно высоким темпом стрельбы. В конструкции MG 42 использовались некоторые детали пулемёта MG 34 (что облегчало переход к производству новой модели пулемёта в условиях войны), в целом он является оригинальной системой с высокими боевыми характеристиками.

Более высокая технологичность пулемёта достигнута благодаря широкому применению штамповки и точечной сварки: короб вместе с кожухом ствола изготавливались штамповкой из единой заготовки, тогда как у MG 34 это были две отдельные детали, изготавливаемые на фрезерных станках.

С целью упрощения отказались от возможности подачи ленты с любой стороны оружия, возможности магазинного питания и переключателя режимов огня. Число деталей было уменьшено до 200.

В результате стоимость MG 42 по сравнению с MG 34 уменьшилась примерно на 30 % (пулемёт MG 34 стоил Вермахту 300 марок), а металлоёмкость — на 50 %. По сравнению с MG 34 у MG 42 были свои недостатки — невозможность вести одиночный огонь и меньшая «жизнь» пулемета. Данные недостатки явились следствием удешевления конструкции. Ну, так это и понятно. Война это большие расходы, надо экономить на всём.

 Спусковой механизм находится в рукоятке управления огнём и позволяет вести только непрерывный огонь. Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном, единой с лентой пулемёта MG 34. Одна лента может присоединяться к другой при помощи патрона, благодаря чему длина снаряжённой ленты может быть увеличена.

Как и в пулемёте MG 34, проблема перегрева ствола при продолжительной стрельбе решалась путём его замены. Ствол освобождался отщёлкиванием специального зажима. Смена ствола требовала от 20 до 30 секунд, в зависимости от опытности пулемётчика, и одной свободной руки, вследствие чего не приводила к задержкам в бою.
 Излишне высокий для пехотного пулемета темп стрельбы, что влекло за собой сильный перерасход боекомплекта на поражение типовой цели. А из-за этого низкая кучность, решался конструктивно, с 1250 до 800 выстрелов в минуту.

Если менять позицию, при ленточном питании, то возникала необходимость заряжания/разряжания пулемета и невозможность стрельбы на ходу при отсутствии второго номера.

Низкая надёжность и частые неустранимые задержки и поломки. Особенно часто ломался затвор, при выстреле при недозакрытом затворе, это происходило при скоплении нагара в надульнике и ствольной коробке, любое загрязнение для МГ-34 и МГ-42 было фатальным. Вот такой интересный, но капризный пулемёт.
Взяли несколько панцерфаустов. ( Фаустпатрон - это первый немецкий однозарядный противотанковый гранатомет, разработанный в 1942 году для нужд солдат Вермахта. Он представлял собой трубу, диаметром 40 мм, в которой закреплялась надкалиберная граната, диаметром 100 мм и метательный заряд для придания гранате начальной скорости, которая, к слову, не имела собственного реактивного двигателя.)

Дальность эффективной стрельбы небольшая - всего 30 метров, однако в условиях, например, города - этого было достаточно. Весил гранатомет немного - всего 3 килограмма. Бронепробиваемость фаустпатрона - 140 мм. Для справки: толщина лобовой и бортовой брони танка Т-34 составляла 45 мм.
Здесь есть небольшой нюанс: из-за остроконечной формы граната часто  рикошетировала от наклонной брони советских танков.
С целью повышения боевых характеристик фаустпатрона в начале 1944 года был разработан новый противотанковый гранатомет одноразового действия, получивший название панцерфауст!

Принципиальным отличием от фаустпатрона здесь являлась граната, которая снабжалась реактивным двигателем. Да и в размерах гранатомет подрос: диаметр пусковой трубы вырос с 40 до 50 мм, а диаметр гранаты со 100 до 150 мм!
Форму гранаты также преобразовали до оптимальной, сведя к минимуму шанс рикошета. Бронепробиваемость кумулятивной гранаты возросла до 200 мм. Панцерфауст выпускался в нескольких модификациях, которые различались между собой дальностью эффективной стрельбы.

Самым распространенным был панцерфауст 60, с помощью которого можно было уничтожить танк противника, находящийся на расстоянии до 60 метров! Существовали также модификации с дальностью стрельбы 30, 100 и 150 метров, но на фронте их было мало. Здесь их тоже не было.

Гюнтер порекомендовал взять штурмовые винтовки «Штурмгевер StG 44», которыми вооружали немецких десантников. Люгеры  оставили свои, сменив кобуры, на другие, без дарственных табличек от Ковпака. Опять собирались как на войну.
Через дверь от оружейки  был склад формы. Присмотрели свои размеры формы Вермахта с майорскими  погонами. Но взяли ещё и несколько комплектов рабочей одежды, может в неразберихе и получится сойти за тотально мобилизованных с производства  на защиту Reicha.

Разжились продуктами и водой. Хотя вода была всегда рядом. Приготовились. Кто знает, что их ждёт? Как себя поведёт Гюнтер?
На все сборы ушло часа четыре. И двинулись. Предварительно поменяв ручную  дрезину  на электрическую, а свою первую, прицепили впереди на длинной жёсткой сцепке, на всякий случай… Мало ли что.
 
    85.  Ну, поехали!
               
Можно говорить, что угодно, но бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Варта - Обра - Одер немцами. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения Третьего рейха эти территории вернулись к Польше.
Тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. До Берлина было 100 км, до Одера 60. А куда могли завести ответвления и тоннели на нескольких ярусах, сказать не мог никто…
Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки(!) километров к северу, югу и западу и это после окончания войны... Да, не было среди этих специалистов настоящих авантюристов, а жаль.

Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двухпутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, ярусами, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажирами.

Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием "RL" - Regenwurmlager - "Лагерь дождевого червя".

86. Зачем?
 
 Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрофицированных железных дорог, и еще добрая дюжина всевозможных "зачем?" и "почему?"  Двигались относительно медленно. Делая пометки в большом блокноте, сопровождая их комментариями Гюнтера. К сожалению знал он не так  много.
Подземная часть не пострадала, и большинство коридоров доступны. Но оказались полностью затоплены ответвление «Северный полюс» (Nord pol). Частично подтоплены ответвления А62 и А63.

Оборонительные сооружения  состоят из множества бункеров, соединённых системой тоннелей и коридоров, протянувшихся на километры.
Здесь было полсотни ДОТов, полсотни километров подземных туннелей, 17 грузовых станции подземной узкоколейки, система дамб, разводных мостов, запруд и водных каналов. Не то чтобы это был необходимый объем для защиты, но если начал войну, становится трудно остановиться. 

Гюнтер Шульц помог зафиксировать для Ильина и Ветрова на самодельном плане двадцать два подземных вокзала. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: "Дора", "Марта", "Эмма", "Берта". Ближайший к Мендзыжечу - "Хенрик".

Гюнтер утверждает, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбергом - "Вольфшанце". В этом есть своя логика - подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до "Волчьего логова" отсюда всего лишь несколько часов езды на машине. А отсюда до Берлина, по прямой, всего–то 100 км.