Майор Ветров. Глава 32

Петрович 8
 
      Секретные туннели в никуда.
      87. Третий рейх ушёл под землю.

Куда ведут рельсы в подземелье "Мертвой головы"? Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Крылатые вампиры решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжечь, сейчас обитает самая большая в Европе колония нетопырей - десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши.
Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды, одна мрачнее другой.

 В деревушке Калава   в   бункере "Шарнхорст" есть ещё вход в подземелье. Это был один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе - идиллические и никак не вяжутся с этими военными словесами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят.

 Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, "забытые" под сенью дубовой кроны.
Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, забранных опять же бронированными жалюзями. То были жабры подземного монстра. Над входом надпись, Willkommen in der H;lle!

88. Добро пожаловать в ад!

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь тебе смотрит еще одна бойница - фронтального боя. "Вошел без пропуска - получи автоматную очередь", - говорит ее пустой немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Ее пол предательски проваливается, и незваный гость летит в колодец, как это практиковалось в средневековых замках.

За ним проход в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Из шлюза попадаем в блок-пост, где караул проверял документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь.
 
Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них стоит  скорострельный гранатомет, в другом размещается огнеметная установка, в третьем находятся тяжелые пулеметы.  Здесь же "каюта" командира - "фюрер-раум", перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.
Этажом ниже - склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтровентиляционная выгородка... Здесь же и вход в преисподнюю: широкий - метра четыре в диаметре - бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

"Сто пятьдесят ступенек", - сообщал Гюнтер. Ветров и Ильин следуют за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, - высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которой вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта, аж до казематного этажа? Гюнтер не знает. Но он ведет  к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть.

Оглядываю своды здешнего вида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону "Шарнхорста" военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, "впадали" двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал "Хенрик".

Гюнтер ныряет в невысокий и неширокий коридор, Ильин и Ветров за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идут по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных "норах дождевого червя".
Только стало заметно, как продрогли в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная, что летом, что зимой, - 10oС. При мысли, под какой толщей земли тянется  щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу - выберемся ли отсюда?
 
Когда уже заканчивалось терпение, узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был заброшенный вокзал "Хенрик"... Сразу же вспомнились и станции берлинского метрополитена.    И стоя на перроне "Хенрика", нетрудно было поверить, что рельсы этой двухпутки добегают и до берлинского метро.
Все! Поворот в боковой ход. Вскоре под ногами захлюпали лужи. Прочь, прочь отсюда, и как можно скорее!

Но надо отметить, что по труднопроходимым проходам наши диггеры, по неволе,  подъехали ещё к нескольким  надёжно замурованным  бункерам, а также в глухом лесу обнаружили бывшую наземную железнодорожную станцию. С крытыми перронами, а также въезд в подземелья Восточного вала. Назначение этой станции тоже вызывало вопросы. Глухое место в лесу, но не в подземелье, рядом ни площадок для принятия летательных аппаратов, ни водных поверхностей для приводнения, ни автодорог. Зачем?

Но  впереди путешествие в неизвестность. Отгадки оставим на потом… Возвращение к своей дрезине, под охраной Штурма и помолясь – вперед!
                Лагерь (Логово) Дождевого Червя (Regenwurmlager) - легендарное фортификационное сооружение на западе Польши, одно из крупнейших подземных сооружений Европы. Во время Второй Мировой Войны использовался в качестве подземного завода.
 Другое название - Мезерицкий укреплённый район. Логово было построено в конце 30-х годов XX века с целью защиты восточной границы Германии.
Название происходит от речки Regenwurm, возле которой началось строительство основной подземной части комплекса.

Строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики и т.д.

"Regenwurmlager" строился для обороны Берлина. Сам укрепрайон немцы называли "Oder-Warte Bogen" ("Пояс Варта-Одер"). В советских документах и литературе 1930-40-х годах он назывался "Одерский четырехугольник".
Первая линия укрепрайона насчитывала свыше 30 дотов и дзотов. Главная линия укрепрайона имела в глубину несколько десятков километров. На один километр фронта приходилось от 5 до 7 дотов и дзотов. Система плотин и шлюзов предназначалась для затопления любого участка укрепрайона. Толщина стенок куполов, вооруженных станковыми пулеметами, минометами и огнеметами, доходила до 200 миллиметров. На подступах к укрепрайону и по всей глубине обороны в 6 – 7 рядов стояли различные заграждения. Все это соединялось туннелями, которые залегают на глубине более 40 метров.
                Из-за действия Версальского договора, вначале строятся лишь легкие оборонительные объекты. После визита Гитлера на стройку в 35-м году, концепция оборонительной системы была существенно обновлена.                Протяженность линий обороны должна была составить 110 км, с глубиной фронта 3 км, гарнизон - 2 пехотные дивизии состоящий примерно из 35 000 человек, из которых одна треть - постоянный гарнизон крепости.
Для обеспечения высокой обороноспособности применялись самые передовые на тот период технологии, в том числе автоматическое, выдвигающееся над ДОТом орудия, огнеметы с дальностью действия до 75 метров, минометы и пр.

С марта 1935 года немцы приступают к возведению подземной части комплекса - Лагерю Дождевого Червя. Специально для доставки стройматериалов была построена дорога, для соблюдения секретности ведущая до укрепрайона в обход населенных пунктов. На начальном этапе ЛДЧ строили открытым методом, что было крайне трудоемко. С апреля 1936 года строить начинают с помощью двух проходческих щитов, ускоривших объем суточного прохода туннеля до 65 метров.
Лагерь был сооружён Германией в 1936—1938 годах. Действовал до весны 1945 года. Оборонительное значение потерял в 1938 году после Мюнхенского сговора (Аннексии Судет).

Но чем больше знакомились Ветров и Ильин с этим шедевром подземного инженерного творчества, тем больше возникало вопросов.
Вот здесь то и теряются следы наших героев…