Профиль на монете. Короткая история из Гватемалы

Тамара Концевая
На центральной площади городка Сантьяго де-Атитлан установлен памятник монете в 25 сентавос от национального кетцаля с профилем молодой женщины в традиционном головном уборе, который уже не встретить в обиходе. Я постояла напротив бетонного аверса всё ещё разменной монеты в стране, не понимая причин и смысла в таком монументе, спросить у горожан в голову не пришло. Люди их возводят по разным причинам.


В моей голове пробежала и не задержалась мысль о том, что 25 центов как-то могут быть связаны с городом. Возможно их тут придумали или изготовили. Гид нашей группы на тот момент ушёл с остальной компанией, а мне и спросить не у кого. С травмированной спиной и ограничением в долгих походах осталась в центре города, обещая вернуться к нашей лодке в назначенное время. Медленно обходила кварталы.


Время было в запасе и пошла к церкви Сантьяго посидеть в тишине двора, который является сердцем храма. Вести себя там следует благопристойно, а потому во дворике тихо и безлюдно. Весь шум и гвалт остаётся на улицах. Тут разве что одинокий прихожанин пройдёт по территории и снова никого.


При входе две женщины - молодая прихожанка разговаривала с престарелой сеньорой, которая занималась рукоделием сидя на каменных глыбах. На бабушке был надет, даже нет, был накручен удивительный головной убор с вышитым орнаментом.


Я искренне и незамедлительно отреагировала на такую "шляпу", успев предварительно сделать снимок, пока меня не арестовали.) Не могла пройти мимо и сказала, что такое красивое убранство на голове вижу впервые. Обе женщины засмеялись и перекинулись парой фраз. Тогда молодая собеседница по имени Марта вдруг сказала:

- Это же донья Чонита. Она всю жизнь носит свой токуяль. 

Тогда я тоже представилась и сказала, что в ожидании группы решила посидеть в тихом церковном дворике. С любопытством, но без навязчивости рассматривала головной убор, а когда спросила разрешение на фото, бабушка засмущалась и сказала:

- Нет. Давно не фотографируюсь. Пока молодая была и красивая, тут всё с ящиками и треногами приезжали, мне нравилось, а теперь всё поменялось и я изменилась. Только токуяль вечно молодой, - и засмеялась.

Старушка мешала свой испанский с языком цутуджил, а я посмотрела на Марту и недоумённо пожала плечами. Тогда молодая дама пояснила:

- Ты видела ту монету в 25 сентаво на площади? Если нет, пойди посмотри. На ней донья Чонита изображена в свои 17 лет. Главный памятник нашего города. Она красавица была.

Вот это да! У меня не было слов. В лице старушки всё ещё присутствовала некоторая приятность. Неужели была такая красавица, что её профиль украсил четвертинку кетцаля? А это всё-таки государственная монета. С сеньорой было трудно общаться, она мешала языки, хоть и говорила о своих воспоминаниях. Только одно поняла, что она тогда долго пряталась от фотографов, пока сельчане не нашли и не уговорили сфотографироваться в профиль.

Вот так история! Решила, вернусь домой и найду что-нибудь о 25-ти гватемальских сентаво. Мы попрощались, и я пошла с церковного двора к пристани.


Когда вернулась домой из путешествия, обратилась к интернету и вот что нашла.

Теперь сведения из интернета своими словами

Токояль (tocoyal), головной убор из тканой ленты длиной примерно 26 метров наматывается вокруг головы ровными слоями и по завершение напоминает диск. Самый последний наружный обод имеет сложную вышивку.

Про монету. В 1959 году для оформления аверса монеты в 25 сентавос особой национальной комиссией решили изобразить самую красивую девушку одного из коренных народов Гватемалы. Так оказались несколько специалистов на берегах озера Атитлан и нашли красавицу по имени Консепсьон Рамирес 17-ти лет среди майянского народа цутуджил. Это и была нынешняя донья Чонита.

Из уважения к ней жители городка Сантьяго де-Атитлан установили памятник монете с её изображением.

Такая получилась история. В который раз убедилась, что жизнь полна сюрпризов.