Открытое письмо землякам о героях-пензяках

Валентина Вороненко
Героям-пензякам, бравшим  «линию  Маннергейма» в 1939-1940гг. и узловую станцию Крюково в начале 1941г., посвящается.


А враг был коварен, силён,
В победе своей убеждён!
И чтобы его победить,
Пришлось много крови пролить!!!



Жизнь человека так изменчива и непредсказуема. Дорога его жизни такая разная. Иногда в течение нескольких лет, даже десятилетия, она ровная, без глубоких ям, без больших камней, преграждающих путь вперед. Человек, полный уверенности в своих силах, в это время стремится воплотить задуманное в жизнь.
Такое относительно спокойное время наступило у моих земляков-пензяков после окончания гражданской войны, где много погибло наших воинов. Не вернувшихся с поля боя заменили женщины, освоив их профессии. Кроме этого, пришлось преодолеть землякам много трудностей: разруху, засуху, страшный голод и т.д..
К 1935г. казалось, все трудности – позади. Повсеместно в полях области грохочут трактора, высаживаются сады, растет поголовье скота, строятся новые школы, мосты, магазины, клубы, прокладываются дороги. Жизнь быстро меняется к лучшему. Наступил 1939г. И вдруг - в конце ноября объявляется война с Финляндией. Многие земляки призываются на борьбу с финнами. Советское правительство трижды предлагает финнам заключить договор о дружбе и взаимной помощи, но, к сожалению, эти мирные шаги отвергаются финскими реакционерами. Финское правительство, надеясь на помощь своих покровителей и подстрекателей – Америки, Англии и Франции, объявляет войну Советскому Союзу. В Англии готовилась к отправке в Финляндию 100-тысячная армия, корпус в 50 тысяч солдат снаряжался во Франции. Империалисты намеревались нанести удар нашему Закавказью через Турцию и Иран.
Советское правительство стремилось договориться с Финляндией, чтобы она отодвинула свои границы от стен Ленинграда на 20-25 км. В обмен Советский Союз готов был уступить более обширные территории в Восточной Карелии, но вместо договора о дружбе и взаимной помощи, финны начали свои провокации, будучи уверенными, что «линии Маннергейма» неуязвимы. 26 ноября 1939 года советские войска, расположенные на Карельском перешейке у границы Финляндии, около села Майнила, попали под артобстрел, который, по версии советской стороны, вёлся с территории Финляндии. Так называемый «Майнильский инцидент» стал поводом к началу боевых действий, и 30 ноября части Ленинградского военного округа перешли советско-финскую границу.
Финны 20 лет строили линию обороны на Карельском перешейке. Она состояла из множества дотов и дзотов, прикрытых проволочными заграждениями, противотанковыми надолбами, минными полями. Они построили три линии обороны, глубина которых составляла около 90 км. Западные специалисты были уверены, что преодолеть «линию Маннергейма», где каждая линия укреплена глубоким рвом, из которого торчали высокие глыбы из очень крепкого бетона, гранита и мрамора будет не под силу Красной Армии. Они чувствовали себя уверенно, надеясь на помощь своих покровителей. Советский Союз был вынужден еще раз предложить Финляндии заключить договор о дружбе и взаимной помощи, но финны предложение снова отвергли, хотя уже велись военные действия.
Так мирные планы нашего народа снова были нарушены, и началась война. 30 ноября 1939г. войска Ленинградского военного округа начали наступление. Нашим войскам предстояло брать штурмом три полосы «линии Маннергейма».  Такие мощные укрепления были построены впервые в истории. Подготовка к нему началась в декабре 1939г. Зима была очень суровая.  Мороз достигал до -45 градусов. В таких тяжелейших условиях наши воины готовились к штурму. Снежный покров достигал до 1,5 метров. Утром 11 февраля 1940г. наши войска обрушились всей мощью огня орудий разных калибров. Когда умолкли пушки, пошли в бой танки и пехота. В тяжелых боях Красная Армия прорвала первую линию, а 17 февраля 1940г., учитывая опыт прорыва основной линии и высокий моральный дух, наши войска прорвали и вторую оборонительную линию. Победы наших войск поразили весь мир, т.к. все страны были уверены, что такие укрепления никакая армия взять не может. Финское правительство увидело, что победа русских войск близка, поэтому через Швецию запросило условия, на которых Советский Союз согласился бы прекратить войну. 13 марта 1940г., на рассвете, после артподготовки наши войска двинулись на штурм Выборга, а около полудня того же дня в центре Выборга уже развевалось наше Красное Знамя. В результате, финны были вынуждены согласиться на все условия Советского Союза, и 13 марта 1940г., в полдень, боевые действия были прекращены.
Красная Армия, сокрушив укрепления огромной мощности, выиграла очень трудную войну, в результате которой линия границы была отодвинута от стен Ленинграда.
Ценой немалых жертв и великих страданий Красная Армия победила в этой войне, но нам никогда не забыть погибших героев, слез их матерей, детей, родных и близких. Вечная память и глубокая благодарность им за победу от потомков, за урок любви к Родине. Среди этих победителей много наших героев-пензяков, мы низко склоняем головы перед их мужеством, стойкостью духа, преданностью, верностью слова, данного Отечеству.
Не случайно, когда началась война с Германией, наши земляки-пензяки призываются в 354-ю стрелковую дивизию, в которую входят воины, прошедшие Финскую войну, обстрелянные, закаленные в боях 1939-1940гг. Дивизия формируется в г.Кузнецке из жителей Пензенской области под руководством полковника Алексеева Дмитрия Федоровича, опытного военачальника, прибывает на станцию Сходня 2 декабря 1941г.  и  входит в 16-ю армию К.К.Рокоссовского.  По прибытии  дивизия, сразу по мере выгрузки из вагонов, полками вступает в бой на северной окраине Крюково.
Задача, поставленная бойцам командованием, была ясна: не пропустить ни одного фашиста на Ленинградское шоссе и взять Крюково. Солдаты знали, что идут на верную смерть, но слово, данное Родине, выполнят.
Немцы, вооруженные до зубов, стоят под Крюково, последней железнодорожной станцией перед Москвой. Гитлеровцы смотрят в бинокли, видят Красную площадь и потирают руки, надеясь, что через несколько часов они полностью захватят Крюково и войдут по Ленинградскому шоссе в Москву. И вдруг – они столкнулись с таким высоким моральным духом солдат, какого никак не ожидали. Дивизия пензяков преградила им путь вперед, не давая ни малейшего шанса попасть на Ленинградское шоссе, хотя в их распоряжении были только гранаты, бутылки с коктейлем Молотова, винтовки, высокий моральный дух и огромная любовь к Родине. С 3-го по 7-е декабря шли жестокие бои, дивизия перемалывала живую силу и технику. Танки неслись на них, а наши солдаты-пензяки, не щадя жизни, останавливали их, не давая им прорваться на Ленинградское шоссе. Теперь легко представить, как наши герои одержали победу…  С обеих сторон шоссе стояли другие дивизии, каждая из них имела свою конкретную задачу. Они тоже бились насмерть, но самая жестокая битва была за Крюково.
Когда КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА РОКОССОВСКОГО спросили, как он оценивает битву за Крюково? Тот ответил: «Пожалуй, по ожесточённости схваток, это было второе Бородино».
В первой половине декабря наша семья получила маленький треугольничек, от моего отца, ПРОЗОРОВА ФРОЛА АГАФОНОВИЧА, в котором поместилось только обращение к маме: «Маша, прости меня, если я вольно или невольно когда-нибудь тебя обидел. Завтра, на рассвете, идём в жаркий бой. Вряд ли кто из нас останется живой. Мы все готовы умереть, но фашистов в Москву не пропустим».  А дома с мамой осталось четверо детей. Самому старшему - 10  лет, 8 лет, 6  лет и грудничок 1941г. рождения. После этой короткой весточки семья не получала никаких вестей о судьбе отца.
В апреле1947г. пришло извещение, что отец пропал без вести, находясь на фронте. Только никуда он не пропадал, а погиб со 2-го по 6-е, или с 3-го по 7-е декабря 1941г. Наш сосед, вернувшийся из сибирского госпиталя в конце 1946г. сказал, что он вместе с нашим отцом шел в бой, был тяжело ранен и по Ленинградскому шоссе отправлен в лазарет. Ему удалось увидеть свою семью, но, не прожив и месяца дома, умер. Его достойно похоронили на малой родине.
Наши земляки-пензяки, слово, данное Родине, сдержали: Крюково взяли, фашистов в Москву не пропустили, отбросили врагов от Москвы  более, чем на 100км и продолжили свой путь на запад.
Один из наших рядовых солдат, бравших с однополчанами Крюково, захоронен в Александровском саду, в Москве.  Могилу неизвестного солдата знает весь мир. Там на памятнике запись: «Имя твоё не известно, подвиг твой бессмертен!». Каждая семья, которая не дождалась своего родного человека, может думать, что именно он похоронен в этой могиле. Пензяки, это великая честь всем воинам 354 стрелковой дивизии, павшим в бою и живым. Жизнь солдат была очень короткая, «но слава их вечная».
Ежегодно, пензяки, мы обязательно должны проводить мероприятия памяти, посвященные нашим землякам-героям, которые брали «линию Маннергейма» в 1939-1940гг. и Крюково в декабре 1941г.  Они - наша гордость, наша слава!!! 
В 1944г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За оборону Москвы». А как же наши отцы и деды, которые ценой жизни выполнили свой долг до конца, но не имеют никаких наград? Им они, конечно, погибшим, не нужны, но их детям, внукам и правнукам, которые живут среди нас, больно и обидно. Я уже не пишу о том, чтобы оставшимся в живых их детям и внукам выдали какие-нибудь награды их отцов и дедов, а хотя бы какой-нибудь документ-доказательство того, что их самый родной рядовой солдат был участником взятия «линии Маннергейма» в войне с Финляндией,  и он же со своими боевыми однополчанами воевал в 354-й стрелковой дивизии,  выполнив свой воинский долг до конца и в Финской войне, и в Великой Отечественной в боях за Крюково в декабре 1941г..
Хочу надеяться, что данное письмо будет размещено в средствах массовой информации, и что мы, дети погибших воинов-пензяков, наконец, получим хотя бы какой-нибудь документ-доказательство того, что наши родные отцы и деды были участниками взятия «линии Маннергейма» в войне с Финляндией,  и они же со своими боевыми однополчанами воевали в 354-й стрелковой дивизии,  выполнив свой воинский долг до конца и в Финской войне, и в Великой Отечественной в боях за Крюково в декабре 1941г..

С глубоким уважением,
Дочь рядового солдата,
ПРОЗОРОВА ФРОЛА АГАФОНОВИЧА,
Вороненко Валентина Фроловна.