Размышление на тему Алиса в Зазеркалье1

Наталья Пустовцева
Ситуация, когда Алиса оказалось с Королевой - овцой в лодке на пруду, напоминает ситуацию, когда приходишь на бал или на званый ужин ( в нашем случае вечеринку, корпоратив, дискотеку, творческую встречу, благотворительную встречу, семинар и тому подобное). Там очень много воды, то есть разговоров. Лодка, в которой они находятся- это статус королевы (так же как и статус других людей, это может быть статус фотографа, приглашенного гостя, спикера, завсегдатая и тому подобное). Она постоянно говорит Алисе слово "полегче", по-моему это значит, что при беседе с другими надо сильно ни откровенничать,  и по мере возможности, обходиться общими фразами и минимумом времени общения. При несоблюдении этого правила, автор очень доступно рисует то, что может произойти. Это он назвал "поймать краба", то есть собеседник почему-то решает, что он стал интересен Алисе и становится навязчивым в той или иной степени, это зависит от воспитания собеседника. Королева - овца при этом вяжет спицами, то есть налаживает связи и, я подозреваю, даже плетет интриги, то есть пользуется связями. Если учесть, что у неё статус королевы, то и нити у нее в руках это нити судеб людей (её подчинённых), соответственно она этими нитями и вяжет. Если посмотреть на то, сколько у неё спиц, то  это мероприятие представляется довольно масштабным. То есть в ее мероприятиях принимают участие много людей. Просматривается аналогия с поведением Анны Павловны Шерер в одной из её гостиных. Автор похоже сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской, которая следит за работой своих машин.
Бармаглот - это человек, который вечно недовольный,брюзжит, ворчит и портит всем настроение. Автор даёт чёткие указания на счёт того, как к нему надо относиться - "взять свой смертоносный меч в руку", то есть справиться с таким человеком можно только очень острым словом, которое пресечёт брюзжание этого человека, и он уже не сможет никому испортить настроение на данный момент.
Ситуация, когда Алисе представили баранью ногу, можно объяснить так. На большом приеме представляют бизнесмена, который занимается  производством баранины,  и при предложении Алисы кусочка этой баранины королевам, можно предположить о том что, Алиса предложила королевам  попросить этого бизнесмена принести что-нибудь из того, что он производит прямо сюда и сейчас, что королевам не понравилось. В ситуации с пудингом, Алиса была более решительной и сама подошла к бизнесмену, который занимается производством пудингов, и попросила его принести что-нибудь из  того что он производит, то есть какой-нибудь пудинг другими словами прямо сюда и прямо сейчас, как описывается в книжке, производителю пудингов это не понравилось, так автор говорит о том, как нужно вести себя, если вы встретились с каким-нибудь крупным бизнесменом который занимается производством каких либо продуктов.
В ситуации когда рыцарь встречается старика, сидящего на заборе, который рассказывает ему как он зарабатывает деньги, можно проследить несколько способов. Например - выискивание бабочек, которые спят в пшенице. Этр женщины, из которых он делает в кавычках пироги с бараниной то есть женщины лёгкого поведения, и продает их людям, которые плавают по бурным морям, то есть морякам. Еще один способ заработка - это это обнаружение горного ручья, то есть сплетен, из которых он делает новости - то есть поджигает, и печатает их в газете, то есть добавляют масло на волосы,  как написано в книжке,  добавляют красивое описание к делам, которые описывают сплетни.
 Еще один способ заработка - охотиться за глазами пикши и делать их пуговицы для жилетов,  то есть жилеты для него это стены домов, глаза пикши - это охранники, так как у охранника всегда глаза как у рыб, и они смотрят, чтобы никто не прошёл под жилетку дома, то есть вздание. Это типичное охранное агентство.
Ситуация, когда надо было сварить мост в вине, чтобы сохранить его от ржавчины это значит, вместе выпить за здоровье, чтобы укрепить хорошие отношения - то есть мост.
Труляля и Траляля это люди, которые живут разговорами. Труляля при этом хочет казаться степенным, важным, знающим, обдумывающим свои поступки; а Траляля хочет казаться весельчаком, рубаха парнем, закадычным приятелем, задорным. При этом люди этого типа всегда держат друг друга за горло, то есть не дают расслабиться, думать о чем то таком, что не касается общего дела. При встрече с новыми людьми они четко дают понять, чего от них хотят, и если новичок не может сообразить, что с ними надо разговаривать, они превращаются: Труляля в моржа, а Траляля в плотника. Нерадивому новичку достается роль устрицы, и с такой подачи начинается травля. Труляля морж "вымораживает" его словами и поступками, а Траляля плотник "снимает стружку" или "пилит" его словами и поступками по поводу и без повода. Труляля и Траляля "поедают" его, вынуждая покинуть их общество. Эти люди постоянно делают из мухи слона, как показывает ситуация с погремушкой. Когда они общаются между собой, то со стороны кажется, что у них перебранка, и многие окружающие стараются уйти, чтобы не мешать им выяснять отношения (в сказке автор показывает это тем, что вокруг них исчезают деревья - окружающие люди), но это просто манера разговора. Темой для разговора обычно становится все вещи, что их окружают (диванные валики, сковородки, кастрюли, зонтики и т. п), автор это показывает так, что они это надевают на себя. Сон короля- это их состояние на работе. Король это директор. Он сидит у себя в кабинете и представляет, как его работники выполняют свои обязанности, то есть "снятся" ему. А если кто нибудь перестанет ему снится, то есть уволится или директор его уволит, то он перестает "быть", исчезнет. Это произойдет, если этот кто - нибудь разбудит короля директора, то есть рассердит его или даст повод сомневаться в его компетентности. Есть версия, что так ведут себя люди этого типа на руководящих должностях.
Ситуация, когда Алиса ругает свою маленькую кошечку Китти, она говорит: "И если ты не будешь вести себя прилично сию же минуту, я посажу тебя туда, в зазеркальный дом",  получается, что Зазеркальеэто формальные отношения ( противоположные человеческому отношению), отношения по статусу, "как положено". Можно предположить, что формальные отношения в том обществе, где была Алиса, считались наказанием.
Когда Алиса разговаривает с Комаром, он ей представляет насекомое Слепня-качалку. Он похож на Манилова из произведения Гоголя "Мертвые души". Насекомое питается соком растений, Манилов предпочитает хорошее соседство при общении с которым что-нибудь может расшевелить душу. Так же он питается древесными опилками, то есть он не прочь посплетничать о тех, кто ему не нравится, "попилить" их, "снять стружку". Слепень качалка выглядел блестящим липким, как и Манилов, "приятность которого было чересчур передано сахару". Слепень качалка прыгал с ветки на ветку, как и Манилов, у которого все проекты заканчивались только разговорами.
Ситуация, когда Королева ушла со второй клетки, а Алиса пошла к третьей клетке. Не дойдя до третьей клетки, Алиса встретила насекомых в виде слонов, которые опускают свои хоботы в большие цветы. Представляется, что это люди, у которых самые низкий статус в шахматной стране - это альфонсы, которые слоняются без дела, и живут за счёт женщин.
Что касается насекомого львиной зев, туловище у которого сделаны из рождественского пудинга, крылья из листьев остролиста, а голова - это горящая в бренди изюминка, он отдаленно напоминает Ноздрёва: героя из произведения Гоголя "Мертвые души", у которого "голова в огне", как говорит автор Алисы в Зазеркалье. Бутербабочка, у которой "крылья - это тонкие ломтики хлеба с маслом, тело корка хлеба, а голова - кусочек сахара, она питается некрепким чаем со сливками"  её можно сравнить с героиней повести "Мэри Поппинс", которая сидит в клетке во время полнолуния в зоопарке, и говорит всё время: "Хочу чаю, хочу чаю".
Ситуация, когда Алиса встречает белую королеву и поправляет на ней шаль. В данном случае шаль это свита королевы. Автор показывает что свита ведёт себя не очень прилежно, когда королеве приходится решать примеры на деление (её слова про бутерброд). Это также можно понять по словам королевы когда она жалуется на свиту Алисе. Королева говорит: "Я не знаю что с ним такое, она наверно сердится". Слова Королевы о том, что она приколола шаль там и здесь значат, что она похвалила, постараласьпонравится кому-то из свиты, но не увидела той реакции которую ожидала, и поэтому сделала вывод от что шали "не угодишь ничем". Если дальше посмотреть на поведение королевы, то можно сказать, что она с радостью принимает любые дельные советы, как ей наладить отношения со свитой, и даже готова платить за это. Когда Алиса обратила внимание на ее волосы, то увидела, что они спутанные: это значит, что Королева очень мало обращает внимание на свои личные нужды, и  радуется любому искреннему вниманию по этому вопросу. Когда Королева предлагает Алисе вознаграждение за работу два пенса в неделю и варенье через день (каждый другой день). В данной интерпретации варенье  или джем -  это похвала: то есть, если Алиса выполнит свои обязанности, то похвалу в этот день она точно не получит, а получит в любой другой день: или заранее, или когда этот день пройдёт. Например -  если королева попросит Алису через два дня помыть окно, то она её похвалит сейчас же, то есть скажет, что  Алиса хорошо помоет, и она в этом уверена; или после того как Алиса помыла окно, королева  в этот день  её не похвалит, а похвалит через день или в другой день, например через два дня королева скажет: "Позавчера ты хорошо помыла окно,"- то есть похвалу Алиса получит на другой день.  Думаю эта мера необходима работодателю для того, чтобы у работника сохранялся правильный рабочий психологический настрой на выполнение своих обязанностей.
Когда Королева говорит Алисе о том чтобы жить в обратную сторону - это значит иметь цель. Когда ты ставишь перед собой цель, то психологи советуют представить, как будто она уже осуществилась. И так цель поставлена и достигнута, но это только в голове. Чтобы она воплотилась в жизнь нужно идти в обратную сторону, то есть идти обратно к этой цели, которая в голове уже совершилась, но чтобы она совершилась в жизни, надо опять идти к ней обратно. Когда ты идёшь к цели, то принято надеяться на лучшее, а готовиться к худшему, что Королева и делала на примере постановки цели: "Избежать совершения преступления своим гонцом", чтобы достигнуть этой цели она предпринимает определённые шаги - во-первых офицер получил наказание, то есть королева позаботилась о том, чтобы он получил наставление о том что совершать преступления нельзя (в сказке он сидит в тюрьме), затем она приготовилась к сплетням. Люди по своему обыкновению склонны проявлять  недоверие даже самым проверенным исполнителям,  что допускает их разговоры о том, что гонец  способен на преступление, к чему королева соответственно готовится. И в конце концов она  говорит, что гонец совершит преступление, то есть она готовится к худшему.
Ситуация, когда Королевауколола палец - описывает ситуацию, когда Королева предвидит какую - то неизбежную неприятность, которую ей придётя пережить. Если это рассматривать на примере, который даёт автор, то она будет взаимодействовать с шалью, то есть со своей свитой. Видимо кто-то из людей из ее свиты ведёт себя не очень угодно  для неё, и она готовится к тому, что ей придётся высказать негативное отношение к поведению этого человека, то есть "приколет его булавкой",  соответственно, этот человек будет реагировать, и реагировать, если судить по тому, как ей было больно, довольно резко, и она это предвидит, что причиняет ей боль, в сказке автор показывает это тем, что она накладывает пластырь на палец, и старается справиться с этой болью, которую ей придётся пережить при реакции этого человека на высказывание о плохом отношении королевы к его поступкам, и при этом она не сдерживается, потому что она одна, и выплёскивает эмоции, которые проявляет при этом переживании без всякого стеснения. Память об этом опыте поможет ей пережить реальную боль и сохранить приличие при непосредственным разговоре с нарушителем. На примере этого она старается предвидеть все неприятные моменты, которые неизбежны, и переносить боль от этих неприятных моментов именно до того, как они случаются, чтобы во время неизбежных неприятных моментов сохранить приличия, и уменьшить боль.
Ситуация, когда Королева говорит, что можно поверить в невероятное. Это упражнение очень развивает кругозор. Поверить в  невероятное можно только  тогда, когда реально знаешь, что именно вероятно, а что нет, то есть это упражнение возвращает к реальности, помогает осознать себя, своё место в мире, а также помогает поверить в себя, поверить в то, что ты можешь это сделать, что ты способен на это, а если ты способен даже на самые невероятные поступки, то тогда легче поверить в то, что ты достигнешь реальные цели.
В ситуации, когда Королева предложила Алисе играть вместо маленькой белой пешки,  они оказались на второй клетке и сразу же побежали. Королева сделала так, чтобы Алиса устроилась на работу, а потом на начальный капитал открыла своё дело, которое необходимо было держать на плаву, а чтобы оно держалась на плаву, надо было много успевать, поэтому Королева бежала вместе с Алисой, то есть помогала ей это её своё дело продвигать. Помогала ей с бумагами, с поставщиками, с рекламодателями и заставляла Алису тоже это делать, каждый разприговаривая, чтобы они бежали(работали) быстрее. Когда они прибежали, то Алиса удивилась, что они на том же месте. Королева сказала, что если человек начинает своё дело, то чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать. А если хочешь куда - то попасть (увеличить прибыль), надо бежать в два раза быстрее. Это нужно было чтобы обеспечить Алисе какой - нибудь пассивный доход. При просьбе Алисы о том, что она хотела бы попить (поговорить, пообщаться), Королева начала поднимать тему бизнеса и доходов (сухарь), который совсем не утолил желание Алисы с кем нибудь пообщаться ( попить воды). Когда король достает записную книжку, она оказывается огромной, это говорит о том, что информация, записанная в ней представляет собой большую ценность, в основном это пароли, важные контакты, важные адреса и т. п. Карандаш тоже оказывается очень большим, это значит, что очень важно, чтобы он оказался у того, кто хочет что- то записать, и его отсутствие в этот момент может дорого обойтись, потому что нередко второго шанса сделать подобную запись может и не предоставится, а информация необходима. То, что королю не удается записать свои чувства, только то, что пришло в голову Алисе, говорит о том, что это не дневник, а деловой блокнот, где записана только деловая информация и личные записи там не уместны.
Шалтай-болтай представляет людей которые занимаются рецензиями или издательством, (редакторы). Они всех людей воспринимает как авторов, и, поэтому  у них должны быть имена которые что-то значат, например описывать форму тела, как у Шалтая Болтая (его имя обозначает "небольшой бугорок"). Шалтай-Болтай свою персону считает важной в истории Англии и гордится этим. Его лицо очень большое, этим автор хочет показать, что сам Шалтай-Болтай очень приличный, можно сказать даже слишком, так как у него огромное лицо. Когда Шалтай-Болтай говорит о возрасте, он говорит о  развитии.  Некоторые люди останавливаются в развитии и ведут себя всю жизнь как пятнадцатилетние, с помощью других людей им это удаётся без лишних усилий. Шалтай-Болтай говорит, что один не может остановить взросление, но если другой будет относиться к нему  как к человеку которому 7 лет и дальше, то есть ''должная помощь", он мог бы остановиться на 7 и вести себя всю жизнь как семилетний. Когда Алиса называет галстук Шалтая-Болтая поясом, а потом поправляет себя и называет галстук галстуком, Шалтай-Болтай обижается, потому что пояс это символ самовыражения, самостоятельности, креативности, а галстук это символ подчинения правилам законопослушности, следования инструкциям. Когда Алиса назвала галстук поясом, он это воспринял как заявление о том, что он занимается самоуправством при проведении рецензииили правке произведений. Это как обвинение в без честности, поэтому он и говорит, что его этот чрезвычайно раздражает, когда галстук не могут отличить от пояса, а галстук (то есть правила), он получил от белого короля и королевы, и они ему очень нравятся, поэтому он говорит о галстуке, что он прекрасный.
Шалтай-болтай обожает праздники, и поэтому он может сделать праздник даже  из самых серых будней. Эти дни он называет в сказке днями не дня рождения. В математике Шалтай-Болтай очень плохо разбирается и не переживает по этому поводу (эпизод с примером). Шалтай-Болтай  всех людей воспринимает как авторов, и ,поэтому, он призывает Алису стать автором в одной из своих песенок.
 Он жаловался на то, что авторы слишком консервативные и все его попытки помешать этому проваливались. Когда он говорит о том что Алиса похожа на других людей, это значит что, все произведения похожи по своему построению и что если что-то поменять, то будет какая-то польза, но Алиса говорит, что это это некрасиво будет на что-то Шалтай-Болтай говорит: "попробуй и узнаешь".
Во время игры в шахматы должно определиться двое противников, но как это принято в реальном мире игра начинается только тогда, когда тот, кто должен проиграть уже определён, то есть тот кто виноват. В данном случае автор определяет двух игроков: белая кошечка - это Белая королева, чёрная кошечка - это чёрная Королева. Проиграет чёрная кошечка, то есть Чёрная Королева. Это будет наказанием за те проступки, которые она совершила до начала игры, а именно: открыла глаза во время умывания, один раз пискнула, размотала и запутала нитки из клубка, забрала молоко у Белой кошечки. Мне представляется, что ситуация, которая происходит между двумя кошечками и Алисой - это ситуация которая может сложиться между хозяином предприятия и двумя его управляющими, которые работают посменно. Перед поступлением на работу управляющие проходят инструктаж о том, как себя надо вести на данном предприятии, им преподается то, какие правила внутреннего распорядка там существуют, какие правила существуют при отношениях между управляющими и  подчинёнными. В сказке тем, кто проводит инструктаж представляется  мама-кошка, то есть то, что она умывает кошечек значит что она проводит инструктаж, и представляется, что этот инструктаж проводится довольно жёстко. Мама кошка лапой прижимает к полу своих котят за уши, это значит, что все эти правила озвучиваются от первой и до последней буквы и  потом, когда мама кошка, то есть инструктор  проводит экзамены и принимается ставить оценки, то это проходит довольно строго, без всяких поблажек. Это показывает, что на место управляющих была большая  конкуренция. ОтветыОтветы на вопросы экзамена должны быть четко по инструкции, не допускалось никакой отсебятины, то есть, когда чёрная кошка пискнула, это значит, что Чёрная Королева хотела что-то прибавить к этим правилам,  что было недопустимо и, когда Чёрная Королева открыла глаза при инструктаже, то она значит то, что Чёрная Королева сравнила эти правила с правилами других компаний, что было тоже недопустимо и, поэтому считается за проступок за который нужно было наказывать. Затем чёрная кошечка  Чёрная Королева в свою смену пошла и размотала нитки из клубка, то значит она сломала весь процесс производства, за которым она как управляющая должна была следить, из всего производства она сделала путаницу, то есть Чёрная Королева давала неправильные приказания, неправильно относилась к своим подчинённым, допустила то, что там стало много проблем (это узелки на нитках) производства. Спутанные нитки - это проблемы на производстве из-за её неправильного отношения к работе и к подчинённым. Когда уже проблем стало настолько много, что хозяину, то есть Алисе пришлось брать и самой распутывать эти нитки, то есть решать проблемы на производстве  вместо Чёрной Королевы (то есть Алиса наматывает клубок) решает эти проблемы.  В это время рядом сидит чёрная кошечка Чёрная Королева (стоит его управляющий), тогда хозяин пытается проверить то, поможет ли Чёрная Королева решить проблемы, то есть она берёт одну из проблем, которая там встречается и предлагает решить черной кошечке, то есть автор показывает, как Алиса берёт нитки и накидывает ей на шею, что кончается схваткой, то есть при решении даже одной проблемы Чёрная Королева начинает обвинять других, то есть накидываться на тех, кто якобы виноват в этой ситуации, только не она. В следствие чего снова получается, что весь процесс ломается, то есть клубок падает и нитки запутываются. То есть Чёрная Кошечка показывает полную некомпетентность, несостоятельность себя как работника. Момент, когда чёрная кошечка забирает блюдце с молоком у Белой говорит о том, что чёрная кошечка Чёрная Королева присвоила себе заслуги белой. Когда начинается разговор между Алисой и черной кошечкой, то есть если в реальности, то  хозяин вызывает "на ковёр" своего управляющего Чёрную Королеву, то она говорит ему о том, что  мальчики собирали хворост, это значит что на производстве проводили проверку, ревизию. Люди у которых эту проверку проводили очень холодно обращались кФревизорам. Мальчики собирали ветки для костра, то есть ревизоры собирали материалы для того чтобы наказать тех, кто ошибся или нарушил что либо во время производства, но они очень замёрзли, то есть они встретились очень негативные отношения к своей работе, так что они очень быстро закончили эту проверку, но Алиса говорит, что они снова пойдут и снова будут искать ошибки у работников, чтобы было кого наказать, то есть развести костёр. Автор называет это наказание костром. Когда Алиса разговаривала с кошечкой, она говорит о том, что она на нее так рассердилась, что хотела открыть окно посадить ее на снег, то есть она сказала, что  хотела просто наговорить грубых слов и  отстранить кошечку - Чёрную Королеву от работы на время, но она этого не сделала. Алиса намекает на то, что она может подвергнуться наказанию, такие слова "а ты в шахматы умеешь играть", то есть эти слова показывают, что при этой управляющей уже кого-то наказывали, и Чёрная Королева могла это видеть. Дальше автор показывает, что Алиса решила Чёрную Королеву наказать (думаю скорее всего уволить),  чётко определила причины для наказания, определила то, кто будет наказывать. Автор  приступает к делу, то есть к наказанию, отправляя Алису сквозь зеркало, где начинается игра против черной кошечки - Черной Королевы.
Это абсолютно эфемерные догадки, можете воспринимать их так, как вам заблагорассудится.
(Продолжение следует)
Источник иллюстрации:
https://www.google.com/search