Мысли на злобу дня 27. 02. 2024 Поведение в толпе

Давний Собеседник
                "Поведение в толпе" или "Стихийные аналогии".


         Толпа подобна реке. Принято считать, что река может быть полноводной и широкой, может быть мелкой, но бурлящей или иметь иное сочетание скорости течения и объемности. Но когда мы так характеризуем реки, то часто не учитываем один существенный момент: мы говорим только о ее фрагменте. В действительности же все перечисленные качества во всех их сочетаниях – это одна и та же река. Называя же ее по-разному в ее разных местах, мы не замечаем, что именуем не ее, собственно, текущую, а то русло, по которому она протекает. Хотя говорим при этом: в этом месте река бурная или спокойная. Этот момент важно отметить, перед тем как двигаться в рассуждениях далее.

          Если брать по максимуму, то в мире вообще существует один естественный водоем, благодаря чему, собственно, мы и имеем такое понятие, как «уровень мирового океана». Не углубляясь буквально и фигурально в истоки, а рассматривая только надземное, мы можем убедиться, что все эти, как их называют, «кровеносные жилы» Земли действительно подобны кровеносной системе тела, потому что между всеми водоемами существует взаимосвязь. Ну, то есть, между теми, которые текут, понятно.

         Лужи разного размера в расчет брать не будем. Хотя, если учесть, что образуются они после дождя, который, по большей части, образуется возлюбленным методом всех самогонщиков – выпариванием (дистилляцией, то биш) тех самых текущих водоемов, то и это родство можно было бы при желании подтянуть.
         
         Итак, река, то есть все естественно текущее по Земле, это нечто единое и целое, меняющее свои названия в разных местах своего течения по многострадальной планете. Причем, названия эти могут меняться радикально в зависимости от вышеупомянутых скорости течения, объема и фантазий людей, кладущих свои жизни на замеры и сопоставления фрагментов одного и того же водоема в разных его местах. Как говорится, «разделяй и властвуй».
         
         Так что, замерив в одном месте скорость, полноводность, состав воды и амбиции притулившихся у ее потоков жителей, исследователи именуют реки не только океанами, морями, озерами и т. д., но еще и именами собственными, которые все это обычно как-то подчеркивают: «Тихий», там, или «Паника», «Черное» или «Красное»… «Волга», «Ока» или прочие созвучия, призванные, видимо, провести параллель течения с движением по автострадам… Разделив единый водоем на куски, люди тем самым обеспечили себя дидактическим материалом для развития творческих способностей.
         
         Это, вроде, понятно. Но мы тут не совсем об этом. Поскольку нас интересует сходство реки с толпой. Хотя, конечно, все вышеперечисленное  по теме мирового водоема может послужить образом, помогающим нам понять и качества такого понятия, как толпа.
         
         Толпа тоже, по сути, являет собой часть некоего целого. Человечества, то есть. Полностью уподобить человечество водоему, конечно, не получится в силу многих причин. Одна из них – авторство данной статьи является мнением «капли» этой огромной лужи. Как и многие исследования от других ее капель, которых обычно, в отличие от водяных капель, именуют учеными, исследователями и т. п. И именуют их так просто потому что, в отличие от мирового водоема, они являются не самой стихией, а ее наблюдателями и даже, как иногда может им показаться, властителями. Но поскольку когда кажется даже наложение «крестных знамений» не всегда помогает, то и утверждение это часто опровергается самой же водной стихией, направляемой, видимо, кем-то, кто власть над ней имеет.

        Итак, «толпа», господа! Толпа подобна реке, хотя и не во всем, как мы уже отметили. Но все-таки во многом. Во-первых, как мы уже упомянули, это имена! Они у людей тоже часто появляются по той же нехитрой схеме, что и у рек. Если, то есть, не угадали с именем от рождения, то потом клички-прозвища-погоняла это подкорректируют.  Или будут врать, но льстить, как с никами и логинами в соцсетях. Хотя с реками, конечно, этого безобразия происходит меньше по вышеупомянутой причине: река лишена возможности сама себя исследовать и именовать. А если и не лишена, то нам, исследователям, это до лампочки! Это наш мир, и… затыкаем пальцами уши, выкрикивая то, что хотим, стараясь перекричать голос водопада, втолковывающего нам: «Сами вы все «ниагарские», дебилы!». Потому что мы все-таки склонны продолжать себя считать властелинами стихий даже после катаклизмов, вроде Всемирного потопа. Мы же все это умеем: отойти после конфуза в сторону, отряхнуться и ляпнуть что-то вроде: «Да, гранаты у него не той системы!»(с)*

         Продолжая проведение аналогий, мы можем заметить, что толпа тоже течет, имеет объемы и скорость течения. Толпа состоит из отдельных людей (тел, там или душ…), как водоем из капель (или молекул, атомов…). У толпы есть направление движения, хотя определить его бывает сложнее, чем у реки (впрочем, с океанами тоже не все просто в этом смысле). Кроме того, людей мы тоже не всегда учитываем, но подразумеваем, если они, так сказать, предаются земле или иногда «выпадают» с неба весьма запоминающимися «осадками».
         
         Можно и далее искать и перечислять характерные человеко-водные качества, проводя аналогии (вы можете это сделать сами), но нам в контексте темы, сейчас нужно упомянуть, что толпу мы тоже, как и мировой текущий водоем,  делим условно на фрагменты, чтобы потом давать им имена. То есть, толпа, как и река, тоже образует внутри себя разные по названию и свойствам «потоки» и «емкости», вроде населенных пунктов, организаций и прочих объединений по разным принципам (интересам, навыкам, потребностям…). Здесь мы эту свою страсть все именовать оправдываем еще и тем, что каждая «капля» толпы - это личность. Собственно, сама наша личность этим и занимается.
         
         Так что, хотя и не принято называть толпой одного человека, но это только по той же причине, что и мокрое пятно на одежде от брызг водопада мы не называем рекой. Но мировой водоем посмеивается над такой нашей вольностью, отвешивая подзатыльники прибоем. Потому что если быть честными, то любая капля, отдельно она или вместе с общим водоемом, - это все она, река! Испарится с одежды, выпадет дождем и вскоре опять будет насмешливо плеваться нам собой в лицо. Ну, разве что переедет, как ее подруги, в городскую канализацию после стирки пахнущей водорослями рубахи (освобождение это ее или порабощение каждая капля решает для себя сама). Интересны, кстати в этой связи все манипуляции человека с водой, от утоления жажды до водоснабжения. Вроде небольшого утешения его самолюбия по поводу властелинства над водной стихией.

         Толпа – это некоторое количество «личностей», оказавшихся в одно время в одном, условно ограниченном чем-то, месте. Например, на городской площади, ограниченной зданиями. Или толпа интернет-сообщества, ограниченная возможностями электричества, коммуникаций и способностями айтишников. Или толпа в переходе после концерта, ограниченная степенью послушания силовым структурам и габаритами построек. Или в очереди супермаркета, ограниченная потребностями кассира регулярно навещать родственника реки, переехавшего из родной среды в систему канализации (просто в городе у него такие возможности!).

         Но да, как мы где-то выше упомянули, у толпы есть отличия от реки, и они принципиальные. Например, капли воды в реке не бывают озабочены боязнью быть уничтоженными потоками других капель. Разве что отдельные представители толпы, не лишенные этой фобии, как-то «поделятся» со стихией этой своей патологией, приписав ей, бездушной, подобное душевное отклонение в каком-нибудь своем исследовании, именуемом в простонародье сказками. Тогда, конечно, в творческих фантазиях  автора какая-нибудь «капитошка» начнет страдать, отделяя себя, как личность, от остальной «толпы». Как морская пена из Русалочки у Андерсена. То есть, желая к себе человеческого отношения.

         В естественной же среде вы такого не заметите, если только «сказочник» не ваше жизненное кредо, и вы не склонны принимать психотропное, когда отдыхаете на водоемах. Там все течет, как одно, не испытывая мук страха от потери себя.

         Мы же, свободные, такого примитивизма себе позволить не можем, а потому непременно должны для себя решать, что же во всей этой емкости, именуемой человечеством, будет, собственно, нами, а что – толпой. «Обезличенной»,  - как мы ее свободолюбиво называем.

         Когда же мы определились, -  с помощью других таких же «ищущих себя», как правило, - то сразу же почти озаботились новой проблемой: понятие личности связано с понятием «свобода», а свобода предполагается от чего-то, что автоматически при нашем образе мышления создает образ чужого, противника, врага. Иначе говоря, отделенность хоть по какому-то принципу дает повод начать враждовать. Так что понятие «толпа» уже становится чем-то негативным. Это неизбежный «побочный эффект» в нашем нынешнем мире, который с какого-то ракурса и сам выглядит, как побочный эффект творения.
 
         Не имея капельной солидарности, люди встают перед фактом, что толпа может их уничтожить. Если капли не теряют своей сущности, попадая в течение реки, то человек часто склонен считать, что пребывание в общем потоке с толпой делает его, по сути, мертвым. Отчасти этому способствует его знание о своем одновременном пребывание не только в мире физическом, но и в душевном. Так что, если человек не умеет для себя четко отделять одно от другого, он склонен страдать от мысли потери себя в общем потоке.

         Человеку, попавшему в толпу, рекомендуется помнить несколько правил поведения для сохранения собственной безопасности. Например, не идти против «течения» толпы, в которой он оказался против своей воли, но стараться выбираться из нее, двигаясь в том же направлении, и при этом постепенно смещаясь к краю. То есть, по сути человеку, увлекаемому толпой, даются те же советы, что и при его попадании против своей воли в уносящее течение реки. Спасение, получается, состоит в плавном выходе из толпы, без явного проявления своего неприятия ее. При этом о возможности и способности отдельного человека влиять на течение толпы обычно в руководствах по безопасности не говорится, как и о влиянии на течение реки в подобных случаях. Об этом говорится в пособиях для лидеров или строителей водоканалов.
 
         Можно добавить, что оказавшись вне толпы, человеку надлежит найти что-то вроде выступа, нечто основательное, которое толпа будет обтекать, не снося. Это "не снося" здесь очень важное дополнение. ,Чтобы не быть унесенным вместе со своим укрытием, то есть. Преграда должна быть такой, об которую толпа разобьется, как о волнорез. Только следует помнить, что вставать надлежит за него, а не перед ним по ходу движения толпы. Иначе тогда вообще забудьте про заграждения и выступы. Потому что следует еще помнить и то, что давление толпы на это место будет продолжаться всегда, пока толпа существует. Потому что обтекание ею достойного препятствия это не пассивность толпы, а ее вынужденность.

         В связи с упомянутым разделением сознания человека на душевное и физическое (не говоря уже о духовном) стоит уточнить, что физически находясь в бурном течении толпы (или реки), человек своим сознанием может вполне пребывать в таком своем душевном мире, где он ощущает себя на берегу, на надежном судне или спокойно наслаждающимся неторопливым течением, в котором он плавает по своей воле.

         Именно в этом разделении человеком своего взгляда и его умении переносить, как говорят в спорте, "вес тела" (то есть это самое сознание) в место, где он ощущает себя свободным и независимым, и состоит его умение выходить победителем в схватке с чем-то враждебным. С чем-то, что он для себя определил, как враждебное.

         Учитывая то, что лучшим способом укрыться от чего-то является полный выход из его "системы", помещение сознания из суеты в место покоя становится основанием для того самого спасительного «выступа», спрятавшись за который человек обретает постоянную неуязвимость, невзирая на все продолжающееся течения. Образ ли это якоря для корабля или укрытия-выступа у стены здания, вдоль которого несется поток толпы, суть укрытия одна. Имея эту невидимую суть в себе человек обретает максимальные шансы получить подобное же спасение и в видимом мире, где он пребывает телом, то есть в месте, где его сознание, как раз, и пытается найти защиту от чего-то враждебного, покушающегося на его свободу или безопасность.

         Для чего же мы упомянули «пофигизм» капель в потоке реки? Дело в том, что когда сознание человека не находится в мире опасностей, его физическая оболочка вполне может уподобляться той капле, которой опасность потерять себя в общем течении не грозит. Пребывание в месте покоя сознанием позволяет не заботится о своей свободе в ином, приземленном смысле. Ведь человек живет только ту жизнь, которую осознает. Находясь, скажем, в коме, он не воспринимает окружающее, хотя физически и пребывает там.

         Поэтому главным и определяющим для человека условием самообладания является состояние его разума, его сознание, его взгляд на все. Понимая это, начинаешь иначе смотреть на слова: «Входите тесными  вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Евангелие от Матфея 7:13). Их осуждающее воздействие «необходимости соответствовать» обращается для нас в спасительное и оправдывающее, если мы понимаем, каким образом мы «выходим из толпы» на самом деле. Как понимаем и то, почему Христос сказал, при всех Его прочих «если вы не… …то не войдете в Царство Небесное», что «бремя Его легко, и иго Его – благо»:

         «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Евангелие от Матфея 11: 28-29).


         Вот такое, собственно, получилось «капельное» исследование аналогий между толпой и рекой на данном этапе. Дальнейшие вытекающие из этого аналогии, выводы о написанном и планирование на этих основаниях своих действий читателю предлагается делать самостоятельно.

         ___________

          * - цитата белогвардейца из кинофильма «Белое солнце пустыни», пришедшего требовать у хозяина дома оружие, которого затем хозяин дома выбросил из окна.