Диво дивное!

Владимир Федулов
Или значимый
ЭКСКУРС В БЫЛОЕ…

Прежде, чем говорить об Архипе Куинджи –
непревзойденном мастере лунной дорожки и повелителе
пятен света и тени,  меня  озарила мысль:
а с чего  вдруг я выдаю все это?

Эту череду художников, вереницей выстроившихся в моей
памяти  очередью  и шагнувших  вдруг  на днях в мои
миниатюры и новеллы на страничке прозы
в интернете ?

Приглядимся – вот они, циклы о художниках из недавних,
уже этого года, моих страничек в прозе:

«Художник, даривший свет» - Валентин Серов с его девочкой
с персиками, «Преодолевший себя» - Борис Кустодиев, прикованный
к инвалидному креслу, но создавший  купчиху за чаем
и русскую Венеру,
«Там Русью пахнет»  - волшебник Виктор Васнецов, 
ожививший ковер-самолет, трех богатырей, Аленушку и Ивана
царевича на Сером волке,  «Тайна трех медвежат» Ивана Шишкина 
с его ( и не его!) медвежатами, «Мистика Ильи Репина» в его
запорожцах, портретах и  бурлаках на Волге, «Связующее звено» -
детективы и загадки от Василия Перова,  цикл «На  этюды» -
о бессмертных пейзажах и удивительной любви Исаака Левитана,
а также и далее - «За рамками полотна» - о  непревзойденном 
поэте моря художнике Иване Айвазовском и,наконец, уже вчерашний
для меня цикл о творце неповторимого воздушного потолка
Московского метро и шедевра «Оборона Севастополя»
советском художнике  Александре Дейнеко  -
«Летописец эпохи».

А тут еще – на завтра и послезавтра встают в очередь
Архип Куинджи с его волшебным  фонарем лунного света,
маячивший далее Карл Брюллов с его «Последним днем Помпеи»,
где художник  поместил среди персонажей гибнувшей Помпеи
и себя, бегущего  с главной ценностью на руках – своими
красками…

А все это, как понял недавно
и вдруг, нахлынуло из юности,
со стен отчего дома и полотен знаменитостей,
когда-то, но на моей памяти талантливо
воспроизведенных  с  репродукций маслом на холст -
воображением и мастерством моего отца Вячеслава
Ивановича,  фронтовика,сельского учителя   
и художника- самородка…

Светлая ему память!

Ему был отпущен короткий век – всего 56 лет,
на которые пришлась война и ранение
сержанта- минометчика в рукопашной  схватке 
под Ржевом с последующими госпиталями и негнущейся
в локте левой рукой (без льгот фронтовикам, до которых
не дожил), учительство в сельской школе, деревенский
быт с коровой и курами, поросенком и кроликами,
сенокосом и дровами для печи, водою с пруда для скотины
и баньки, а на питье – из дальнего деревенского колодца.

А еще - огород  с садом и пчелами, походы в лес
по грибы-ягоды, и на зайца -
с ружьишком по
первотропу...

И еще –работа с деревом на верстаке, художественная
резьба по липе.

Перед глазами и сейчас - голова лося с развесистыми
рогами у входной двери, что была вырезана из дерева и
раскрашена отцом, куда
вставлены найденные в лесу лосиные рога!

Или две метровые тумбы- вазы как подставки для  цветов,
вырезанные из липы, взятой
в недалеком от нас барском имении Ивановское, –
родовом гнезде адмирала флота и героя Крымской войны
Владимира Корнилова.

Помню, как зимой с отцом  отпиливали от ствола той
упавшей липы два метровых чурбака и везли их на лошадке
по снегу домой .

И зимними вечерами отец на кухне топориком и стамеской
«доводил их до ума», вытесывая из чурбаков вазы
и размещая по ним обвивающую ствол змею (на одной)
и ящерицу (на другой). И все  из цельного куска дерева,
без накладок и подклейки!

Потом полировал их и раскрашивал масляными красками
под малахит,покрывая лаком.
А змею и ящерицу  украшал
особо, поместив на голову ящерицы, как завершающий штрих,-
блестящую коронку (граненое стеклышко!).

Тумбы,к счастью, сохранились в моей городской квартире
памятью об отце и сегодня.
(Чудом пережив деревенский пожар,- ими изнутри выбивали
окна горящего дома!).
Как сохранились тогда и некоторые его картины…

Но для отца главное  - картины! Ими в зимние
вечера отводил душу, рисуя   как для себя, так и в
подарок родным и близким.

А  «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, что раздвинуло
горизонты на холсте во всю стену нашего деревенского дома,
исполнено на моей памяти
было им дважды:

-  А что,  сынок,  не слишком ли много дал тут розового? –
оценивающе глянул на стену отец, завершая рисовать
«Утро в сосновом лесу"
Шишкина.

- Да нет, пап, нормально все, вроде…

- Нормально? Не скажи…

И он забелил всю стену, написав там картину заново!
Это ли не усидчивость и упорство мастера,
достигающего своей цели?

(Жаль, картина вместе с домом сгорели в памятном
деревенском пожаре 1971 г.).
А отца не стало с нами
в 1978 году, таком далёком
и невозвратном…

И это понимаю с годами все ощутимее и больнее –
так  недостает его в моей жизни,
хотя прожито уже больше
без него, чем с ним!

И этот ряд художников, с которыми познакомил меня
он, а теперь  выстраиваются в ряд  моей прозы, ждали
своей очереди в памяти, оказывается, все эти годы.
Как картинами, так и судьбами их создателей-  Левитана,
Айвазовского, Шишкина, Репина, Перова,
Васнецова, Дейнеки ...

Это ли не диво-дивное?

И еще штрих, последний
и по секрету!

Когда издал за счет спонсорских и своих средств первую книгу
стихов и прозы символическим тиражом в 300 экз., один
экземпляр, посетив могилку отца, тайно подарил ему, прикопав
со словами признательности
в цветник у его
обелиска...

Вот теперь можно шагнуть
по пути отца и к Архипу 
Куинджи!

27.02.2024

На снимке - картина А.И.
Куинджи "Березовая роща"
(1879 г.) с его же
портретом кисти художника
Виктора Васнецова.

Фото из интернета