Блок. Двенадцать. Глава 9. Прочтение

Виталий Литвин
Д В Е Н А Д Ц А Т Ь


9.

 
                Не слышно шуму городского,
                Над невской башней тишина,
                И больше нет городового —
                Гуляй, ребята, без вина!
 
                Стоит буржуй на перекрестке
                И в воротник упрятал нос.
                А рядом жмется шерстью жесткой
                Поджавши хвост паршивый пес.
 
                Стоит буржуй, как пес голодный,
                Стоит безмолвный, как вопрос.
                И старый мир, как пес безродный,
                Стоит за ним, поджавши хвост.
 



      Согласно переписям, на 911 год в России проживало 163 млн. человек. Из них на долю «Почётные граждане и купцы» – те самые буржуи – приходилось 5 на 1000 человек. То есть около 850 000 человек. Внутри России, то есть те, что не сумеют уехать, уцелеют из них единицы.  По недосмотру больше. Всех “хозяев” перебьют, а потом 70 лет будут “бороться с безхозяйственностью”. А “пёс безродный старый мир” приживется у “ныне диких” финнов, то есть это тогда было “чухней”, а теперь стало тихой, уютной благополучной Финляндией, хотя большевики и от неё оттяпают 11% их, годной для сельского хозяйства, территории. Но у "борцов за народное дело" никакого сельского хозяйства на ней не восстановится.

                Стоит буржуй, как пес голодный,
                Стоит безмолвный, как вопрос.
                И старый мир, как пес безродный,
                Стоит за ним, поджавши хвост.
               
     Виртуозные строки! Попробуйте распутать сравнения внутри неё. Изначальная картинка – буржуй и прижавшийся к нему пес. Но в строфе сам буржуй сравнивается с абстрактным псом и с ним же, но живым, жмущимся к нему, сравнивается старый мир, и этот мир приобретает вещественность – его почти погладить можно! А с другой стороны и сам буржуй приравнивается к “старому миру”, умирающему миру, похоронить который – загнать в гроб который, почти благое дело.

Ал. Блок. Из дневников:
     «
     27 января
     «Двенадцать».

     28 января
     «ДВЕНАДЦАТЬ».

     29 января
     Азия и Европа.
     Я понял Faust-a: «Knurre nicht, Pudel»*. <…> Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его призывы к порядку семейному я православию). Штейнер его «регулирует»? Сегодня я – гений.
     * «Не ворчи, пудель» («Фауст» Гёте). — Ред.

     30 января
     Стихотворение «Скифы».
     »
     [Вам не интересно, что спрятала под “<…>” уважаемая Ред.? Наверное, оно должно было проявиться в каком-нибудь т.20 «Полного собрания сочинений», но в 2014 году вышел только т 6.1 – и издание прекратилось. Не до Блока стало? Или опять решили, что и сотни лет мало, что рано ещё нам с Вами знать про «12» то, что Блок не сжег сам?]

     Картина старика с собакой для Блока не нова:

                «Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
                Решал всё тот же я – мучительный вопрос,
                Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
                Вошел тот джентльмен. За ним – лохматый пес.
 
                На кресло у огня уселся гость устало,
                И пес у ног его разлегся на ковер.
               
                …Тот джентльмен ушел. Но пес со мной бессменно.
                В час горький на меня уставит добрый взор,
                И лапу жесткую положит на колено,
                Как будто говорит: Пора смириться, с;р.
                2 ноября 1912»
 
     Намёк на гетевского “пуделя” в стихотворении очевиден. И в поэме, если поскрести “пса безродного”, то из-под его шкуры наверняка проглянет тот же дьявольский облик.

Из Примечаний к данной главе в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «Не слышно шуму городского...» –  Вариация начальных строк петербургского романса на слова Ф.Н. Глинки "Песнь узника"(1831):

                «Не слышно шуму городского,
                В заневских башнях тишина,
                И на штыке у часового
                Горит двурогая луна.»

     «С "невской башней" принято связывать здание бывшей городской думы на Невском проспекте, верхняя часть которого (башня) возвышалась над окружающими зданиями» (Долгополов Л. "Двенадцать" А. Блока в издании "Алконоста". М., 1980. С. 18).

     – «Гуляй, ребята, без вина!» – Ко времени Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 570 винных складов и погребов, крупнейший из них –  под зданиями Зимнего дворца и Эрмитажа.
     В ноябре начались "пьяные погромы". Чтобы погасить пьянство и предотвратить взрыв Зимнего дворца, в ноябре 1917 г. Особый комитет по борьбе с пьяными погромами приказал отрядам наиболее сознательных балтийских матросов уничтожить запасы вина.

     – «А рядом жмется шерстью жесткой ~ Стоит за ним, поджавши хвост… Только нищий пес голодный… ~ Пес холодный – пес безродный ... ~  Позади -- голодный пес.» – Многократно возникающий в поэме образ пса олицетворяет собой прежде всего отживающий мир ("Стоит буржуй, как пес голодный", "Старый мир, как пес паршивый").
     [Опять напомню, что “отживающий мир” во всем мире благополучно выжил, а  “новый СССР” – задохнулся в своих миазмах и без всякого внешнего толчка развалился.]
     Помимо этого, однако, образ заключает в себе и другой – философско-символический смысл. На следующий день после окончания поэмы, 29 января 1918 г., Блок помечает: "Я понял Faust'a. Knurre nicht, Pudel" (ЗК56 ).
     "Не ворчи, пудель" – с этими словами (пер. Н. Холодковского) главный герой "Фауста" Гете обращается к пуделю, который вскоре на глазах у изумленного Фауста превратится в злого духа, в дьявола, Мефистофеля. Как и в трагедии Гете, пес в поэме Блока – "выразитель темной, иррациональной стороны мира, взятой в ее извечном противостоянии стороне светлой, гармонической", "извечное мировое зло в его противостоянии мировому добру (Пес – Христос)'' (подробней об этом см. в кн.: Долгополов Л. Поэма Александра Блока "Двенадцать". С. 92-95).
     [Ну, уж сами судите, кто в поэме на стороне “светлой гармоничности”, а кто – “мировое зло” – бедный пес или эти 12, только что убившие Катьку, бросившие валяться на мостовой ее труп и готовящиеся грабить "етажи". Всё-таки Редакция иногда просто поражает – выставляя в академическом издании откровенную чушь!]
     »