Урок литературы

Вадим Фёдоров 6
Драма в шести сценах

Действующие лица
АЛЁНА, девочка 12–14 лет.
МАМА, женщина 35–45 лет.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА, женщина 40–45 лет.
АНДРЕЙ, мальчик 12–14 лет.
ДАНИЛА, мальчик 12–14 лет.
НАТАША, девочка 12–14 лет.
УЧИТЕЛЬНИЦА, красивая дама лет 30-ти.
ЖЕКА, худой парень лет 20-ти.
НАРКОМАН, парень в чёрных очках.
НАРКОМАНКА, девушка в чёрных очках.
УЧЕНИКИ, массовка из детей возрастом 12–14 лет.

СЦЕНА ПЕРВАЯ
Комната Алёны. Две кровати. Между ними – письменный стол. На одной из кроватей в пижаме сидит Алёна. Иногда она встаёт и бродит по комнате.
АЛЁНА. Мир – вообще несправедливая штука. Он разный и поэтому несправедливый. Люди все разного цвета, разного роста, разных религий. Кому-то не нравятся чёрные, кому-то белые, кому-то азиаты. Все любят только себя. Но самое главное разделение среди людей – на мужчин и женщин. Да. Это же надо было такое придумать! Совершенно разные люди – мальчики и девочки.
Ну, про девочек всё понятно. А мальчики? Во-первых, они сначала делают, а потом думают. Ага. Два года назад было: «А давайте будем надувать футбольный мяч, пока он не взорвётся?» «А давайте». И начали его надувать насосом. Девочки-то умные, отошли в сторону и сказали, что не надо так делать. Но мальчики же никого не слушают. Они ответили: «Фигня». И продолжили надувать несчастный мяч.
И что случилось? Мяч лопнул. Да. Генка получил насосом в лоб, и у него пошла кровь. Прибежал физрук, Генку отправили в «травму», а весь класс целый час бегал по кругу и приседал. В наказание. И девочки тоже, хотя изначально они были против того, чтобы надуть мячик. В общем, наказаны были все. Как говорит моя тётя Лена про мужчин, «чёрт-те что и сбоку бантик». Мальчики, они недальновидные и местами глупые. Зато смелые.
А девочки красивые. И мудрые, как моя мама. Вот в прошлом году она предложила летом съездить в Крым, но папа сказал, что это дорого, далеко и небезопасно. Я расстроилась, конечно. Мужчины, даже самые родные, очень часто нас, девочек, расстраивают. Я спрашиваю: «Мы что, не поедем в Крым?» А папа говорит: «Зачем нам в Крым? Поедем на дачу к Фёдоровым. У них там, под Подольском, пруд и караси». Мама молчит, улыбается папе. И, хотя она этих Фёдоровых терпеть не может, всё же кивает: мол, караси – это хорошо, а Крым – далеко и дорого. Я жутко расстроилась, и мама тоже. Я же вижу, хоть она и не говорит.
И что вы думаете? Где мы отдыхали этим летом, а? Правильно. В Ялте. Папа сказал, что это, в принципе, и недорого, и при современных средствах транспорта даже очень недалеко, а завод в Массандре – так просто сказка. А всё мама! Не скандалила, не возмущалась. Однако папа к началу лета как-то пришёл к мысли, что Фёдоровы не наш уровень и что ребёнку нужен морской воздух, а не крапива и караси.
У нас глава семьи – папа. Как он решит, так и будет. А будет так, как захочет мама. Но решит это папа, потому что он главный. У меня замечательный папа. Мы его очень любим. И мама замечательная: умная и мудрая. У нас с ней в доме порядок и чистота, все накормлены, одеты-обуты. Вот.
Правда, мама часто жалуется, что мы на ней ездим, что она из-за нас не успевает ничего, что папа её не балует... Но мне кажется, она специально преувеличивает, чтобы папа не расслаблялся. Мальчикам нельзя расслабляться, иначе они начинают делать глупости. А так, конечно, видно, что родители любят друг друга. Как дети, честное слово.
У нас в классе некоторые тоже в «люблю» играют. Данила написал Алине СМС, что она ему нравится и он приглашает её в ТЦ. Алина всем тут же растрезвонила. Все это прочитали и давай Данилу дразнить. Он сидит злой как чёрт, красный весь. Говорит: «Убью эту Алину». А она после уроков подходит к нему и как ни в чём не бывало интересуется: так что, мол, пойдём в «Шоколадницу» или как? Данила тут же из красного стал бледным. Взял у кого-то взаймы и повёл Алинку в ТЦ. Точнее, она его повела, как телёнка. Вот что любовь с мальчиками делает.
Мне в нашем классе один мальчик нравится. Я бы не сказала, что влюблена. Просто нравится. А вообще, я влюбчивая. Первый раз ещё в детском саду влюбилась. Но там было в кого. Вениамин! Пухленький такой, с лицом ангелочка. Вот правда, от него свет какой-то шёл, когда он улыбался. Улыбается – и ямочки на щеках. Я от него с ума сходила, от этих ямочек, пока однажды не увидела, как он из носа свои козюльки пальцем выковыривает и ест. Вы представляете? Ангел ест козюльки. Хотя, если ангел – мальчик, то, наверное, можно. На этом моя первая любовь и закончилась.
В комнату входят мама и Елена Олеговна. Обе в халатах.
МАМА (обращаясь к Елене Олеговне). Вот, поспишь с Алёной в одной комнате. Алён, ты же не против?
Мама готовит постель для гостьи.
АЛЁНА. А моё мнение на что-то влияет?
МАМА. Алёна-а-а...
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Я не храплю во сне и лунатизмом не страдаю.
АЛЁНА. Да я пошутила. Конечно, не против.
МАМА. Ну и ладненько. Ложитесь пораньше. Тёте Лене завтра рано утром на поезд.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Я будильник поставлю потихоньку. Я чутко сплю.
АЛЁНА. А меня утром из пушки не разбудишь. Хорошо, что завтра воскресенье.
МАМА. Да. Кому-то воскресенье, а кому-то рано вставать.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Оля, я не специально же.
МАМА. Да ладно, ладно. Всё хорошо. Ложись.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ложусь.
Мама выходит из комнаты. Елена Олеговна садится на кровать.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. У тебя-то как дела? А то мы с твоей мамой весь вечер проговорили.
АЛЁНА. Нормально.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ну и замечательно. Спокойной ночи.
АЛЁНА. Спокойной ночи.
Гаснет верхний свет. Горят лишь прикроватные лампы.
АЛЁНА. Тёть Лен, а тёть Лен!
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. А? Кто тут?
АЛЁНА. Ой, вы уже спите?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да шучу я. Самой не спится.
АЛЁНА. Тьфу ты, я аж испугалась, что вас разбудила.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Рассказывай, что у тебя случилось.
АЛЁНА. Ничего не случилось.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Такого не бывает. Рассказывай.
АЛЁНА. Я просто спросить хотела. Вот вы, когда были молодая, как я, вы же влюблялись?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Постоянно.
АЛЁНА. Серьёзно?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Конечно. Дети во все времена одинаковые. Я вообще первый раз в мальчика ещё в детском саду влюбилась.
АЛЁНА. Да ладно! А как его звали?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Не помню. По-моему, Валентин. Или Вениамин. На В.
АЛЁНА. А чего разлюбили? Он козюльки ел?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Почему козюльки? Ничего он не ел. Просто в один прекрасный момент он стал мне неинтересен. Прошла любовь, завяли помидоры.
АЛЁНА. Понятно.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ты влюбилась, что ли?
АЛЁНА. С чего это вы взяли?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ну тогда спокойной ночи.
АЛЁНА. Влюбилась.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Значит, рассказывай.
АЛЁНА. Я, правда, не знаю. Может, и не влюбилась, а может, и влюбилась.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Рассказывай, говорю.
АЛЁНА. В общем, есть у нас в классе мальчик один – Андрей. И он постоянно у меня списывает домашку по математике. Постоянно.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. И?
АЛЁНА. Он мне нравится.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Так в чём проблема?
АЛЁНА. Да вот он подходит на перемене и говорит: «Дай списать». А я, как дура, достаю тетрадь, и он списывает. Потом ещё смеётся надо мной.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ну?
АЛЁНА. В общем, он надо мной смеётся, а я переживаю и ничего ему в ответ сказать не могу. Он мне нравится, но на меня внимания не обращает. И вообще, он хулиган и двоечник. Ну, не то чтобы совсем двоечник-двоечник, но двойки у него есть, по математике.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Хорошим девочкам всегда нравятся хулиганы и двоечники. Я надеюсь, ты ему не рассказала про свои чувства?
АЛЁНА. Нет, что вы! Как я ему скажу? Он же всем расскажет, и надо мной будут смеяться. Все!
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Не хныкать! Давай дальше. Как-то ты ему намекала о своих переживаниях?
АЛЁНА. Никак. Я только ему списывать даю. Каждый день переписывает у меня домашние задания. И на контрольных сначала я всё решаю ему, потом уже своё задание делаю. А он мне в ответ только «гран мерси» говорит и смеётся.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Вы за одной партой, что ли, сидите?
АЛЁНА. Нет, но рядом. Они с Данилой сзади нас сидят.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Теперь понятно. Так что ты хочешь-то?
АЛЁНА. Как «что»? Хочу, чтобы он в меня влюбился. А то я страдаю, страдаю... Пусть лучше он страдает.
Елена Олеговна смеётся.
АЛЁНА. Что делать-то? Как дальше жить?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Вы Пушкина в школе уже проходили?
АЛЁНА. Проходили. Сказки. Про царя Салтана и про старика со старухою.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Так вот, кроме сказок у Пушкина ещё много стихов для взрослых есть, и в одном из стихотворений он описал главный секрет, как влюбить в себя другого человека.
АЛЁНА. Да вы что?! А нам про это ничего не преподавали. Скрывают от детей правду, а мы тут страдаем, слёзы льём.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Взрослые много чего от детей скрывают. В общем, у Пушкина написано, что, чем меньше ты обращаешь на человека внимания, тем больше ты ему нравишься.
АЛЁНА. А как же он узнает, что я ему должна понравиться?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Будь злой и ироничной.
АЛЁНА. Злой и ироничной? Не, не получится, я добрая девочка. Я если и злюсь, то совсем недолго и несильно. Добрая я.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Тогда будь просто ироничной. Весёлых людей любят. Но тут главное – не переусердствовать и не превратиться в клоуна.
АЛЁНА. А разве клоунов не любят?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Нет, клоунов у нас не любят. Над ними смеются, но любить не любят. Давай листок бумаги. Набросаем твои варианты поведения на завтрашний день.
АЛЁНА (достаёт из стола бумагу). Вот. И ручка у меня есть.
Елена Олеговна что-то пишет на листочке.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Как, говоришь, твоего мальчика зовут?
АЛЁНА. Он не мой мальчик. Андреем зовут.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ну, это пока не твой.
АЛЁНА. Елена Олеговна, ну что вы смеётесь? Мы что, его будем моим делать с помощью приворотного зелья?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Нет. Зелье тут не поможет.
АЛЁНА. А что поможет?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Наше обычное женское домашнее волшебство.
АЛЁНА. Так я ещё просто девочка.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да, просто девочка. Но волшебство у тебя уже есть, потому что все женщины, даже маленькие, они волшебницы.
АЛЁНА. А какие волшебницы – злые или добрые?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. К сожалению, бывают и злые, которые делают больно добрым. Уводят у них... Ладно, проехали.
АЛЁНА. А что мне надо будет делать?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ничего. Ближайшие две-три недели ничего не делай. Просто игнорируй своего Андрея.
АЛЁНА. А если он меня о чём-то спросит?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Если спросит, спокойно отвечай, с улыбкой, глядя прямо в глаза. Ну-ка, попробуй улыбнуться.
АЛЁНА (улыбается). Так?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Не так. У тебя обычная весёлая улыбка, а улыбаться надо мудро и в то же время насмешливо.
Девочка тренируется, улыбаясь.
АЛЁНА. А если он со мной не заговорит?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ты куда-то торопишься? Помни: в домашнем волшебстве самое главное – никуда не спешить. У тебя ещё вся жизнь впереди. Заговорит с тобой твой Андрюша, заговорит.
АЛЁНА. Правда?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Конечно, правда. Надо просто быть уверенной в себе и не торопиться. Это мужчины всегда куда-то торопятся, а нам надо уметь ждать, иногда просто ждать, и добыча сама придёт к тебе.
АЛЁНА. Хорошо, я подожду. Спокойной ночи.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Спокойной ночи.
Свет постепенно гаснет.

СЦЕНА ВТОРАЯ
Школьный класс. В помещении несколько детей. Алёна сидит за своей партой. Входит Андрей.
АНДРЕЙ. Алёнка, дай списать!
Алёна делает вид, что не замечает его.
АНДРЕЙ. Дай списать!
АЛЁНА. Во-первых, здравствуй, Андрюша.
АНДРЕЙ. Терпеть не могу, когда меня Андрюшей называют. Привет! Дашь списать?
АЛЁНА. А мне не нравится, что ты меня Алёнкой зовёшь. Очень не нравится.
АНДРЕЙ. А как тебя звать-то?
АЛЁНА. Алёной Сергеевной. Но тебе можно просто, по-домашнему – Алёной. А я, так и быть, тебя буду звать Андреем. Договорились?
АНДРЕЙ. Договорились. Списать дашь?
АЛЁНА. Нет.
АНДРЕЙ. Почему?
АЛЁНА. Потому что ты вообще не учишься, а только списываешь и валяешь дурака. Так ты никогда не выучишься, вырастешь глупым и необразованным, и в этом буду виновата я. А я не хочу быть виноватой. Меня совесть замучит. Так что с сегодняшнего дня никаких списываний! Попробуй поучиться немного. Это нетрудно.
К Алёне подходит её подруга Наташа и садится рядом.
НАТАША. Чего он к тебе пристал?
АЛЁНА. Да влюбился, наверное.
АНДРЕЙ. Чего-чего?!
НАТАША. Ой, как интересно!
АНДРЕЙ. Я просто попросил списать.
АЛЁНА. Ага. Больше ни у кого не просишь, а только у меня. Точно, влюбился.
АНДРЕЙ. Ничего я не влюбился!
НАТАША. А чего тогда покраснел?
АЛЁНА. Ой, правда. Чего покраснел?
АНДРЕЙ. Ничего я не покраснел. Душно тут просто.
АЛЁНА. Ага, гроза надвигается.
АНДРЕЙ. Какая гроза?
АЛЁНА. Грозная.
НАТАША. Слушай, точно. Пристаёт, красный весь – все признаки налицо.
АНДРЕЙ. Да ну вас всех! Ни в кого я не влюбился. Тоже мне, Алёна Попа Оголёна!
Он отходит к своей парте.
НАТАША. А чё он дразнится? Я вот всё расскажу классной.
АЛЁНА. Не надо.
НАТАША. Что «не надо»?
АЛЁНА. Рассказывать не надо. Ну видишь, Андрей не в себе, нервничает.
НАТАША. Так он тебя задницей назвал. Ничего?
АЛЁНА. Видимо, что у нормального человека на уме, то у Андрея на языке. Пословица такая есть.
НАТАША. В смысле?
АЛЁНА. Нравлюсь я ему, фигура моя ему нравится, вот он и ляпнул про попу, не подумав.
НАТАША. Ты серьёзно?
АЛЁНА. Да.
НАТАША. И ты так спокойно об этом говоришь?
АЛЁНА. А я что? Сижу тут, никого не трогаю. Это же он в меня влюбился, а не я в него.
НАТАША. Точно?
АЛЁНА. Что точно?
НАТАША. Что ты в него не влюбилась. Вот если бы в меня мальчик какой влюбился, я бы в ответ точно в него это самое... Ну, он бы стал мне нравиться.
АЛЁНА. Не, Андрей – это не мой уровень.
НАТАША. В смысле?
АЛЁНА. Ну, не мой уровень. У него по математике какая оценка? Я так подозреваю, что он до сих пор таблицу умножения не знает.
В класс входит учительница. Все рассаживаются за парты.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Вадим Юрьевич заболел, поэтому вместо математики сегодня будет урок литературы.
Дети начинают шуметь.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Тихо, тихо! Все претензии к Минздраву. Тихо! Итак, говорим и отвечаем только после поднятой руки. Что было задано на прошлом уроке?
НАТАША. Александр Грин. «Алые паруса». Прочитать и провести разбор повести.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Очень хорошо. И кто успел прочитать эту замечательную повесть?
Поднимается несколько рук – Алёна, Наташа, Данила и Андрей.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Негусто. А остальные?
ДАНИЛА. Так до урока литературы ещё два дня, поэтому остальные не успели.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Но ты же успел.
ДАНИЛА. Так я ещё летом прочитал.
НАТАША. Я вчера вечером закончила.
АЛЁНА. А я позавчера.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Тихо, тихо. Давайте сделаем так. Раз большинство в классе книгу не читало, то пусть тот, кто читал, коротко расскажет, о чём она, и так же кратко перескажет сюжет. Кто первый?
Алёна поднимает руку. Чуть позже неё тянут руки Андрей и Наташа.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Алёна первая. Слушаем тебя. Можно с места.
АЛЁНА. «Алые паруса» – самое знаменитое произведение Александра Грина. Это повесть о девушке, которую зовут Ассоль. Мама у неё умерла, и она живёт вдвоём с отцом. Отец её очень любит и заботится о ней, как только может. Ещё в детстве девочке нагадали, что когда она вырастет, то за ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Все в рыбацкой деревне над ней смеялись, но она верила, что так и будет. И однажды мимо их деревни проплывал галиот с названием «Секрет». Капитан корабля по имени Артур Грей увидел Ассоль и влюбился в неё, а ещё он узнал, что местные жители считают девушку сумасшедшей, потому что она ждёт своего принца. Грей отплыл в соседний порт, купил алый шёлк и велел сшить из него паруса для своего корабля. Потом приплыл к деревне, где жила Ассоль. Он исполнил мечту девушки и женился на ней. Вроде всё.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Очень хорошо. Коротко и ясно. Так про что эта повесть? В двух словах.
АЛЁНА. Про девушку Ассоль и про любовь.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Правильно. Кто-то ещё хочет дополнить? Андрей? Ну, давай. Слушаем тебя.
АНДРЕЙ. Эта повесть не про девушку.
НАТАША. А про кого же?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Не перебивайте.
АНДРЕЙ. Она про мужчин. Что делает Ассоль на протяжении всей повести? Мастерит игрушки и ждёт. Просто тупо ждёт жениха.
ГОЛОС ИЗ КЛАССА. Нормальный пересказ!
НАТАША. Она хорошая.
АЛЁНА. Ну ничего себе!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Не перебивайте. Пусть Андрей скажет. Тебя же никто не перебивал, Алёна.
АНДРЕЙ. Во-первых, кто в повести занят делом, когда Ассоль просто ждёт? Её отец Лонгрен. Он убивает человека, из-за которого умерла мать девочки. Он растит Ассоль, кормит, поит, балует, заботится о ней. Во-вторых, кто все вот эти фантазии слегка сумасшедшей девушки воплотил в жизнь? Кто купил алый шёлк? Кто заставил сшить из него паруса? Кто приплыл к Ассоль? Грей. Он самый главный в этой повести.
АЛЁНА. Но он это сделал, потому что влюбился в Ассоль. Не было бы её, не было бы и алых парусов.
АНДРЕЙ. Не было бы Грея, парусов тоже бы не было.
НАТАША. Так нечестно.
АЛЁНА. Он всё переворачивает.
УЧИТЕЛЬНИЦА. У Андрея своя точка зрения на произведение. Это нормально. У кого ещё есть своё мнение об этой повести? Данила? Давай ты.
ДАНИЛА. Эта повесть не про Ассоль и не про Грея.
НАТАША. Ну началось.
ДАНИЛА. Она про то, что бабло всегда побеждает зло.
Дети смеются.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Поясни.
ДАНИЛА. Если бы у Грея не было своего корабля и он не был богат, то он бы не смог приплыть к Ассоль на алых парусах. Всё очень просто. Если есть деньги, то можно делать любые чудеса. А без денег они так никогда и не встретились бы.
НАТАША. Неправда.
АЛЁНА. Нет. Встретились бы.
УЧИТЕЛЬНИЦА. По очереди! Наташа.
НАТАША. Грей, если бы даже был бедным, что-нибудь да придумал бы, что-нибудь сделал бы ради Ассоль, и она бы его полюбила.
ГОЛОС ИЗ КЛАССА. И жили бы они долго и счастливо, пока не умерли бы с голоду.
Смех в классе.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Тихо! Интересная точка зрения. Но я думаю, что тут Наташа права. Грей что-нибудь придумал бы для своей любимой девушки. Данила, ты что-то ещё хотел сказать?
ДАНИЛА. Да. А ещё в этой книге написано, как здорово курить трубку и пить вино. И так это всё подробно, что аж захотелось чего-нибудь попробовать. Хотя на обложке «шесть плюс» стоит.
Дети смеются.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Данила, Данила... Кто-то в книге увидел любовь, кто-то мужественность, а ты только выпивку и деньги заметил. Эх, Данила, садись.
ДАНИЛА. А я чего? Я просто впечатлительный очень.
НАТАША. Глупенький ты просто.
АЛЁНА. Ага.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Не ругаться! Данила просто ещё не знает, что это такое – любить и быть любимым.
ДАНИЛА. Бэ-э-э... Сюси-пуси – это не про меня.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Не говори «гоп». Все вы когда-нибудь в кого-то влюбитесь. Придёт время и влюбитесь. Грей, он ведь был морским волком, человеком-одиночкой. Он любил только свой корабль и море.
НАТАША. И себя.
УЧИТЕЛЬНИЦА. И себя. А это разве плохо – любить себя?
АНДРЕЙ. Хорошо, только когда без жертв.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Вы все правы: и Андрей, и Алёна. Эта повесть о любви: о наивной и детской любви Ассоль, об отцовской любви Лонгрена, о благородной мужской любви Грея.
ДАНИЛА. И о любви к выпивке.
Снова смех в классе.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Даня, перестань. Мы о другом говорим.
ДАНИЛА. Больше не буду.
ГОЛОС ИЗ КЛАССА. Наталья Викторовна, многие не читали «Алые паруса», ведь литература у нас только послезавтра. Так нечестно.
НАТАША. Заранее надо читать, а не на последний день откладывать.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Хорошо. Давайте тогда поступим так. Вы откроете книгу и прочитаете повесть за оставшееся время урока, а я отойду до звонка. Просьба не шуметь. Хорошо?
ГОЛОС ИЗ КЛАССА. А где мы книжку возьмём?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Интернет у вас есть?
ГОЛОСА ДЕТЕЙ. Есть.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Вот оттуда и возьмёте.
АЛЁНА. А кто читал, тем что делать?
УЧИТЕЛЬНИЦА. В интернете много книг. Почитайте что-нибудь другое или подготовьтесь к следующему уроку, к математике. Но главное – не шуметь. Я быстро.
Учительница выходит из класса. Дети начинают заниматься своими делами. Андрей подходит к Алёне.
АНДРЕЙ. Алён, то есть Алёна Сергеевна, помоги задачку решить. У меня не получается.
АЛЁНА. Мы же договорились, что я тебе не даю списывать.
АНДРЕЙ. Мне не списать, мне помочь. Не получается у меня. А?
АЛЁНА. Давай тетрадку.
АНДРЕЙ. Чё? Прям сейчас?
АЛЁНА. А когда?
АНДРЕЙ. Наташка, пересядь к Дане. Поспорьте насчёт влияния денег в современной литературе.
НАТАША. Ага, прям побежала уже. Это моё место.
АНДРЕЙ. Ну пожалуйста-а-а. А я за это не буду тебя дразнить Наташкой-Неваляшкой. Честное слово.
АЛЁНА. Наташ, да пересядь на время. Я этому обалдую объясню элементарные вещи.
АНДРЕЙ. Ничего я не обалдуй.
ДАНИЛА. Он дубадуй.
НАТАША. Ладно.
Наташа и Андрей пересаживаются.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Комната Алёны. Девочка сидит на кровати в наушниках. В комнату входит Елена Олеговна с дорожной сумкой. Алёна обнимает женщину.
АЛЁНА. Ой, кто к нам приехал?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Я буквально на пару часиков. Проездом.
АЛЁНА. А мамы с папой нету.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да знаю. Я звонила твоей маме. Я тортик вам завезла, на кухне стоит. Свой фирменный.
АЛЁНА. Здорово! Спасибо большое!
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Это вам спасибо – за приют во время моих поездок в Приозёрск.
АЛЁНА. Вы опять туда?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да. Наверное, в последний раз. Судя по всему, я туда жить перееду.
АЛЁНА. Ух ты, рядом с нами будете. К этому переедете... к Вадиму Николаевичу?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да. Он мне предложение сделал. Так что теперь вы к нам, в Приозёрск, будете ездить. Там красота необыкновенная!
АЛЁНА. Поздравляю!
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Спасибо. У тебя-то как на личном фронте? Всё в порядке?
АЛЁНА. Ой, даже лучше.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ну-ка, ну-ка, рассказывай.
АЛЁНА. А что рассказывать? Я всё сделала, как вы говорили, и даже не пришлось долго ждать. Андрей сам предложил, чтобы я ему помогала в математике. Это после урока литературы было. Он, кстати, много читает, а вот с цифрами у него не получается.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. И как ты ему помогаешь? Опять списывать даёшь?
АЛЁНА. Да нет же! Он приходит ко мне, и мы занимаемся. Он очень запущен в плане математики, элементарных вещей не понимает, но потихоньку начинает исправляться. Позавчера четвёрку получил.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Так он к тебе приходит заниматься? Или ты к нему? Или в школе?
АЛЁНА. Ко мне.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Интересно, интересно.
АЛЁНА. Да ну вас. Не смейтесь.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да я не смеюсь. А скажи, он в кино тебя уже приглашал?
АЛЁНА. Какое кино? У нас никто в кино не ходит. Дома по ТВ можно посмотреть.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ну а в кафе, пирожные есть, приглашал?
АЛЁНА. Зачем? У нас дома полный холодильник: и пирожные, и вы вот свой фирменный торт привезли. Я его сама угощу. Можно же?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Конечно можно. Так он сегодня придёт?
АЛЁНА. Да, жду. Вот, готовлюсь к занятиям.
Девочка встаёт, раскладывает на столе учебники и садится за стол.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Алёна, Алёна, ты моя красавица.
АЛЁНА. Я правда красивая?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Конечно красивая. Ты мне потом скажи, твоему молодому человеку мой «Наполеон» понравился или нет. Интересно мнение поколения, которое не ходит в кинотеатры.
АЛЁНА. Да мы ходим, но не все. Это я не люблю кино. Если книга не понравится, её закрыть можно, а в кинотеатре сиди до победного конца. И никуда не деться.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Ладно, не буду тогда тебя отвлекать от подготовки к занятиям.
АЛЁНА. А вы не отвлекаете.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА (встаёт). Да пора уже.
АЛЁНА. Тётя Лена, я спросить хотела.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Чего? Спрашивай.
АЛЁНА. Спросить хотела... Только вы не смейтесь.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Чего спросить-то?
АЛЁНА. Да вот, спросить.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Спрашивай.
АЛЁНА. В общем, это... Вопрос у меня.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Слушаю.
АЛЁНА. Как бы сказать... В общем, если Андрей вдруг меня поцеловать захочет, что мне делать?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. То есть у вас уже до этого дошло?
АЛЁНА. Нет, не дошло.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. А чего тогда спрашиваешь?
АЛЁНА. Ну, может дойти. Я вот чувствую.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Точно?
АЛЁНА. Вы сами говорили, что я женщина. Маленькая, но женщина. И я вот чувствую, что он меня захочет поцеловать. Чего мне делать-то?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Поступай по обстоятельствам.
АЛЁНА. Это как?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. По обстоятельствам. Смотря как поцелует. Если нежно, то можно ответить, но голову не теряй. Ты хоть и женщина, но ещё маленькая.
АЛЁНА. А если он сильно поцелует, чего делать?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. По обстоятельствам.
АЛЁНА. Да блин! Что вы заладили одно и то же? «По обстоятельствам» да «по обстоятельствам». Чего мне делать-то?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Да не помню я, что в твоём возрасте надо делать, когда тебя целуют.
АЛЁНА. Как так? Вы же уже замужем были и про детский сад помните.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Детский сад помню, а как замужем была, хочу забыть.
АЛЁНА. А первый поцелуй помните?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Помню. Как его не помнить? После уроков подошёл ко мне одноклассник и спрашивает: «Хочешь конфетку?» Я отвечаю: «Хочу». Он говорит: «Открой рот, закрой глаза». А сам в руке «Мишку на Севере» держит. Я, как дура, закрыла глаза, открыла рот, а он меня взял и поцеловал. Обслюнявил всю, пока я поняла, в чём дело.
АЛЁНА. И что?
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. А ничё. Но с тех пор я увлеклась кулинарией.
АЛЁНА. Ну вот вы всё шутите...
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Всё будет хорошо. Не переживай.
Раздаётся дверной звонок.
АЛЁНА. Ой, Андрей пришёл.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Я что-то с тобой заговорилась совсем. Мне ехать пора, меня Вадик ждёт.
АЛЁНА. Скатертью... Ой, хорошей дороги! Извините.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Спасибо, родная. Пойдём, проводишь. Заодно погляжу на твоего Андрюшу.
АЛЁНА. Да.
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. Не волнуйся. И помни: по обстоятельствам.
АЛЁНА. Я помню.
Елена Олеговна и Алёна выходят. Через несколько секунд в комнату входит Андрей с ноутбуком и тетрадками. За ним идёт Алёна.
АНДРЕЙ. А кто это? Так на меня смотрела, словно рентгеновский аппарат.
АЛЁНА. Это мамина подруга. Моя крёстная. Друг семьи. У неё даже ключ от нашей квартиры есть. Когда хочет, тогда и приходит.
АНДРЕЙ. Я вот тут принёс задание. Всё решил.
АЛЁНА. Положи на стол, сейчас посмотрю. Так вот, Елена Олеговна принесла торт. Она замуж выходит в Приозёрск, и ещё она вкусно готовит. «Наполеон» у неё – просто сказка. Она его по ночам делает. Говорит, что так лучше всё пропитывается. Хочешь попробовать кусочек?
АНДРЕЙ. Хочу.
Девочка убегает и через несколько секунд возвращается с тарелкой и тортом.
АЛЁНА. Держи. Вот вилка. Пробуй.
АНДРЕЙ. Вкусно.
АЛЁНА. Сама готовила.
АНДРЕЙ. Ты?
АЛЁНА. Да, то есть нет. Елена Олеговна готовила. Её в детстве мальчик поцеловал, и она с тех пор разные вкусные вещи готовит. Готовит и готовит. Сейчас вот в Приозёрск поехала готовить.
АНДРЕЙ. Алёна, подожди.
АЛЁНА. Да. Чего?
АНДРЕЙ. А можно я тебя поцелую?
Девочка замирает.
АНДРЕЙ. Алёна.
АЛЁНА. Что?
АНДРЕЙ. Можно я тебя поцелую?
АЛЁНА. Зачем?
АНДРЕЙ. Ты мне нравишься.
АЛЁНА. Очень?
АНДРЕЙ. Очень.
АЛЁНА. Целуй, но только не сильно.
АНДРЕЙ. А как?
АЛЁНА. Нежно.
Она закрывает глаза. Андрей осторожно целует её в губы.
АЛЁНА. Ох, нежно, но как-то мало.
Девочка обнимает Андрея, страстно целует его, потом отстраняется.
АНДРЕЙ. Алёна.
АЛЁНА. У меня голова кружится.
АНДРЕЙ. И у меня. Давай ещё?
АЛЁНА. Нет. Надо не терять голову. Бери стул, садись за стол.
АНДРЕЙ. А я тебе нравлюсь?
АЛЁНА. С математикой у тебя проблемы, конечно.
АНДРЕЙ. Я сделал задание и даже проверил. Всего три ошибки, и я их исправил.
АЛЁНА. Молодец какой!
АНДРЕЙ. Я тебе нравлюсь?
АЛЁНА. Очень.
АНДРЕЙ. И ты мне очень.
Алёна перегибается через стол, обнимает и целует Андрея.
АЛЁНА. Стоп. Елена Олеговна говорила мне не терять голову.
АНДРЕЙ. Ты про нас рассказывала?
АЛЁНА. Нет. Она мне рассказывала, как готовить «Наполеон». Она его послойно промазывает кремом и ждёт, когда крем впитается. А если человеку надоедает ждать, то он теряет голову, складывает коржи вместе, и торт получается непропитанный, невкусный, пресный. А должен быть сладкий.
АНДРЕЙ. Я тебя люблю.
АЛЁНА. И я.
АНДРЕЙ. Я для тебя что угодно сделаю, как у Грина в «Алых парусах». Хочешь увидеть корабль с алыми парусами?
АЛЁНА. Алые паруса? Да у нас из окна даже залива не видать, хотя тринадцатый этаж.
АНДРЕЙ. А что видать?
АЛЁНА. Плакат на стенке напротив. Лет двадцать висит. «Спички детям не игрушка».
АНДРЕЙ. Да? А я как-то даже внимания не обращал, что там написано.
АЛЁНА. Он облез весь. Слово «спички» почти не видно, и ребёнок без глаза.
АНДРЕЙ. Бедный малыш. А давай ещё раз поцелуемся?
АЛЁНА. Нет. Мы будем заниматься математикой.
АНДРЕЙ. Я не могу. У меня в голове гул какой-то. Никакой математики, вообще никакой. Пустота.
АЛЁНА. И у меня. Ты же проверил, что ты сам написал?
АНДРЕЙ. Проверил. Я же говорил: всего три ошибки, и я их исправил.
АЛЁНА. Тогда давай после выходных. У меня правда что-то с головой.
АНДРЕЙ. Давление, наверное.
АЛЁНА. Какое?
АНДРЕЙ. Атмосферное.
АЛЁНА. Да ну тебя! При чём тут давление? Голова у меня не соображает.
АНДРЕЙ. Тогда я пойду?
АЛЁНА. Иди.
Мальчик встаёт и идёт к двери. Алёна вскакивает со стула.
АЛЁНА. Андрей!
АНДРЕЙ. Что?
АЛЁНА. Ты ноут забыл.
Она подходит к Андрею и отдаёт ему ноутбук. Они обнимаются и целуются.

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ
Парк. Скамейка. На ней сидят Андрей и закладчик.
АНДРЕЙ. Слушай, а за это ничего не будет? Это точно?
ЖЕКА. Ссышь?
АНДРЕЙ. Не ссу. Просто мне знать надо, просчитать риски.
ЖЕКА. А чего тут просчитывать? Раскрываешь Уголовный кодекс и смотришь. По статье «Распространение» ответственность от шестнадцати лет. Тебе есть шестнадцать?
АНДРЕЙ. Нет.
ЖЕКА. Ну вот, значит, и ответственности нет.
АНДРЕЙ. Правда?
ЖЕКА. Тебя что, в «Яндексе» забанили? Открой и почитай.
АНДРЕЙ. Я читал.
ЖЕКА. А что тогда спрашиваешь?
АНДРЕЙ. Просто это наркота. Вроде как серьёзно всё.
ЖЕКА. Да какая это наркота? Так, порошок от головной боли. Я сам иногда на ночь принимаю. От бессонницы помогает.
АНДРЕЙ. Если это не наркота, то чего тогда ты сам не закладываешь?
ЖЕКА. Андрюх, я тебе вроде по-русски нормально говорю. Мне сколько лет? Двадцать почти. И ещё у меня условка. Меня менты за простой аспирин с радостью упекут в тюрягу.
АНДРЕЙ. За что? За аспирин?
ЖЕКА. Да, за аспирин. Это же менты, это же сволочи. Им простого человека, как два пальца, на зону послать. А с тобой этот фокус не прокатит. Ты несовершеннолетний. Тебе ничего не будет. Ты когда мелкий был, у нас тема одна работала. Недолго, правда. На митинги ходить. Деньги неплохие поднимали. Менты тебя – хвать! А ты несовершеннолетний. И всё, отпускали.  Ещё и извинялись. Да что я тебя уговариваю? Не хочешь, не надо. Ты же сам говорил, что деньги нужны.
АНДРЕЙ. Нужны. Я согласен. Просто я должен был всё узнать.
ЖЕКА. Не, это правильно. Узнать должен был. Ты же не лох какой-то, чтобы втёмную играть.
АНДРЕЙ. Ты только расскажи, что я буду делать и как.
ЖЕКА. Тогда слушай. Делать вообще почти ничего не надо. Берёшь товар. Я тебе его буду оставлять в определённом месте. Он уже расфасован. Потом берёшь чек. Несёшь его на точку, прячешь. Фоткаешь место, присылаешь мне на «Телегу». Всё. Вот смотри.
Жека оглядывается, встаёт. Достаёт из кармана пакетик и прячет его за скамейку. Берёт смартфон, снимает место закладки.
ЖЕКА. Спрятал. Сфоткал. Отослал. Получил деньги.
АНДРЕЙ. И всё? А как платить за товар будут?
ЖЕКА. А это уже не твоя забота. Раз в неделю я тебе буду на телефон деньги сбрасывать за работу. Хорошие деньги, между прочим. Ты хрен где такие заработаешь.
АНДРЕЙ. Хорошо.
ЖЕКА. Андрюх, спросить тебя хотел. А тебе для чего столько денег надо?
АНДРЕЙ. Дом на Парковой знаешь, где плакат висит?
ЖЕКА. Какой плакат?
АНДРЕЙ. «Спички детям не игрушка».
ЖЕКА. Ага, знаю. И чё?
АНДРЕЙ. Хочу вместо этого облезлого плаката мурал нарисовать.
ЖЕКА. Мурал – это граффити, что ли?
АНДРЕЙ. Да, только красивое.
ЖЕКА. А какое граффити?
АНДРЕЙ. Хочу, чтобы там был корабль с алыми парусами, а не этот одноглазый ребёнок со спичками.
ЖЕКА. Да, циклопчик там страшненький висит. Значит, ты решил украсить весь наш серый сити цветными картинками?
АНДРЕЙ. Весь не получится, но вот одну стену точно надо поменять.
ЖЕКА. Ну, я думаю, что у тебя всё получится. Деньги тут хорошие. Главное, болтать поменьше и не палиться.
АНДРЕЙ. Ты же сам говорил, что тут всё через «Телеграм» и никто друг друга не знает.
ЖЕКА. Говорил. Но лишний раз рот не открывай. Понял?
АНДРЕЙ. Понял.
ЖЕКА. Держи пакетик. Я тебя сфоткаю.
АНДРЕЙ. Зачем?
ЖЕКА. На память.
Жека достаёт смартфон и снимает Андрея с пакетиком в руках.
АНДРЕЙ. Ну правда, зачем фотка?
ЖЕКА. А вдруг ты с порошком соскочишь? Он денег стоит, между прочим. А тут у меня будет твоя фотка на всякий случай. Паспорт матери принёс?
АНДРЕЙ. Принёс.
ЖЕКА. Разворачивай, где её фотка, и поднеси к лицу.
АНДРЕЙ. А мать-то тут при чём?
ЖЕКА. При том. У тебя-то паспорта ещё нет. За всё отвечают твои родители.
Андрей подносит паспорт к лицу. Жека снимает его с паспортом в руках.
АНДРЕЙ. Всё?
ЖЕКА. Всё. Сейчас я уйду. Вон у того забора лежит кирпич. Под ним – пакет. Пакет сразу спрячь. И тут, в округе, заложи два пакетика. Пришлёшь мне фотки. Понял?
АНДРЕЙ. Понял.
ЖЕКА. И не ссы. Всё будет нормально.
АНДРЕЙ. Да я не ссу. Ты про деньги не забудь. Я уже договорился с теми, кто рисовать будет.
ЖЕКА. Будут тебе деньги, не переживай. Триста рэ с каждой закладки. (Уходит.)
Андрей направляется к забору. Находит полиэтиленовый пакет, достаёт из него два пакетика, остатки прячет в рюкзак. Затем оглядывается. Делает две закладки, каждую фотографирует. Садится обратно на скамейку.
АНДРЕЙ. Действительно, ничего сложного.
Во двор входит Данила. Он видит Андрея и садится рядом с ним на скамейке. Мальчики здороваются.
АНДРЕЙ. Ты чего тут?
ДАНИЛА. С тренировки иду. А ты чего?
АНДРЕЙ. Да просто так сижу.
ДАНИЛА. Я узнал у ребят про мурал. Там разрешение надо будет состряпать, но они это сами сделают. Говорят, уже несколько стен рисовали в городе.
АНДРЕЙ. Здорово. И сколько чего?
ДАНИЛА. Сотка. В смысле сто тысяч. И краски твои.
АНДРЕЙ. Сотка? Это значит разделить. Получится триста тридцать примерно.
ДАНИЛА. Чего триста тридцать?
АНДРЕЙ. Неважно. Где-то за месяц-полтора наберу. Вместе с краской.
ДАНИЛА. Нормально. А где такие деньжищи дают?
АНДРЕЙ. Где надо. Потом расскажу.
В парк входят парень и девушка. Оба в чёрных очках. Они ищут закладку.
НАРКОМАНКА. Тут. Вот под кирпичом посмотри.
НАРКОМАН. Нету.
АНДРЕЙ. Чего это они? Может, пойдём?
ДАНИЛА. Да наркотики ищут. Около спортцентра их полно было, пока Михалыч не разогнал. Пообещал руки-ноги поломать.
НАРКОМАНКА. Вот фотка. Под деревом смотри. Кирпич в прошлый раз был.
НАРКОМАН. А что ты мне про кирпич говоришь? Дура.
НАРКОМАНКА. Сам дурак.
АНДРЕЙ. Ладно, я пойду, наверное.
ДАНИЛА. Ты домой?
НАРКОМАНКА. Вот тут. Это дерево.
НАРКОМАН. Нашёл.
АНДРЕЙ. Ага, домой.
ДАНИЛА. Я с тобой.
Наркоманы уходят.
ДАНИЛА. Ходят везде, ищут чего-то. Искатели.
АНДРЕЙ. Да ладно тебе. Это не наше дело.
ДАНИЛА. Всё равно неприятно.
АНДРЕЙ. Ой-ой-ой, какие мы нежные. Неприятно ему.
ДАНИЛА. Ладно, пошли.
Мальчики удаляются.

СЦЕНА ПЯТАЯ
Школьный класс. Начинается урок литературы.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Добрый день! Урока литературы сегодня не будет. Тихо! Тихо, я говорю! Точнее, урок будет, но это будет классный час. У нас в школе, а точнее, в классе случилось ЧП. Я только что от директора.
ДАНИЛА. Да мы уже в курсе.
НАТАША. Я не знаю.
АЛЁНА. Что случилось?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Тихо! Всё по порядку. Итак, ученик нашего класса Лапин Андрей отчислен из школы. Тихо! Дайте договорить!
ДАНИЛА. Так нельзя!
НАТАША. Ничего себе!
АЛЁНА. Что он сделал?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Андрей занимался распространением наркотиков. В городе давно уже действует банда наркодилеров, несколько человек было арестовано. За последний месяц от наркотиков погибло два человека и пятеро стали инвалидами. Один из погибших – ученик нашей школы, из десятого «Б». Вы помните, похороны были две недели назад?
НАТАША. Так говорили, что сердце.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Родители говорили, что сердечный приступ, а на самом деле передозировка. Вот сердце и не выдержало.
АЛЁНА. Это не Андрей.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ещё раз повторяю. Я только что из кабинета директора. Андрей был непосредственным участником банды и занимался распространением наркотиков. Как несовершеннолетний он не может быть привлечён к уголовной ответственности. Сейчас он дома, под домашним арестом, если это можно так назвать.
ДАНИЛА. Его родители не выпускают.
НАТАША. Кошмар!
АЛЁНА. Я до него не могу дозвониться уже третий день. Я думала, заболел.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Пожалуйста, не все сразу! Тихо!
НАТАША. С ума сойти!
АЛЁНА (вскакивает). Он не мог! Андрей не мог! Он не такой! Как вы можете за спиной человека говорить про него гадости?
УЧИТЕЛЬНИЦА. Алёна, это не гадости. Это факты. Я тоже вначале не поверила.
ДАНИЛА. Это Алёна во всём виновата.
НАТАША. Что?!
АЛЁНА. Кто? Я?!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Даня, при чём тут Алёна?
ДАНИЛА (встаёт). Андрей ни при чём. Ему деньги были нужны. Он это из-за Алёны всё.
НАТАША. Ты дурак?
АЛЁНА. Тихо! Тихо все! Говори.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Алёнушка, успокойся.
АЛЁНА. Я спокойна.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Данила, какие деньги?
ДАНИЛА. Большие. Два месяца назад урок у нас был – «Алые паруса». Алёна прям целыми днями про эти паруса говорила. Вот Андрюха и решил ей подарить эту дурацкую сказку.
НАТАША. В смысле «подарить»? Парусник?
ДАНИЛА. Да не парусник. На одном доме есть громадный плакат про спички, а мы договорились, что ребята из художественной школы там мурал нарисуют с парусником. У Алёнки окна как раз на эту стену выходят.
НАТАША. Блин...
АЛЁНА. Это неправда! Я его не просила!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Даня, ты откуда всё это знаешь?
ДАНИЛА. Он мне сам рассказал. Это дорого стоит. Вначале сто, потом сто пятьдесят, потому что там площадь большая. Плюс горное оборудование, плюс краски. И разрешение на это надо было. Там целая история! Стену на доме покрасить – это вам не старушку через дорогу перевести.
НАТАША. Так ты знал про наркоту?
ДАНИЛА. Нет. Я стал догадываться в последнее время, но я не знал. Мы только про этот проклятый плакат и разговаривали. Андрей всё про Алёну думал: как она проснётся и увидит, что она скажет, как здорово будет.
АЛЁНА. Я не знала.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Алёна, тебя никто не обвиняет.
ДАНИЛА. Это она во всём виновата, она. Из-за неё Андрей стал наркотики продавать, из-за этих дурацких алых парусов.
НАТАША. Она не виновата!
АЛЁНА. Я ничего не знала.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Даня, замолчи, замолчи! Как ты смеешь так говорить?
ДАНИЛА. А у нас свобода слова. Вы же нас сами учили: про любовь, про всё такое, что надо добиваться своего.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Я не учила вас продавать наркотики. Я этому вас не учила. Я вас учила быть правильными, читать книги, ведь в книгах много хорошего. Я вас не учила убивать людей. Книги учат любить людей. «Алые паруса» Александра Грина – это повесть о любви, о том, как из обыденности можно сделать сказку.
ДАНИЛА. Вот Лапин и решил сделать сказку. Только для сказки деньги нужны. Деньги вообще всегда нужны. Вы что, думаете, так просто с девочкой пойти в фастфудик посидеть? По-вашему, это бесплатно? Не меньше штуки, а штуки на полу не валяются. Мне вот мои карманные деньги дают. Немного, но дают. А Лапину некому давать.
НАТАША. Перестань называть его по фамилии. Он же твой друг.
ДАНИЛА. Друг. Друг-наркоман. Мы с ним в военное хотели поступать после школы, а теперь его не то что в военное, его вообще никуда не примут. В школу-интернат для трудных подростков сдадут.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Даня, прекрати.
ДАНИЛА. А я чего? Я ничего. Вы тут со своими уроками литературы вообще от жизни оторвались. Какие-то паруса, какие-то Греи. А откуда у этого Грея бабло? Чем его семья занималась, что такие деньжищи заработала? Может, тоже наркотики продавали. Или рабов (раньше это была хорошая тема).
АЛЁНА. Даня, замолчи.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Данила, Алёна не виновата. Никто твоего друга не заставлял делать то, что он делал.
ДАНИЛА. А у вас никто не виноват. Просто мальчик влюбился в девочку и захотел показать ей свою любовь. Начитался ваших дурацких книжек, и всё – школа-интернат.
НАТАША. Вы оба идиоты. И Андрей, и ты.
АЛЁНА. Я не виновата ни в чём. При чём тут «Алые паруса»?
УЧИТЕЛЬНИЦА. А давайте спросим у всего класса, виновата Алёна или нет. И ты, Данила, сейчас увидишь, что ты единственный, кто так думает.
ДАНИЛА. Давайте.
НАТАША. Голосование, что ли?
АЛЁНА. Я не виновата.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Итак, кто считает Алёну виноватой в том, что Андрей стал продавать наркотики, поднимите, пожалуйста, руки.
В классе поднимается примерно половина рук.
ДАНИЛА. Ну, что я говорил?
НАТАША. Да вы с ума сошли!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ребята, вы правда так думаете?
ДАНИЛА. Я десятку за краску отдал, как дурак. Десять тысяч на алую краску. Взаймы. Только кто мне теперь вернёт?
НАТАША. Вы все сволочи! Вы фашисты! И ты, Даня. Ты гад!
УЧИТЕЛЬНИЦА. Наташа, не надо так говорить.
ДАНИЛА. И что теперь будет?
АЛЁНА. Я не виновата.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Ничего не будет. Андрей в школе больше не появится. Мы же и дальше будем читать книги. Не просто читать, а ещё и думать над прочитанным. Думать и размышлять. И не делать ошибок, которые могут нам испортить всю жизнь.
Алёна падает на парту и начинает плакать.
НАТАША. Не плачь.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Так, всё, урок закончен. И собрание тоже. Я от вас, если честно, этого не ожидала.
ДАНИЛА. Я вообще ничего плохого не делал. Я деньги на краски дал. Взаймы.
НАТАША. Да заткнись ты!
АЛЁНА. Он не мог так. Не мог.
УЧИТЕЛЬНИЦА. Алёнушка, успокойся. Дети, потихоньку выходим из класса. Даня, принеси воды.
Дети встают и покидают класс. В нём остаются учительница, Наташа и Алёна за партой.

СЦЕНА ШЕСТАЯ
Комната Алёны. Девочка сидит на кровати. Мама – рядом с ней.
АЛЁНА. Я не пойду в школу.
МАМА. Ты не можешь целыми днями сидеть дома. Тебе надо учиться.
АЛЁНА. Я сегодня никуда не пойду.
МАМА. А когда пойдёшь?
АЛЁНА. Завтра пойду.
МАМА. А сегодня?
АЛЁНА. Звонил Данька. Сказал, что ко мне сегодня Андрей придёт.
МАМА. Ты же говорила, что ненавидишь Даню.
АЛЁНА. Он извинился. Сказал, что был неправ из-за десятки и что ему эта дурацкая идея с алыми парусами понравилась.
МАМА. Так. Андрей один придёт?
АЛЁНА. Один.
МАМА. Я буду присутствовать при вашем разговоре.
АЛЁНА. Нет.
МАМА. Почему? Я сейчас отцу позвоню.
АЛЁНА. Не надо. Ты же знаешь папу. Он вообще никого в дом не пустит и не выпустит, а мне надо поговорить с Андреем. Ты не бойся. Я уже говорила: я не наркоманка. Я вообще не знаю, как они выглядят, эти наркотики. Андрей мне ничего продавать не будет.
МАМА. Тогда я буду рядом, в кухне. Хочешь блинчиков со сметаной?
АЛЁНА. Хочу.
МАМА. Вот и хорошо. Ты, если что, меня позови.
АЛЁНА. Только ты не подслушивай.
МАМА. Я никогда не подслушиваю.
АЛЁНА. А папу?
МАМА (встаёт). Папа – это другое.
В это время раздаётся дверной звонок. Мама садится, затем опять встаёт. Выходит из комнаты и возвращается с Андреем.
АНДРЕЙ. Привет!
АЛЁНА. Привет!
МАМА (выходя). Я на кухне. Блинчики буду жарить.
АНДРЕЙ. Я завтра уезжаю.
АЛЁНА. Куда?
АНДРЕЙ. В Гродно.
АЛЁНА. А это где?
АНДРЕЙ. Там мой отец живёт. Мама сказала, что мне надо с ним пожить, потому что тут мне не вариант, в нормальную школу меня не возьмут.
АЛЁНА. А разве есть такой закон?
АНДРЕЙ. Нет, наверное, но меня не возьмут никуда. Мама сказала, что у меня клеймо, поэтому мне надо поехать в другую страну и начать новую жизнь.
АЛЁНА. Понятно.
АНДРЕЙ. Срок мне не дадут, потому что я неподсуден, но вот на учёт поставили и прочее. В общем, уезжаю я. Новая жизнь.
АЛЁНА. А я?
АНДРЕЙ. Мы можем переписываться.
АЛЁНА. А эти дни чего не писал?
АНДРЕЙ. У меня телефон отобрали. Улика. А новый мне мать не купила.
АЛЁНА. Ясно.
АНДРЕЙ. Хреново, конечно, получилось. Я уже почти все деньги собрал, должны были уже нарисовать всё. А теперь «Детям спички не игрушка» будет дальше висеть. Хотя разрешение есть. Может, и снимут эти «спички».
АЛЁНА. А зачем всё это?
АНДРЕЙ. Что «это»?
АЛЁНА. Зачем ты всё это делал?
АНДРЕЙ. Чтобы тебе понравилось. Неужели непонятно?
АЛЁНА. Чтобы понравилось – это понятно. Но почему ты наркоту продавал?
АНДРЕЙ. А что я должен был продавать?
АЛЁНА. Не знаю. Но не наркотики же! Это же плохо. От этого люди умирают. Если бы не твой возраст, ты бы в тюрьму сел.
АНДРЕЙ. Я это делал из-за тебя.
АЛЁНА. Продавал наркотики из-за меня?
АНДРЕЙ. Да.
АЛЁНА. Но я тебя об этом не просила!
АНДРЕЙ. Не просила. И что, теперь мне из окошка выпрыгнуть?
АЛЁНА. Не надо из окошка.
АНДРЕЙ. Хорошо, не буду.
АЛЁНА. А ты зачем пришёл?
АНДРЕЙ. Увидеть тебя перед отъездом.
АЛЁНА. Увидел?
АНДРЕЙ. Увидел.
АЛЁНА. Всё?
АНДРЕЙ. Да. Можно я тебя поцелую? На прощанье.
АЛЁНА. Нет.
АНДРЕЙ. Почему?
АЛЁНА. Не знаю. Но не надо меня целовать. И ты это... не пиши мне. Не надо мне писать, не надо.
АНДРЕЙ. Я тебя люблю.
АЛЁНА. Нет, нет. Тебе слишком мало лет для любви. Ты ещё маленький. Ты не можешь любить. У тебя для любви неподсудный возраст.
АНДРЕЙ. Это всё из-за тебя. Я всё это для тебя делал – закладки, пакетики эти. Ты не понимаешь? Всё для тебя, чтобы ты проснулась, а за окном – алые паруса.
АЛЁНА. Езжай в своё Гродно. Ты прав: тут тебе нечего делать, ты тут человека убил.
АНДРЕЙ. Это всё из-за тебя.
АЛЁНА. Уходи.
АНДРЕЙ. Я всё равно тебе буду писать. Данька меня не бросил. Его родители не пускают, а он всё равно ко мне приходит.
АЛЁНА (кричит). Уходи!
Андрей уходит. Алёна открывает окно. В комнату вбегает мама со стаканом воды.
МАМА. Алёнушка, ты чего? Отойди от окна. Зачем?
АЛЁНА. Да не буду я. Ну что ты глупости какие-то придумываешь?
МАМА. От окна отойди. Чего ты там не видела?
АЛЁНА. Плаката я не видела. «Спички детям не игрушка».
МАМА. Да он тут всю жизнь висит.
АЛЁНА. Висит... Мама!
МАМА. Что, моё солнышко?
АЛЁНА. Мама, мне больно.
Мама обнимает дочь. Даёт ей таблетку и попить воды.
МАМА. Это бывает. Вот успокоительное на травках, попей.
АЛЁНА. И у тебя было? Больно было?
МАМА. Было. Было и прошло.
АЛЁНА. И теперь не болит?
МАМА. Не болит.
АЛЁНА. Почему?
МАМА. Потому что у меня есть твой папа. Ты же знаешь, папа поцелует, и вся боль уходит.
АЛЁНА. Да. Он раньше мне пальчик целовал, и пальчик не болел. Я думала, он волшебник.
МАМА. Всё у тебя будет хорошо, как в сказке.
АЛЁНА. В сказках всё врут.
МАМА. Врут, но немного.
АЛЁНА. Мне больно. Я во всём виновата. Я ничего не делала, и оказалась во всём виновата. Это неправильно.
МАМА. Ты ни в чём не виновата. Ты у меня умничка. Просто люди, когда что-то сделают плохое, не хотят даже думать, что это их вина, что это они накосячили. Ты ложись, полежи.
АЛЁНА. Да.
МАМА. Поэтому люди и перекладывают вину на других. Ведь проще всего сказать, что «это не я, а кто-то другой». Проще всего подлость оправдать чем-то благородным, правильным. Не обращай внимания на людей. Просто живи правильно, и всё.
АЛЁНА. Но мне всё равно больно.
МАМА. Это пройдёт. Всё проходит: и боль, и предательство. Вон, Елена Олеговна твоя звонила сегодня, на рыбалку звала, а ведь два года назад чёрная ходила, жить не хотела. Всё прошло. И у тебя всё пройдёт. Ты спишь?
Она укрывает дочку одеялом. Звонит телефон.
МАМА (берёт трубку). Алло, Даня? Здравствуй. Алёна сейчас не может подойти. Да. Погоди, те ребята, которые вам парусник рисовать хотели, у тебя есть их контакты? А сколько по деньгам? Сколько? Однако... В общем, сбрось мне их телефон. Не на Алёнин, а на мой. Мой знаешь? Откуда? А, родительский чат. Понятно. А что ты делаешь в родительском чате? Ты там под каким ником? Я всё равно узнаю. Ладно, скидывай контакты своих художников. Что? Да плевать мне на твоего Андрея. Ты мне сделай то, что я прошу. До свидания!
Она кладёт трубку. Некоторое время стоит в задумчивости. Подходит к окну. Набирает номер.
МАМА. Привет, любимый. Да. Был. Говорили. Не знаю. Я же обещала не подслушивать. Да всё нормально. Она спит. Переволновалась. Всё с ней будет хорошо. Я потом расскажу, как всё прошло. Да я не подслушивала, но они говорили громко, и я всё слышала. Да. Послушай меня, мне нужны деньги. Нет, не на сумочку. Больше. Нет, не на шубу. У меня есть шуба. И машина у нас есть. Не гадай. Скажу, конечно. Не сейчас, не по телефону. Но деньги нужны для нас, для семьи, для Алёны. Вечером. Всё вечером. Приезжай. Люблю. Целую. (вешает трубку, подходит к окну) Кстати, да. Очень даже тут корабль с алыми парусами будет смотреться. И даже из нашей спальни будет видно. А спички детям не игрушка.

(Занавес)

Вадим Фёдоров, 2024
www.vadimfedorov.eu
+79269666706