З. К. Пряхина. - Верность поэзии

Сергей Цух
       Воспоминания о Пряхиной Зое Кузьминичне - учителе Мокроусской средней  школе №1 Саратовской области, Герое Социалистического Труда.


    - Любила ли она поэзию?
    - О чем Вы спрашиваете – безусловно! С  ностальгией по чему то несбыточному,  сакральному  и  святому.
    Кого персонально? – Да, многих: современников, фронтовиков, «властителей дум» серебряного века, иных ушедших и здравствующих.
    - Отдавала ли кому то особое предпочтение? 
    - Пушкин, Лермонтов, Есенин, Цветаева, Рождественский, Евтушенко, руководствуясь  в безграничном море культурного наследия  не только обязательными «именами», хотя по большому счету - это же  её  работа, а чем - то иным -  глубоко осознанным и выстраданным.  Немаловажно – сложившийся   вкус, тонкое  обаяние мира, в котором  зарождалось  таинство. «Новинки» черпала в   журналах.  Заводила специальные папки, картотеки, выписывала  стихи на  листочках из старых тетрадей.    Фиксировала: как  различные группы детей и подростков   относятся  к  конкретному автору. Настоящая исследовательская  лаборатория.
     «Литературная газета» в то время считалась неким компасом  для интеллигенции.  Доставка с почты -  по четвергам. А далее – увлекательная экскурсия   от первой до шестнадцатой  страницы,  с непременным обменом  мнений с коллегами и друзьями.
     Неосознанно  стало традицией – проведение творческих мероприятий. Прежде всего, в школе. Предварительно, шло обсуждение относительно репертуара, содержательной части.
     -  Ученики предлагали ли что - то  свое?
     - Обязательно.  И даже приносили  с некой   тайной,  раскрывая    сокровенное,    впервые делясь  при встрече, ожидая совета, а не приговора.
     Иногда не соглашалась, порой приветствовала.  Не давила авторитетом, пытаясь донести:             
     - Прикасаться  нельзя, безвкусица. Понятие - нравится,  еще не критерий для того, чтобы прозвучало в широкой аудитории.
     - Обратила внимание не только ты, но и подружки? Замечательно, что проявляете интерес,  вкладывая частичку своего сердца, находите суть и умеете выразить. Получиться обязательно. Верю. 
     - Вам  по душе «про любовь»? И мне тоже. Настоящий праздник, который ждешь не только весной.
     Но в  её "романтическом возрасте", полыхала  страшная война, и заботы оказывались иными, более приземлёнными.
    - Получалось ли у них по - настоящему?
    - Судя по оставленным рукописям,  часто. Скорее всего, другое считалось важным. Оказаться причастным, вовлеченным в духовное пространство – вот где пролегала тропа к «освоению»  возможностей человека.
     Многие ли школьники знают сейчас  наизусть  хотя бы минимум  из стандартной  программы? У нее - естественный процесс без уговоров и  сумбурных призывов. Иногда просто стучали в дверь с какой - то книгой или журналом, с юношеской робостью,  стесняясь от кажущейся нелепости обращения:
    - Вот нашла, как  думаете - стоящая вещь?
    Шел разбор, обсуждался уровень проникновения в тему. Отсюда возникал взаимный интерес к литературоведению:  когда и в связи с чем  написано произведение, какова  последующая судьба, где печаталось. А  если кому то посвящалось - узнать больше о персоналии.  Конечно, увлеченность наставника,  передаётся и  другим. Пусть не всем. Априори, не каждый склонен к высокопарным путешествиям, познанию драм и высот  слова. Но созданная атмосфера взаимного доверительного пространства просто не могла оставить равнодушными окружающих.
     Тогда почти никто не знал о таком понятии в психологии как «коллективное бессознательное».  Но когда на уроках большинство говорит о  полюбившемся поэте, возникает объединяющий всех  дружеский союз.   Волей неволей впитываются позитивные флюиды. Думаю, что подобным приемам её не готовили  ни в вузовских аудиториях, ни  на курсах повышения квалификации. Воспринимала каким - то  внутренним естеством  - что и как надо делать. Данная профессия не ремесло, а служение, высшей пробы  со своей дорогой, ошибками, успехами и радостями.
      О  различных коллизиях старалась делать записи в специальный  дневник, эмоционально, со своим  личностным отношением к тому,  что происходило.
      В один из воскресных дней  спросила:
    - А знаешь, что Сергей Есенин долгое время считался  запрещенным? И когда - то  в учительском институте, за хранение  его произведений  могли лишить свободы?
      На моем лице возникло недоумение: 
    – Шутка?  Неужели такое возможно?
    - А вот представь!  И некоторые  студенты - однокурсники,  пострадали.
    - Почему?   Что там нашли противоестественного?
    - Криминально, ничего, а вот отступление от принципа партийности – предмет опасный для того времени.  И книги опального гения  в студенческой  библиотеке выдавались только по специальному допуску.
      Мы еще долго разговаривали, каждый затрагивая свой опыт отношения к   советским классикам.
      В  конце шестидесятых совсем рядом открыли кафе «Колос». Иногда здесь проводились  вечерние молодежные встречи под эгидой райкома комсомола. Однажды  пригасили, предложив самой выбрать тему.
     - Какое согласие? Здорово!  Ну, конечно, обожаемый Есенин. 
     - А можно с тобой? - Скромно попросился  без всякой надежды, опасаясь, что окажусь там обузой. Совсем наоборот.
       Не занятых мест оказалось мало,  только в самом углу. Какая же это свобода - ощущать себя счастливым  взрослым, которому всего-то 12 лет, находясь  в атмосфере наслаждения, и не мешать никому. 
       Пришел и её класс,  как же иначе. Читали, спорили - конкретно и отвлеченно. Декламировала, по памяти, много. Даже не догадывался - сколько  знает. Потом спросил:
      - Готовилась специально к вечеру? 
      - А вот и  нет. Просто не равнодушна с юности и всё. Разве этого мало? Не в тягость же - в наслаждение.
        Подумалось – у других матери, наверное, пирожки пекут,  моя – совсем другая. Но делать подобное тоже успевала  и даже лучше других.
        В те далекие годы   всегда мучил вопрос:  умеет ли  сама писать, если так предана волнующей её стихии, разбираясь  в тонкостях  божественного промысла.  Никогда не спрашивал. Просто знал.  При подготовке к каким - то тематическим урокам часто набрасывала в блокноте столбиком рифмы.
        Случайно заметил -  перечеркнуто. С  досадой, отложив ручку, молча размышляла, иллюзорно всматриваясь в окно. 
      - Зависть – подобна поражению, - произнесла как - то в диалоге, -  но с таким трепетом отношусь к людям у кого есть великий дар. Всё понял, без расспросов и пояснений. И только на мой день рождения на праздничной открытке оставляла дружественные лирические пожелания с художественными смыслами  безмятежной благодарности.
        Спорили ли  дома? Непременно, и даже часто. Я оказался  уже в другой эпохе, как говориться:  «Из не поротого поколения». Восхищался  Андреем Вознесенским, которого часто печатали в журнале «Юность».  Жаль, но у неё восприятие оказалось иным, более консервативным. О вкусах не спорят.  Линия таланта - субстанция тонкая. Новаторские  подходы  не могли  оставить  равнодушным окружающий мир: одни  ругали, другие превозносили как яркое явление. Возникающий  семейный диспут, только скромный: дуэль двоих. Но в итоге выстрелы шли  в  воздух – без поражения.  К удовольствию обоих, не врагов, а мечтателей с пониманием того, что у каждого  свои кумиры и даже небожители.
         Так случилось -  в местном книжном магазине   предложили купить трехтомник  Вознесенского в бархатном переплете.  Стоил безумно дорого на фоне  галопирующей инфляции и всеобщего экономического обвала. Взяла  и подарила  к юбилею. Видимо,  уже возник взаимный компромисс и осознание глубоких изменений во всех сферах человеческих отношений.
         В  августе 2021 года  в Саратове у меня состоялся первый  авторский поэтический вечер, связанный с годовщиной депортации немцев Поволжья.  Приехали делегации со всей страны и из Германии тоже. Большой зал,  глубоко понимающая  тему аудитория. Слезы в глазах  присутствующих: слова материальны, в них вечность.
         В памятный  день матушки в зале не было. По одной веской  причине – она умерла 27 лет назад. Но  слышались и  ее аплодисменты - чувствовал это…

    


         НА СНИМКЕ:
   
    Пряхина Зоя Кузьминична(04.11.1927 – 05.12.1994).- "Знакомство с новой газетой".
    Мокроус Саратовская область.   
    Фото 1981г.
    Личный архив.