Почему в Турции не любят ваххабитов?

Магомед Мусаев 2
ПОЧЕМУ В ТУРЦИИ НЕ ЛЮБЯТ ВАХХАБИТОВ?

Ваххабитов не любят в странах с мусульманском населением практически везде где существует достаточно развитая собственная национальная культура и в которой отсутствует опыт прокоммунистического прошлого.Уточним, что,например, в Германии среди новообращённых ваххабизм может пользоваться популярностью опять таки по той же причине - немецкие (этнические немцы) мусульмане - люди без родины, собственную страну они ненавидят и презирают. Они лишены собственного мусульманского прошлого. Вероятно, большинство из них с усмешкой ответят, что они вовсе не "ваххабиты", а "салафиты", "чистый ислам", но это сути не меняет. Не признают ваххабитов даже в такой консервативной мусульманской стране как Афгъанистан. К таким настроениям афганцы пришли не сразу, но окончательно и бесповоротно. Любой ваххабит для афганского консервативного населения - враг, без разницы вообще о чём бы он ни говорил. У пуштунов своё направление -Теобанди. Отношение между афганцами и салафитами из числа одной из запрещённых в РФ организаций окончательно испортились после высокомерных и хамских высказываний в Багдаде по поводу Моллы Муhаммада Омара. Хамить и нести высокомерный вздор оскорбительного содержания в адрес уважаемых многими в исламском мире деятелей  - сам по себе ваххабитский почерк.


Ни в Турции, ни в Афгъанистане у ваххабизма абсолютно нет никакого будущего. В лучшем случае ваххабитов могут просто терпеть под туманным покровом неких "исламских фундаменталистов", не уточняя конкретно их идейно-политическую ориентацию.

Причины,на наш взгляд, следующие:

1. В Турции - ислам это социальный и национальный протест. Как писал, например, лидер Партии Нацционалистического Движения (ПНД) Альпарслан Тюркеш в 60 гг.: "Что такое современная Турция? Пустые желудки, деревни во мгле, шестилетние дети работающие на полях и вместе с тем бездумное веселье других, оплаченное миллионнами лир на выпивку. Я призываю вас не к грошовой демократии где нет места нравственности, а к добродетели ислама. К единству и братству на пути Аллаhа". Второй его излюбленной темой являлось "избавление от византийской болезни",под которой подразумевались подлость, продажность, корыстолюбие, эгоизм. В огромной степени прослеживалось сфокусированность на однобоком и далеко не всегда научно выверенном историческом прошлом:"Мы должны создать прежнюю великую 100 миллионную Турцию, превратить её в передовую страну, освободить миллионы тюрок из под ига неверных". Его противники слыша эти слова просто крутили пальцем у виска:" какую ещё стомиллионую Турцию? Страна просто развалится". И в ответ цитировали Ататюрка: "Юртта сулh, джиhанда сулh"( мир в стране и во всём мире). Как предпологалось решить проблемы? Через заимствованную из итало-фашистской программы Муссолини - создания корпоративной системы с их фашистскими профсоюзами. Концепция предусматривала уделение внимания прежде всего тяжёлой промышленности, станкостроению и во всём с опорой на собственные силы. Ключевыми словами являлись "прыжок через века" и "турецко-исламский синтез" (тюрк-ислам сентэзи). Отдельно оговаривалось, что "Никакие иностранцы ничему нас не научат. Те кто родился и вырос за пределами Турции не понимает наших проблем. За нашими спинами нет никого кроме великой турецкой нации". Весь этот программный "тюркешизм" содержится в его работе "Докуз ышык. Милли доктрин" (Девять лучей. Национальная доктрина).

2. На книжных прилавках Турции в избытке изданий посвящённых исламу, тюркской истории и Османской империи. Если на них проставлена печать "Общество Ататюрка", то цены на них снижены на 30 %. Чуть ли ни все турецкие энциклопедические издания, словари и пр. отмечены этой печатью. Турецкая интеллигенция - люди начитанные. Если вы попытаетесь что-либо оспорить, то утоните в бесконечной говорильне собеседника,причём на богатом исламской терминологией турецком языке. Вас втянут в обсуждение какого-нибудь трёхтомника Ахмеда Каваклы, цветистых статей в сборниках Сезаи Каракоч и пр.,а когда вы заявите, что они для вас пустое место, то сделав паузу спросят: " А что и Сейид Кутб тоже для вас пустое место?" Здесь вам уже крыть нечем. Это -тупик. Под конец вам выложат без обиняков, что "Саудия - ожиревшая от дармовых нефтянных денег шлюшка США, которой дела нет до страданий мусульманской уммы. Саудия не вправе кого-либо чему-либо учить, потому что это антиисламская диктатура с погрязшими в распутстве и разврате самопровозглашёнными королями". Если собеседник увидит ваше удивлённое лицо, то вам тут-же протянут ксерокопию какой-нибудь статьи с хлёстким заголовком о продажности и ничтожестве саудидов.

Поэтому вдохновляться ваххабизмом можно разве что в Дагъестане, Крыму, Ташкенте или Татарстане, где низок уровень знаний, отсутствуют нужные издания, где никаких сейид кутбов вы не найдёте и сам ваш родной язык, средствами которого вы попытаесь что-либо выразить -окажется жалок. Турецкие противники ваххабизма разобьют ваши проваххабитские доводы в два счёта. Уложат вас на обе лопатки спокойно, уверенно и без истерики.

3. Чем так раздражают турок ваххабиты?

Во-первых, в Турции присутствует высокая городская мусульманская культура. И все - люди свободные, сами себе хозяива. Никто не потерпит вашего вмешательства в жизнь граждан. Им плевать на ваши или чьи-либо запреты. Не нравится- проваливай!

Во-вторых, мусульмане-сунниты привыкли чувствовать себя народом господ и никогда не согласятся с тем, чтобы какая-то просаудидская группа ставила себя выше, что они якобы более знающие, более происламские, более правильные.

В третьих, турки об арабах вообще низкого мнения. История Османской империи даёт мало примеров когда бы арабы в составе Османской армии воевали хорошо.

4. И самое главное... За ваххабитами тянется грязный шлейф предательства. Это история, связанная с деятельностью британского шпиона Лоуренса Аравийского.

Единственно реально сильный ваххабитский козырь - неприятие памятников одушевлённым существам. По этому поводу с вами спорить не станут- да, это элемент идолопоклонства из нашего кемалистского прошлого и настоящего. Да, этому следует однажды положить конец и демонтировать в первую очередь скульптуры Ататюрка. Когда-нибудь мы так и поступим. С навязанным нам идолопоклонством следует расстаться.

Для турок ваххабиты - наиболее реакционная часть шариатистов (шериатчи), которым до всего есть дело и которые желают всё запретить, с чем, естественно, не согласно подавляющее большинство турок. Все эти запреты, по их мнению, могут отправить на дно экономику страны. Страна-говорят они - в конечном счёте благодаря шариатистам окажется на обочине дороги со всякими странами-изгоями. В Турции - демократия, если какая-то партия начнёт вводить запреты, то за неё банально  не проголосуют на очередных выборах и никому такой результат "усиления исламских позиций" в стране не нужен.

В Турции вообще избегают употребления термина "исламский". Это идёт ещё со времён Ататюрка. Термин "исламский" заменяют каким-нибудь эвфемизмом. В Турции издаётся всего один журнал в названии которого присутствует слово "ислам". Турки с этим давно свыклись и считают вполне нормальным не впутывать в политику религию, по крайней в названия и обозначения тех или иных полит. групп и движений. Турецкий стиль - больше полутонов и меньше ничем не подкреплённых деклараций. Уклончивое обозначение, отсутствие прямых указаний, скрытый смысл,который порой понятен лишь посвящённым - старая мусульманская традиция. В Османской империи с её суфийскими традициями считалось признаком плохого тона вываливать всё то, что скорее следует держать на уме и изъясняться уклончиво - умный намёки поймёт, а перед глупым "прогибаться" не стоит..