Страсти Христовы. Арест Иисуса Христа

Игорь Лощинин
Термин « Страсти Христовы» в христианской церковной традиции означает неделю череды духовных и физических  страданий , перенесённых Иисусом Христом в последние дни земной жизни  от момента входа  в Иерусалим до Великой пятницы, в первую очередь, — событий, связанных с   арестом, судом и распятием. Исследование этих  вопросов может  дать информацию для  поиска и реконструкции образа Исторического Иисуса.

    Хронология последней недели жизни Иисуса.

    Первый день: Иисус входит в город ,осматривает Храм и ночует после этого в Вифании( http://proza.ru/2024/02/19/1033).
    Второй день: Изгнание торговцев из Храма. Эпизод с неплодоносящей смоковницей
(http://proza.ru/2024/02/19/1837;  http://proza.ru/2024/02/21/1264).
    Третий день: Споры Иисуса с книжниками и фарисеями в Иерусалимском Храме
( http://proza.ru/2024/02/20/1795; http://proza.ru/2024/02/15/1520).
    Четвертый день:  Вожди народа принимают решение о том, что Иисус  должен умереть. Иуда предает Иисуса
( http://proza.ru/2024/02/24/1685).
    Пятый день : Тайная Вечеря.Гефсимания.Арест Иисуса
    ( http://proza.ru/2024/02/22/61; http://proza.ru/     Шестой день ( Великая Пятница») : Суд,  Распятие, смерть  на кресте.

               
Можно предположить, что понимание Иисусом  своего пути на Голгофу было сосредоточено на моменте самопожертвования.  Ценой собственной жизни, приносимой как искупительная жертва , Он желал разрушить власть греха, препятствующую наступлению Царства Божьего.
Однако,чтобы встать уверенно на этот Путь,  Иисусу  пришлось пройти  мучительное «молитвенное борение». Он мог бы еще бежать под покровом ночи, однако, не использовал эту возможность.

Многие ученые считают, что образ терзающегося Иисуса в Гефсимании восходит к реальным событиям, скорее всего, воспоминаниям Петра,который позднее не замалчивал  ни своей слабости, ни слабости других учеников. У Иоанна  эта сцена отсутствует. Иисус идет на смерть   непоколебимо и уверенно . Только в Ин 12;27 есть намек на сомнения  Иисуса: «Теперь душа Моя смущена, и что Мне сказать? Отче, спаси Меня от часа сего; но ради этого Я пришел, на час сей.(«Ин 12:27).
«И впав в томление, усиленнее молился; и сделался пот Его, как капли крови, падающие на землю.»( Лк 22:44).
Он молится, чтобы этот час надвигающейся пытки и чаша жестокой смерти были удалены от Него. И все же Он отдает себя: "но не то, чего Я хочу, а то, чего Ты хочешь."

И  пока Иисус еще говорил, приходит Иуда и с ним большая толпа людей с мечами и кольям.
Вот как описывает арест Иисуса евангелист Марк.
«Кончено, пришел час;  вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
 Вставайте, идем. Вот, предающий Меня близко.
И тотчас, пока Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
 А предающий Его дал им условный знак, сказав: Кого я поцелую. Он и есть; возьмите Его и ведите под надежной стражей.
И придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! и поцеловал Его.
Они же наложили руки на Него и взяли Его.
А один из стоявших тут, выхватив меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо.
И сказал им Иисус в ответ: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями задержать Меня;
каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не взяли Меня; но да исполнятся Писания.
И оставив Его, бежали все» ( Мк 14:41-50)

Вопреки изображению Иоанна, в аресте Иисуса, согласно синоптикам,   римские войска не участвовали.
Иоанн же говорит не только о «служителях» (рабах) первосвященников и фарисеев, но и о «когорте» :
«Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его»,(Ин 18:12)
Иуда, «сын погибели» (Ин 17:12), не  предает у Иоанна Иисуса  поцелуем ; ученики не бегут. Иисус сам идет навстречу толпе  и сдается добровольно, защищая учеников: « Итак, если Меня ищете, оставьте этих, пусть идут.»(Ин 18:8)
Один из учеников (вероятно, Петр) спрашивает, не ударить ли мечом . Иисус отвечает призывом: «Возврати меч  твой в его место, ибо все взявшие меч, от менча и погибнут». Так «должно быть», чтобы «сбылись Писания.».
У Матфея Иисус произносит слова, говорящие о том, что Он не бессилен , чтобы оказать сопротивление, но  отказывается от этого :«Или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов? Как же исполнятся Писания, что это должно произойти?»(Мф 26:53)

    Кто и почему мог дать приказ об аресте Иисуса?

Римляне законодательно запрещали собрания, тем более, массовые, по любым поводам, не говоря про политически окрашенные.
О  въезде Иисуса  в Иерусалим в сопровождении массы сторонников не могло не стать немедленно известным как иудейским, так и римским властям.
Понтий Пилат относился с большим подозрением к каждому проповеднику,пользовавшемуся влиянием в народе. Зная свободолюбивый нрав иудеев и их неприятие власти язычников, он не без основания опасался, что любое религиозное движение может рано или поздно перерасти в антиримское восстание.До него дошли слухи что Иисус и есть тот самый Мессия, который должен изгнать римлян из Иудеи.

Иисус был чрезвычайно популярный проповедник, собирающий тысячные толпы, а значит, имеющий политическое влияние, которое , могло легко  спровоцировать бунт . Его разумно убрать , чтобы улица не загорелась очередным мятежом.
Въезд в Иисуса в Иерусалим, эта фанатичная толпа с криками «Да здравствует царь Израиля!» был опасно провоцирующим,публичным вызовом властям — еврейским и римским, и это понимали окружающие (Ин12:19).Сам Иисус не только терпел, Он поощрял эту процессию сопровождавших Его вступление в город как Мессии Израиля, принимал почести и титул (Лк 19:39-40)
Его въезд на ослице  в Иерусалим можно было рассматривать как акцию утверждения в статусе Мессии, Царя Иудейского, как акт восстания. Раз атрибутируется въезд царя Израиля, значит власти кесаря пришёл конец . Не может быть двух правителей в Иудее.
Что  могли означать призывы к Царству Бога для римлян?  -Ни одно «Царство» , никакой иной царь невозможны, пока есть другой царь- Божественный император Рима.
 Смысл послания Иисуса , обращенного к жителям города,  можно было понять так : долгожданный Мессия — истинный Царь Иудейский — пришел, чтобы освободить Израиль из рабства.

Как предполагают некоторые исследователи, вероятно, Пилат потребовал от начальника римского гарнизона в Иерусалиме и от первосвященника Каиафы схватить и доставить к нему на допрос «Иудейского царя».
Надо заметить, что в то самое время какой-то мятеж уже имел место. нескольких участников во главе с Вараввой были уже арестованы и приговорены к казни.

Первосвященник Каиафа, страшась всеобщего восстания иудеев и беспощадной реакции Рима, решил предотвратить эти несчастья, выдав Иисуса Понтию Пилату. И в то же время, нельзя было предпринимать никаких открытых действий против Иисуса, чтобы не толкнуть народ к мятежу: любой шаг мог привести к взрыву.
Согласно Евангелиям, Иисуса не могли схватить ни в Храме, ни на улицах Иерусалима из-за страха перед людьми, защищавшими Его (Мк12:12;Мф 21:46;Лк 22:2, 19:47-48).Каждый день промедления грозил народными волнениями и столкновениями с римлянами
Т.о. у Каиафы возникла идея пожертвовать Иисусом, чтобы предотвратить бедствие, которое могло грозить всему народу со стороны римской оккупационной власти.Верховный совет нёс ответственность за сохранение мира между еврейским населением и оккупационной армией. Но с др. сторны,эти «размышления» первосвященника можно толковать как фактический смертный приговор, вынесенный Иисусу советом..
Однако, при этом  нельзя игнорировать тот факт, что без приказа Пилата и без его выполнения римскими солдатами Иисус не был бы распят даже если бы весь народ Израиля пожелал это.
Таким образом, можно  придти к выводу, что устранение Иисуса было выгодно как  римским, так и иудейским властям.

Существенные различия в  описании ареста Иисуса   Иоанном и синоптикам   важны для ответа на вопрос: кто  отдал приказ об аресте Иисуса,  вожди иудейского народа или  римский прокуратор Понтий Пилат ?
Как  следует из  изображения  ареста Иоанном и синоптиками, только в первом случае принимали участие римские воины:«Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его»(Ин 18:12)
Направление римской когорты  свидетельствует о том, что намечался арест не одинокого бродячего проповедника, а достаточно большого числа вооруженных мятежников.

В Иерусалиме того времени имелись только формирования римских войск- когорты (oт 300 до 600 человек). Факт использования именно римских воинских частей, в репрессиях по отношению к Иисусу подтверждает Марк, называя офицера у креста "центурион"(Мк.15:39,45), что соответствует римским воинским формированиям. Кроме того, упоминание наличия мечей, у арестной команды (Мк 14:43), определённо говорит о присутствии римских солдат, поскольку по ночам разгуливать с мечами могли только римские солдаты или бунтовщики.
Т.е.  можно  сказать, что и Марк, вслед за Иоанном, подтверждает, что в военизированной операции по аресту Иисуса  могли участвовать римские солдаты.

Римская когорта проводит ночную операцию , идут с факелами и мечами, в полной готовности вступить в бой, что может означать, что они ожидали вооруженного сопротивления и готовились к массовым беспорядкам. Видимо, основания для столь масштабной акции у римлян были.
Синедрион никогда не имел власти над римским войском и не мог её иметь. В подчинении первосвященника могла быть только храмовая стража, с дубинами, юрисдикция которой ограничивалась территорией Храма.

Итак, наличие римских солдат при аресте, говорит о  его политической мотивировке .
Аверкий (Таушев) архиепископ  сообщает об аресте Иисуса Христа следующее:
«Все четыре Евангелиста согласно рассказывают об аресте Иисуса , причем каждый лишь привносит свои подробности, которые дополняют картину. По св. Иоанну, Иуда привел целую спиру, т.е. часть легиона, называемую когортой и состоящую из 1000 человек с тысяченачальником во главе, о котором особо упоминается в 12-м стихе, а также служителей от первосвященников и фарисеев. Хотя было полнолуние, толпа эта пришла с фонарями и факелами в предположении, что  Иисус может укрыться в потаенных местах сада. Воины были вооружены мечами, а слуги первосвященников — дрекольями. По-видимому, они ожидали возможности серьезного сопротивления».

Иногда возникают сомнения по поводу присутствия при аресте Иисуса когорты.
Флавий пишет : "римляне поставили на галерее храма когорту, так как они всегда имели обыкновение во время праздников держать войско под оружием, дабы предостерегать собравшийся народ от возмущения" (Иуд.Войн.2, 12-1)
Когорта обычно выступала   для усмирение волнений в городе и  присутствовала  при аресте Иисуса именно потому, что римляне ожидали встретить серьезное сопротивление.
 Арест Иисуса  состоялся после Его после "акции" в храме и также по подозрению в участии в мятеже.

Оккупационная администрация  должна была предпринять шаги, чтобы убрать популярного проповедника, за которым ходят многотысячные толпы, которого народ встречает, как своего царя.
 Для римлян, как и  для иудеев Храм и религия — это политический вопрос.
Кроме того , Храм –это место постоянного скопления экзальтированных паломников и фанатиков,  представляющих взрывоопасную среду.

    Итак,поскольку  при аресте Иисуса принимали участие «воины, тысяченачальник и служители иудейские» ( Ин18:3,12), можно предположить, что костяк отряда составляла не храмовая стража, а вооружённые римские воины во главе со своим командиром.Выводы о том, кто был инициатором взятия Иисуса под стражу:коллаборанты первосвященники или римляне,-расходятся. Однако, не оспаривается тот факт, что приказ римским солдатам об аресте мог исходить  только от военной администрации .
    Первосвященник не был для римского трибуна тем лицом, которое могло ему отдать приказ произвести арест нежелательного лица или просто попросить о содействии в аресте виновного перед римским судом еврея. Приказ об аресте обвиняемого мог отдать только прямой начальник трибуна – скорее всего, прокуратор Понтий Пилат. Но это значит, что Пилат заранее решил, что будет судить Иисуса. Тем более, что суд был назначен на утро: Пилат должен был заранее познакомиться с «делом», принять какое-то предварительное решение