Холод свободы... глава 4

Сергей Щепин-Ростовский
Щепинские рассказы. или Яшкины были.

семейная хроника-основанная на реальных событиях

                «ВСЕЯ ЗЕМЛИ РОСТОВСКЫЯ » - РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

"- Подвиги Князей Ростова и  народа ростовскаго, велики и беспримерны во времени, хотя при том как я зрю, ныне уже  рушится беспридельно право наше и  сословная лестница бытия града Ростова Великаго, как и наши поступки и жертвенность во имя Веры. Князья Ростовские, их имена благословенны и нерушимы в истории нашего люда и града Великага. Умение ими использовать в своих государевых делах  и цели всякаго, от хромого и слепого, от вора и палача, вне всяких похвал и разумения владыки нашего.        И хотя многие понимают из оного семени, что уходящая эпоха форпоста Веры ослабевает и неоднозначна во времени, ибо слишком живучи пустотелы в разуме враги наши и недруги чистильщики основ наших... Но знаю, что наступит скорое время справедливости и услады Духа нашего, и восхитят потомков и идущих за ними во след, дела наши, ибо бессменна Святость их и Вера  наша православная...   
игумен   Вассиан и переписчик трудов его, по причине его хвори огненной, брат Даниил.


...Листаю годы, как страницы
   Забытых старых дневников
   Истёрлись записи и лица
   Не разобрать уж многих слов
   Лишь память девкой шаловливой
   Вдруг вспыхнет искрой иногда
   И я спешу вписать в страницы
   Свои рассказы на века...
   1858г. Шуя

Великое независимое княжество Ростовское, по мнению некоторых историков и по так называемым меж княжеским договорам, было образовано в 1207 году, хотя по исследованиям и разумению ростовского архиепископа, рукоположенного 15 января 1506 года и в монашестве наречённым Вассиан, в миру Князь Страгин-Оболенский Василий Иванович (1450.01.07.-1515.28.08г. Симонов монастырь), оно было и существовало на "вольных хлебах" ещё с 1146 года. Мы реально оцениваем сии труды монашьей братии переписчиков, и не пытаемся хлебать ложкой дёгтя нынешние сословия письма именуемой иными "научной фантастики". ( исследования - Кн.Щепин-Ростовский А.Н. 1925 год.)
Не верить трудам архиепископа и архимандрита Симонова монастыря у нас нет причин, ибо величию духовного - трудового подвига достославного священнослужителя, проживавшего в то, столь трудное для нашего Отечества время, есть только единое прозвание, это подвиг написанный огнём и крестом. В благодарность, потомками князьями Щепиными-Ростовскими, лик священного человече был отображён на одной из стен Храма в Ярославской области в селе Архангельское, как лик покровителя рода Архангела Михаила. Сам Храм отстроен в 1780-88 годах на средства прихожан, купцов сотоварищей князей Щепиных-Ростовских, и собственно на средства княжеской семьи... Особо помогала в сем достойном деле, как средствами денежными так и своими строителями, Княгиня Замятина Нимеодора Фёдоровна (1760-1829.22.10) захороненная как мы знаем на Смоленском Православном кладбище С. Петербурга. В печальной и благородно расписанной Книге Жизни, память о Князьях Рюриковичах, память о них, останется как о людях и природных владельцах Земель и городов, селений и монастырей, любящих и ограждающих наше Отечество искренне, благородно, не щадя живота своего... С древности ростовская митрополия осуществляла свою церковность, и ей не присуще было нынешнее жеманство и чванство  чиновников.  И она была самая богатая благодаря пожертвованиям ростовских князей и богатых прихожан. После походов, Князья делали огромные вклады в Храмы и монастыри града Ростова Великого, восстанавливали после грабительских нашествий, войн. В самом конце XIV века ростовские архиереи получили сан архиепископов, а в 1589 году и митрополитов. Опасаясь нападений врага, князья ростовские и митрополит Иона Сысоевич воздвигли мощный ростовский кремль, с одиннадцатью боевыми башнями и тайными подземельями и ходами более двадцати вёрст, соединённые с монастырями. Всё строительство заняло тридцать лет. Весь секрет состоял в том, что в Храмах и монастырях града, хранились несметные сокровища, накопленные не одним поколением князей и митрополией, здесь же и добро раскольников, Великого Пимена, ставшего внезапно врагом Ивана Грозного. Несправедливо и жестоко схороненного, по приказу грозного царя, вдали от мира столицы, в глухом уголке на берегу полноводного Енисея, в вечной мерзлоте, в простом деревянном ящике, прямо стоящем на Земле. Нетленные мощи патриарха и сейчас требуют своего упокоения и молитв. Но, редкий гость, в тех краях посещает святые останки реформатора и раскольника. И если бы не найденное в тех местах нетленное золото, то и место упокоения «грешника» затерялось бы. Хитрой, жёсткой, терпеливой и мудрой политикой, Ростов Великий отстоял свои права и интересы русской православной церкви. Только этим, пожалуй, и объясняется строительство боевой цитадели митрополита в центре отечества. По нашим изысканиям и предположениям, само строительство и особо сохранность финансов-казны княжеской ( ненайденной до сих пор -автор) в крепости, а оно по преданию была равна всей киевской казне Св. Владимира, да с приплодом монгольским, говорило, прежде всего, о прежней тяге Князей Ростовских, и самого Митрополита к полной независимости Ростова Великого от Москвы. Борьба за это княжество, велась московскими князьями, целое столетие. Но как говорили дружинники: " - На Солнце божие без ослепа и боли не поглядеть. А ежели ростовский люд подыметца на ворога, тогда вот и посчитаемся крохи...И что мы с ворогом московским сотворим для своего бессмертия, то и нам неведомо..." Однако требуется отметить особо, что и до строительства оборонительных сооружений Кремля, басурмане много раз грабили и разоряли город, но ни разу кладовые не были разрушены, так хитроумно были ими сделаны схроны и тайники. Они при первой же опасности были затопляемы водами озера. Вот, один из исторических фактов из истории Ростова Великого, рассказанного нам одним из монахов в беседе в июне 2015 года: «- В один из летних дней, в середине сороковых годов XIII века, к Ростову Великому, подошли степняки-басурмане, их многочисленные тумены заполнили всё пространство перед градом Ростовом на два дня пути. Целых три дня, стояли полчища неверных басурман у стен монастыря города, на их призыв сдать город, горожане ответили яростным сопротивлением. В ярости от неудачи, после неудачной попытки десятого штурма, басурманам удалось всё же разрушить стены и ворваться в град, круша всё и убивая всех на своём пути, стариков, женщин и детей, священников. Поздно ночью, в потайном подвале, древнего Храма Бориса и Глеба, собрались выборные руководители обороны города, святые отцы и князь Борис Семёнович Щепин-Ростовский ( XXI колено от Рюрика) с сыном князем Иваном Борисовичем. В этих условиях совещание проводил сам князь, как наиболее опытный и умелый воин.
 – Ростовцы! – сказал князь, и при свете факелов его мужественное лицо озарилось болью и гневом, по причине предстоящего разговора - Мы должны покинуть город, горожане и дружина, монашеское братство сделали всё что могли, но силы не равные. Из пяти тысяч дружины и тринадцати тысяч горожан осталось единицы. Сто воинов и тысяча горожан. Пятьсот горожан с малой дружиной прикрытия, я оставил на прикрытие нашего отхода и спасения семей. Городская казна и сокровища предков спрятаны в подземном ходе под озером, при любой попытки отрыть их, или пробить шурф, воды озера хлынут в подземелья, и затопят всё. Если кто спасётся, заклинаю Вас! Спасите, отстройте град, пусть Ростов Великий возродится и стоять будет как должно в веках. Во имя Веры нашей православной и справедливости. Нас здесь, почти три сотни, остальные уже почти все кто пожелал остаться не покинули город и монастыри. И Святые отцы просят их оставить, они хотят остаться с народом, и это их право. Пусть идут в Храмы и звонят набат в колокола, чтобы Бог и народ, жители селений слышат и запоминают голос защитников Ростова Великого, пусть в веках передаётся голос памяти, истинно великий глас святых колоколов, как вечный звон наших сердец и душ. Потомки наши, будут знать и помнить, о вашем подвиге. С вами пожелал остаться и сын мой, князь Иван, он одинок и без семьи. Пусть семейные идут и спасаются, сын же останется с вами, так он решил. Силы и мужества вам не занимать. Мы же, сейчас уходим мои товарищи и други! Нам, надо спасать святые реликвии и княжескую вотчину, хотя бы её часть. Помощь к нам не поспевает. Не пришла и очевидно не придёт, слишком много толпы окружило нас. Что-то очевидно случилось, поэтому нужно торопиться, помните нас и прощайте. Дружинники и князь с сопровождавшими их согражданами уходили потайными ходами, и далее по болотистому берегу озера в сторону Переславля, с огромными предосторожностями, с трудом преодолевая многочисленные посты монголов.
- Эх, мало, кто выжил в сражении, ещё меньше кто попал в плен из горожан. Знамо, лишь несколько купцов с семьями, да один уцелевший монах Авраамий со старшим княжеским дружинником Гапоном. Да и те тяжко ранены ещё при защите города. Захватчики, как мы узнали, пытали их, думаю, пытаясь выведать о княжеской сокровищнице и ценных церковных серебряных образах, к счастью своевременно спрятанных жителями в подвалах церкви Бориса и Глеба. ( территория нынешнего кремля). Но, как басурмане не старались, выведать тайну у купцов и монаха им не удалось, тогда, в ярости всех казнили, безжалостно, жестоко, вместе с детьми и женщинами, вырвав их сердца, а дружиннику отрезав голову и подняв её на шест. Через три дня, когда басурмане убрались восвояси, тела несчастных великомучеников Ростова Великого, защитников отечества, захоронили, насыпав курган, в котором был захоронен и князь Иван Борисович Щепин-Ростовский. Выжившие жители Ростова, окрестных сёл и деревень, едва уцелевших от захватчиков, целую неделю носили землю в носилках, а кто и шапках, на ритуальный холм. Всё повторялось, как в глубокой древности. Обычай хоронить павших воинов насыпав курган, ещё был жив в сердцах и крови ростовцев, так делали и их прадеды до христианства. В Святом от ныне для русских людей месте, работали местные жители сёл и деревни Караш, оставшиеся в живых после погромов и казней жителей Ростова неверными. Там возрождалась сила Великой древней России, в муках и народной крови, за верность Богу, в мести к варварам басурманам. Народ и князья почувствовали силу душою и сердцем, приняв муки павших, как свои. Именно это чувство горечи за павших, боли за растерзанные и поруганные Храмы, придавало народу силы в строительстве и возрождении Ростова Великого, как передавали из уст в уста легенды и летописи Ростова.
Но, вернёмся к более ранним и древним временам истории, и Руси, и Ростова Великого. Это просто необходимо для нас сейчас, чтобы почувствовать преемственность истории…
С 988 года, Византия платила дань Ростову Великому, огромную дань. Шли века, редкие мирные годы, сменялись десятилетиями войн и сражений, но жизнь продолжалась и город жил своею жизнью. Развивалась торговля, процветали монастыри, народное искусство и ремёсла, сельское хозяйство. В Григорьевском затворе хранились тысячи древних книг, летописи, грамоты Рюрика Великого, Князя Святослава, Олега, Аскольда, документы. Наступил семнадцатый век, век расцвета монастырских поучений и росписей. И уже по переписи 1678 года митрополии принадлежало более 16118 крепостных, солеварни, земельные угодья. Ростов Великий, стал богат Святыми Храмами и монастырями. В Спасо-Яковлевском мужском монастыре хранятся мощи Святого Димитрия Ростовского и Авраамия. Основан монастырь был в 1389 году, Святым Иоаковым Ростовским. Князья Ростовские и Цари, делали богатые вклады в монастырь, уважая прошлое Ростовского Княжества и Святость древнего монастыря. Пришло время упокоения князя ростовского, благодетеля и доброго прихожанина. Князь Яков Борисович Щепин-Ростовский, завещал в дар свою вотчину, земли и имущество с крестьянами, Спасо-Яковлевскому монастырю в Ростове Великом. Там же добродетель был и захоронен, с великими почестями у самой башни монастырской стены, в присутствии князей Ростовских. Но история по своему усмотрению крутит временные мелехи вод и времён счастия Ростова Великаго и монастырей ростовских. Всё меняется в этом мире. Митрополия закончилась в 1710 году, слишком уж был независим Ростов Великий, и по требованию московской церковной власти, её настойчивым «советам» царю, было принято решение царя Петра о изменении статуса местной церковной власти, и Центр митрополии Ростово-Ярославской епархии был перемещён в Ярославль. Уходило в прошлое память о Священном граде воинов. Уничтожив митрополию, власть уничтожала саму память о гордом Ростове Великом. Попытка устроить музей в конце XIX века в ростовском кремле, самоотверженными горожанами, приверженцами великого града и великой истории Руси казалось, была в начале очень удачна, купцам и истинным, коренным  Ростовцам удалось открыть в Кремле музей, с предметами истории и церковными реликвиями. В наше благословенное время, князья Ростова; князь Лобанов-Ростовский и, как мы слышали, и Князья Касаткины – Ростовские, пусть и не так пышно, стараясь не выделять свои благие богоугодные дела и пожертвования на показ, преподносят скромные дары городу, чтобы народ Ростова, церкви и монастыри России, видели и возрождались в благолепие великой истории града. Они, продолжая щедростью и уважением к великому граду, как и в прошлые века, князья Щепины-Ростовские, уважать город своих родоначальников. Повторяясь, приведём пример, лишь один пример достойного поступка. Князь Щепин-Ростовский Яков Борисович, сын московского боярина (1581.15.08. - ум. в окт.1636 г.) завещал свою вотчину Спасо - Яковлевскому монастырю, деревню Якунино, что находилась тогда в Лазаревском приходе, в 37 верстах от Ростова Великого…
 Теперь, уважаемый и благородный мой читатель, вернёмся к главному, но краткому повествованию истории княжества, так как основная цель нашей книги всё-таки история Земли Ростовской. Собственно само разделение ростовских Рюриковичей, произошло только в середине ХIV века. Разделились они на две независимых ветви, но всегда помогавшие друг другу, в самые трудные времена истории государства нашего. Понимая, что торговля это успех и доход для власти и княжества, они организовывали экспедиции русских-ростовских купцов на Запад в Европу, и на восток в Бухару, Самарканд, Китай и Индию. Торговля, вначале была скромной, торговали небольшими партиями пушнины и оружия, кольчугами которые славились на востоке своей прочностью от удара меча и стрел. Купеческие обозы Ростовцев и новгородцев, были в среднем не более двадцати, тридцати повозок в начале первые года, а впоследствии обозы увеличились до ста, ста пятидесяти. Товаров не хватало, так как их распродавали перекупщикам булгарам, не достигнув даже Самарканда, огромным спросом у них пользовались изделия ковки ростовских и новгородских кузнецов. Успехи в торговле поражали булгар. Посредниками, в те древние времена были Волжские Булгары и кочевые племена, помогавшие проводниками и вьючными верблюдами и знаменитыми монгольскими скакунами. Эмиры и Ханы, почуяв выгоду в торговле с Русью, предоставляли ростовчанам охранные грамоты и стражу, оберегавшие обозы торговых купцов в пути до следующих владений. Город богател и развивался, но время шло, и возвысилось Московское княжество, воспользовавшись раздробленностью русских Князей и распрями в их среде, между усобицей. Москва, при случае создававшая их искусственно путём подкупов, искусно и жёстко набирая себе сторонников и «слуг» из беднейших княжеских родов, как-бы выкупая себе сторонников. В этой связи произошло и разделение не только самого княжества, но и города Ростова Великого на две части: Одну часть города прозвали Сретенской стороной, вероятно по месту изготовления, ковки и продаже двуручных русских коротких мечей – сретень -гладь. И эта сторона города принадлежала потомкам старшего в семье князей ростовских князя, Бориса Васильковича, князьям потомкам от князя Фёдора Васильевича (ум. 1331). Это его потомство владело Сретенской стороной до правления царя Василия I. Сретенская часть Ростова утратила свою вольность, и самостоятельность уже при правлении царя Василия I. Внук князя Фёдора Васильевича, князь Иван Андреевич поступил очень мудро, зная и прекрасно понимая, что единство и сила государства Русского, в объединении княжеств, а не во вражде. Приняв то, что предлагал ещё Святой князь Александр Невский (1220.11.09-1263.), выкупать у слабых князей их земли, и заключить союз подобный Любичскому, княжеский союз о защите земель русских. При всём этом пропадала и раздробленность славного рода Рюрика Великого, а Русь обретала силу. Такая уже попытка была сделана ещё при Калите, но дальше слов и общения да переговоров, дело так и не сдвинулось. Но права московских князей, уже частью, как бы переходили на часть владений Ростова Великого. Князь Иван Андреевич так и поступил, отдав своё право Москве, при этом взяв, вытребовав с неё деньги. Примечательно то, что от владетелей Сретенской стороны Ростова ( старшей ветви ростовских князей) произошли Князья; Щепин-Ростовские, Гвоздевы-Ростовские, Голенины, Бахтеяровы, Приимковы. От Борисоглебской стороны пошли Князья, (Младшая ветвь); Буйносовы-Ростовские, Голубые, Катырёвы, Касаткины-Ростовские, Бритые, Бычковы–Ростовские, Ласткины, Лобановы-Ростовские, Темкины и Князья Пужбольские-Ростовские с Яновыми-Ростовскими. Упоминаемы ещё и Хохолковы-Ростовские. Другая часть града, Ростова Великого, называлась у Ростовцев, в народе, Борисоглебской стороной, где правили потомки младшей ветви Князя Константина Васильевича (умер.1365 г.), женатого на дочери князя Ивана Калиты, княгине Марии Ивановны, принёсшей в ростовский род достойное для ростовских князей, исключительно богатое приданное, сохранённое до нашего времени. «…И пополнилась казна княжеская, златом и сребром, во имя покоя и услады княжеской гордыни… ». Князь Иван Борисович Щепин-Ростовский. (1636г.) Ростов Великий. Борисоглебская сторона перешла по договору, а не по продаже,как утверждали хулители княжеские, Москве,в конце 1474 года,при царе Иване третьем, после долгих, упорных и многотрудных заключительных переговоров, длившихся более трёх месяцев, а в общей сложности более двух лет, есть такие предположения основанные на семейных, князей ростовских и преданиях. Но уже в декабре месяце, когда Москва стала думать о военном решении вопроса, ибо Ростовские не соглашались с условиями передачи власти, те неожиданно приняли решение и владетели, Князья Ростовские, «согласились» на доводы князя московского и убрали из договора некоторые свои требования и просьбы. Правда вытребовали себе право оставаться почётными князьями, им и их потомкам, а не как требовала Москва, что права распространялись только на князей подписавших договор, пожизненно. Москва же, права данного договора на их потомков, покуда, не желала распространять. Но трудности, сообща всё же удалось разрешить бескровно. В договоре осталось право сохранения князьям статуса почётных владетелей, города Ростова Великого, как его владетелей в прошлом. Так, при этом, при каждом въезде в славный город их рода, Ростов Великий, их и их потомкам, власти города обязаны встречать их, с духовенством и при праздничном колокольном звоне. Последним князем, который был торжественно встречен жителями города Ростова, был князь Лобанов - Ростовский. Так продолжалось более двухсот лет, и лишь Екатерина II посмела нарушить сей договор, запретив его исполнение, тем самым признав юридически отмену договора, и восстановление прав князей Ростовских на Ростовское княжение, (что было оговорено в договоре, в случаи его нарушении.). Основой недовольства немки императрицы, явился донос, в котором завистник и злопыхатель, привёл слова сказанные Князем Щепиным-Ростовским Яковом Фёдоровичем на балу у баронов Корф:
« - Князья Ростовские, ни в коем веке не подчинялись кому либо, чуждой власти земной. Мы принимаем и подчиняемся только власти небесной, а если давали своё княжеское слово царю земному, то были верны данному слову и договору всегда, Ибо предавались душою и сердцем Отечеству нашему…». Князья Ростовские попытались (мы приводим предположение, основанное на переписке с князем Бычковым – Ростовским Н.Ф., где в одном из писем говорилось о возможности рассмотреть по новому это соглашение) в 1824 году оспорить это решение, но власти претензии князей ростовских игнорировали и к принятию, рассмотрению оных даже не приступили, а после событий декабрьского восстания в столице, и вовсе стали невозможны, ссылаясь на некий другой документ заключённый договор продажи вотчины, будто бы князьями Владимиром Андреевичем и Иваном Ивановичем Долгим (они правнуки князя Константина Васильевича ), о якобы продаже своей вотчины. Сей договор не был предъявлен в течение года, а когда его предъявили, то печатей ростовских князей на нём не было, а были сургучные, чего быть не должно, так как в тот период на Руси, ещё не применялись на договорах, государственных или иных, сургучные печати. Из чего следовало, что это был другой документ, или подделка. Да и сами печати, хранимые до сих пор в семье князей ростовских совершенно другие. Уже в средине девятнадцатого века, проверка по поданному делу (экспертиза) предварительно признала Акты и печати как подделка, но при предъявлении прав князьями Щепиными–Ростовскими на Ростов Великий, это не сыграло в их пользу. Адвокат в Англии же и Германии, куда обратились родственники рода князей Ростовских ( Князь Николай Александрович и Князь Алексей Яковлевич (1772-1848г.г.), устно поддержали права их потомков, но рекомендовали самим решить данный вопрос, на этом казалось дело было закончено. При подаче же в суд, документы и результат экспертизы, бесследно пропали прямо из суда. При этом было заявлено, что не принимало никаких претензий князей Ростовских и документов к рассмотрению.    В доме усадьбы села Иванково и в доме родни  ( уже в Москве ) князей ростовских, прошли рекомендательные беседы с владетелями. Вторая супруга Алексея Яковлевича, княгиня Акулина Ивановна (в девичестве Замятина, дочь купца Замятина Ивана Дмитриевича, (1783 – 1836.15.04.) и праправнучка московского думного дворянина Замятина Василия Фёдоровича (1450-1515.29.03.) бывшая против противодействия властям. Она всячески противилась согласию супруга, в сем деле, и он не поехал на встречу, что возможно и спасло тому жизнь.  Самого же адвоката, нашли убитым в ночь перед судом, и странное дело полиция признала убийство бытовым несчастным случаем…(в бане?). Так добро и зло часто уживаются рядом, в одной купели умываясь, как сёстры и ближайшие соседи, лишь изредка поругиваясь, но тайно и глубоко ненавидя друг друга. Так вера и безверие в великое добро, честь и справедливость, спокойно живут рядом, стараясь не замечать друг друга, хотя ходят в одни храмы и читают одни молитвы обращаясь к одному, единому Богу. И от всего этого, больно не Богу, а больно нам и России. Народ, твёрдо и быстро запоминает проступки власти, а не иные их добрые слова. Люди помнят и поминают добром и святостью в сказаниях и легендах первых русских Князей Рюриковичей, как истинно былинных героев, богатырей Земли Русской. Великие Боги и народ нашего Отечества, помня древнюю Русскую веру, как и в новой христианской, рассказывают и поют на просторах отечества песни, чрез сердца народные, уповая на их бессмертие и непреклонную веру. Так уж повелось на Руси из покон веков.

« - Каждый тиран в этом мире, в конце – концов, получает то, что он заслуживает. За смерть невинных детей, гибель их отцов и матерей, за всех безвинно убиенных и принявших великомученическую смерть, от воли и по указу императора Николая I – Окаянного, за мучения и казни собственного народа, тиран будет наказан и проклят народами отечества нашего, на веки, до седьмого колена, ибо он перешагнул все границы дозволенного и допустимого в обществе, все....что можно и что нельзя. История сама, расставит все по своим местам. Он был в шаге от величия и почитания, как государя, и упустил сие своей жестокостью ради самоутверждения. Как сказала императрица-мать ему в тот день, мне сей разговор передал караульный дежурный офицер: "- Я бы на твоём месте радовалась, что у них ( гвардейцев-авт.) есть характер... А это значит, что они неотступят и не предадут своего императора Константина...Иди и подними корону...помощники ждут тебя. Поступай как граф фон Шверин с Григорием Орловым, подавших руку Екатерине Алексеевне..." Помните об этом вероломстве и коварстве, и передайте сие своим потомкам. Кресты над нашими могилами, над могилами павших героев, и в декабрьский холод, и в чужой для нас Варшаве, станут крестами на могилах царей-тиранов, настоящих и будущих. Их зловонные трупы, как сказал поляк Тадеуш, скинут в склепы Петропавловской Голгофы, как мертвечину, ибо построена она на костях народа русского и древних капищ. Уверен, пройдут века, воды Балтики сомкнутся над ними, схороня их и память о них, и канут в памяти людской навсегда, рассеется как дым…».
Петровский острог. 1835 год. М.С. Лунин. 10-летие со дня восстания.