Снос мемориала Кази-Магомеда Агасиева в г. Дербент

Шери Пашаева
Снос мемориала Кази-Магомеда Агасиева в г. Дербент.

В Советское время вплоть до 2022 года в парке Боевой Славы г. Дербент был отдельный мемориал памяти выдающегося  революционера, возглавившего народно-освободительную партизанскую войну против германо-турецких интервентов в Южном Дагестане в 1918 году. От благодарного Дербента Кази-Магомеду был  поставлен большой барельеф и памятник, на котором возвышалась бронзовая скульптура: похожий на Кази-Магомеда горец держит знамя и делает шаг вперёд. Это был символ несломленного духа, непреклонной воли и свободолюбия всего дагестанского народа, прогнавшего со своей земли турецких оккупантов. Но освобождение далось очень дорогой ценой: ценой жизни многих горцев, погибших  в этой войне, в том числе, ценой жизни Кази-Магомеда Агасиева, замученного и казнённого по приказу турецких военных. 

Мемориальную табличку Кази-Магомеду Агасиеву , на котором был указан его статус и звание, обозначено, что он был 1-м Председателем Революционного комитета г. Дербент (должность, которая приравнивается к должности главы города Дербент в те годы),  снесли ещё в 2008 году,  заменив почему-то общим списком, куда включили много разных фамилий, принадлежащих разным революционерам, но которые были намного ниже него статусом - цель такой неравноценный замены неизвестна, но сам барельеф с бронзовой скульптурой не тронули и сохранялся вплоть до 2022 года. Люди подходили, возлагали цветы, приходили делегации и школьники, зная, что это мемориал памяти К. Агасиеву и памятник в его честь от г. Дербента.

Но года 2 назад весь барельеф был демонтирован весте со скульптурой (!). Больше мемориала не существует.

То есть имело место два шага. Первый шаг, убрали мемориальную доску и наблюдали. Лезгины молчат. Проходит время и делается второй шаг, убирают весь барельеф. Это всё делается осторожно и наблюдая за реакцией лезгин, наших организаций и тд. Нет реакции - идут дальше. Проблема упирается в нас, в наш народ. Именно наше молчание, молчание со стороны и села Ахцах (Ахты) - родового села Кази-Магомеда - и приводит к попиранию памяти человека, отдавшего жизнь за наш народ. Приводит к уверенной вседозволенности противоположной стороны, конкурирующей с лезгинами за Дербент, хорошо организованной стороны, шаг за шагом полностью меняющей облик г. Дербент в сторону его максимальной тюркизации, постепенно стирая дагестанские и лезгинские следы в нём, следы советского и досоветского периода. Проблема очень серьёзная.

Кази-Магомед Агасиев заслуживает, чтобы у него был отдельный мемориал, как это было раньше. Его заслуги перед Южным Дагестаном, да и Дагестаном, неоценимы.

Стоит напомнить, что в 1918 году весь Южный Дагестан был оккупирован и был руках турецкой военщины, развернувшей уже формирование вилаятов по османскому образцу.  Среди лезгин были и предатели, прислуживавшие туркам, но большинство стали партизанами и воевали с турками за освобождение своей родной земли. Турция собиралась надолго закрепиться в регионе. Был даже назначен турецкий губернатор Кюры, где находился турецкий военный штаб. Если бы не большевики и Красная Армия, прогнавшие оккупантов, то Южный Дагестан, возможно и остальной, был б или в составе Турции, или в составе Азербайджана.

Кази-Магомед Агасиев – это масштабная историческая личность, имеющая одновременно отношении как к истории собственно лезгинского народа, так и к общей советской и дагестанской истории в целом, личность, которая должна быть неприкосновенна и любое покушение на мемориал его памяти является настоящим святотатством. Если почти все знают масштаб личности Сулеймана Стальского, но не все понимают масштаб личности Кази-Магомеда Агасиева и ценность памяти о нём для нас всех.

Вкратце если, то

1) Кази-Магомед Агасиев создал первую лезгинскую национальную партию, отдельную фракцию в РСДРП(б), объединившую лезгин Бакинской и Елизаветпольской губернии и юга Дагестанской области, ставившую своей основной целью национальное самоопределение лезгинского народа в границах своего компактного проживания после установления советской власти;

2) Кази-Магомед Агасиев, будучи 1-м Председателем Революционного комитета г. Дербент, фактически главой города, имея все возможности отдавать приказы из кабинета (спрятаться, переждать в безопасности, как сделали в те дни многие) лично возглавил партизанский отряд, освобождавший от турецкой оккупационной армии территорию Южного Дагестана, совершал подвиги, защищая простое население.  За его голову турецкий военный штаб объявил большое денежное вознаграждение, был предан и выдан туркам за османские лиры, замучен и казнён турецкими интервентами в сентябре 1918 года.

После казни были зафиксированы множественные стрелянные и колотые раны по всему телу Кази-Магомеда: закованного в кандалы и со связанными руками босиком его повели на казнь, первые выстрелы были сделаны со спины в затылок, но он сразу не умер, пытаясь сопротивляться, чем вызвал огромный страх у своих палачей, столкнувшись с невиданным духом настоящего горца, и они беспорядочно рубили его шашками и стреляли. Это поистине мученическая смерть человека, посвятившего свою недолгую жизнь борьбе за интересы лезгинского народа. Камень со следами пролитой при казни (множественные стрелянные раны в спину и со всех сторон) Кази-Магомеда бережно хранится в Ахтынском краеведческом музее. Поэтому, снос мемориала Кази-Магомеда – это тоже святотатство. Здесь, как и в случае с мемориалом Сулейману Стальскому нельзя молчать. Молчание и принятие сносов этих мемориалов – это поистине огромный минус лезгинскому народу, каждому из нас.

27 февраля Низами Аллахвердиевич был на приёме у министра по национальной политике и делам религий РД Энрика Муслимова, на котором обратился к министру с просьбой оказать помощь в восстановлении мемориальной стены (мемориала), посвящённой памяти великого советского поэта Сулеймана-Стальского у входа в городской парк в городе Дербенте и мемориала памяти выдающегося революционера, руководителя народно-освободительной (партизанской) войны населения Южного Дагестана с германо-турецкими оккупантами в 1918 г., в парке Боевой Славы в городе Дербент. Всё, что от МЛНКА г.Дербент зависит, Низами Аллахвердиевич делает.


P/S здесь также отрывок из моего другого поста, где я с горечью возлагаю вину на известную организацию, официально отвечающую за сферу культуры, за происшедшее в г. Дербент с мемориальной стеной (Стеной Памяти) Сулеймана Стальского (тоже демонтирован) у входа в парк его имени и с мемориалом Кази-Магомеду Агасиеву. Считаю свои претензии, как представителя своего народа, абсолютно обоснованными. Может быть начнут работать и защищать национально-культурные интересы своего народа в сфере этнокультуры. По ссылке этот пост с фотографиями по ссылке: https://dzen.ru/a/Zdo2RJ4jISiivhqj?share_to=link


На фото: мемориальный барельеф со скульптурой памяти Кази-Магомеда Агасиева, который был снесён в парке Боевой Славы г.Дербент два года назад. На этом месте установили несколько серых острых камней без надписи, видимо, чтобы чем то занять место.