И с чего бы это?

Протоиерей Игорь Бобриков
          И  С  ЧЕГО  БЫ  ЭТО?
Снова задули ветры. Зачастили. Массы воздуха перегоняются на большие расстояния.  Вместе с воздухом  переносится и влага.  По земле, как дымка, кочует и земля, истолчённая в пыль.  Это на тысячи километров, и миллионы – миллионы тонн. Уже опять заносит, как снегом дороги. Выдувает культуры, что посеяны и посажены, в надежде на богатый урожай.
 Ещё в 1767 году Андрей Болотов предложил правительству построить лесозащитную полосу Пенза-Белая Калитва. Цель: закрыть от ветров эту зону. Поднять урожаи. Снизить вероятность голода. Может, и услышали умные люди умного человека, но пальцем не шевельнули к делу.
 Когда закончилась Великая Отечественная Война и  Страна вся в разрухе, случился катастрофический неурожай. Гибель сельхозкультур на миллионных площадях. Гибель скота. Конечно и людей. Бураны задували такие, что погребали под собой, как сейчас помню статьи в «Правде»,  миллионы овец и тысячи людей.
И призыв Андрея Болотова громко прозвучал вновь. Ибо вся причина бед, в ветрах. Проклятых СУХОВЕЯХ.
 В  1948 году был принят план обороны страны от этих разоряющих ветров. Его назвали «Сталинский план преобразования природы». Это не спонтанное мероприятие. Это великие умы: В.В. Докучаев, П.А Костычев, В.В. Вильямс. Была проведена большая подготовка, созданы опорные пункты – лесозащитные станции. И, что совершенно важно, под личным контролем т. Сталина.  Постоянным контролем. Каждый месяц подробный доклад о проделанной работе. План до 1965 года. Скурпулёзно исполнялся.
5300 км. лесополос. 112 тыс га. Под лесокультуры. Миллионы и миллионы саженцев. Легко подсчитать, если на 1км полосы уходит до 25 000 саженцев.
Строили до 1954 года. После смерти вождя в 1953 году. ещё, по инерции, продолжали, но потом свернули в мехлесхозы, а потом и ломать принялись.
Но что важно! Суховей приказал долго жить! Его не стало. За пять лет трудов. Только пять!  из плановых 15 лет. И молодое, новое поколение уже и слова такого не слышит.
И результат этих трудов совершенно интересен.
Вдумайтесь в эти цифры. Прирост свинины на 100%, молока -65%, Сала-80%, яиц -240%... Это без всяких дополнительных усилий. Только дар природы, которая свободно задышала.
А теперь? Когда стали ломать. Казахстан потерял ПОЛОВИНУ пастбищ. 75% поливных земель засолились. И это не всё. В перспективе вновь Соловей разбойник – суховей!
 Ведь дерево, это не только тень и затишек.  Наш великий учёный Высоцкий Георгий Николаевич подсчитал, для наглядности. Одна сосенка, высотой 5-8 метров, только за зиму собирает и отдаёт земле 100 литров воды, которую больше неоткуда взять. 100 дерев – 10 000 литров. А сколько давали лесополосы? 530 000 тонн. Чувствуете цифирь? И это только с воздуха. Зимой. А на сколько уменьшилось испарение из-за сдува? А как ведут себя воды на нижних горизонтах? Ого!
 Сейчас буржуинчики борются за каждый квадратный метр. Запахивают даже дороги. Подпахивают и вырубают колхозные лесополосы. А урожай всё не растёт. А если и прибавляется, то такую сельхозпродукцию есть нельзя. Ни человеку, ни, тем более, скоту. Ибо, что скушает корова, то выпьет в виде молока человек. Но в более концентрированном виде.
 Поэтому, хочу сказать, лес это не только древесина. Не только тень и прохлада. Это  безопасный пищевой продукт. Это реально высокий урожай. Это, как минимум,  наша с вами жизнь.
Мне посчастливилось участвовать в том великом деле. Отец был назначен директором Курсавской ЛЗС. Прямо с Войны. Не переодевая гимнастёрки. Брал Будапешт, Вену, освобождал Прагу. Затем японская.  Только вернулся и снова на фронт. Война за жизнь.  С нуля строили рабочий посёлок. Посреди посёлка громадная яма для воды. Там поили коров. Набирали воду для скотины. Домашних нужд. А саму воду привозил поезд «Водянка» из Кубани Вода так и называлась-кубанская. Была и артезианская. Но ни купаться, ни стираться нельзя. Соли. И горьковата. Но, мокрая.
 Из цистерн сливали в это водохранилище. Была своя электростанция. Движок –«Болиндер», длинный плоский ремень и генератор. Каждый вечер собирались крепкие мужики и тянули за ремень. Заводили эту нефтянку. До полуночи свет. Как в городе.
 Свои мастерские, машины, трактора. Всё нулёвое! Саженцы получали из питомников. За желудями, как главным посевным материалом, ездили в Гори. Грузию. Полосы по 60 метров ширины. Между полосами 300 метров. Пять полос. Точно по разбивке. Хоть там гора, хоть балка. Все полосы параллельны. Общая ширина 1500 метров Полтора километра! Как на картинке, что висела и в кабинете отца, и дома, и в школе, и на ж.д. вокзале, и везде… Государственный план. По необходимости всё население района выходило на прополки, ремонт полосы. Подсадку и пр. Без ропота! С полным пониманием для чего и для кого.  И как только лес оторвался от земли. Поднял свои веточки, начала меняться ПОГОДА!
Сразу пропал суховей. Воздух стал чистый прозрачный. Не сухой, до першения в горле.
Мы, дети всех возрастов всё лето на Полосе. Сначала с тяпками. Потом на культиваторах. Этакие высоченные сооружения с рулём. А когда были в 6-7 классе, возили сено на водовозках. Т.е. обычный бензовоз ЗИС-150. В нём вода. На бочке 2 паренька со шлангами. В кабине двое. Два человека на крыльях. На крюке два прицепа с сеном. Ставрополье, оно,  увалистое. С горы на гору. Двое у руля, когда у одного не хватает силы, помогает второй. Когда мотор закипает. То один, что на крыльях,  открывает сливной кран. А второй льёт воду в радиатор со шланга от бочки. Двое со шлангами стерегут от пожара. Так и едем свои 30-40 км. А кругом поля. Пшеница. Куропатки косяками бегают вдоль дороги. Только лови, да в мешок. Дрофы стайками. Зайцев не счесть. Вот так с раннего утра и до темна. По тёмному не разрешали.  Никто не роптал. Не бегал к правозащитникам. Таких и не было. Строили Госполосу. Для себя. Конкретно! Все старались. Все. Может, какой и был голосок про ах и ох, что дети за рулём. Куда ГАИ смотрит. Куда надо смотрела эта ГАИ!  Их, правда, редко было где и увидеть. Как некий экзот. Помню, ехали в Гори за желудями и где то у Мин Вод стоят. Они нас не тормозили. Мы сами остановились. Спрашивают, -что стали. Мы вас не останавливали. Отвечаем, -посмотреть на вас. Дома будем рассказывать. Во как!
 Теперь климат явно меняется. Учёные пересчитывают айсберги. Зелёные цепляются ко всякой мелочи, лишь бы показать себя. Страхи перед затоплением Англии. Европа в лёгкой дрожи. Все ищут нечто глобальное и ого какое. Что искать? Вот оно. Под носом! Рубим. Меняем категорически балансировку влаги. Гоняем ветрами тучи и по небу и по земле. Глаза откройте, господа. И руки укоротите лесоразбойникам.
Стихнут бури. Куропатки и перепёлки восстанут. Смотришь, и соловьи запоют-защёлкают. «А по утрам соловей нам насвистывал…».
Протоиерей Игорь Бобриков.
27 февраля 2024 года.